Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE INFLUENCE OF PEDAGOGICAL IDEAS ON THE DEVELOPMENT OF THE GERMAN SCHOOL SYSTEM IN THE LATE 19TH – EARLY 20TH CENTURY

Allagulov A.M. 1, 2 Gerasimova K.Y. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
2 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation, Astrakhan branch
В статье представлены основные результаты исследования, касающиеся влияния педагогических идей на развитие системы школьного образования Германии конца XIX – начала XX века. Выявлены социально-экономические и культурно-педагогические факторы, обусловившие изменения вектора образовательной политики в Германии в рассматриваемый период. Определено, что ведущую роль занимала организация творческой деятельности учащихся. Главными признаками творческой деятельности учащихся выступали свобода и самостоятельность. Утверждается, что творческая деятельность являлась действенным механизмом, способствующим развитию самостоятельности мышления, воли, целеустремленности, инициативы. Характеризуются ключевые положения педагогических идей, которые активно реализовывались педагогами-новаторами авторских учебно-воспитательных учреждений. Отмечается, что в немецкой педагогической науке в начале XX века стали активно разрабатываться проблемы активизации самостоятельной деятельности обучающихся. Обосновано наличие устойчивой историко-генетической связи и единых концептуальных оснований в образовательной политике Германии прошлого и настоящего. Доказан прогрессивный характер педагогических преобразований конца XIX – начала XX века, позволивших преодолеть кризис в немецком общем образовании. Обозначен комплекс инновационных педагогических идей конца XIX – начала XX века, получивших дальнейшее развитие в современной практике школьного образования Федеративной Республики Германия.
The article presents the main results of the study concerning the influence of pedagogical ideas on the development of school education in Germany in the late 19th – early 20th century. Socio-economic, cultural and pedagogical factors that led to the changes in the educational policy in Germany in the period under review are identified. It is also defined that the organization of pupils’ creative activity played the leading role. The creative activity of students was connected with freedom and independence. The authors prove the idea that creative activity was some kind of the effective mechanism which contributed to the development of independent thinking, will, ambition and initiative. Key pedagogical ideas that were actively realized by the teachers-innovators in the educational institutions of the new type are characterized in the given research work. It is pointed out that the problem of independent activity of students began to be considered in the German pedagogical science at the beginning of the 20th century. The authors proved the presence of both stable historical and genetic connection and common conceptual bases existing in the educational policy of Germany of the past and present. Moreover, the authors draw the readers’ attention to the progressive nature of pedagogical transformations of the late 19th – beginning of the 20th century which allowed to overcome the crisis in German basic education. The complex of innovative pedagogical ideas of the late 19th – early 20th century, which received some further development in the modern practice of school education in the Federal Republic of Germany, is also indicated.
reforming of basic education
innovative pedagogical ideas
creative activity of students
educational policy of germany
alternative education

В последнее десятилетие в образовательном пространстве активизировался поиск альтернативных моделей обучения, соответствующих требованиям развития цифрового общества. В науке появляется значительное количество исследований, ориентированных на разработку концептуальных оснований новой педагогики, способной обеспечить качественный прорыв в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Модернизация школьных систем образования – общемировая тенденция, характерная для третьего тысячелетия. Поиск альтернативных моделей общего образования обуславливает анализ лучших мировых аналогов [1].

Данная задача не может быть решена в полной мере без критического осмысления зарубежного педагогического опыта прошлого и настоящего. Особую значимость в этой связи приобретает обращение к педагогическому наследию одной из передовых западноевропейских стран, Германии, основные принципы которого могут быть адаптированы к культурам различных народов. «Немцы любят говорить об общечеловеческих идеалах, любят философствовать. У них можно найти не только нечто специфически немецкое, но и пригодное для всех народов и стран» (П.Ф. Каптерев) [2, c. 515]. При этом немецкая модель школьного образования ориентирована не просто на передачу и усвоение готовых знаний, она выступает условием развития природных задатков детей.

Цель исследования: обосновать влияние педагогических идей на развитие системы немецкого школьного образования в конце XIX – начале XX века и возможность их реализации в современной теории и практике образования.

Материал и методы исследования. Источниковедческую основу исследования составили исследования немецких и российских педагогов конца XIX – начала XX века; нормативно-правовые документы в сфере образования; комплекс современных научных исследований по проблеме развития педагогических идей российской и немецкой педагогики.

Методами исследования выступили: контент-анализ, методы индукции и дедукции, историографический метод, метод сравнительного анализа российской и немецкой научной литературы, историко-генетический, историко-системный, сравнительный.

Результаты исследования и их обсуждение. В педагогической науке имеется определенный теоретический задел по решению обозначенной научной проблемы. В конце XIX – начале XX века разрабатывались проблемы теории и практики развития немецкого образования (К.Н. Вентцель, Л. Гурлитт, Г. Кершенштейнер, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Г. Шаррельман).

Со второй половины XX – начала XXI века рассматриваются проблемы трудового воспитания и обучения в Германии (А.И. Пискунов); анализируется практика реализации идей творческой деятельности учащихся в немецких школах (A. Flitner), вклад отдельных подвижников просвещения в разработку инновационных педагогических идей (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, М.А. Лукацкий, А.А. Романов, Ph. Gonon) и их влияние на образовательную практику; изучается деятельность «сельских воспитательных домов» в начале XX века и современных немецких школ (A. Andreesen, Ch. Effenberger, W. Harder).

Особое значение имеют продуктивные научные работы М.В. Богуславского и Б.М. Бим-Бада об историко-генетической взаимосвязи западного и отечественного педагогического опыта.

Особенностью немецкого образования выступает междисциплинарный подход, имеющий органическую взаимосвязь, в том числе с российской педагогической теорией и практикой, и послуживший в конце XIX – начале XX века ориентиром для динамично развивающейся отечественной педагогики.

Отметим, что период конца XIX – начала XX века в развитии теории и практики немецкого образования содержит наиболее продуктивные положения, востребованные сегодня. К ним мы относим: воспитание и обучение творчески думающего молодого человека, инициативного, способного к быстрой адаптации к изменяющимся условиям, готового к овладению новыми профессиональными знаниями и навыками.

Изменение вектора государственной образовательной политики в Германии в рассматриваемый период обусловлено социально-экономическими (бурный подъем экономики за счет осуществленного промышленного переворота и развития капитализма, торговых отношений как внутри страны, так и с другими государствами; крушение государственной и церковной монополии в образовании и зарождение общественной и частной инициативы), политическими (объединение Германии в 1871 году и ее возрастающие внешнеполитические претензии) и культурно-педагогическими (потребность населения в образовании, то есть ее ценностно-смысловая переориентированность; постепенное превращение Германии в культурный и научный центр, признанный в Европе и оказавший самое непосредственное влияние на ее культурное развитие [3, c. 43-44]) факторами.

В теории и практике немецкого школьного образования на первый план выходит стратегическая задача - формирование новой личности – высокообразованной, креативной, готовой к сотрудничеству и принятию нестандартных решений, способной принять на себя ответственность за свое государство. С наступлением двадцатого столетия людям необходимо было развивать в себе эти новые качества, чтобы максимально приспособиться к динамично меняющимся условиям.

В данной связи категория творчества становится ключевой для всех сфер жизнедеятельности человека. В результате в Германии возникло новое социальное направление, провозгласившее новое понимание человеческой сущности, которое стало известно под названием «новая вещность» («Neue Sachlichkeit») [4, S. 105]. Подобная тенденция обусловила необходимость педагогических трансформаций.

В связи с этим начало происходить активное искоренение архаического характера немецкого образования (преобладание предметов гуманитарного цикла; перегруженность учебного плана; разноплановость и перенасыщение учебного материала; пренебрежение потребности детей в творческой деятельности), служившего существенным препятствием для формирования новой и прогрессивной личности школьника.

В немецкой педагогической науке начала XX века стали активно разрабатываться проблемы активизации самостоятельной деятельности обучающихся (Ф. Пульсен, В. Рейн, Ф. Ферстер) [5]. В результате масштабной работы различных немецких ведомств, в Германии на рубеже веков были достигнуты масштабные количественные и качественные преобразования в сфере образования: произошло значительное увеличение количества обучающихся за счет расширения возможностей получения образования различными слоями населения; рост числа учебных заведений; произошла ликвидация церковного влияния в учебных заведениях; произошел существенный рост грамотности среди населения (до 90%); развивались разнообразные формы самоуправления обучающихся (советы, комитеты, конференции); отказ от социальной стратификации при получении образования; при организации образовательного процесса учитывались медицинские показатели; разделение учебных предметов на основные и по выбору; отмена цифровой оценки и оставления на второй год.

Таким образом, постепенно в Германии зарождались практически все важнейшие педагогические течения, которые в дальнейшем разрабатывались в других странах. Diе Dinamit-Schule – название немецкой школы начала XX века, так как в ее основе лежали инновационные педагогические идеи [6, с. 30].

Особую значимость для развития немецкой педагогики на рубеже XIX и XX веков приобрели идеи выдающихся представителей педагогической общественности (Ф. Гансберг, Л. Гурлитт, В.А. Лай, Г. Литц, Э. Мёйман, П. Петерсен, Г. Шаррельманн, Р. Штайнер), интерпретировавших педагогический процесс как синхронное взаимодействие воспитанника и наставника, носящее творческий характер, исключающее подавление личности воспитанника и жёсткую регламентацию. Основанием их педагогических воззрений выступало гармоничное развитие личности ребенка, становившееся возможным благодаря организации творческой деятельности учащихся [7, с. 126]. Именно творческая деятельность обучающихся, главными признаками которой выступали свобода и самостоятельность, являлась действенным механизмом, способствующим развитию самостоятельности мышления, воли, целеустремленности, инициативы.

Большую роль в изменении вектора немецкого образования сыграло создание педагогами-новаторами авторских учебно-воспитательных учреждений, образовательный процесс которых базировался на организации творческой деятельности учащихся, что подразумевало [3]:

  • возможность для обучающегося участвовать в разработке целей и методов собственной деятельности;
  • активное применение основополагающих принципов «педагогики действия»;
  • повышение роли коллектива в организации творческой деятельности учащихся;
  • организацию творческой трудовой деятельности, характеризующейся межпредметным содержанием и разнообразными формами: труд в теплицах, слесарных и столярным мастерских; проведение экспериментов при наблюдении за грунтовыми водами; работа по уходу за школьным садом и домашними животными. При этом учащиеся в процессе целеполагания, отбора материала, продвижении к намеченной цели, развязки «критических узлов», проверки и корректировки результата осуществляли это самостоятельно;
  • проверку «теории переживания» в процессе организации образовательной среды;
  • постановку «ощутимых» целей перед учащимися;
  • синтез художественной и эстетической составляющей в образовательном процессе.

В целом можно констатировать, что на модернизацию теории и практики немецкого школьного образования на рубеже веков значительную роль оказала деятельность «новых школ». Руководящим началом выступило стремление к пересмотру классического образования, для которого была характерна зубрежка и ориентация на дисциплину, как важнейший элемент образовательного процесса. А интересы и потребности личности в творческой деятельности полностью игнорировались. Образовательные программы «новых школ» приближали их к потребностям как самой личности учащегося, так и потребностям общества и государства.

В современной Федеративной Республике Германия прослеживается сохранение данной тенденции, обеспечивающей «уникальное педагогическое пространство», интегрирующее лучшие педагогические идеи прошлого и настоящего. Приоритетным направлением развития немецкого образования является вхождение в «единую европейскую школу», но при сохранении национальных педагогических условий и традиций [7, с. 78].

Отметим, что образовательная политика в Германии конца XIX – начала XX века и современности имеет единые концептуальные основания. Как и на рубеже XIX и XX веков, ключевой задачей немецкой образовательной политики становится обеспечение должного уровня вариативности в деятельности учащихся, отказ от чрезмерной стандартизации и регламентации, активная организация творческой деятельности учащихся. Это определило основные тенденции в современной образовательной практике Германии [8]:

  • целью общего образования выступает не только обогащение учащихся знаниями, но и приобретение социального опыта;
  • равное непрерывное образование;
  • унификация образовательных программ в масштабах всего государства;
  • обучение в разновозрастных группах;
  • обучение в разновозрастных группах с учетом индивидуального темпа и особенностей личности;
  • развитие инклюзивного образования;
  • сотрудничество между организациями дошкольного и общего образования;
  • учет валеологической и дидактической целесообразности при внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;
  • гармонизация интересов личности с интересами коллектива;
  • повышение значимости мониторинговых исследований в целях повышения качества и доступности образования;
  • органичная взаимосвязь между общеобразовательным и профессиональным обучением;
  • создание благоприятной материально-технической базы школьного пространства, обеспечивающей особую образовательно-творческую атмосферу для каждого учащегося.

Начиная с 2000-х годов произошел своего рода ренессанс педагогических идей «новых школ» конца XIX – начала XX века, за счет чего немецкой педагогической общественности удалось успешно преодолеть кризисное состояние современного образования и поднять свой рейтинг в рамках международных мониторинговых исследований (PISA, TIMMS) [9; 10]. Образовательной средой, послужившей основой для возрождения новаторских идей конца XIX – начала XX века, стала среда альтернативного образования, органично дополняющая систему нормативного образования: «многие новинки альтернативных школ уже прочно вошли в обиход обычных школ» [11].

Выводы. Анализ развития современной теории и практики немецкого образования в федеральных землях убеждает нас в том, что педагогические идеи авторских школ начала двадцатого столетия (П. Гехеб, П. Петерсен, Р. Штайнер), прочно вошли в массовую образовательную практику. Подобная преемственность обеспечивает наличие устойчивой историко-генетической взаимосвязи между педагогическим опытом прошлого и настоящего и способствует сохранению национальных традиций в образовании.

Выделим, что эффективность организации образовательной деятельности учащихся, способствующей развитию творчества, обеспечивается достаточно гибким вариантом классно-урочной системы: деление на классы по возрасту заменяется на разновозрастные учебные группы; разработка и внедрение междисциплинарных проектов и индивидуальных образовательных маршрутов; предоставление свободы в распределении учебного времени.

В современной образовательной системе Германии ведущую роль занимает ориентация на формирование аналитического мышления и организацию творческой деятельности учащихся, в процессе которой они обучаются анализировать и генерализировать большой объем информации, выявлять причинно-следственные связи. На наш взгляд, представленные метаумения являются важнейшими компонентами успешной деятельности человека третьего тысячелетия в условиях цифровизации.

Влияние педагогических идей на развитие системы немецкого школьного образования в конце XIX – начале XX века заключалось в том, что достаточно активно в образовательной практике применялись эвристические формы и методы обучения, осуществлялась политехнизация школы, предоставлялась свобода выбора учащимся в определении стратегии собственной деятельности. Данные педагогические идеи продолжили свое развитие и в современной практике общего образования Германии, содержательно и организационно модернизировавшись под воздействием требований времени.