Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕМЕЦКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Аллагулов А.М. 1, 2 Герасимова К.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
2 ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
В статье представлены основные результаты исследования, касающиеся влияния педагогических идей на развитие системы школьного образования Германии конца XIX – начала XX века. Выявлены социально-экономические и культурно-педагогические факторы, обусловившие изменения вектора образовательной политики в Германии в рассматриваемый период. Определено, что ведущую роль занимала организация творческой деятельности учащихся. Главными признаками творческой деятельности учащихся выступали свобода и самостоятельность. Утверждается, что творческая деятельность являлась действенным механизмом, способствующим развитию самостоятельности мышления, воли, целеустремленности, инициативы. Характеризуются ключевые положения педагогических идей, которые активно реализовывались педагогами-новаторами авторских учебно-воспитательных учреждений. Отмечается, что в немецкой педагогической науке в начале XX века стали активно разрабатываться проблемы активизации самостоятельной деятельности обучающихся. Обосновано наличие устойчивой историко-генетической связи и единых концептуальных оснований в образовательной политике Германии прошлого и настоящего. Доказан прогрессивный характер педагогических преобразований конца XIX – начала XX века, позволивших преодолеть кризис в немецком общем образовании. Обозначен комплекс инновационных педагогических идей конца XIX – начала XX века, получивших дальнейшее развитие в современной практике школьного образования Федеративной Республики Германия.
реформирование общего образования
инновационные педагогические идеи
творческая деятельность учащихся
образовательная политика германии
альтернативное образование
1. Аллагулов А.М. Реализация образовательной политики в Российской Федерации // Актуальные проблемы государственного, регионального и муниципального управления: теория, аналитика, практика: сборник статей Вып. 5. Оренбург: ООО Агентство «Пресса», 2016. С.189-196.
2. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Петроград: Книжный склад «Земля», 1915. 746 с.
3. Аллагулов А.М., Герасимова К.Ю. Творческая деятельность обучающихся в педагогическом опыте «новых школ» России и Германии (конец XIX – начало XX в.) Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография в 2 томах. Сер. «Историко-педагогическое знание». М.: АСОУ, 2018. С. 41-61.
4. Flitner A. Wege zur pädagogischen Anthropologie. Versuch einer Zusammenarbeit der Wissenschaften vom Menschen. Heidelberg: Heidelberg Quelle & Meyer, 1963. 214 S.
5. Федотова О.Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ, конец XIX века - 90-е гг. ХХ века: автореф. дис. …канд. пед. наук. Москва, 1998. 23 с.
6. Мироносицкий П. День в немецкой школе (Из путевых впечатлений и заметок) // Педагогический журнал «Народное образование». 1896. Февраль, книга II. C. 28-49.
7. Романов А.А. Становление экспериментальной педагогики в Германии (к 150-летию со дня рождения В.А. Лая и Э. Мёймана) // Историко-педагогический журнал. 2012. № 4. С. 122-138.
8. Герасимова К.Ю. Развитие идей творческой деятельности учащихся в теории и практике российской и немецкой педагогики конца XIX – начала XX века: дис. …канд. пед. наук. Оренбург, 2018. 199 с.
9. Писарева Л.И. Европейский проект LIFELONG LEARNING и его реализация в немецкой модели WEITERBILDUNG // Проблемы современного образования. 2016. №3. С. 66-81.
10. Писарева Л.И. Немецкая школа. Ещё один шаг к качеству образования // Народное образование. 2017. №5. С. 30-38.
11. Achterhold G. Alternative Bildungkonzeptelabore für die Schule der Zukunft [Electronic resource]. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/de/kul/mag/20835351.html. (last retrieved: 13.09.2019).

В последнее десятилетие в образовательном пространстве активизировался поиск альтернативных моделей обучения, соответствующих требованиям развития цифрового общества. В науке появляется значительное количество исследований, ориентированных на разработку концептуальных оснований новой педагогики, способной обеспечить качественный прорыв в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Модернизация школьных систем образования – общемировая тенденция, характерная для третьего тысячелетия. Поиск альтернативных моделей общего образования обуславливает анализ лучших мировых аналогов [1].

Данная задача не может быть решена в полной мере без критического осмысления зарубежного педагогического опыта прошлого и настоящего. Особую значимость в этой связи приобретает обращение к педагогическому наследию одной из передовых западноевропейских стран, Германии, основные принципы которого могут быть адаптированы к культурам различных народов. «Немцы любят говорить об общечеловеческих идеалах, любят философствовать. У них можно найти не только нечто специфически немецкое, но и пригодное для всех народов и стран» (П.Ф. Каптерев) [2, c. 515]. При этом немецкая модель школьного образования ориентирована не просто на передачу и усвоение готовых знаний, она выступает условием развития природных задатков детей.

Цель исследования: обосновать влияние педагогических идей на развитие системы немецкого школьного образования в конце XIX – начале XX века и возможность их реализации в современной теории и практике образования.

Материал и методы исследования. Источниковедческую основу исследования составили исследования немецких и российских педагогов конца XIX – начала XX века; нормативно-правовые документы в сфере образования; комплекс современных научных исследований по проблеме развития педагогических идей российской и немецкой педагогики.

Методами исследования выступили: контент-анализ, методы индукции и дедукции, историографический метод, метод сравнительного анализа российской и немецкой научной литературы, историко-генетический, историко-системный, сравнительный.

Результаты исследования и их обсуждение. В педагогической науке имеется определенный теоретический задел по решению обозначенной научной проблемы. В конце XIX – начале XX века разрабатывались проблемы теории и практики развития немецкого образования (К.Н. Вентцель, Л. Гурлитт, Г. Кершенштейнер, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Г. Шаррельман).

Со второй половины XX – начала XXI века рассматриваются проблемы трудового воспитания и обучения в Германии (А.И. Пискунов); анализируется практика реализации идей творческой деятельности учащихся в немецких школах (A. Flitner), вклад отдельных подвижников просвещения в разработку инновационных педагогических идей (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, М.А. Лукацкий, А.А. Романов, Ph. Gonon) и их влияние на образовательную практику; изучается деятельность «сельских воспитательных домов» в начале XX века и современных немецких школ (A. Andreesen, Ch. Effenberger, W. Harder).

Особое значение имеют продуктивные научные работы М.В. Богуславского и Б.М. Бим-Бада об историко-генетической взаимосвязи западного и отечественного педагогического опыта.

Особенностью немецкого образования выступает междисциплинарный подход, имеющий органическую взаимосвязь, в том числе с российской педагогической теорией и практикой, и послуживший в конце XIX – начале XX века ориентиром для динамично развивающейся отечественной педагогики.

Отметим, что период конца XIX – начала XX века в развитии теории и практики немецкого образования содержит наиболее продуктивные положения, востребованные сегодня. К ним мы относим: воспитание и обучение творчески думающего молодого человека, инициативного, способного к быстрой адаптации к изменяющимся условиям, готового к овладению новыми профессиональными знаниями и навыками.

Изменение вектора государственной образовательной политики в Германии в рассматриваемый период обусловлено социально-экономическими (бурный подъем экономики за счет осуществленного промышленного переворота и развития капитализма, торговых отношений как внутри страны, так и с другими государствами; крушение государственной и церковной монополии в образовании и зарождение общественной и частной инициативы), политическими (объединение Германии в 1871 году и ее возрастающие внешнеполитические претензии) и культурно-педагогическими (потребность населения в образовании, то есть ее ценностно-смысловая переориентированность; постепенное превращение Германии в культурный и научный центр, признанный в Европе и оказавший самое непосредственное влияние на ее культурное развитие [3, c. 43-44]) факторами.

В теории и практике немецкого школьного образования на первый план выходит стратегическая задача - формирование новой личности – высокообразованной, креативной, готовой к сотрудничеству и принятию нестандартных решений, способной принять на себя ответственность за свое государство. С наступлением двадцатого столетия людям необходимо было развивать в себе эти новые качества, чтобы максимально приспособиться к динамично меняющимся условиям.

В данной связи категория творчества становится ключевой для всех сфер жизнедеятельности человека. В результате в Германии возникло новое социальное направление, провозгласившее новое понимание человеческой сущности, которое стало известно под названием «новая вещность» («Neue Sachlichkeit») [4, S. 105]. Подобная тенденция обусловила необходимость педагогических трансформаций.

В связи с этим начало происходить активное искоренение архаического характера немецкого образования (преобладание предметов гуманитарного цикла; перегруженность учебного плана; разноплановость и перенасыщение учебного материала; пренебрежение потребности детей в творческой деятельности), служившего существенным препятствием для формирования новой и прогрессивной личности школьника.

В немецкой педагогической науке начала XX века стали активно разрабатываться проблемы активизации самостоятельной деятельности обучающихся (Ф. Пульсен, В. Рейн, Ф. Ферстер) [5]. В результате масштабной работы различных немецких ведомств, в Германии на рубеже веков были достигнуты масштабные количественные и качественные преобразования в сфере образования: произошло значительное увеличение количества обучающихся за счет расширения возможностей получения образования различными слоями населения; рост числа учебных заведений; произошла ликвидация церковного влияния в учебных заведениях; произошел существенный рост грамотности среди населения (до 90%); развивались разнообразные формы самоуправления обучающихся (советы, комитеты, конференции); отказ от социальной стратификации при получении образования; при организации образовательного процесса учитывались медицинские показатели; разделение учебных предметов на основные и по выбору; отмена цифровой оценки и оставления на второй год.

Таким образом, постепенно в Германии зарождались практически все важнейшие педагогические течения, которые в дальнейшем разрабатывались в других странах. Diе Dinamit-Schule – название немецкой школы начала XX века, так как в ее основе лежали инновационные педагогические идеи [6, с. 30].

Особую значимость для развития немецкой педагогики на рубеже XIX и XX веков приобрели идеи выдающихся представителей педагогической общественности (Ф. Гансберг, Л. Гурлитт, В.А. Лай, Г. Литц, Э. Мёйман, П. Петерсен, Г. Шаррельманн, Р. Штайнер), интерпретировавших педагогический процесс как синхронное взаимодействие воспитанника и наставника, носящее творческий характер, исключающее подавление личности воспитанника и жёсткую регламентацию. Основанием их педагогических воззрений выступало гармоничное развитие личности ребенка, становившееся возможным благодаря организации творческой деятельности учащихся [7, с. 126]. Именно творческая деятельность обучающихся, главными признаками которой выступали свобода и самостоятельность, являлась действенным механизмом, способствующим развитию самостоятельности мышления, воли, целеустремленности, инициативы.

Большую роль в изменении вектора немецкого образования сыграло создание педагогами-новаторами авторских учебно-воспитательных учреждений, образовательный процесс которых базировался на организации творческой деятельности учащихся, что подразумевало [3]:

  • возможность для обучающегося участвовать в разработке целей и методов собственной деятельности;
  • активное применение основополагающих принципов «педагогики действия»;
  • повышение роли коллектива в организации творческой деятельности учащихся;
  • организацию творческой трудовой деятельности, характеризующейся межпредметным содержанием и разнообразными формами: труд в теплицах, слесарных и столярным мастерских; проведение экспериментов при наблюдении за грунтовыми водами; работа по уходу за школьным садом и домашними животными. При этом учащиеся в процессе целеполагания, отбора материала, продвижении к намеченной цели, развязки «критических узлов», проверки и корректировки результата осуществляли это самостоятельно;
  • проверку «теории переживания» в процессе организации образовательной среды;
  • постановку «ощутимых» целей перед учащимися;
  • синтез художественной и эстетической составляющей в образовательном процессе.

В целом можно констатировать, что на модернизацию теории и практики немецкого школьного образования на рубеже веков значительную роль оказала деятельность «новых школ». Руководящим началом выступило стремление к пересмотру классического образования, для которого была характерна зубрежка и ориентация на дисциплину, как важнейший элемент образовательного процесса. А интересы и потребности личности в творческой деятельности полностью игнорировались. Образовательные программы «новых школ» приближали их к потребностям как самой личности учащегося, так и потребностям общества и государства.

В современной Федеративной Республике Германия прослеживается сохранение данной тенденции, обеспечивающей «уникальное педагогическое пространство», интегрирующее лучшие педагогические идеи прошлого и настоящего. Приоритетным направлением развития немецкого образования является вхождение в «единую европейскую школу», но при сохранении национальных педагогических условий и традиций [7, с. 78].

Отметим, что образовательная политика в Германии конца XIX – начала XX века и современности имеет единые концептуальные основания. Как и на рубеже XIX и XX веков, ключевой задачей немецкой образовательной политики становится обеспечение должного уровня вариативности в деятельности учащихся, отказ от чрезмерной стандартизации и регламентации, активная организация творческой деятельности учащихся. Это определило основные тенденции в современной образовательной практике Германии [8]:

  • целью общего образования выступает не только обогащение учащихся знаниями, но и приобретение социального опыта;
  • равное непрерывное образование;
  • унификация образовательных программ в масштабах всего государства;
  • обучение в разновозрастных группах;
  • обучение в разновозрастных группах с учетом индивидуального темпа и особенностей личности;
  • развитие инклюзивного образования;
  • сотрудничество между организациями дошкольного и общего образования;
  • учет валеологической и дидактической целесообразности при внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
  • гармонизация интересов личности с интересами коллектива;
  • повышение значимости мониторинговых исследований в целях повышения качества и доступности образования;
  • органичная взаимосвязь между общеобразовательным и профессиональным обучением;
  • создание благоприятной материально-технической базы школьного пространства, обеспечивающей особую образовательно-творческую атмосферу для каждого учащегося.

Начиная с 2000-х годов произошел своего рода ренессанс педагогических идей «новых школ» конца XIX – начала XX века, за счет чего немецкой педагогической общественности удалось успешно преодолеть кризисное состояние современного образования и поднять свой рейтинг в рамках международных мониторинговых исследований (PISA, TIMMS) [9; 10]. Образовательной средой, послужившей основой для возрождения новаторских идей конца XIX – начала XX века, стала среда альтернативного образования, органично дополняющая систему нормативного образования: «многие новинки альтернативных школ уже прочно вошли в обиход обычных школ» [11].

Выводы. Анализ развития современной теории и практики немецкого образования в федеральных землях убеждает нас в том, что педагогические идеи авторских школ начала двадцатого столетия (П. Гехеб, П. Петерсен, Р. Штайнер), прочно вошли в массовую образовательную практику. Подобная преемственность обеспечивает наличие устойчивой историко-генетической взаимосвязи между педагогическим опытом прошлого и настоящего и способствует сохранению национальных традиций в образовании.

Выделим, что эффективность организации образовательной деятельности учащихся, способствующей развитию творчества, обеспечивается достаточно гибким вариантом классно-урочной системы: деление на классы по возрасту заменяется на разновозрастные учебные группы; разработка и внедрение междисциплинарных проектов и индивидуальных образовательных маршрутов; предоставление свободы в распределении учебного времени.

В современной образовательной системе Германии ведущую роль занимает ориентация на формирование аналитического мышления и организацию творческой деятельности учащихся, в процессе которой они обучаются анализировать и генерализировать большой объем информации, выявлять причинно-следственные связи. На наш взгляд, представленные метаумения являются важнейшими компонентами успешной деятельности человека третьего тысячелетия в условиях цифровизации.

Влияние педагогических идей на развитие системы немецкого школьного образования в конце XIX – начале XX века заключалось в том, что достаточно активно в образовательной практике применялись эвристические формы и методы обучения, осуществлялась политехнизация школы, предоставлялась свобода выбора учащимся в определении стратегии собственной деятельности. Данные педагогические идеи продолжили свое развитие и в современной практике общего образования Германии, содержательно и организационно модернизировавшись под воздействием требований времени.


Библиографическая ссылка

Аллагулов А.М., Герасимова К.Ю. ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕМЕЦКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29219 (дата обращения: 20.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074