Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ТЕРМИНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ФУТБОЛА: НЕОБХОДИМОСТЬ УТОЧНЕНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА

Лавриченко В.В. 1 Золотарёв А.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
В исследовании рассматриваются вопросы использования в обучающем процессе юных футболистов тех или иных понятий, составляющих предмет игры в футбол. На сегодняшний день применение многих терминов в теории и практике связано с представлениями об игре в футбол 30-40-летней давности. В статье использовался метод терминологического анализа, опирающийся на дефиницию многих понятий, присущих игре в футбол. Как известно, в различных научных текстах понятийный аппарат имеет разную степень разработанности и является своеобразным показателем уровня развития науки. Отставание понятийного аппарата – серьезная помеха на пути продвижения науки вперед. В сформировавшейся отечественной футбольной науке некоторые из давно используемых понятий непосредственно являются «идеологическим» фундаментом для построения многолетнего процесса обучения, а некоторые используются в структуре классической классификации техники и тактики игры, от которых зависит качество методического обеспечения тренировочного процесса футболистов. Критическое переосмысление понятийного аппарата в данном аспекте проводилось с учётом новейших разработок отечественных и зарубежных авторов. Предпринята попытка нормирования рассматриваемой терминосистемы, её стандартизации в целях использования единой терминологии как в учебной документации, так и в практической деятельности. Таким образом, радикальная перестройка тактики футбола в конце ХХ века потребовала пересмотра подходов к организации тренировочной и соревновательной деятельности футболистов. В современных условиях обнаруживаются «нестыковки» и противоречия в обозначении и интерпретации некоторых процессов и явлений, которые актуализируют необходимость своевременного глубокого изучения и всестороннего компетентного анализа.
терминология
современный футбол
теория
методика
1. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Под общей редакцией д.п.н., профессора Ф.П. Суслова, д.п.н., профессора Ж.К. Холодова. М., 1997. 416 с.
2. Подласный И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. Книга 1: Общие основы. Процесс обучения. М., 2002. 576 с.
3. Теория и методика футбола: учебник / Под общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова. М.: Советский спорт, 2013. 536 с.
4. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации: монография. М.: Физическая культура, 2007. 325 с.
5. Григорьев С.К., Золотарёв А.П., Лавриченко В.В. Планирование процесса физической подготовки на разных этапах годичного тренировочного цикла футболистов 17-19 лет на основе блокового метода // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта.2012. №1(83). С. 50-55.
6. Костюкевич В.М. Построение тренировочных занятий в футболе: метод. пособие. Винница: Планер, 2013. 194 с.
7. Степанов В.Н. Модели тренировочных программ совершенствования физической подготовленности футболистов высокой квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Кишинэу, 2010. 30 с.
8. Николаенко В.В. Рациональная система многолетней подготовки футболистов к достижению высшего спортивного мастерства: монография. К.: Саммит-книга, 2014. 336 с.
9. Николаенко В.В., Шамардин В.Н. Многолетняя подготовка юных футболистов. Путь к успеху: учеб.метод. пособие. К.: Саммит-книга, 2015. 360 с.
10. Цубан Ю.В. Моделирование игровых упражнений в системе подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2013. 112 с.
11. Футбол: учебник для институтов физической культуры / Под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. М.: Физкультура, образование и наука, 1999. 254 с.
12. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. Киев: Здоров’я, 1985. 134 с.
13. Mallo J. Periodization fitness training. Soccer Tutor. Com. 2014. Р. 168.
14. Costa A.M. Estructura y planificación de una temporada en el fútbol base de un club de élite. Wanceulen Editirial Deportiva, SL. 2011. 133 p.
15. Morgans R., Patrick O., Anderson L., Drust B. Principles and practices of training for soccer. Journal of Sport and Health Science. 2014. №3. Р. 251-257.

Изучение любого явления или процесса, как правило, начинается с освоения его понятийного аппарата, то есть со специфических профессиональных терминов и понятий. «Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления)» [1]. Футбольная наука, как и любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс явлений и фактов, а с другой – определяют её предмет. Как известно, категория (от греч. kategoria – высказывание; признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности. Чтобы понимать язык науки, необходимо знать её категории [2].

В теории и методике футбола, как и в других вида спорта, существует специфический терминологический аппарат, позволяющий установить сущность и детерминированность изучаемого процесса. Однако, в отличие от других видов спорта, футбол претерпевает существенные изменения, то есть эволюционирует в содержательных компонентах её структуры на протяжении уже более 150 лет. Это подтверждается использованием на разных этапах его развития определённых терминов, характеризующих как особенности построения тренировочного процесса, так и специфику игровых действий футболистов в обороне и в атаке. Например, футбол эпохи его официального возникновения в Англии был совершенно другим, нежели сейчас. Тогда даже не было понятия passing (англ. – «передача мяча партнёру»), то есть, по сути, не было комбинационной игры, которую позже использовали шотландцы. Следовательно, в игре в футбол изначально был заложен большой потенциал для её развития.

Очевидно, что с установленных позиций обозначенная проблема лежит в плоскости переосмысления установленных понятий и терминов. Тем не менее новые факты могут быть объяснены в рамках уже существующей системы понятий. Для описания и объяснения современного футбола потребуется введение новых терминов и понятий или уточнения и коррекции уже существующих. В свою очередь, новые факты и проблемы требуют, чтобы для их объяснения была разработана специальная теория. Поэтому всё это требует кардинального пересмотра исходных принципов прежней системы взглядов.

На сегодняшний день в теории и методике футбола [3; 4] весь процесс многолетней подготовки юных спортсменов связан с понятиями «обучение», «тренировка» и «воспитание». При этом процессу «обучения» отводится лишь «…начальный этап овладения занимающимися необходимой системой знаний, умений и навыков». Он связан с освоением «…техники, основных индивидуальных и групповых тактических действий, формированием умений тренировочной и соревновательной деятельности». Далее подготовка юных футболистов уже строится в так называемом процессе «тренировки», который подразумевает «…дальнейший специализированный этап спортивного совершенствования, направленный на углубленное развитие технико-тактического мастерства, специальных физических и психических качеств». Развивая мысль, авторы указывают, что «…условное разделение этих понятий позволяет более четко определять задачи для каждого этапа многолетней подготовки, выбирать наиболее эффективные средства и методы для их решения. Причем удельный вес обучения и тренировки в структуре различных этапов подготовки неодинаков».

В этой связи необходимо отметить противоречивость такого подхода.

  1. Понятие «обучение» относится к основным категориям педагогики и применимо для любого образовательного процесса, в результате которого появляется некий продукт. Термина «тренировка» не существует до сегодняшнего времени ни в одной из принятых во всём мире теорий обучения, а применяется он, как правило, в спорте лишь только для обозначения формы проведения учебного занятия. Это слово английского происхождения имеет несколько значений, одним из которых и является термин «обучение».
  2. Выделяя эти два понятия в условное обозначение совершенно разных этапов многолетней подготовки юных футболистов, эти термины включают при объяснении задач каждого из этапов, где уже «…удельный вес "обучения" и "тренировки" в структуре различных этапов подготовки» имеет отношение к эффективному планированию средств и методов.

Исходя из рассмотренных примеров, можно заключить, что в рассуждениях с применением упомянутых терминов, используемых для определения построения многолетней подготовки юных футболистов, допущены логические неувязки. Опираясь на известные способы рассуждений, принятые в научном языке, при таком определении построения спортивной подготовки нетрудно сделать ложные выводы или неверные умозаключения.

В дальнейшем рассмотрении этого вопроса следует подчеркнуть, что процесс обучения в спорте во многом связан с понятием формирования двигательного навыка, то есть физической способности выполнять определённые движения с высокой степенью автоматизма. В ходе этого процесса формируется так называемый динамический стереотип, представляющий собой условно-рефлекторную связь нервной системы и двигательного аппарата. К сожалению, такой однобокий подход ограничивает понимание всей сложности подготовки юных спортсменов, особенно в футболе. Поскольку футбол является спортивной игрой, то в игре, как известно, необходимы еще многие другие умения и навыки для того, чтобы победить соперника в конкретном матче. В связи с этим следует обратить внимание на использование терминов, относящихся к процессу формирования двигательного навыка. Это понятия: «начальное разучивание», «углубленное разучивание», «закрепление», «совершенствование», которые употребляются в данном контексте. При обучении техническим приёмам все эти определения, безусловно, имеют право на применение в тренировочном процессе. Однако на их базе сформировано сегодня понимание построения тренировки юных спортсменов как на этапах многолетней подготовки, так и в годичном тренировочном цикле. Это, в свою очередь, находит отражение при постановке целей и задач в документах макро-, мезо- и микропланирования. Применительно к циклическим видам спорта такое положение вещей, наверное, может иметь место, поскольку структура мастерства в этих видах спорта связана во многом с техникой выполнения движений. В футболе же, по мнению специалистов [5-8], это довольно многофакторная структура, которая зависит от целого ряда переменных, в той или иной степени влияющих на уровень мастерства спортсмена. Одними из таких важных переменных являются познавательные и интеллектуальные способности футболиста, отражающие степень его тактической зрелости. А поскольку футбол - это прежде всего игра, то этот вид подготовленности будет являться одним из приоритетных. Поэтому планирование всей многолетней подготовки юных футболистов лишь относительно задачи формирования двигательного навыка является по меньшей мере нерациональным.

Сегодня можно наблюдать высокую организацию коллективных действий игроков на всех участках поля и в разных фазах игры. Такая общекомандная слаженность обусловлена изменением тактических принципов игры. Использование прессинга при «зонном» методе игры повлекло за собой структурные преобразования в каждой из линий игроков. Знакомые ранее схемы игры теперь наполнены совершенно другим смыслом. Изменились требования к амплуа игроков. Их функции стали несколько иными, а значит, и понимание своих действий на прежних позициях игроками тоже поменялось.

Поэтому рассматриваемое явление, то сеть современная игра в футбол, в какой-то момент приобрело новую форму и содержание. Однако в практике отечественного футбола поменялись лишь только изначальные расстановки игроков на поле (схема). В свою очередь, футбольная наука не предложила нового понимания игры, где до сих пор в теории и методике ещё существуют понятия середины ХХ века [9; 10]. Как было уже сказано, для того чтобы изучать какое-либо явление, необходимо пользоваться единой терминологией для толкования того или иного факта. Однако на сегодняшний день существуют различия во мнениях как между теоретиками, так и среди практиков: каким навыкам (теория) и каким образом (методика) необходимо учить детей, чтобы им выступать впоследствии на высоком уровне.

В отечественной футбольной науке до сегодняшнего времени существует классификация техники и тактики футбола, основанная на понимании игры в системе «персональной опеки», используемой на протяжении многих лет. С переходом игры на «новые рельсы» оказалось, что устоявшаяся теоретико-методическая парадигма уже полностью не исчерпывает всего вновь образованного содержания. Поэтому в данном контексте необходимо уточнить некоторые известные теоретические понятия и обосновать введение новых терминов.

Как отмечалось ранее, в теории и методике специалисты выделяют технику и тактику, элементы которых и являются предметом игры в футбол. Однако диалектика футбола предполагает постоянное совершенствование этих элементов, поскольку находятся различные новые формы (модели игры). В европейских странах, которые являются локомотивом современного футбола, существует унифицированный терминологический аппарат, описывающий действия игроков на поле. Так, во многих «футбольных» странах не существует понятия «отбор мяча», а есть другое, более ёмкое толкование такого действия на поле. Английское слово tackle означает «захват» или «преодоление», а в испанском термин entrada, используемый в данном контексте, означает «вход», «вторжение». В российском же футбольном учебном лексиконе этот термин используется сразу в двух разделах [11]: «Техника игры» и «Тактика игры», практически в единой интерпретации, что затрудняет понимание самого процесса. В современном представлении об этом скорее технико-тактическом элементе футбола необходимо рассматривать не конечный результат (отобрать мяч), а процесс, связанный с вмешательством в действия игрока, владеющего мячом. И здесь не настолько важно то, у кого из противоборствующих игроков в итоге останется мяч, а как нарушатся первоначальные планы атакующего футболиста. Поэтому использование термина «вторжение» в данном контексте более точно, поскольку он объясняет суть этого оборонительного действия в игре, а именно важность процесса инициации физического контакта в борьбе за мяч.

Отсутствие ясности в отечественном футбольном сообществе сложилось сегодня и в отношении терминов «перехват мяча» и «игра на опережение». А именно – в трактовке этих двух разных действий в игре. В специальной литературе эти два понятия смешиваются в одно и, по сути, ничем не отличаются. Однако у родоначальников футбола есть чёткое разделение этих действий уже в обозначающих их терминах. Английские термины overlap - пересечение, перекрытие, наложение и interception - перехват, задержка, используемые в футбольной терминологии, имеют разные смысловые значения. И действия футболистов, соответственно, будут разными. Если в перехвате игроку необходимо действовать в отношении нескольких соперников, то при игре на опережении только в отношении одного.

В современном «зонном» футболе очень сложно противодействовать атакующей команде без использования прессинга на разных участках поля. И чем «выше» будет применяться прессинг, тем меньше потенциальных угроз может возникать у своих ворот. В российских футбольных соревнованиях различного уровня, к сожалению, не многие команды обладают этим компонентом построения обороны. В связи с этим возникает необходимость внесения его в классификацию тактики футбола, поскольку еще в 80-х годах прошлого столетия В.В. Лобановский [12] для успешной организации оборонительных действий использовал термин «коллективный отбор», аналог сегодняшнего термина «прессинг». Все ведущие клубы Европы умело могут использовать это «оружие» в борьбе с оппонентами.

Понятие «прессинг» связано с процессом давления на соперника в момент владения его мячом. Это синхронные действия группы футболистов обороняющейся команды, нацеленные на сокращение игрового пространства для соперника с целью затруднения реализации атакующих действий. В данном контексте можно выделить два термина для введения их в употребление в теорию и практику. Это слова «давление» и «синхронизация». Первый термин означает «нажим», «напор», «воздействие» (перевод с англ.) и рассматривается как способность обороняющегося игрока занимать такую позицию по отношению к владеющему мячом, которая бы вынуждала его принимать скоропалительные решения. Поэтому термин «давление» возможно и целесообразно применять в отношении одного игрока, а понятие «прессинг» - к группе футболистов, где процесс «синхронизации» играет важную роль. Термин «синхронизация» находит своё выражение в одновременности и согласованности передвижений группы обороняющихся футболистов в конкретном игровом пространстве.

Наряду с этими понятиями в зарубежной специальной литературе [13-15] часто используется слово timing, что перекликается с понятием «синхронизация», но имеет несколько иной смысл, связанный с чувством времени и выбором момента начала действия. Как правило, это понятие применятся к своевременным действиям одного игрока по отношению к развивающейся игровой ситуации.

Существующий по нынешнее время в отечественном футболе термин «закрывание» относится к понятию «опека соперника». В современных условиях игры это понятие приобретает еще и иной смысл, поскольку сегодня нет необходимости играть «персонально». Важно правильно располагаться по отношению к соперникам и партнёрам в разные фазы оборонительных действий и на разных участках поля. Поэтому в современной игре необходимо не только «закрывание» конкретного игрока, а еще и «закрывание» свободного пространства от проникновения туда мяча или соперника. Поэтому термин «компактность» необходим в употреблении при обучении оборонительным действиям.

В испанском футбольном лексиконе часто употребляется слово permutes, что означает буквально «поменять местами», «переставить». В футбольном контексте это действие обозначает «передачу» контролируемого игрока под опеку своему партнёру. При линейном построении обороны команды это важный элемент игры. Поэтому понятие «передача игрока» требует своего применения не только в практике, но и в теории футбола.

Заключение. Очевидно, что с течением времени, с изменением правил и эволюционированием тактики футбола появляются всё новые способы ведения игровых действий, которые необходимо своевременно осмысливать на теоретическом уровне. Наверное, неоспорим тот факт, что для успешного обучения игре в футбол необходимо сначала понимание – чему учить, то есть перечень, набор индивидуальных и коллективных действий, которые могут дифференцироваться по специфическим признакам и обосновывать тем самым одну из составляющих теории футбола. На этой основе тогда имеются все возможности для выработки оптимальных методов обучения тем или иным приёмам, отвечающим всем критериям их пригодности в условиях современного футбола. Следует также подчеркнуть, что динамичное развитие игры требует системного компетентного анализа с целью внедрения новых понятий и их корректной интерпретации, а также корректировки уже известных терминов для необходимости неуклонного следования в русле современных требований развития игры.

Авторы статьи не претендуют на некую категоричность и надеются на отклики специалистов в плане открытого обмена мнениями по сути поднятой проблемы.


Библиографическая ссылка

Лавриченко В.В., Золотарёв А.П. ТЕРМИНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ФУТБОЛА: НЕОБХОДИМОСТЬ УТОЧНЕНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29839 (дата обращения: 12.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074