Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TERMINOLOGY OF MODERN FOOTBALL: THE NEED TO CLARIFY THE CONCEPTUAL APPARATUS

Lavrichenko V.V. 1 Zolotarev A.P. 1
1 Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
The study examines the use of certain concepts that make up the subject of the game of football in the educational process of young football players. Today, the use of many terms in theory and practice is associated with ideas about the game of football 30-40 years ago. The article uses a method of terminological analysis based on the definition of many concepts inherent in the game of football. As you know, in various scientific texts, the conceptual apparatus has a different degree of development and is a kind of indicator of the level of development of science. The lag of the conceptual apparatus is a serious hindrance to the progress of science. In the established Russian football science, some of the long-used concepts are directly the "ideological" foundation for building a long-term learning process, and some are used in the structure of the classical classification of techniques and tactics of the game, which determines the quality of methodological support for the training process of players. Critical rethinking of the conceptual apparatus in this aspect was carried out taking into account the latest developments of domestic and foreign authors. An attempt has been made to normalize the term system under consideration and to standardize it in order to use a common terminology both in educational documentation and in practice. Thus, a radical restructuring of football tactics at the end of the 20th century required a revision of approaches to the organization of training and competitive activities of football players. In modern conditions, there are "inconsistencies" and contradictions in the designation and interpretation of certain processes and phenomena, which actualize the need for timely in-depth study and comprehensive competent analysis.
terminology
modern football
theory
methodology

Изучение любого явления или процесса, как правило, начинается с освоения его понятийного аппарата, то есть со специфических профессиональных терминов и понятий. «Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления)» [1]. Футбольная наука, как и любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс явлений и фактов, а с другой – определяют её предмет. Как известно, категория (от греч. kategoria – высказывание; признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности. Чтобы понимать язык науки, необходимо знать её категории [2].

В теории и методике футбола, как и в других вида спорта, существует специфический терминологический аппарат, позволяющий установить сущность и детерминированность изучаемого процесса. Однако, в отличие от других видов спорта, футбол претерпевает существенные изменения, то есть эволюционирует в содержательных компонентах её структуры на протяжении уже более 150 лет. Это подтверждается использованием на разных этапах его развития определённых терминов, характеризующих как особенности построения тренировочного процесса, так и специфику игровых действий футболистов в обороне и в атаке. Например, футбол эпохи его официального возникновения в Англии был совершенно другим, нежели сейчас. Тогда даже не было понятия passing (англ. – «передача мяча партнёру»), то есть, по сути, не было комбинационной игры, которую позже использовали шотландцы. Следовательно, в игре в футбол изначально был заложен большой потенциал для её развития.

Очевидно, что с установленных позиций обозначенная проблема лежит в плоскости переосмысления установленных понятий и терминов. Тем не менее новые факты могут быть объяснены в рамках уже существующей системы понятий. Для описания и объяснения современного футбола потребуется введение новых терминов и понятий или уточнения и коррекции уже существующих. В свою очередь, новые факты и проблемы требуют, чтобы для их объяснения была разработана специальная теория. Поэтому всё это требует кардинального пересмотра исходных принципов прежней системы взглядов.

На сегодняшний день в теории и методике футбола [3; 4] весь процесс многолетней подготовки юных спортсменов связан с понятиями «обучение», «тренировка» и «воспитание». При этом процессу «обучения» отводится лишь «…начальный этап овладения занимающимися необходимой системой знаний, умений и навыков». Он связан с освоением «…техники, основных индивидуальных и групповых тактических действий, формированием умений тренировочной и соревновательной деятельности». Далее подготовка юных футболистов уже строится в так называемом процессе «тренировки», который подразумевает «…дальнейший специализированный этап спортивного совершенствования, направленный на углубленное развитие технико-тактического мастерства, специальных физических и психических качеств». Развивая мысль, авторы указывают, что «…условное разделение этих понятий позволяет более четко определять задачи для каждого этапа многолетней подготовки, выбирать наиболее эффективные средства и методы для их решения. Причем удельный вес обучения и тренировки в структуре различных этапов подготовки неодинаков».

В этой связи необходимо отметить противоречивость такого подхода.

  1. Понятие «обучение» относится к основным категориям педагогики и применимо для любого образовательного процесса, в результате которого появляется некий продукт. Термина «тренировка» не существует до сегодняшнего времени ни в одной из принятых во всём мире теорий обучения, а применяется он, как правило, в спорте лишь только для обозначения формы проведения учебного занятия. Это слово английского происхождения имеет несколько значений, одним из которых и является термин «обучение».
  2. Выделяя эти два понятия в условное обозначение совершенно разных этапов многолетней подготовки юных футболистов, эти термины включают при объяснении задач каждого из этапов, где уже «…удельный вес "обучения" и "тренировки" в структуре различных этапов подготовки» имеет отношение к эффективному планированию средств и методов.

Исходя из рассмотренных примеров, можно заключить, что в рассуждениях с применением упомянутых терминов, используемых для определения построения многолетней подготовки юных футболистов, допущены логические неувязки. Опираясь на известные способы рассуждений, принятые в научном языке, при таком определении построения спортивной подготовки нетрудно сделать ложные выводы или неверные умозаключения.

В дальнейшем рассмотрении этого вопроса следует подчеркнуть, что процесс обучения в спорте во многом связан с понятием формирования двигательного навыка, то есть физической способности выполнять определённые движения с высокой степенью автоматизма. В ходе этого процесса формируется так называемый динамический стереотип, представляющий собой условно-рефлекторную связь нервной системы и двигательного аппарата. К сожалению, такой однобокий подход ограничивает понимание всей сложности подготовки юных спортсменов, особенно в футболе. Поскольку футбол является спортивной игрой, то в игре, как известно, необходимы еще многие другие умения и навыки для того, чтобы победить соперника в конкретном матче. В связи с этим следует обратить внимание на использование терминов, относящихся к процессу формирования двигательного навыка. Это понятия: «начальное разучивание», «углубленное разучивание», «закрепление», «совершенствование», которые употребляются в данном контексте. При обучении техническим приёмам все эти определения, безусловно, имеют право на применение в тренировочном процессе. Однако на их базе сформировано сегодня понимание построения тренировки юных спортсменов как на этапах многолетней подготовки, так и в годичном тренировочном цикле. Это, в свою очередь, находит отражение при постановке целей и задач в документах макро-, мезо- и микропланирования. Применительно к циклическим видам спорта такое положение вещей, наверное, может иметь место, поскольку структура мастерства в этих видах спорта связана во многом с техникой выполнения движений. В футболе же, по мнению специалистов [5-8], это довольно многофакторная структура, которая зависит от целого ряда переменных, в той или иной степени влияющих на уровень мастерства спортсмена. Одними из таких важных переменных являются познавательные и интеллектуальные способности футболиста, отражающие степень его тактической зрелости. А поскольку футбол - это прежде всего игра, то этот вид подготовленности будет являться одним из приоритетных. Поэтому планирование всей многолетней подготовки юных футболистов лишь относительно задачи формирования двигательного навыка является по меньшей мере нерациональным.

Сегодня можно наблюдать высокую организацию коллективных действий игроков на всех участках поля и в разных фазах игры. Такая общекомандная слаженность обусловлена изменением тактических принципов игры. Использование прессинга при «зонном» методе игры повлекло за собой структурные преобразования в каждой из линий игроков. Знакомые ранее схемы игры теперь наполнены совершенно другим смыслом. Изменились требования к амплуа игроков. Их функции стали несколько иными, а значит, и понимание своих действий на прежних позициях игроками тоже поменялось.

Поэтому рассматриваемое явление, то сеть современная игра в футбол, в какой-то момент приобрело новую форму и содержание. Однако в практике отечественного футбола поменялись лишь только изначальные расстановки игроков на поле (схема). В свою очередь, футбольная наука не предложила нового понимания игры, где до сих пор в теории и методике ещё существуют понятия середины ХХ века [9; 10]. Как было уже сказано, для того чтобы изучать какое-либо явление, необходимо пользоваться единой терминологией для толкования того или иного факта. Однако на сегодняшний день существуют различия во мнениях как между теоретиками, так и среди практиков: каким навыкам (теория) и каким образом (методика) необходимо учить детей, чтобы им выступать впоследствии на высоком уровне.

В отечественной футбольной науке до сегодняшнего времени существует классификация техники и тактики футбола, основанная на понимании игры в системе «персональной опеки», используемой на протяжении многих лет. С переходом игры на «новые рельсы» оказалось, что устоявшаяся теоретико-методическая парадигма уже полностью не исчерпывает всего вновь образованного содержания. Поэтому в данном контексте необходимо уточнить некоторые известные теоретические понятия и обосновать введение новых терминов.

Как отмечалось ранее, в теории и методике специалисты выделяют технику и тактику, элементы которых и являются предметом игры в футбол. Однако диалектика футбола предполагает постоянное совершенствование этих элементов, поскольку находятся различные новые формы (модели игры). В европейских странах, которые являются локомотивом современного футбола, существует унифицированный терминологический аппарат, описывающий действия игроков на поле. Так, во многих «футбольных» странах не существует понятия «отбор мяча», а есть другое, более ёмкое толкование такого действия на поле. Английское слово tackle означает «захват» или «преодоление», а в испанском термин entrada, используемый в данном контексте, означает «вход», «вторжение». В российском же футбольном учебном лексиконе этот термин используется сразу в двух разделах [11]: «Техника игры» и «Тактика игры», практически в единой интерпретации, что затрудняет понимание самого процесса. В современном представлении об этом скорее технико-тактическом элементе футбола необходимо рассматривать не конечный результат (отобрать мяч), а процесс, связанный с вмешательством в действия игрока, владеющего мячом. И здесь не настолько важно то, у кого из противоборствующих игроков в итоге останется мяч, а как нарушатся первоначальные планы атакующего футболиста. Поэтому использование термина «вторжение» в данном контексте более точно, поскольку он объясняет суть этого оборонительного действия в игре, а именно важность процесса инициации физического контакта в борьбе за мяч.

Отсутствие ясности в отечественном футбольном сообществе сложилось сегодня и в отношении терминов «перехват мяча» и «игра на опережение». А именно – в трактовке этих двух разных действий в игре. В специальной литературе эти два понятия смешиваются в одно и, по сути, ничем не отличаются. Однако у родоначальников футбола есть чёткое разделение этих действий уже в обозначающих их терминах. Английские термины overlap - пересечение, перекрытие, наложение и interception - перехват, задержка, используемые в футбольной терминологии, имеют разные смысловые значения. И действия футболистов, соответственно, будут разными. Если в перехвате игроку необходимо действовать в отношении нескольких соперников, то при игре на опережении только в отношении одного.

В современном «зонном» футболе очень сложно противодействовать атакующей команде без использования прессинга на разных участках поля. И чем «выше» будет применяться прессинг, тем меньше потенциальных угроз может возникать у своих ворот. В российских футбольных соревнованиях различного уровня, к сожалению, не многие команды обладают этим компонентом построения обороны. В связи с этим возникает необходимость внесения его в классификацию тактики футбола, поскольку еще в 80-х годах прошлого столетия В.В. Лобановский [12] для успешной организации оборонительных действий использовал термин «коллективный отбор», аналог сегодняшнего термина «прессинг». Все ведущие клубы Европы умело могут использовать это «оружие» в борьбе с оппонентами.

Понятие «прессинг» связано с процессом давления на соперника в момент владения его мячом. Это синхронные действия группы футболистов обороняющейся команды, нацеленные на сокращение игрового пространства для соперника с целью затруднения реализации атакующих действий. В данном контексте можно выделить два термина для введения их в употребление в теорию и практику. Это слова «давление» и «синхронизация». Первый термин означает «нажим», «напор», «воздействие» (перевод с англ.) и рассматривается как способность обороняющегося игрока занимать такую позицию по отношению к владеющему мячом, которая бы вынуждала его принимать скоропалительные решения. Поэтому термин «давление» возможно и целесообразно применять в отношении одного игрока, а понятие «прессинг» - к группе футболистов, где процесс «синхронизации» играет важную роль. Термин «синхронизация» находит своё выражение в одновременности и согласованности передвижений группы обороняющихся футболистов в конкретном игровом пространстве.

Наряду с этими понятиями в зарубежной специальной литературе [13-15] часто используется слово timing, что перекликается с понятием «синхронизация», но имеет несколько иной смысл, связанный с чувством времени и выбором момента начала действия. Как правило, это понятие применятся к своевременным действиям одного игрока по отношению к развивающейся игровой ситуации.

Существующий по нынешнее время в отечественном футболе термин «закрывание» относится к понятию «опека соперника». В современных условиях игры это понятие приобретает еще и иной смысл, поскольку сегодня нет необходимости играть «персонально». Важно правильно располагаться по отношению к соперникам и партнёрам в разные фазы оборонительных действий и на разных участках поля. Поэтому в современной игре необходимо не только «закрывание» конкретного игрока, а еще и «закрывание» свободного пространства от проникновения туда мяча или соперника. Поэтому термин «компактность» необходим в употреблении при обучении оборонительным действиям.

В испанском футбольном лексиконе часто употребляется слово permutes, что означает буквально «поменять местами», «переставить». В футбольном контексте это действие обозначает «передачу» контролируемого игрока под опеку своему партнёру. При линейном построении обороны команды это важный элемент игры. Поэтому понятие «передача игрока» требует своего применения не только в практике, но и в теории футбола.

Заключение. Очевидно, что с течением времени, с изменением правил и эволюционированием тактики футбола появляются всё новые способы ведения игровых действий, которые необходимо своевременно осмысливать на теоретическом уровне. Наверное, неоспорим тот факт, что для успешного обучения игре в футбол необходимо сначала понимание – чему учить, то есть перечень, набор индивидуальных и коллективных действий, которые могут дифференцироваться по специфическим признакам и обосновывать тем самым одну из составляющих теории футбола. На этой основе тогда имеются все возможности для выработки оптимальных методов обучения тем или иным приёмам, отвечающим всем критериям их пригодности в условиях современного футбола. Следует также подчеркнуть, что динамичное развитие игры требует системного компетентного анализа с целью внедрения новых понятий и их корректной интерпретации, а также корректировки уже известных терминов для необходимости неуклонного следования в русле современных требований развития игры.

Авторы статьи не претендуют на некую категоричность и надеются на отклики специалистов в плане открытого обмена мнениями по сути поднятой проблемы.