Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVALUATION LEVEL OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL TOLERANCE

Bezotechestvo L.M. 1
1 Siberian Federal University
The article discusses the problem of substantiating and creating a diagnostic complex that evaluates the level of formation of pedagogical tolerance. At the same time, tolerance is understood as a general cultural competence, the assessment of which can be carried out both component-wise (motivational, knowledge, activity and reflective criteria corresponding to similar components of competence), and integratively. The levels of tolerance formation (critical, primitive and acceptable) are highlighted, their component content is disclosed. For future teachers, an acceptable level is desirable, as it allows using the values of tolerance in their future professional activities. The selection and analysis of psychological and pedagogical diagnostic methods has been carried out, allowing to assess the formation of tolerance according to its competence-based nature and its constituent components. The proposed complex allows both qualitative, according to the proposed levels, and quantitative assessment, which is necessary for statistical processing of the results of experimental work. The proposed complex was tested on students - future teachers of the Institute of Pedagogy, Psychology and Sociology of the Siberian Federal University, Krasnoyarsk. The results are consistent with the opinion of experts, which further confirms the validity of the selected methods, and indicate the insufficient potential of the educational process of these students in the context of the formation of pedagogical tolerance.
The quality of education
pedagogical tolerance
pedagogical education
the formation of tolerance
diagnostics
measurement of competencies

На протяжении ряда лет в Сибирском федеральном университете целенаправленно ведётся работа над внедрением ценности толерантности в корпоративную культуру вуза. В частности, проводится работа по формированию педагогической толерантности у бакалавров специальности 051000.62.18 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)» Института педагогики, психологии и социологии. Для оценки результативности этой работы необходим диагностический комплекс методик оценивания уровня сформированности толерантности личности, который позволяет оперативно производить мониторинг и оценивать эффективность реализации педагогических условий её формирования.

Цель исследования - обосновать и разработать такой диагностический комплекс, который позволил бы оценить степень сформированности толерантности как интегративного личностного качества, с одной стороны, так и в соответствии с выделяемыми в исследовании критериями - с другой.

Материалы исследования и методы исследования. При обосновании методик, включенных в диагностический комплекс, проводился анализ научной литературы и основных понятий исследования, в частности педагогической толерантности и уровней и критериев её сформированности. Апробация проходила на студентах - будущих бакалаврах педагогики, ИППС СФУ, Красноярск.

Результаты исследования и их обсуждение

Для разработки удобного в применении, обладающего высокой валидностью и достаточной чувствительностью диагностического комплекса выделим некоторые положения.

Во-первых, результаты измерений должны выдаваться в виде четко сформулированных числовых характеристик, что позволяет проводить в дальнейшем математическую и статистическую обработку данных. Это позволяет установить достоверность изменений, произошедших в результате педагогического эксперимента, оценить уровень математической значимости различий для контрольных и экспериментальных групп. Методиками, обеспечивающими такую форму результата измерений, могут выступать различные тесты, анкеты, опросники, позволяющие проводить шкалирование и математическую обработку полученных данных. При этом мы полностью не отказываемся от такого важного метода педагогической диагностики, как экспертная оценка и наблюдение. Но мнение экспертов учитывается в локальных ситуациях, при непосредственной работе со студентами, включенными в специально организованный процесс формирования толерантности. Достоинством экспертной оценки является возможность производить измерение изучаемого процесса на любой стадии опытной работы без её прерывания, а недостатком - большая трудоёмкость при увеличении числа респондентов. При этом поднимается вопрос оценки квалификации экспертов, находящий различные способы разрешения в современной педагогической науке [1].

Во-вторых, целесообразность применения тех или иных методик базируется на сущности исследуемого феномена. В частности, в основе анализа понятия «педагогическая толерантность» лежит понимание её как общекультурной компетенции. Определение и структура компетенций разработаны в трудах Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др. Оценка уровня её сформированности, таким образом, может проводиться как покомпонентно, в соответствии с сущностными проявлениями отдельных составляющих, так и в общем, как некоего интегративного личностного качества.

В научно-педагогической литературе встречаются различные подходы к подобному оцениванию. Так, ряд ученых [2; 3] подходят к вопросу оценки комплексно. Оценкой компетентности как интегративного качества личности также занимаются международные программы по оценке образовательных достижений учащихся - PISA, PIRLS и TIMSS, оценивающие их функциональную грамотность [4]. С другой стороны, Н.В. Мятеш реализует покомпонентную оценку на примере проектной компетентности студентов, выделяя при этом мотивационно-регуляторный, когнитивный, операционно-практический и рефлексивный компоненты и соответствующие им критерии [5]. Ценной в данном подходе является идея о содержательном наполнении данных компонентов в зависимости от специфики исследуемой компетенции. Так, при рассмотрении толерантности как компетенции возможен контроль сформированности тех же компонентов, окрашенных толерантными ценностями. В исследованиях [1], кроме того, предлагается создание автоматизированного алгоритмического обеспечения, которое по измерению различных компонент компетенции способно вычислить общий уровень её освоения различными студентами.

В данной работе будем придерживаться идеи о возможности покомпонентной оценки уровня сформированности толерантности. Для выявления этих компонент обратимся к определению педагогической толерантности. Будем понимать под педагогической толерантностью интегративное личностное качество, характеристику субъекта деятельности, в соответствии с которым он, имея собственную позицию, признает право другого участника образовательного процесса мыслить и действовать иначе, видит в этом ценность и проявляет готовность строить с ним взаимодействие при учёте всех возможных точек зрения. Данная характеристика может рассматриваться как компетенция, имеет ценностную природу и является основой личностного и профессионального развития педагога [6; 7]. Выделим следующие критерии оценки её сформированности, согласующиеся со структурой: мотивационный, знаниевый, деятельностный и рефлексивный. Мотивационный компонент представлен стремлением субъектов образовательного процесса к толерантному взаимодействию, уважению различных точек зрения и особенностей оппонентов. При этом сохраняется и поддерживается внутренняя позиция личности. Содержание знаниевого компонента раскрывается через наличие представлений у студентов - будущих педагогов о сущности толерантности, о её проявлении в педагогическом взаимодействии, о многообразии современного образовательного пространства. Деятельностный компонент реализуется непосредственно в процессе общения и характеризуется выбором толерантных способов деятельности. При этом диалог позволяет расширять и обогащать личный опыт без потери идентичности. Рефлексивный компонент определяет способность будущего педагога к самосовершенствованию и саморазвитию в профессиональной сфере, обеспечен умением анализировать и предвидеть последствия своих действий, взглянуть на происходящее с точки зрения собеседника.

Покомпонентная оценка позволяет оценивать проведение педагогического эксперимента по формированию педагогической толерантности и при необходимости корректировать его. Диагностический инструментарий должен позволять оценивать уровень сформированности названных компонент в соответствии с критериями их проявления.

Для подбора удовлетворяющих этим требованиям методик проанализируем предлагаемые в открытом доступе анкеты и тесты. Целесообразность использования тех или иных методик определяется их содержанием и некоторыми особенностями.

Так, «Анкета для выявления уровня толерантности личности» [8] состоит из заданий, для выполнения которых необходимо понимать сущность толерантности и её отличие от смежных терминов («терпение», «терпимость», «попустительство»). Другая часть заданий, представленных в методике, позволяет раскрыть ценностную составляющую мировоззрения студентов, выявить их представления об общемировых и личных ценностях, об ориентировке на тот или иной стиль межличностного общения, на восприятие собеседника. Стоит отметить, что в исследовании мы применяем анкету в сокращенном виде, убрав задания, касающиеся общения в сформированном коллективе как избыточные. Адаптированная анкета может быть использована для оценки знаниевого и мотивационного критериев сформированности толерантности.

«Тест на выявление уровня толерантной установки» [8] содержит задания, требующие выбора того или иного поведения в различных конфликтных ситуациях. При этом выбор зависит от ценностной направленности личности, от сформированности у неё толерантной ориентации. Данный тест целесообразно использовать для оценки мотивационного критерия. При этом методика была немного модифицирована нами: везде по тесту слово «школьник» было заменено на «студент» или «учащийся», соответствующее статусу бакалавра. Изменения произведены только в формулировках, не касаясь сути вопросов.

«Диагностика уровня сформированности толерантности студентов Степанова П.В.» [9] представляет собой развернутую методику, составленную согласно следующим положениям: предельная однозначность утверждений, оцениваемых респондентами, обеспечивает их четкое понимание; в проблематику включено множество разных зон проявления толерантного взаимодействия: этнические, половые, религиозные, возрастные и др., что соответствует пониманию толерантности как интегративного качества, проявляющегося в различных условиях; контроль за искренностью ответов достигается включением в методику рядов разных по форме, но сходных по содержанию вопросов; вопросы сформулированы таким образом, чтобы избежать конформного ответа, в них не присутствует наиболее социально ободряемый выбор. Соблюдение данных положений обеспечивает высокую достоверность результатов. При этом методику можно использовать для оценки деятельностного компонента наряду с включенным и экспертным наблюдением.

«Тест-опросник В.В. Бойко» [10] посвящен коммуникативной толерантности, но выделяемые им методики подходят и для педагогической толерантности исходя из её интегративной сущности. Тест представлен 10 шкалами, позволяющими оценить как установку на проявление толерантного взаимодействия в разных ситуациях, так и самоанализ респондентов, благодаря чему может использоваться для оценки мотивационного и рефлексивного компонентов. Содержание и форма представления методики позволяет использовать её и для оценки толерантности как интегративного качества.

«Экспресс-опросник Индекс толерантности по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой» [11] составлен из утверждений, истинность которых в отношении респондента ему необходимо оценить. Исследуемые должны владеть информацией о проявлении толерантности в деятельности, о её сущности и основных характеристиках, о многообразии мира и проявлениях этого многообразия. Опросник подходит для оценки деятельностного критерия.

Разграничивая на теоретическом уровне мотивационный, знаниевый, деятельностный и рефлексивный компоненты педагогической толерантности, признаём, что при практической работе они во многом формируются параллельно, накладываясь друг на друга и находясь во взаимозависимости.

Предложенный диагностический комплекс позволяет оценить уровень всех компонентов в числовом выражении. При этом числовому выражению оценки соответствует смысловая, опирающаяся на следующие уровни, выявленные нами при анализе научной литературы: критический, примитивный и допустимый. Ряд авторов предлагают включить в классификацию ещё и интолерантный уровень, подразумевающий полное отсутствие у человека как представлений, так и мотивации к толерантной деятельности. Но данное разделение не приносит ощутимой практической пользы при анализе ситуации, поэтому мы включаем интолерантный уровень в критический. Критический уровень, в свою очередь, отличается низшим уровнем знаний о ценности толерантности, минимальным развитием мотивации на проявление этой ценности или вообще её отсутствием. Возможно спонтанное включение ценностей толерантности в жизнедеятельность, но этого не достаточно для реализации успешного взаимодействия будущих педагогов в своей профессиональной деятельности. Примитивный уровень отличается наличием определённых знаний по исследуемой проблеме, эпизодического применения идей толерантности в деятельности при сформированной мотивации и низком уровне рефлексии. Желательным для будущих педагогов является допустимый уровень, позволяющий демонстрировать регулярное применение ценности толерантности в работе и в жизни и оценивать как себя, так и участников образовательного процесса.

Раскроем уровни сформированности толерантности согласно критериям и выделим оценочные методики, им соответствующие. Так, знаниевый критерий может быть оценён с помощью «Анкеты для выявления уровня толерантности личности». При этом показателями критического уровня является полное отсутствие или отрывочность знаний о проявлениях толерантности, отождествление её с терпимостью. Примитивный характеризуется знакомством с общими идеями толерантности, но не достаточно полными знаниями для понимания её роли в педагогической деятельности и других видах общения. Наивысший в предлагаемой классификации - допустимый уровень подразумевает знание особенностей как своей, так и других культур, характеризуется систематизированным представлением о сущности толерантности, её роли в деятельности педагога, в том числе одной из его общекультурных компетенций. Оценку мотивационного критерия сформированности педагогической толерантности предлагается проводить с использованием «Теста-опросника В.В. Бойко» и «Теста на выявление уровня толерантной установки» согласно следующим показателям: критический уровень - это полное отсутствие лично значимого смысла в идеях толерантности, безразличие к проблеме межкультурного взаимодействия; примитивный - недостаточная ориентация на толерантное общение при имеющихся знаниях о его сути и проявлениях; допустимый - ценностное отношение к разнообразию, предпочтение критического диалога. При оценке деятельностного критерия целесообразно использовать методики «Экспресс-опросник индекс толерантности» и «Диагностика уровня сформированности толерантности студентов», выявляя следующие показатели: критический - низкая включенность, неспособность поддерживать продуктивный контакт, примитивный - ситуативное проявление толерантности, допустимый - высокая включенность во взаимодействие, основанное на толерантном миропредставлении. Рефлексивный критерий предлагается оценивать с помощью «Теста-опросника В.В. Бойко», при этом невозможность оценить своё поведение с позиций толерантных ценностей характеризует критический уровень сформированности данного компонента толерантности, настроенность на анализ взаимодействия - примитивный, и полноценная способность оценить и скорректировать поведение - допустимый.

Апробация обоснованного диагностического комплекса проходила при реализации педагогических условий формирования толерантности у студентов - будущих педагогов в образовательном процессе вуза [6; 7]. При этом на начальном этапе исследования в эксперименте участвовало 53 студента с 1 по 4 курс. Наличие в учебном плане специальности 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям) профиль подготовки 051000.62.18 Информатика и вычислительная техника» Сибирского федерального университета дисциплин, содержание которых могло способствовать формированию толерантности в учебном процессе, позволяло предположить, что её уровень будет повышаться к концу обучения в процессе становления специалиста. Кроме того, толерантность имплицитно включена в некоторые общекультурные компетенции данной специальности, что прямо указывает на необходимость её наличия у педагога. Но результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что уровень сформированности толерантности не только не растёт год от года, но даже падает к концу обучения. Так, среди учащихся 4 курса не было ни одного, имеющего допустимый уровень, являющийся необходимым для специалиста. Полученные результаты позволяют, в свою очередь, обосновать актуальность проведения работы по целенаправленному формированию толерантности. Результаты представлены на диаграмме.

Уровень сформированности педагогической толерантности студентов - будущих педагогов на различных годах обучения, %

Анализ результатов проведен с использованием вычислительного аппарата математической статистики, в частности φ-критерия Фишера. При сравнении количества студентов, имеющих допустимый уровень сформированности толерантности на первом и на четвертом курсах, эмпирическое значение статистики Фишера φэмп = 0,65, а критическое, соответствующее уровню значимости P = 0,05, φ крит = 0,64, что позволяет говорить о наличии статистически значимых различий. Отметим также, что предположение о взаимосвязи сформированности различных компонент компетенции находит подтверждение, но для выяснения более подробных и статистически обоснованных тенденций необходима большая выборка.

Выводы. Обоснован и представлен диагностический комплекс, состоящий из 6 методик, позволяющий провести оценку уровня сформированности педагогической толерантности покомпонентно в соответствии с различными составляющими компетенции (мотивационный, знаниевый, деятельностный и рефлексивный) и интегративно. Результаты измерений шкалированы, что позволяет, во-первых, оценивать измерение содержательно (критический, примитивный и допустимый уровни), во-вторых, подвергать их статистической обработке. При апробации диагностического комплекса на студентах - будущих педагогах результаты совпали с экспертным мнением, что вместе с теоретическим обоснованием подтверждает его валидность.