Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КОРРЕКЦИЯ СКОЛИОЗА И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК 18-22 ЛЕТ

Макина Л.Р. 1 Криворучко А.Г. 1 Злобина Д.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
Воздействие сколиоза на функциональное состояние внутренних органов приобретает все большую социальную и медико-педагогическую значимость. На нынешний день весьма актуальными являются вопросы ранней диагностики и коррекции сколиоза в связи со сложностью и малой эффективностью лечения данной патологии на поздних стадиях выявления. Цель исследования: оценить функциональное состояние девушек 18-22 лет со сколиозом, занимающихся в специальных медицинских группах до и после внедрения методики направленной на коррекцию осанки. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», вместе с педагогом Ставропольского государственного медицинского университета. Было проведено определение психоэмоционального и функционального состояния организма девушек, тестирование, функциональное исследование дыхательной системы девушек, занимающихся в специальных медицинских группах, в возрасте 18-22 лет. Педагогический эксперимент со студентками специальных медицинских групп состоял из трех последовательных этапов, направленных на коррекцию сколиоза, укрепление межреберных мышц и стабилизацию показателей функций дыхательной системы. Разработанная методика показала, что проведение занятий с применением специально подобранных комплексов физических упражнений в сочетании с дыхательной гимнастикой способствует улучшению функционального состояния дыхательной системы у девушек 18-22 лет, занимающихся в специальных медицинских группах, с патологией опорно-двигательного аппарата.
специальные медицинские группы
коррекция сколиоза
дыхательная система
межреберные мышцы
функциональное состояние
1. Козлова О.А. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем. М.: Проспект, 2017. 126 с.
2. Уриа А.М. Диагностика и лечение позвоночника. М.: РИПОЛ классик, 2015. 470 с.
3. Макина Л.Р. Анализ мотивации спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов медицинского вуза // Профессиональное образование: современная теория и инновационная практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию академика РАО Мухаметзяновой Гузел Валеевны (Казань, 10 октября 2018 г.). Казань: ФГБНУ «ИППСП», 2018. Т. 2. С. 69-72.
4. Криворучко А.Г. Анализ состояния здоровья студентов-первокурсников Ставропольского государственного медицинского университета // Профессиональное образование: современная теория и инновационная практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию академика РАО Мухаметзяновой Гузел Валеевны (Казань, 10 октября 2018 г.). Казань: ФГБНУ «ИППСП», 2018. Т. 2.С. 28-31.
5. Епифанов В.А. Медицинская реабилитация. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 672 с.
6. Артамонова О.П. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Физическая культура». М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. 389 с.
7. Мухамадеев А.А., Лака А.А., Сампиев М.Т. Функциональное состояние систем внешнего дыхания и кровообращения у больных сколиозом // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2012. № 9. С. 254-255.
8. Герасевич А.Н. Двигательная реабилитация при нарушениях осанки и сколиозе: учебн.-метод. реком. Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2006. 36 с.
9. Васильева Е.В., Пухлова Е.И., Голубева. К.Г. Соматическая патология при сколиозе у детей // Адаптация различных систем организма при сколиотической деформации позвоночника. Методы лечения: Тез. докл. междунар. симпозиума. М., 2003. С. 11-12.
10. Черноземов В.Г. Висцеральные нарушения при сколиозах начальных степеней у детей школьного возраста: дис. ... докт. мед. наук. Архангельск, 2006. 137 с.
11. Черноземов В.Г., Абрамова М.А. Функциональные возможности системы внешнего дыхания при сколиотической болезни у школьников // Фундаментальные исследования. 2012. № 2. С. 159-162.
12. Епифанов В.А. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник для студентов мед. институтов. М.: Медицина, 2010. 256 с.

На сегодняшний день выставленной на первый план задачей в здравоохранении и образовании является прогресс в развитии и воспитании здорового молодого поколения. Решение доступных задач сложно выполнить без знаний о соответствующих возрастных особенностях структуры, функции и регуляции деятельности каждого органа человеческого тела, его совмещении с другими системами и органами и возрастных особенностей функционирования организма. Особого кардинального решения и специального внимания заслуживает проблема сохранения и становления здорового образа жизни, повышения уровня физической подготовленности обучающихся в вузах, которые относятся к специальным медицинским группам. Врачи и педагоги преподносят факты отставания и несоответствия данных физической подготовленности, физического развития и функциональных возможностей большей части студентов с нормативными показателями данных анализируемого возраста. Кроме того, продолжается тенденция последующего понижения этих показателей в процессе обучения в вузе, что взаимодействует с умножением числа студентов, отнесенных к специальной медицинской группе [1].

Болезни опорно-двигательного аппарата занимают первые места в общей статистике заболеваемости, уступая лишь травмам и острым респираторным заболеваниям [2]. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за последнее десятилетие на долю всех людей со сколиозом приходятся около 1 млн 722 тыс. 300 детей и подростков, что составляет 8,1% всех российских детей в возрасте до 18 лет [3].

В последнее время объектом пристального внимания врачей и ученых становится здоровье студентов, и в частности – здоровый образ жизни, складывающийся из многих составляющих: двигательной активности, режима питания, наличия вредных привычек, организации досуга и т.д. [4]. Студенты, приходя в вуз, вынуждены часами сидеть на занятиях, готовиться к ним, что уменьшает двигательную активность и увеличивает риск возникновения сколиоза.

В.А. Епифанов считает, что структурные патологические изменения в позвоночном столбе приводят к различным деформациям таза и грудной клетки, кроме того, отмечаются морфологические изменения во всех внутренних органах, что приводит в итоге к ухудшению физического развития [5].

Если рассматривать мнение Л.Л. Артамоновой, О.П. Панфилова, В.В. Борисова, то заболевание сколиозом – это не простая многоосевая деформация позвоночника и грудной клетки, а также сложный патологический процесс, который затрагивает все органы и системы организма [6].

По мнению А.А. Мухамадеева, А.А. Лака, М.Т. Сампиева, сколиоз – это сложное ортопедическое заболевание, характеризующееся многоплоскостным искривлением позвоночника и деформацией грудной клетки, что негативно сказывается на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводящее к раннему сокращению продолжительности жизни и инвалидности [7].

По мнению А.Н. Герасевича, сколиотическая болезнь – это не локальное искривление позвоночного столба, а общее тяжелое заболевание, выделяющееся протеканием патогенетического процесса и разнообразием клинико-рентгенологических проявлений, разной степенью вовлечения систем и внутренних органов, что затрудняет изучение причинно-следственных взаимодействий в организме больного [8].

Е.В. Васильева считает, что опорно-двигательный аппарат (ОДА) – это закрытая динамическая система. Каждое изменение или смещение любой из ее составных частей в итоге может привести к другим изменениям в функционировании каких-либо частей организма. Преимущественно это может касаться позвоночного столба – главной опоры человеческого тела. Постепенно формирующееся искривление позвоночника, главным образом в грудопоясничном и грудном отделах, часто приводит к функциональным и анатомическим изменениям органов грудной клетки [9]. В первую очередь при сколиотической болезни страдает функция внешнего дыхания, так как происходит нарушение нормальной иннервации внутренних органов брюшной и грудной полости. Дыхательная система человека обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма за счет поступления из внешней среды кислорода, который поддерживает соответствующий уровень кислотно-щелочного баланса и окислительно-восстановительных процессов. Обычно при поражении какого-либо отдела дыхательного аппарата нарушается функция всей системы в целом, к этой системе в том числе относится и дыхательная мускулатура. В результате ухудшается вентиляция легких и происходят нарушения в системе газообмена. Эти патологические изменения неблагоприятно влияют на функциональные возможности всего организма [10].

Изменения топографии внутренних органов при сколиотической болезни позвоночника неизбежно приводят к органическим и функциональным расстройствам всех соматических систем. Если функциональные изменения остаются в течение длительного промежутка времени, то это приводит к развитию сердечно-легочной недостаточности у пациентов, а в целом – к ухудшению качества жизни, и как итог – к инвалидизации.

Кроме того, если говорить о деформации позвоночника, то почти всегда она сопровождается нарушениями топографии между спинным мозгом, его оболочками и спинномозговым каналом, соответственно этим изменениям сопутствуют патоморфологические нарушения: зажатие корешков спинного мозга, ущемление в межпозвонковых отверстиях и сдавление их отечными тканями. В результате происходит нарушение соматической мускулатуры, а также нормальной иннервации внутренних органов, которая обеспечивает дыхательную функцию. Эти изменения сопровождаются уменьшением подвижности ребер и мышц, участвующих в акте дыхания [11].

Существует множество современных методик, обеспечивающих коррекцию искривлений позвоночного столба, которые подбираются в зависимости от тяжести и стадии заболевания. Например, на основе многолетнего опыта разработаны современные оздоровительные системы для лечения дефектов осанки, и в частности сколиозов разной степени тяжести, которые в итоге выходят как эффективное общее воздействие на опорно-двигательный аппарат, на мышцы и суставы, а не только на близлежащие органы и на позвоночник. Данная методика приобрела название «кинезиотерапия», или адаптивная гимнастика. По мнению В.А. Епифанова, лечение любой степени сколиоза сводится к следующим основным методам: мобилизация позвоночного столба, коррекция выявленной деформации и удержание коррекции [12]. Но при этом на современном этапе мало методик, направленных на коррекцию сколиоза у девушек, занимающихся в специальных медицинских группах.

Цель исследования: оценить функциональное состояние девушек 18-22 лет со сколиозом, занимающихся в специальных медицинских группах до и после внедрения методики, направленной на коррекцию осанки.

Материалы и методы исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Ставропольского государственного медицинского университета. В эксперименте принимали участие девушки 18-22 лет, в основном студентки 1-2 курса, занимающиеся в специальной медицинской группе. Всего в эксперименте приняли участие 20 девушек, 10 девушек в контрольной группе и 10 - в экспериментальной.

Экспериментальная методика, разработанная нами, включала в себя комплекс физических упражнений, направленный на коррекцию сколиоза и состоящий из специальных упражнений для формирования стабильного мышечного корсета девушек, а также упражнений, увеличивающих функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и способствующих активной коррекции грудной клетки и позвоночника. Методика включала два этапа.

Первый этап включал в себя комплекс физических упражнений на дыхание и исправление сколиоза. Этот комплекс применялся во всех трех частях занятий. В подготовительной части проводилась разминка и дыхательные упражнения из йоги (таблица 1). В основной части мы применяли комплекс физических упражнений и упражнения из йоги для исправления сколиоза (таблица 2). В заключительной части мы также использовали дыхательные упражнения из йоги и различные комплексы физических упражнений для укрепления межреберных мышц (таблица 3).

Таблица 1

Дыхательные упражнения из йоги, разработанные для девушек 18-22 лет со сколиозом, занимающихся в специальных медицинских группах

Содержание

Дозировка, кол-во раз

Общие методические указания (ОМУ)

Брюшное дыхание

И.П. – сидя.

1. Выдохнуть и втянуть стенку живота, потом медленно сделать вдох при ослабленной диафрагме через нос.

2. Брюшная стенка выдвигается вперед, и нижние отделы легких наполняются воздухом.

3. При выдохе, сильно поднимаете брюшную стенку, выдыхаете воздух носом.

2-3

Грудная клетка должна быть неподвижной, а живот выполнять волнообразные движения.

Среднее дыхание

И.П. – сидя.

1. Выдохнуть и медленно вдыхать, растягивая с обеих сторон ребра.

2. Сжимать ребра и выдыхать носом.

1-2

Брюшная стенка должна оставаться неподвижной.

Верхнее дыхание

И.П. – сидя.

1. Выдыхать и делать вдох, поднимая ключицы и плечи, наполнять верхнюю часть легких воздухом через нос.

2. Выдыхать, опускать плечи и выдыхать воздух через нос.

1-2

Живот и грудная клетка должны быть неподвижными.

Уджайи

И.П. – сидя.

1. Выдох делать через нос, на восемь счетов, потом задержать дыхание на 8 ударов пульса.

2. Выдыхать на 18 счетов через рот.

3. Продолжать тот же цикл.

1-2

Упражнение положительно воздействует на эндокринную систему.

Капалабхати

И.П. – сидя.

1. Упражнение начинается с выдоха, выдыхать, сокращая мышцы живота, быстро напрягать их, и прогонять воздух через ноздри с громким звуком.

2. После этого быстрого выдоха заполнить воздухом нижнюю и среднюю часть легких.

1-2

Мы уделяем особое внимание очищению воздушных проходов носа. Вдохи делают очень медленно.

Бхастрика

И.П. – сидя в позе лотоса.

Быстро выдыхать и вдыхать 10 раз, после чего выполнять полный вдох и задерживать дыхание на 7-14 секунд.

3

Упражнение надо останавливать даже при небольшом напряжении.

Очищающее дыхание

И.П. – сидя.

1. Расставить ноги, выполнить медленный вдох через нос, как при полном дыхании йогов.

2. Прижимать губы близко к зубам, оставить небольшую щель между зубами.

3. Через эту щель выдыхать серией отдельных коротких движений.

1-2

Должно ощущаться усилие со стороны живота и ребер, если выдыхать слабо, то результата не будет.

Дыхание, укрепляющее нервы

И.П. – стоя, расставив ноги.

1. Выдыхать и медленно вдыхать, при этом поднимать руки перед собой до уровня плеч, ладонями вверх.

2. После этого сжать кулаки и задержать дыхание, быстро отводить их назад и повторять это движение еще раз.

3. Выдыхать и одновременно расслаблять руки, давать им отдохнуть, сгибаясь вперед.

1-2

Вытягивать руки вперед с большим усилием так, чтобы они дрожали от напряжения.

 

Таблица 2

Комплексы упражнений из йоги для девушек 18-22 лет со сколиозом, занимающихся в специальных медицинских группах

Содержание

Дозировка, кол-во раз

ОМУ

Растягивать спину и плечи в позе прямого угла

И.П. – основная стойка (о.с.)

1. Встать напротив стены, вытянуть руки вперед на уровне плеч и упереться ладонями в стену.

2. Отойти немного назад и растянуть мышцы спины. Ноги стоят на ширине бедер.

3. По мере растяжения задней поверхности бедер и плеч отходить все дальше.

Выполнять 5-6 раз с задержкой на 5-10 сек.

Тело должно представлять прямой угол, руки на уровне бедер.

Растяжка спины и плеч

И.П. – о.с.

1. Встать напротив стены, вытянуть руки вперед на уровне плеч и упереться ладонями в стену.

2. Отойти назад, упираясь ладонями в стену.

3. Присесть и наклониться к ногам. Ребра лежат на бедрах.

4. Подойти вперед на несколько сантиметров, уйти в глубокое приседание, а затем вернуться в исходное положение.

5-6

Ноги и спина должны оставаться прямыми, надо почувствовать вытяжение.

Растяжка спины в позах кошки и коровы

И.П. – стоя на четвереньках.

1. Плечи располагаем над запястьями, бедра над коленями.

2. Выгнуть спину в грудном отделе и зафиксировать на несколько секунд.

3. Прогнуться и снова зафиксировать положение.

4. Встать на четвереньки, плечи над запястьями, бедра над коленями.

5. Выгнуть спину в грудном отделе, зафиксировать на несколько секунд.

6. Прогнуться в обратную сторону и снова зафиксировать положение.

7-8

Выполнять упражнение медленно и осторожно.

Половинная поза лодки

И.П. – лежа на спине.

1. Приподнять немного верхнюю часть спины. Поясница прижата к полу.

2. Прямые руки вытянуть вдоль туловища до параллели с полом. Пальцы ног должны находиться на уровне глаз.

2 подхода по 30 секунд

Ноги и руки прямые. Шея и плечи напряжены.

Поза потягивающегося щенка

И.П. – встать на четвереньки, плечи над запястьями, бедра над коленями.

1. Выполнить несколько шагов руками вперед, опустить живот, руки выпрямить.

2. Расслабить шею и коснуться пола лбом. Таз приподнят вверх, спина должна оставаться прямой.

2 подхода по 30 секунд

Руки должны тянуться вперед, а бедра назад. Если правосторонний сколиоз, то должны тянуться вправо.

И.П. – стоя на четвереньках.

На 1-2 попеременно вытягивать разноименные руки и ноги и вернуться в И.П.

На 3-4 то же самое, только другими ногами и руками.

Повторить 2-3 раза каждой рукой

При вытягивании руки – выдох.

 

Таблица 3

Упражнения для укрепления межреберных мышц для девушек 18-22 лет со сколиозом, занимающихся в специальных медицинских группах

Содержание

Дозировка, кол-во раз

ОМУ

И.П. – стоя, руки вдоль тела.

1. Отвести руки назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника.

2. Отставить ногу назад на носок – сделать вдох.

3. Вернуться в И.П. и сделать выдох.

3

Нога прямая.

И.П. – стоя, носки врозь, пятки вместе, правую руку согнуть в локтевом суставе и прижать к туловищу спереди, левая рука опущена вниз, кисть правой руки лежит на левом боку.

1. Отвести левую руку влево и повернуть голову вправо – сделать вдох.

2. Вернуться в И.П. – сделать выдох. Выполнить то же самое, но в другую сторону, поменяв положение головы и рук.

6-8

Подбородок не опускать.

И.П. – то же, что в 1-м упражнении, но левая рука отведена влево, и ее кисть сжата в кулак.

1. Согнуть левую руку в локтевом суставе и повернуть голову вправо и сделать вдох.

2. Вернуться в И.П. – сделать выдох. Выполнить то же, но в противоположную сторону, поменяв положение рук и головы.

6-8

Подбородок не опускать.

И.П. – то же, что в 1-м упражнении, левая рука опущена вниз.

1. Левую руку поднять перед собой и повернуть голову вправо – сделать вдох.

2. Вернуться в И.П. – сделать выдох. Выполнить то же самое, но в противоположную сторону, поменяв положение рук и головы.

6-8

Подбородок не опускать.

И.П. – то же, что и в 1-м упражнении, но левая рука вытянута вверх.

1. Согнуть левую руку в локтевом суставе за голову и повернуть голову вправо и сделать вдох.

2. Вернуться в И.П. и сделать выдох. Выполнить то же, но в противоположную сторону, поменяв положение головы и рук.

6-8

Подбородок не опускать.

И.П. – то же, что в 1-м упражнении, левая рука опущена вниз.

1. Поднять прямую руку вверх, отвести ее как можно дальше назад, повернуть голову вправо и сделать вдох.

2. Руку опустить вперед-вниз и постараться отвести как можно дальше назад и сделать выдох.

Выполнить то же, но в другую сторону, поменяв положение головы и рук.

6-8

Подбородок не опускать.

И.П. – стоя, носки в стороны, пятки вместе, кисти рук соединены сзади в замок, смотреть прямо перед собой, лопатки сведены друг к другу, подбородок не опускать.

1. Повернуть голову вправо – вдох.

2. Вернуться в И.П. – выдох.

3. Повернуть голову влево – вдох.

4. Вернуться в И.П. – выдох.

6-8

Это упражнение можно выполнять, отступив от стула.

И.П. – стоя, пятки вместе, носки врозь, правая рука согнута в локтевом суставе и прижата к туловищу спереди, голова повернута вправо, кисть правой руки лежит на левом боку, левая рука опущена вниз.

1. Отвести левую руку влево – вдох.

2. Вернуться в И.П. – сделать выдох. Выполнить то же, но в противоположную сторону, поменяв положение рук и головы.

6-8

Подбородок не опускать.

И.П. – то же, что в 1-м упражнении, левая рука отведена влево, и ее кисть сжата в кулак.

1. Согнуть левую руку в локтевом суставе – выдох.

2. Вернуться в И.П. – сделать вдох. Выполнить то же, но в противоположную сторону, поменяв положение рук и головы.

6-8

Подбородок не опускать.

И.П. – то же, что и в 1-м упражнении, но левая рука опущена вниз.

1. Левую руку поднять перед собой – вдох.

2. Вернуться в И.П. – выдох. Выполнить то же, но в другую сторону, поменяв положение рук и головы.

6-8

Подбородок не опускать.

И.П. – то же, что в 1-м упражнении, но левая рука вытянута вверх.

1. Согнуть левую руку в локтевом суставе за голову – вдох.

2. Вернуться в И.П. – сделать выдох. Выполнить то же, но в противоположную сторону, поменяв положение головы и рук.

6-8

Подбородок не опускать.

И.П. – то же, что в 1-м упражнении, левая рука опущена вниз.

1. Поднять левую руку вверх и отвести ее как можно дальше назад и сделать вдох.

2. Руку опустить вперед вниз и отвести как можно дальше назад и сделать выдох.

6-8

Подбородок не опускать.

И.П. – стоя, руки перед грудью.

1. Рывками развести руки в стороны и сделать вдох.

2. Вернуться в И.П. и сделать выдох.

5-6

Руки должны быть прямые, локти не опускать.

 

На втором этапе исследования проводилось оздоровительное плавание. Упражнения, направленные на исправление сколиоза с помощью лечебного плавания применяли только в основной части занятия, которое составляло не более 30 минут (таблица 4). Плавание - наиболее эффективное средство лечения сколиоза: щадящая нагрузка в воде, возможность задействовать сразу все группы мышц и суставов, расслабить позвоночник обеспечивают благотворное воздействие этого вида на активности не только на спину, но и на организм в целом.

Таблица 4

Лечебное плавание, направленное на коррекцию сколиоза для девушек 18-22 лет, занимающихся в специальных медицинских группах

Содержание

Дозировка

ОМУ

И.П. – присев у бортика. Выполнять длинные выдохи в воду.

10 раз

Стараться полностью выдыхать.

И.П. – в положении стоя расположить руки на бортике.

1. Сделать вдох с задержкой дыхания и опустить голову в воду.

2. На выдохе потянуть ноги назад и опустить голову вниз. При этом подбородок должен касаться тела.

3. Вернуться в И.П.

20 раз

Следить за тем, чтобы подбородок касался тела. Ноги должны быть вытянуты, голову сильно глубоко не погружать.

 

И.П. – о.с.

1. На вдохе опустить голову в воду, а после этого поработать ногами.

2. На выдохе поджимать колени к животу и держать спину ровно.

Отрабатывать ноги в течение 2 секунд

Носки и колени должны быть развернуты в стороны под углом в 45 градусов.

В позе коррекции скользить на груди.

5-6 раз

Выполнять скольжение как можно дальше.

И.П. – лежа на груди, руки вытянуть вперед. Рука и ноги работают кролем со стороны вогнутости.

Другую руку можно держать на доске.

50 м

Стараться правильно выполнять движение.

И.П. – лежа на груди, руки в корригирующей позе. Работа ногами кролем на задержке дыхания.

50 м

Работать ногами брассом в согласовании с дыханием.

И.П. – лежа на груди, проплывать дистанцию до 25 м баттерфляем. Руки из воды не выносятся, ноги работают брассом.

1-2 раза

Руки из воды не выносятся.

Плавание брассом с удлиненной паузой скольжения.

200 м

Повышать нагрузку до 300 метров.

Плавание брассом на спине с удлиненной паузой скольжения.

1-2 раз

Увеличивать нагрузку до 400 метров.

Плавание с гребком 2 руками на спине. То же самое, но с переменой рук.

200 метров

Перед выполнением ознакомьтесь с методикой.

И.П. – лежа на груди, в ногах зажата колобашка. Плавание при помощи движений руками брассом в согласовании с дыханием.

25-50 м, 2 раза

Колобашка не должна выпасть.

Плавать лежа на стороне выпуклости искривления.

50-100 м

Перед выполнением ознакомьтесь с методикой.

И.П. – лежа на спине, руки в корригирующем положении. Работать ногами кролем.

 

50 м в 2 подхода

Перед выполнением ознакомьтесь с методикой.

«Звездочка» на спине в позе коррекции.

2-3 минуты

Лечь на воду и вытянуться, чтобы таз не уходил в воду.

 

Результаты исследования и их обсуждение. С целью диагностики степени сколиоза были произведены измерения ромба Машкова. Для оценки функционального состояния различных систем были проведены следующие тесты: проба Штанге, проба Генчи, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), Гарвардский степ-тест (ГСТ). Всего было проведено три этапа исследования функционального состояния, которые позволили просмотреть динамику результатов в исследовании.

Анализируя показатели измерений по ромбу Машкова в экспериментальной группе после окончания педагогического эксперимента, были выявлены положительные сдвиги в разнице между правой и левой стороной: ? 0,75 и ? 0,98 – до эксперимента (ноябрь 2018); ? 0,21 и ? 0,38 – после эксперимента (апрель 2019). В контрольной группе также были выявлены положительные сдвиги в разнице между правой и левой стороной ромба Машкова: ? 0,71 и ? 0,92 – до эксперимента (ноябрь 2018); ? 0,18 и ? 0,35 – после эксперимента (апрель 2019). Но несмотря на положительные сдвиги в контрольной группе, можно констатировать что в экспериментальной группе данные показатели приблизились к норме.

Результаты функционального состояния в контрольных упражнениях исследования представлены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5

Результаты функционального состояния студенток экспериментальной группы (n=10)

Этап контрольных испытаний

Функциональные тесты

проба Штанге (с),

M±m

проба

Генчи (с),

M±m

жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл,

M±m

Гарвардский степ-тест (ГСТ),

M±m

Джел

Фжел

 

1-2

р

49,3±0,98

19,7±0,65

2,8±0,17

103,3±1,72

81,1±3,04

53,6±0,84

22,8±0,68

3,58±0,12

109,9±1,62

100,6±3,6

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

 

1-3

р

49,3±0,98

19,7±0,65

2,8±0,17

103,3±1,72

81,1±3,04

54,4±0,84

23,8±0,68

3,66±0,11

113,9±2,17

104,6±4,08

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

 

Таблица 6

Результаты функционального состояния студенток контрольной группы (n=10)

Этап контрольных испытаний

Функциональные тесты

проба Штанге (с),

M±m

проба

Генчи (с),

M±m

жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл,

M±m

Гарвардский степ-тест (ГСТ),

M±m

Джел

Фжел

 

1-2

р

49,6±1,11

19,9±0,9

2,98±0,18

105,9±2,51

84,6±4,55

52,9±0,85

23,3±0,84

3,37±0,13

107±0,87

93,1±3,44

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

 

1-3

р

49,6±1,11

19,9±0,9

2,98±0,18

105,9±2,51

84,6±4,55

53,4±0,71

23,7±0,76

3,49±0,11

110,9±1,62

96,6±3,45

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

 

Функциональное исследование дыхательной системы является важным составляющим изучения физиологических способностей организма. После 10-15 занятий девушки экспериментальной группы отмечали улучшение общего самочувствия, а в дальнейшем и стабилизацию показателей функций внешнего дыхания.

В тесте «Проба Штанге» за промежуток между первым и вторым срезом занятий по экспериментальной методике произошел недостоверный прирост показателей (с 49,3±0,98 до 53,6±0,84); за промежуток между первым и третьим произошел достоверный прирост показателей (с 49,3±0,98 до 54,4±0,84).

В тесте «Проба Генчи» за промежуток между первым и вторым срезом занятий по экспериментальной методике произошел недостоверный прирост показателей (с 19,7±0,65 до 22,8±0,68); за промежуток между первым и третьим произошел достоверный прирост показателей (с 19,7±0,65 до 23,8±0,68).

В тесте «Должная жизненная емкость легких (Джел)» за промежуток между первым и вторым срезом занятий по экспериментальной методике произошел недостоверный прирост показателей (с 2,8±0,17 до 3,58±0,12); за промежуток между первым и третьим произошел достоверный прирост показателей (с 2,8±0,17 до 3,66±0,11).

В тесте «Фактическая жизненная емкость легких (Фжел)» за промежуток между первым и вторым срезом занятий по экспериментальной методике произошел недостоверный прирост показателей (с 103,3±1,72 до 109,9±1,62); за промежуток между первым и третьим произошел достоверный прирост показателей (с 103,3±1,72 до 113,9±2,17).

В «Гарвардском степ-тесте» за промежуток между первым и вторым срезом занятий по экспериментальной методике произошел недостоверный прирост показателей (с 81,1±3,04 до 100,6±3,6); за промежуток между первым и третьим произошел достоверный прирост показателей (с 81,1±3,04 до 104,6±4,08).

Динамика показателей функционального состояния дыхательной системы и укрепления межреберных мышц, в отличие от констатирующего этапа исследования, на последнем выявились статистически достоверные увеличения показателей (p≤0,05), что говорит об эффективности нашей экспериментальной методики.

Таким образом, результаты проведенного исследования достоверно свидетельствуют об эффективном применении специально подобранных комплексов физических упражнений в сочетании с дыхательной гимнастикой и способствуют улучшению функционального состояния дыхательной системы у девушек 18-22 лет с патологией опорно-двигательного аппарата, занимающихся в специальных медицинских группах.

Заключение. Имея различные нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата, связанные как с отставанием в физическом развитии, так и с различными врожденными и приобретенными деформациями позвоночника, в том числе и со сколиозами и выраженными нарушениями осанки, девушки 18-22 лет нерегулярно посещают занятия физической культурой, что не дает организму девушек полностью восстановиться. Это способствует прогрессированию имеющихся начальных отклонений со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а значит, может приводить к развитию дыхательной недостаточности, а в дальнейшем – к недостаточности кровообращения.

Понимая, что сколиотическая болезнь – это не только искривление позвоночника, но и общее тяжелое заболевание с разной степенью вовлечения внутренних органов и систем, мы можем успешно применять разработанную методику коррекции сколиоза у девушек 18-22 лет с патологией опорно-двигательного аппарата, занимающихся в специальных медицинских группах. Это не только предотвратит дальнейшую деформацию позвоночника, но и выступит как мера профилактики ухудшения функциональных возможностей организма занимающихся со стороны всех соматических систем.

 


Библиографическая ссылка

Макина Л.Р., Криворучко А.Г., Злобина Д.А. КОРРЕКЦИЯ СКОЛИОЗА И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК 18-22 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29169 (дата обращения: 21.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074