Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Безотечество Л.М. 1
1 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
В статье рассматривается проблема обоснования и создания диагностического комплекса, оценивающего уровень сформированности педагогической толерантности. При этом толерантность понимается как общекультурная компетенция, оценка которой может проводиться как покомпонентно (мотивационный, знаниевый, деятельностный и рефлексивный критерии, соответствующие аналогичным составляющим компетенции), так и интегративно. Выделены уровни сформированности толерантности (критический, примитивный и допустимый), раскрыто составляющее их содержание. Для будущих педагогов желаемым является допустимый уровень, как позволяющий использовать ценности толерантности в своей будущей профессиональной деятельности. Проведён подбор и анализ психолого-педагогических диагностических методик, позволяющих проводить оценку сформированности толерантности согласно её компетентностной природе и составляющим её компонентам. Предложенный комплекс позволяет проводить как качественную, согласно предлагаемым уровням, так и количественную оценку, что необходимо для статистической обработки результатов экспериментальной работы. Апробация предложенного комплекса проведена на студентах - будущих педагогах Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (Красноярск). Результаты согласуются с мнением экспертов, что дополнительно подтверждает валидность подобранных методик, и указывают на недостаточный потенциал образовательного процесса данных студентов в контексте формирования педагогической толерантности.
качество образования
педагогическая толерантность
педагогическое образование
формирование толерантности
диагностика
измерение компетенций
1. Фомичев А.А., Филиппова З.Ю. Оценка дисциплинарных компетенций студентов // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2016. Вып. 11 ч. 1. С. 273-281.
2. Спиридонова С.Н. К вопросу об оценке компетенций // Образование. Карьера. Общество. 2015. №2. С.67-69.
3. Шабалина О.А., Давтян А.Г., Садовникова Н.П. Компетенции: формы и смыслы // ИТНОУ: информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2018. №4. С.6-11.
4. Писарева Л.И. Стратегия международного сотрудничества в зеркале сравнительных исследований PIRLS, TIMSS, PISA // Школьные технологии. 2017. №2. С. 99-107.
5. Матяш Н.В., Володина Ю.А. Методика оценки проектной компетентности студентов // Психологические исследования. 2011. №3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.05.2020).
6. Безотечество Л.М. Закрепление ценности толерантности в деятельности на примере бакалавров - будущих педагогов профессионального обучения в образовательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29715 (дата обращения: 11.05.2020).
7. Осипова C.И., Приходько О.В., Богданова А.И., Окунева В.С., Янченко И.В., Безотечество Л.М., Гафурова Н.В., Рябов О.Н. Продуктивные практики компетентностного подхода в образовании: монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, Ин-т цвет. металлов и материаловедения, 2017. 462 c.
8. Стародубова И.Д. Сборник диагностических методик по исследованию развития толерантности. НнАПК КМНС филиал КГБОУ СПО «ХПК», 2011. 47 с.
9. Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2002. 178 c.
10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. М.: Бахрах-М, 2011. 672 с.
11. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. 112 с.

На протяжении ряда лет в Сибирском федеральном университете целенаправленно ведётся работа над внедрением ценности толерантности в корпоративную культуру вуза. В частности, проводится работа по формированию педагогической толерантности у бакалавров специальности 051000.62.18 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)» Института педагогики, психологии и социологии. Для оценки результативности этой работы необходим диагностический комплекс методик оценивания уровня сформированности толерантности личности, который позволяет оперативно производить мониторинг и оценивать эффективность реализации педагогических условий её формирования.

Цель исследования - обосновать и разработать такой диагностический комплекс, который позволил бы оценить степень сформированности толерантности как интегративного личностного качества, с одной стороны, так и в соответствии с выделяемыми в исследовании критериями - с другой.

Материалы исследования и методы исследования. При обосновании методик, включенных в диагностический комплекс, проводился анализ научной литературы и основных понятий исследования, в частности педагогической толерантности и уровней и критериев её сформированности. Апробация проходила на студентах - будущих бакалаврах педагогики, ИППС СФУ, Красноярск.

Результаты исследования и их обсуждение

Для разработки удобного в применении, обладающего высокой валидностью и достаточной чувствительностью диагностического комплекса выделим некоторые положения.

Во-первых, результаты измерений должны выдаваться в виде четко сформулированных числовых характеристик, что позволяет проводить в дальнейшем математическую и статистическую обработку данных. Это позволяет установить достоверность изменений, произошедших в результате педагогического эксперимента, оценить уровень математической значимости различий для контрольных и экспериментальных групп. Методиками, обеспечивающими такую форму результата измерений, могут выступать различные тесты, анкеты, опросники, позволяющие проводить шкалирование и математическую обработку полученных данных. При этом мы полностью не отказываемся от такого важного метода педагогической диагностики, как экспертная оценка и наблюдение. Но мнение экспертов учитывается в локальных ситуациях, при непосредственной работе со студентами, включенными в специально организованный процесс формирования толерантности. Достоинством экспертной оценки является возможность производить измерение изучаемого процесса на любой стадии опытной работы без её прерывания, а недостатком - большая трудоёмкость при увеличении числа респондентов. При этом поднимается вопрос оценки квалификации экспертов, находящий различные способы разрешения в современной педагогической науке [1].

Во-вторых, целесообразность применения тех или иных методик базируется на сущности исследуемого феномена. В частности, в основе анализа понятия «педагогическая толерантность» лежит понимание её как общекультурной компетенции. Определение и структура компетенций разработаны в трудах Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др. Оценка уровня её сформированности, таким образом, может проводиться как покомпонентно, в соответствии с сущностными проявлениями отдельных составляющих, так и в общем, как некоего интегративного личностного качества.

В научно-педагогической литературе встречаются различные подходы к подобному оцениванию. Так, ряд ученых [2; 3] подходят к вопросу оценки комплексно. Оценкой компетентности как интегративного качества личности также занимаются международные программы по оценке образовательных достижений учащихся - PISA, PIRLS и TIMSS, оценивающие их функциональную грамотность [4]. С другой стороны, Н.В. Мятеш реализует покомпонентную оценку на примере проектной компетентности студентов, выделяя при этом мотивационно-регуляторный, когнитивный, операционно-практический и рефлексивный компоненты и соответствующие им критерии [5]. Ценной в данном подходе является идея о содержательном наполнении данных компонентов в зависимости от специфики исследуемой компетенции. Так, при рассмотрении толерантности как компетенции возможен контроль сформированности тех же компонентов, окрашенных толерантными ценностями. В исследованиях [1], кроме того, предлагается создание автоматизированного алгоритмического обеспечения, которое по измерению различных компонент компетенции способно вычислить общий уровень её освоения различными студентами.

В данной работе будем придерживаться идеи о возможности покомпонентной оценки уровня сформированности толерантности. Для выявления этих компонент обратимся к определению педагогической толерантности. Будем понимать под педагогической толерантностью интегративное личностное качество, характеристику субъекта деятельности, в соответствии с которым он, имея собственную позицию, признает право другого участника образовательного процесса мыслить и действовать иначе, видит в этом ценность и проявляет готовность строить с ним взаимодействие при учёте всех возможных точек зрения. Данная характеристика может рассматриваться как компетенция, имеет ценностную природу и является основой личностного и профессионального развития педагога [6; 7]. Выделим следующие критерии оценки её сформированности, согласующиеся со структурой: мотивационный, знаниевый, деятельностный и рефлексивный. Мотивационный компонент представлен стремлением субъектов образовательного процесса к толерантному взаимодействию, уважению различных точек зрения и особенностей оппонентов. При этом сохраняется и поддерживается внутренняя позиция личности. Содержание знаниевого компонента раскрывается через наличие представлений у студентов - будущих педагогов о сущности толерантности, о её проявлении в педагогическом взаимодействии, о многообразии современного образовательного пространства. Деятельностный компонент реализуется непосредственно в процессе общения и характеризуется выбором толерантных способов деятельности. При этом диалог позволяет расширять и обогащать личный опыт без потери идентичности. Рефлексивный компонент определяет способность будущего педагога к самосовершенствованию и саморазвитию в профессиональной сфере, обеспечен умением анализировать и предвидеть последствия своих действий, взглянуть на происходящее с точки зрения собеседника.

Покомпонентная оценка позволяет оценивать проведение педагогического эксперимента по формированию педагогической толерантности и при необходимости корректировать его. Диагностический инструментарий должен позволять оценивать уровень сформированности названных компонент в соответствии с критериями их проявления.

Для подбора удовлетворяющих этим требованиям методик проанализируем предлагаемые в открытом доступе анкеты и тесты. Целесообразность использования тех или иных методик определяется их содержанием и некоторыми особенностями.

Так, «Анкета для выявления уровня толерантности личности» [8] состоит из заданий, для выполнения которых необходимо понимать сущность толерантности и её отличие от смежных терминов («терпение», «терпимость», «попустительство»). Другая часть заданий, представленных в методике, позволяет раскрыть ценностную составляющую мировоззрения студентов, выявить их представления об общемировых и личных ценностях, об ориентировке на тот или иной стиль межличностного общения, на восприятие собеседника. Стоит отметить, что в исследовании мы применяем анкету в сокращенном виде, убрав задания, касающиеся общения в сформированном коллективе как избыточные. Адаптированная анкета может быть использована для оценки знаниевого и мотивационного критериев сформированности толерантности.

«Тест на выявление уровня толерантной установки» [8] содержит задания, требующие выбора того или иного поведения в различных конфликтных ситуациях. При этом выбор зависит от ценностной направленности личности, от сформированности у неё толерантной ориентации. Данный тест целесообразно использовать для оценки мотивационного критерия. При этом методика была немного модифицирована нами: везде по тесту слово «школьник» было заменено на «студент» или «учащийся», соответствующее статусу бакалавра. Изменения произведены только в формулировках, не касаясь сути вопросов.

«Диагностика уровня сформированности толерантности студентов Степанова П.В.» [9] представляет собой развернутую методику, составленную согласно следующим положениям: предельная однозначность утверждений, оцениваемых респондентами, обеспечивает их четкое понимание; в проблематику включено множество разных зон проявления толерантного взаимодействия: этнические, половые, религиозные, возрастные и др., что соответствует пониманию толерантности как интегративного качества, проявляющегося в различных условиях; контроль за искренностью ответов достигается включением в методику рядов разных по форме, но сходных по содержанию вопросов; вопросы сформулированы таким образом, чтобы избежать конформного ответа, в них не присутствует наиболее социально ободряемый выбор. Соблюдение данных положений обеспечивает высокую достоверность результатов. При этом методику можно использовать для оценки деятельностного компонента наряду с включенным и экспертным наблюдением.

«Тест-опросник В.В. Бойко» [10] посвящен коммуникативной толерантности, но выделяемые им методики подходят и для педагогической толерантности исходя из её интегративной сущности. Тест представлен 10 шкалами, позволяющими оценить как установку на проявление толерантного взаимодействия в разных ситуациях, так и самоанализ респондентов, благодаря чему может использоваться для оценки мотивационного и рефлексивного компонентов. Содержание и форма представления методики позволяет использовать её и для оценки толерантности как интегративного качества.

«Экспресс-опросник Индекс толерантности по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой» [11] составлен из утверждений, истинность которых в отношении респондента ему необходимо оценить. Исследуемые должны владеть информацией о проявлении толерантности в деятельности, о её сущности и основных характеристиках, о многообразии мира и проявлениях этого многообразия. Опросник подходит для оценки деятельностного критерия.

Разграничивая на теоретическом уровне мотивационный, знаниевый, деятельностный и рефлексивный компоненты педагогической толерантности, признаём, что при практической работе они во многом формируются параллельно, накладываясь друг на друга и находясь во взаимозависимости.

Предложенный диагностический комплекс позволяет оценить уровень всех компонентов в числовом выражении. При этом числовому выражению оценки соответствует смысловая, опирающаяся на следующие уровни, выявленные нами при анализе научной литературы: критический, примитивный и допустимый. Ряд авторов предлагают включить в классификацию ещё и интолерантный уровень, подразумевающий полное отсутствие у человека как представлений, так и мотивации к толерантной деятельности. Но данное разделение не приносит ощутимой практической пользы при анализе ситуации, поэтому мы включаем интолерантный уровень в критический. Критический уровень, в свою очередь, отличается низшим уровнем знаний о ценности толерантности, минимальным развитием мотивации на проявление этой ценности или вообще её отсутствием. Возможно спонтанное включение ценностей толерантности в жизнедеятельность, но этого не достаточно для реализации успешного взаимодействия будущих педагогов в своей профессиональной деятельности. Примитивный уровень отличается наличием определённых знаний по исследуемой проблеме, эпизодического применения идей толерантности в деятельности при сформированной мотивации и низком уровне рефлексии. Желательным для будущих педагогов является допустимый уровень, позволяющий демонстрировать регулярное применение ценности толерантности в работе и в жизни и оценивать как себя, так и участников образовательного процесса.

Раскроем уровни сформированности толерантности согласно критериям и выделим оценочные методики, им соответствующие. Так, знаниевый критерий может быть оценён с помощью «Анкеты для выявления уровня толерантности личности». При этом показателями критического уровня является полное отсутствие или отрывочность знаний о проявлениях толерантности, отождествление её с терпимостью. Примитивный характеризуется знакомством с общими идеями толерантности, но не достаточно полными знаниями для понимания её роли в педагогической деятельности и других видах общения. Наивысший в предлагаемой классификации - допустимый уровень подразумевает знание особенностей как своей, так и других культур, характеризуется систематизированным представлением о сущности толерантности, её роли в деятельности педагога, в том числе одной из его общекультурных компетенций. Оценку мотивационного критерия сформированности педагогической толерантности предлагается проводить с использованием «Теста-опросника В.В. Бойко» и «Теста на выявление уровня толерантной установки» согласно следующим показателям: критический уровень - это полное отсутствие лично значимого смысла в идеях толерантности, безразличие к проблеме межкультурного взаимодействия; примитивный - недостаточная ориентация на толерантное общение при имеющихся знаниях о его сути и проявлениях; допустимый - ценностное отношение к разнообразию, предпочтение критического диалога. При оценке деятельностного критерия целесообразно использовать методики «Экспресс-опросник индекс толерантности» и «Диагностика уровня сформированности толерантности студентов», выявляя следующие показатели: критический - низкая включенность, неспособность поддерживать продуктивный контакт, примитивный - ситуативное проявление толерантности, допустимый - высокая включенность во взаимодействие, основанное на толерантном миропредставлении. Рефлексивный критерий предлагается оценивать с помощью «Теста-опросника В.В. Бойко», при этом невозможность оценить своё поведение с позиций толерантных ценностей характеризует критический уровень сформированности данного компонента толерантности, настроенность на анализ взаимодействия - примитивный, и полноценная способность оценить и скорректировать поведение - допустимый.

Апробация обоснованного диагностического комплекса проходила при реализации педагогических условий формирования толерантности у студентов - будущих педагогов в образовательном процессе вуза [6; 7]. При этом на начальном этапе исследования в эксперименте участвовало 53 студента с 1 по 4 курс. Наличие в учебном плане специальности 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям) профиль подготовки 051000.62.18 Информатика и вычислительная техника» Сибирского федерального университета дисциплин, содержание которых могло способствовать формированию толерантности в учебном процессе, позволяло предположить, что её уровень будет повышаться к концу обучения в процессе становления специалиста. Кроме того, толерантность имплицитно включена в некоторые общекультурные компетенции данной специальности, что прямо указывает на необходимость её наличия у педагога. Но результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что уровень сформированности толерантности не только не растёт год от года, но даже падает к концу обучения. Так, среди учащихся 4 курса не было ни одного, имеющего допустимый уровень, являющийся необходимым для специалиста. Полученные результаты позволяют, в свою очередь, обосновать актуальность проведения работы по целенаправленному формированию толерантности. Результаты представлены на диаграмме.

Уровень сформированности педагогической толерантности студентов - будущих педагогов на различных годах обучения, %

Анализ результатов проведен с использованием вычислительного аппарата математической статистики, в частности φ-критерия Фишера. При сравнении количества студентов, имеющих допустимый уровень сформированности толерантности на первом и на четвертом курсах, эмпирическое значение статистики Фишера φэмп = 0,65, а критическое, соответствующее уровню значимости P = 0,05, φ крит = 0,64, что позволяет говорить о наличии статистически значимых различий. Отметим также, что предположение о взаимосвязи сформированности различных компонент компетенции находит подтверждение, но для выяснения более подробных и статистически обоснованных тенденций необходима большая выборка.

Выводы. Обоснован и представлен диагностический комплекс, состоящий из 6 методик, позволяющий провести оценку уровня сформированности педагогической толерантности покомпонентно в соответствии с различными составляющими компетенции (мотивационный, знаниевый, деятельностный и рефлексивный) и интегративно. Результаты измерений шкалированы, что позволяет, во-первых, оценивать измерение содержательно (критический, примитивный и допустимый уровни), во-вторых, подвергать их статистической обработке. При апробации диагностического комплекса на студентах - будущих педагогах результаты совпали с экспертным мнением, что вместе с теоретическим обоснованием подтверждает его валидность.


Библиографическая ссылка

Безотечество Л.М. ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29820 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674