Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рябова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
В статье рассмотрен гуманистический подход как организация воспитательного процесса, направленная на формирование нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании; определены и научно обоснованы педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в инклюзии. Подтверждена значимость гуманистического подхода к нравственному воспитанию младших школьников в инклюзивном образовании; выявлены педагогические условия, обеспечивающие нравственное воспитание младших школьников в инклюзивном образовании. Выделены и описаны компоненты процесса нравственного воспитания младших школьников: мотивационный, эмоционально-ценностный, поведенческий. В соответствии с компонентами определены критерии (стремление к общению со сверстниками, оказание помощи и заботы; эмоциональное отношение к нравственным ценностям, проявление инициативности, отзывчивости; вовлеченность в общую деятельность; нравственное поведение по отношению к окружающим) и подобраны диагностические методики, направленные на выявление уровня нравственной воспитанности у младших школьников: «Диагностика нравственной мотивации» (разработана лабораторией воспитания нравственно-этической культуры Федерального государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования); «Что мы ценим в людях» И.Б. Дерманова; тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе» Д.Б. Эльконина. В результате экспериментальным путем доказана эффективность выделенных педагогических условий нравственного воспитания младших школьников.
гуманистический подход
нравственное воспитание
младшие школьники
инклюзивное образование
педагогические условия
дети с ограниченными возможностями здоровья
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.02.2020).
2. Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189921/ (дата обращения: 15.02.2020).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015). Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 13.02.2020).
4. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. З.И. Васильевой. 6-е изд., перераб. М.: Академия, 2011. 428 с.
5. Давыдова Л.Н., Колокольцева М.А., Рябова Е.В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения: грани одной проблемы: монография. М.: Лананд, 2018. 200 с.
6. Шитякова Н.П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 197 с.
7. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136–145.
8. Колокольцева М.А. Воспитание инклюзивной культуры у младших школьников: учебное пособие. М.: Перо, 2019. 107 с.
9. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2018. 285 с.
10. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учебное пособие для студентов педагогических вузов: в 2 ч. М.: Просвещение, 2010. Ч. 1. 319 с., Ч. 2. 320 с.
11. Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО [Электронный ресурс]. URL: http://ethos.narod.ru (дата обращения: 13.02.2020).
12. Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И.Б. Дерманова. СПб: Речь, 2002. 171 с.
13. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 6-е издание. М.: Академия, 2011. – 384 с.

Актуальность исследования обусловлена одним из приоритетных направлений российской образовательной политики – развитием системы инклюзивного образования. Гуманистическая идея инклюзивного образования заключается в расширении образовательного пространства путем включения в него всех детей вне зависимости от различий в способностях, от социального и национального статуса. Соответственно, перед отечественной системой образования стоит задача по совершенствованию и развитию инклюзивного образования через реализацию гуманистического подхода.

Данная тенденция отражена в Законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], в государственной программе «Доступная среда» на 2011–2020 годы [2], в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [3], где приоритетом ценностей, стратегии и основных направлений развития образования выступает создание благоприятных условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательный процесс, для выявления и развития индивидуальных способностей и возможностей каждого обучающегося, воспитания в них трудолюбия и высоких нравственных качеств. Очевидно, что современное образование, особенно начальное, нуждается в существенном реформировании на основе принципов гуманизации инклюзивного образования.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования свидетельствует, что тема гуманистического подхода к нравственному воспитанию детей исследована довольно широко и с разных сторон в педагогике (З.И. Васильева [4], Л.Н. Давыдова [5], Н.П. Шитякова [6] и др.); а также изучена проблема инклюзивного образования (С.В. Алехина [7], М.А. Колокольцева [8], Г.Ф. Кумарина [9], Н.Н. Малофеев [10] и др.).

Однако рассмотрение этого вопроса в рамках инклюзивного образования представлено недостаточно. Актуальность исследования также подчеркивается противоречием между увеличением в общеобразовательных школах количества детей с ОВЗ и отсутствием образовательных условий, обеспечивающих их совместное гуманистическое обучение с обычными детьми.

Гуманистический подход к образованию предполагает прежде всего ориентацию на личность человека, на уважение его прав и свобод, человеческого достоинства, создание оптимальных условий для его свободного развития и удовлетворения образовательных потребностей. В связи с этим приоритетными направлениями в гуманной педагогике являются права и свободы ребенка, его творческое развитие и саморазвитие.

Гуманистический подход к нравственному воспитанию младших школьников рассматривается нами как целенаправленный процесс формирования нравственных взаимоотношений между субъектами, развития нравственных ценностей младших школьников посредством педагогических условий. При гуманистическом подходе система взаимоотношений «учитель – ученик» основывается на взаимоуважении и добром отношении друг к другу.

Следовательно, необходима новая, отвечающая гуманистическим вызовам система образования, не имеющая двойных стандартов и устаревших стереотипов. Такой системой явилась система инклюзивного образования, включающая каждого ребенка в образовательный процесс в соответствии с его образовательными предпочтениями, способностями и возможностями.

С введением инклюзивного обучения в российскую систему образования как особой гуманистической формы в ней произошли колосальные изменения. Инклюзия способствовала привлечению внимания к проблеме образования детей с ОВЗ, исключению образовательных барьеров для этой категории детей, созданию необходимых условий для реализации образовательного потенциала разных групп обучающихся, позволила каждому ребенку с ОВЗ быть полноправным участником академической и социокультурной жизни образовательной организации.

Следовательно, концепция инклюзивного образования является важной и неотъемлемой частью гуманистического принципа равенства образовательных возможностей людей.

Проблемы нравственного воспитания младших школьников в современной системе образования особенно актуальны. Педагогу совместно с родителями принадлежит важная роль в воспитании и обучении младших школьников, в формировании у них духовно-нравственных ценностей, в подготовке их к жизни в обществе и общественному труду. Учитель выступает для обучающихся примером нравственности, справедливости и преданного отношения к трудовой деятельности. При этом успешность нравственного воспитания младших школьников в условиях инклюзивного образования зависит от эффективности обеспечиваемых условий. Исходя из этого нами были выявлены педагогические условия, способствующие нравственному воспитанию детей в инклюзивном образовании.

  1. Использование различных форм совместной деятельности в условиях безбарьерной среды. Это условие предполагает организацию образовательного процесса младших школьников через коллективную деятельность, определяющуюся нравственными взаимоотношениями. Известно, что коллективный труд в процессе учебной деятельности младших школьников успешен, если перед детьми ставится общая познавательная задача. Учитель начальных классов должен владеть умением применять специальные приемы для того, чтобы младшие школьники могли осознать и понять не только общую учебную задачу, но и задачу, которая ставится лично каждому ученику. При этом основным результатом коллективной деятельности младших школьников в условиях инклюзивного образования является формирование и воспитание личности, способной к межличностной коммуникации, нравственному взаимодействию, выполнению совместной продуктивной деятельности (работа детей над школьным спектаклем, овладение специальными играми, создание коллажа и т.д.) в безопасной, психологически комфортной и безбарьерной среде.
  2. Учет интересов всех детей – данное условие предполагает разработку специальной программы, которая создается под определенного обучающегося и учитывает образовательные потребности и возможности этого ребенка, его индивидуальные особенности, обеспечивает освоение основной программы обучения, сохранение здоровья и социализацию. Программа и образовательный процесс по ней должны осуществляться таким образом, чтобы каждый обучающийся, в том числе и дети с ОВЗ, имели возможность формирования академических и социальных компетенций.
  3. Применение интерактивных средств и технологий. Указанное условие подразумевает использование таких технологий обучения в совместной деятельности субъектов образовательного процесса, которые позволяют строить активное взаимодействие младшего школьника с его учебным окружением и учебно-познавательной средой. Интерактивные средства и технологии способствуют выстраиванию положительных отношений ребенка со взрослыми, детей между собой в классе. Такими технологиями, например, выступают технологии проблемных ситуаций, или «Case study» – «кейс-метод»; технология «Портфолио» и др.
  4. Активизация рефлексивной самоорганизации младших школьников. Это условие рассматривается нами в контексте деятельности младших школьников, предполагающем постепенное приобретение пассивного опыта оценивания, анализа, размышления о себе, о ценности себя и другого человека, а в дальнейшем – выработку потребности в самоконтроле и самооценке. При этом учитель управляет деятельностью младших школьников по формированию рефлексивности на разных этапах ее становления.

Цель исследования – научно обосновать и осуществить экспериментальную проверку эффективности педагогических условий, обеспечивающих нравственное воспитание младших школьников в инклюзивном образовании.

Материал и методы исследования

Базой экспериментального исследования явилось МБОУ г. Астрахани «СОШ № 48». Цель эксперимента – подтверждение эффективности выделенных педагогических условий нравственного воспитания младших школьников. Состав участников: 22 человека, в том числе 1 обучающийся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата).

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В рамках констатирующего эксперимента были применены три диагностические методики по каждому компоненту нравственного воспитания младших школьников (табл. 1).

Таблица 1

Методики изучения уровня нравственной воспитанности младших школьников

Компоненты

Диагностические методики

Мотивационный компонент – стимулирование мотивации младших школьников к нравственным взаимоотношениям со сверстниками в совместной деятельности

«Диагностика нравственной мотивации» (разработана лабораторией воспитания нравственно-этической культуры Федерального государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования [11])

Эмоционально-ценностный компонент – формировать у младших школьников положительные эмоции от успешного взаимодействия в процессе сотрудничества со сверстниками, умение предлагать и принимать помощь от других детей

«Что мы ценим в людях» [12, с. 113]

Поведенческий компонент – формирование у младших школьников умения взаимодействовать и сотрудничать в коллективе с детьми с ОВЗ, осуществлять совместную продуктивную работу

Тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе» Д.Б. Эльконина [13, с. 84].

 

 

На основе вышеуказанных компонентов нравственного воспитания младших школьников были выделены критерии этого процесса:

  • стремление к общению со сверстниками, оказание помощи и заботы;
  • эмоциональное отношение к нравственным ценностям, проявление инициативности, отзывчивости;
  • вовлеченность в общую деятельность;
  • нравственное поведение по отношению к окружающим.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате диагностики на этапе констатирующего эксперимента установлено, что преобладающим уровнем нравственной воспитанности у младших школьников является низкий уровень (45%). Большая часть респондентов ориентирована исключительно на взаимодействие и взаимопомощь друзьям и не понимают, чем они могут помочь ребенку с ОВЗ. Высокий уровень нравственной воспитанности наблюдается у 23% младших школьников, 32% испытуемых имеют средний уровень нравственной воспитанности.

Формирующий эксперимент был направлен на получение эмпирических подтверждений целесообразности использования выделенных педагогических условий. В ходе данного эксперимента были реализованы следующие условия:

– использование различных форм совместной деятельности в условиях безбарьерной среды: младшие школьники создавали коллаж «Мир один для всех», представляли проекты «Мы все разные, но мы равные», «Дети мира», «Мы вместе» и др.;

– учет интересов всех детей: для младших школьников, принимающих участие в экспериментальном исследовании, были составлены индивидуальные образовательные маршруты на основе личных особенностей, образовательных потребностей и интересов обучающихся;

– применение интерактивных средств и технологий: использовались технологии проблемных ситуаций и технология «Портфолио», осуществлялась презентация достижений и успехов младших школьников;

– активизация рефлексивной самоорганизации младших школьников: проводились внеклассные мероприятия на тему «Дорогой добра», «Школа для всех».

В процессе обучения младших школьников также использовался комплекс упражнений, игр с выполнением ряда заданий, направленных на повышение уровня нравственной воспитанности младших школьников в инклюзивном образовании.

В рамках контрольного этапа педагогического эксперимента нами осуществлено сравнение количественных показателей в начале и конце эксперимента, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень нравственной воспитанности младших школьников в инклюзивном образовании (сравнение данных)

Уровень нарвственной воспитанности

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

5

23

11

50

Средний

7

32

7

32

Низкий

10

45

4

18

Всего

22

100

22

100

 

Сравнительные данные в таблице 1 выглядят весьма показательно. Анализ результатов на контрольном этапе эксперимента свидетельствует о значимых различиях в числовых и процентных соотношениях количества младших школьников. Количество учеников с низким уровнем нравственной воспитанности уменьшилось с 10 человек (45%) на начальном этапе эксперимента до 4 человек (18%) на заключительном этапе. На среднем уровне параметр статичен – 7 человек (32%) в начале и в конце эксперимента. При этом заметна положительная динамика высокого уровня нравственной воспитанности, которая отражает увеличение процентного показателя на контрольном этапе до 50% (11 человек).

Таким образом, полученные данные подтверждают, что показатели на контрольном этапе эксперимента опережают по уровню (высокий) результаты, полученные на констатирующем этапе, что позволяет считать эффективными выявленные и реализованные педагогические условия в процессе обучения младших школьников.

Заключение

В ходе исследования была проанализирована научно-методическая и психолого-педагогическая литература и выявлено, что применение гуманистического подхода к нравственному воспитанию младших школьников в инклюзивном образовании обеспечивает развитие нравственной мотивации как готовности взаимодействовать со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья с учетом моральных принципов и норм.

Гуманистический подход к воспитанию младших школьников рассматривается нами как организация воспитательного процесса, направленного на формирование нравственных взаимоотношений между субъектами воспитания с учетом оптимальных условий для их свободного и гармоничного развития.

Также в процессе исследования были определены педагогические условия, способствующие формированию нравственной воспитанности младших школьников: использование различных форм совместной деятельности в условиях безбарьерной среды (создание группового проекта, инсценировка сказки, создание видео и т.д.); учет интересов всех детей; применение интерактивных средств и технологий в процессе нравственного обучения и воспитания младших школьников; активизация рефлексивной самоорганизации.

В ходе педагогического эксперимента доказано, что выявленные педагогические условия способствуют нравственному воспитанию младших школьников в инклюзивном образовании.

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и достигнуть цели исследования. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов, психологов, методистов для совершенствования нравственного воспитания в условиях инклюзивного образования; в процессе профессиональной подготовки учителей и психологов образования. Данная работа не претендует на исчерпывающее исследование всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшей работы могут быть связаны с изучением организационно-методических основ, обеспечивающих преемственность различных ступеней образования в процессе нравственного воспитания младших школьников в инклюзивном образовании.


Библиографическая ссылка

Рябова Е.В. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29823 (дата обращения: 12.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074