Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HUMANISTIC APPROACH TO THE MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN INCLUSIVE EDUCATION

Ryabova E.V. 1
1 Federal State Budget Educational University of Higher Education Astrakhan State University
The article considers the humanistic approach as the organization of the educational process aimed at the formation of moral relationships of younger students in inclusive education; the pedagogical conditions for the moral education of younger students in inclusion are identified and scientifically substantiated. The importance of a humanistic approach to the moral education of younger students in inclusive education is confirmed; pedagogical conditions that ensure the moral education of younger students in inclusive education are identified. The components of the process of moral education of younger schoolchildren were identified and described: motivational, emotional-value, and behavioral. In accordance with the components, criteria are defined (the desire to communicate with peers, helping and caring; emotional attitude to moral values, initiative, responsiveness; involvement in general activities; moral behavior in relation to others) and diagnostic methods aimed at identifying the level moral education in primary school students: «Diagnosis of moral motivation» (developed by the laboratory of education of the moral and ethical culture of the state Research Institute of Family and Education of the Russian Academy of Education); «What do we value in people» I.B. Dermanova; test «Level of cooperation in the children's team» by D.B. Elkonin. As a result, experimentally proved the effectiveness of the selected pedagogical conditions for the moral education of younger students.
humanistic approach
moral education
younger schoolchildren
inclusive education
pedagogical conditions
children with disabilities

Актуальность исследования обусловлена одним из приоритетных направлений российской образовательной политики – развитием системы инклюзивного образования. Гуманистическая идея инклюзивного образования заключается в расширении образовательного пространства путем включения в него всех детей вне зависимости от различий в способностях, от социального и национального статуса. Соответственно, перед отечественной системой образования стоит задача по совершенствованию и развитию инклюзивного образования через реализацию гуманистического подхода.

Данная тенденция отражена в Законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], в государственной программе «Доступная среда» на 2011–2020 годы [2], в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [3], где приоритетом ценностей, стратегии и основных направлений развития образования выступает создание благоприятных условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательный процесс, для выявления и развития индивидуальных способностей и возможностей каждого обучающегося, воспитания в них трудолюбия и высоких нравственных качеств. Очевидно, что современное образование, особенно начальное, нуждается в существенном реформировании на основе принципов гуманизации инклюзивного образования.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования свидетельствует, что тема гуманистического подхода к нравственному воспитанию детей исследована довольно широко и с разных сторон в педагогике (З.И. Васильева [4], Л.Н. Давыдова [5], Н.П. Шитякова [6] и др.); а также изучена проблема инклюзивного образования (С.В. Алехина [7], М.А. Колокольцева [8], Г.Ф. Кумарина [9], Н.Н. Малофеев [10] и др.).

Однако рассмотрение этого вопроса в рамках инклюзивного образования представлено недостаточно. Актуальность исследования также подчеркивается противоречием между увеличением в общеобразовательных школах количества детей с ОВЗ и отсутствием образовательных условий, обеспечивающих их совместное гуманистическое обучение с обычными детьми.

Гуманистический подход к образованию предполагает прежде всего ориентацию на личность человека, на уважение его прав и свобод, человеческого достоинства, создание оптимальных условий для его свободного развития и удовлетворения образовательных потребностей. В связи с этим приоритетными направлениями в гуманной педагогике являются права и свободы ребенка, его творческое развитие и саморазвитие.

Гуманистический подход к нравственному воспитанию младших школьников рассматривается нами как целенаправленный процесс формирования нравственных взаимоотношений между субъектами, развития нравственных ценностей младших школьников посредством педагогических условий. При гуманистическом подходе система взаимоотношений «учитель – ученик» основывается на взаимоуважении и добром отношении друг к другу.

Следовательно, необходима новая, отвечающая гуманистическим вызовам система образования, не имеющая двойных стандартов и устаревших стереотипов. Такой системой явилась система инклюзивного образования, включающая каждого ребенка в образовательный процесс в соответствии с его образовательными предпочтениями, способностями и возможностями.

С введением инклюзивного обучения в российскую систему образования как особой гуманистической формы в ней произошли колосальные изменения. Инклюзия способствовала привлечению внимания к проблеме образования детей с ОВЗ, исключению образовательных барьеров для этой категории детей, созданию необходимых условий для реализации образовательного потенциала разных групп обучающихся, позволила каждому ребенку с ОВЗ быть полноправным участником академической и социокультурной жизни образовательной организации.

Следовательно, концепция инклюзивного образования является важной и неотъемлемой частью гуманистического принципа равенства образовательных возможностей людей.

Проблемы нравственного воспитания младших школьников в современной системе образования особенно актуальны. Педагогу совместно с родителями принадлежит важная роль в воспитании и обучении младших школьников, в формировании у них духовно-нравственных ценностей, в подготовке их к жизни в обществе и общественному труду. Учитель выступает для обучающихся примером нравственности, справедливости и преданного отношения к трудовой деятельности. При этом успешность нравственного воспитания младших школьников в условиях инклюзивного образования зависит от эффективности обеспечиваемых условий. Исходя из этого нами были выявлены педагогические условия, способствующие нравственному воспитанию детей в инклюзивном образовании.

  1. Использование различных форм совместной деятельности в условиях безбарьерной среды. Это условие предполагает организацию образовательного процесса младших школьников через коллективную деятельность, определяющуюся нравственными взаимоотношениями. Известно, что коллективный труд в процессе учебной деятельности младших школьников успешен, если перед детьми ставится общая познавательная задача. Учитель начальных классов должен владеть умением применять специальные приемы для того, чтобы младшие школьники могли осознать и понять не только общую учебную задачу, но и задачу, которая ставится лично каждому ученику. При этом основным результатом коллективной деятельности младших школьников в условиях инклюзивного образования является формирование и воспитание личности, способной к межличностной коммуникации, нравственному взаимодействию, выполнению совместной продуктивной деятельности (работа детей над школьным спектаклем, овладение специальными играми, создание коллажа и т.д.) в безопасной, психологически комфортной и безбарьерной среде.
  2. Учет интересов всех детей – данное условие предполагает разработку специальной программы, которая создается под определенного обучающегося и учитывает образовательные потребности и возможности этого ребенка, его индивидуальные особенности, обеспечивает освоение основной программы обучения, сохранение здоровья и социализацию. Программа и образовательный процесс по ней должны осуществляться таким образом, чтобы каждый обучающийся, в том числе и дети с ОВЗ, имели возможность формирования академических и социальных компетенций.
  3. Применение интерактивных средств и технологий. Указанное условие подразумевает использование таких технологий обучения в совместной деятельности субъектов образовательного процесса, которые позволяют строить активное взаимодействие младшего школьника с его учебным окружением и учебно-познавательной средой. Интерактивные средства и технологии способствуют выстраиванию положительных отношений ребенка со взрослыми, детей между собой в классе. Такими технологиями, например, выступают технологии проблемных ситуаций, или «Case study» – «кейс-метод»; технология «Портфолио» и др.
  4. Активизация рефлексивной самоорганизации младших школьников. Это условие рассматривается нами в контексте деятельности младших школьников, предполагающем постепенное приобретение пассивного опыта оценивания, анализа, размышления о себе, о ценности себя и другого человека, а в дальнейшем – выработку потребности в самоконтроле и самооценке. При этом учитель управляет деятельностью младших школьников по формированию рефлексивности на разных этапах ее становления.

Цель исследования – научно обосновать и осуществить экспериментальную проверку эффективности педагогических условий, обеспечивающих нравственное воспитание младших школьников в инклюзивном образовании.

Материал и методы исследования

Базой экспериментального исследования явилось МБОУ г. Астрахани «СОШ № 48». Цель эксперимента – подтверждение эффективности выделенных педагогических условий нравственного воспитания младших школьников. Состав участников: 22 человека, в том числе 1 обучающийся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата).

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В рамках констатирующего эксперимента были применены три диагностические методики по каждому компоненту нравственного воспитания младших школьников (табл. 1).

Таблица 1

Методики изучения уровня нравственной воспитанности младших школьников

Компоненты

Диагностические методики

Мотивационный компонент – стимулирование мотивации младших школьников к нравственным взаимоотношениям со сверстниками в совместной деятельности

«Диагностика нравственной мотивации» (разработана лабораторией воспитания нравственно-этической культуры Федерального государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования [11])

Эмоционально-ценностный компонент – формировать у младших школьников положительные эмоции от успешного взаимодействия в процессе сотрудничества со сверстниками, умение предлагать и принимать помощь от других детей

«Что мы ценим в людях» [12, с. 113]

Поведенческий компонент – формирование у младших школьников умения взаимодействовать и сотрудничать в коллективе с детьми с ОВЗ, осуществлять совместную продуктивную работу

Тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе» Д.Б. Эльконина [13, с. 84].

 

 

На основе вышеуказанных компонентов нравственного воспитания младших школьников были выделены критерии этого процесса:

  • стремление к общению со сверстниками, оказание помощи и заботы;
  • эмоциональное отношение к нравственным ценностям, проявление инициативности, отзывчивости;
  • вовлеченность в общую деятельность;
  • нравственное поведение по отношению к окружающим.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате диагностики на этапе констатирующего эксперимента установлено, что преобладающим уровнем нравственной воспитанности у младших школьников является низкий уровень (45%). Большая часть респондентов ориентирована исключительно на взаимодействие и взаимопомощь друзьям и не понимают, чем они могут помочь ребенку с ОВЗ. Высокий уровень нравственной воспитанности наблюдается у 23% младших школьников, 32% испытуемых имеют средний уровень нравственной воспитанности.

Формирующий эксперимент был направлен на получение эмпирических подтверждений целесообразности использования выделенных педагогических условий. В ходе данного эксперимента были реализованы следующие условия:

– использование различных форм совместной деятельности в условиях безбарьерной среды: младшие школьники создавали коллаж «Мир один для всех», представляли проекты «Мы все разные, но мы равные», «Дети мира», «Мы вместе» и др.;

– учет интересов всех детей: для младших школьников, принимающих участие в экспериментальном исследовании, были составлены индивидуальные образовательные маршруты на основе личных особенностей, образовательных потребностей и интересов обучающихся;

– применение интерактивных средств и технологий: использовались технологии проблемных ситуаций и технология «Портфолио», осуществлялась презентация достижений и успехов младших школьников;

– активизация рефлексивной самоорганизации младших школьников: проводились внеклассные мероприятия на тему «Дорогой добра», «Школа для всех».

В процессе обучения младших школьников также использовался комплекс упражнений, игр с выполнением ряда заданий, направленных на повышение уровня нравственной воспитанности младших школьников в инклюзивном образовании.

В рамках контрольного этапа педагогического эксперимента нами осуществлено сравнение количественных показателей в начале и конце эксперимента, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень нравственной воспитанности младших школьников в инклюзивном образовании (сравнение данных)

Уровень нарвственной воспитанности

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

5

23

11

50

Средний

7

32

7

32

Низкий

10

45

4

18

Всего

22

100

22

100

 

Сравнительные данные в таблице 1 выглядят весьма показательно. Анализ результатов на контрольном этапе эксперимента свидетельствует о значимых различиях в числовых и процентных соотношениях количества младших школьников. Количество учеников с низким уровнем нравственной воспитанности уменьшилось с 10 человек (45%) на начальном этапе эксперимента до 4 человек (18%) на заключительном этапе. На среднем уровне параметр статичен – 7 человек (32%) в начале и в конце эксперимента. При этом заметна положительная динамика высокого уровня нравственной воспитанности, которая отражает увеличение процентного показателя на контрольном этапе до 50% (11 человек).

Таким образом, полученные данные подтверждают, что показатели на контрольном этапе эксперимента опережают по уровню (высокий) результаты, полученные на констатирующем этапе, что позволяет считать эффективными выявленные и реализованные педагогические условия в процессе обучения младших школьников.

Заключение

В ходе исследования была проанализирована научно-методическая и психолого-педагогическая литература и выявлено, что применение гуманистического подхода к нравственному воспитанию младших школьников в инклюзивном образовании обеспечивает развитие нравственной мотивации как готовности взаимодействовать со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья с учетом моральных принципов и норм.

Гуманистический подход к воспитанию младших школьников рассматривается нами как организация воспитательного процесса, направленного на формирование нравственных взаимоотношений между субъектами воспитания с учетом оптимальных условий для их свободного и гармоничного развития.

Также в процессе исследования были определены педагогические условия, способствующие формированию нравственной воспитанности младших школьников: использование различных форм совместной деятельности в условиях безбарьерной среды (создание группового проекта, инсценировка сказки, создание видео и т.д.); учет интересов всех детей; применение интерактивных средств и технологий в процессе нравственного обучения и воспитания младших школьников; активизация рефлексивной самоорганизации.

В ходе педагогического эксперимента доказано, что выявленные педагогические условия способствуют нравственному воспитанию младших школьников в инклюзивном образовании.

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и достигнуть цели исследования. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов, психологов, методистов для совершенствования нравственного воспитания в условиях инклюзивного образования; в процессе профессиональной подготовки учителей и психологов образования. Данная работа не претендует на исчерпывающее исследование всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшей работы могут быть связаны с изучением организационно-методических основ, обеспечивающих преемственность различных ступеней образования в процессе нравственного воспитания младших школьников в инклюзивном образовании.