На сегодняшний день выставленной на первый план задачей в здравоохранении и образовании является прогресс в развитии и воспитании здорового молодого поколения. Решение доступных задач сложно выполнить без знаний о соответствующих возрастных особенностях структуры, функции и регуляции деятельности каждого органа человеческого тела, его совмещении с другими системами и органами и возрастных особенностей функционирования организма. Особого кардинального решения и специального внимания заслуживает проблема сохранения и становления здорового образа жизни, повышения уровня физической подготовленности обучающихся в вузах, которые относятся к специальным медицинским группам. Врачи и педагоги преподносят факты отставания и несоответствия данных физической подготовленности, физического развития и функциональных возможностей большей части студентов с нормативными показателями данных анализируемого возраста. Кроме того, продолжается тенденция последующего понижения этих показателей в процессе обучения в вузе, что взаимодействует с умножением числа студентов, отнесенных к специальной медицинской группе [1].
Болезни опорно-двигательного аппарата занимают первые места в общей статистике заболеваемости, уступая лишь травмам и острым респираторным заболеваниям [2]. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за последнее десятилетие на долю всех людей со сколиозом приходятся около 1 млн 722 тыс. 300 детей и подростков, что составляет 8,1% всех российских детей в возрасте до 18 лет [3].
В последнее время объектом пристального внимания врачей и ученых становится здоровье студентов, и в частности – здоровый образ жизни, складывающийся из многих составляющих: двигательной активности, режима питания, наличия вредных привычек, организации досуга и т.д. [4]. Студенты, приходя в вуз, вынуждены часами сидеть на занятиях, готовиться к ним, что уменьшает двигательную активность и увеличивает риск возникновения сколиоза.
В.А. Епифанов считает, что структурные патологические изменения в позвоночном столбе приводят к различным деформациям таза и грудной клетки, кроме того, отмечаются морфологические изменения во всех внутренних органах, что приводит в итоге к ухудшению физического развития [5].
Если рассматривать мнение Л.Л. Артамоновой, О.П. Панфилова, В.В. Борисова, то заболевание сколиозом – это не простая многоосевая деформация позвоночника и грудной клетки, а также сложный патологический процесс, который затрагивает все органы и системы организма [6].
По мнению А.А. Мухамадеева, А.А. Лака, М.Т. Сампиева, сколиоз – это сложное ортопедическое заболевание, характеризующееся многоплоскостным искривлением позвоночника и деформацией грудной клетки, что негативно сказывается на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводящее к раннему сокращению продолжительности жизни и инвалидности [7].
По мнению А.Н. Герасевича, сколиотическая болезнь – это не локальное искривление позвоночного столба, а общее тяжелое заболевание, выделяющееся протеканием патогенетического процесса и разнообразием клинико-рентгенологических проявлений, разной степенью вовлечения систем и внутренних органов, что затрудняет изучение причинно-следственных взаимодействий в организме больного [8].
Е.В. Васильева считает, что опорно-двигательный аппарат (ОДА) – это закрытая динамическая система. Каждое изменение или смещение любой из ее составных частей в итоге может привести к другим изменениям в функционировании каких-либо частей организма. Преимущественно это может касаться позвоночного столба – главной опоры человеческого тела. Постепенно формирующееся искривление позвоночника, главным образом в грудопоясничном и грудном отделах, часто приводит к функциональным и анатомическим изменениям органов грудной клетки [9]. В первую очередь при сколиотической болезни страдает функция внешнего дыхания, так как происходит нарушение нормальной иннервации внутренних органов брюшной и грудной полости. Дыхательная система человека обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма за счет поступления из внешней среды кислорода, который поддерживает соответствующий уровень кислотно-щелочного баланса и окислительно-восстановительных процессов. Обычно при поражении какого-либо отдела дыхательного аппарата нарушается функция всей системы в целом, к этой системе в том числе относится и дыхательная мускулатура. В результате ухудшается вентиляция легких и происходят нарушения в системе газообмена. Эти патологические изменения неблагоприятно влияют на функциональные возможности всего организма [10].
Изменения топографии внутренних органов при сколиотической болезни позвоночника неизбежно приводят к органическим и функциональным расстройствам всех соматических систем. Если функциональные изменения остаются в течение длительного промежутка времени, то это приводит к развитию сердечно-легочной недостаточности у пациентов, а в целом – к ухудшению качества жизни, и как итог – к инвалидизации.
Кроме того, если говорить о деформации позвоночника, то почти всегда она сопровождается нарушениями топографии между спинным мозгом, его оболочками и спинномозговым каналом, соответственно этим изменениям сопутствуют патоморфологические нарушения: зажатие корешков спинного мозга, ущемление в межпозвонковых отверстиях и сдавление их отечными тканями. В результате происходит нарушение соматической мускулатуры, а также нормальной иннервации внутренних органов, которая обеспечивает дыхательную функцию. Эти изменения сопровождаются уменьшением подвижности ребер и мышц, участвующих в акте дыхания [11].
Существует множество современных методик, обеспечивающих коррекцию искривлений позвоночного столба, которые подбираются в зависимости от тяжести и стадии заболевания. Например, на основе многолетнего опыта разработаны современные оздоровительные системы для лечения дефектов осанки, и в частности сколиозов разной степени тяжести, которые в итоге выходят как эффективное общее воздействие на опорно-двигательный аппарат, на мышцы и суставы, а не только на близлежащие органы и на позвоночник. Данная методика приобрела название «кинезиотерапия», или адаптивная гимнастика. По мнению В.А. Епифанова, лечение любой степени сколиоза сводится к следующим основным методам: мобилизация позвоночного столба, коррекция выявленной деформации и удержание коррекции [12]. Но при этом на современном этапе мало методик, направленных на коррекцию сколиоза у девушек, занимающихся в специальных медицинских группах.
Цель исследования: оценить функциональное состояние девушек 18-22 лет со сколиозом, занимающихся в специальных медицинских группах до и после внедрения методики, направленной на коррекцию осанки.
Материалы и методы исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Ставропольского государственного медицинского университета. В эксперименте принимали участие девушки 18-22 лет, в основном студентки 1-2 курса, занимающиеся в специальной медицинской группе. Всего в эксперименте приняли участие 20 девушек, 10 девушек в контрольной группе и 10 - в экспериментальной.
Экспериментальная методика, разработанная нами, включала в себя комплекс физических упражнений, направленный на коррекцию сколиоза и состоящий из специальных упражнений для формирования стабильного мышечного корсета девушек, а также упражнений, увеличивающих функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и способствующих активной коррекции грудной клетки и позвоночника. Методика включала два этапа.
Первый этап включал в себя комплекс физических упражнений на дыхание и исправление сколиоза. Этот комплекс применялся во всех трех частях занятий. В подготовительной части проводилась разминка и дыхательные упражнения из йоги (таблица 1). В основной части мы применяли комплекс физических упражнений и упражнения из йоги для исправления сколиоза (таблица 2). В заключительной части мы также использовали дыхательные упражнения из йоги и различные комплексы физических упражнений для укрепления межреберных мышц (таблица 3).
Таблица 1
Дыхательные упражнения из йоги, разработанные для девушек 18-22 лет со сколиозом, занимающихся в специальных медицинских группах
Содержание |
Дозировка, кол-во раз |
Общие методические указания (ОМУ) |
Брюшное дыхание И.П. – сидя. 1. Выдохнуть и втянуть стенку живота, потом медленно сделать вдох при ослабленной диафрагме через нос. 2. Брюшная стенка выдвигается вперед, и нижние отделы легких наполняются воздухом. 3. При выдохе, сильно поднимаете брюшную стенку, выдыхаете воздух носом. |
2-3 |
Грудная клетка должна быть неподвижной, а живот выполнять волнообразные движения. |
Среднее дыхание И.П. – сидя. 1. Выдохнуть и медленно вдыхать, растягивая с обеих сторон ребра. 2. Сжимать ребра и выдыхать носом. |
1-2 |
Брюшная стенка должна оставаться неподвижной. |
Верхнее дыхание И.П. – сидя. 1. Выдыхать и делать вдох, поднимая ключицы и плечи, наполнять верхнюю часть легких воздухом через нос. 2. Выдыхать, опускать плечи и выдыхать воздух через нос. |
1-2 |
Живот и грудная клетка должны быть неподвижными. |
Уджайи И.П. – сидя. 1. Выдох делать через нос, на восемь счетов, потом задержать дыхание на 8 ударов пульса. 2. Выдыхать на 18 счетов через рот. 3. Продолжать тот же цикл. |
1-2 |
Упражнение положительно воздействует на эндокринную систему. |
Капалабхати И.П. – сидя. 1. Упражнение начинается с выдоха, выдыхать, сокращая мышцы живота, быстро напрягать их, и прогонять воздух через ноздри с громким звуком. 2. После этого быстрого выдоха заполнить воздухом нижнюю и среднюю часть легких. |
1-2 |
Мы уделяем особое внимание очищению воздушных проходов носа. Вдохи делают очень медленно. |
Бхастрика И.П. – сидя в позе лотоса. Быстро выдыхать и вдыхать 10 раз, после чего выполнять полный вдох и задерживать дыхание на 7-14 секунд. |
3 |
Упражнение надо останавливать даже при небольшом напряжении. |
Очищающее дыхание И.П. – сидя. 1. Расставить ноги, выполнить медленный вдох через нос, как при полном дыхании йогов. 2. Прижимать губы близко к зубам, оставить небольшую щель между зубами. 3. Через эту щель выдыхать серией отдельных коротких движений. |
1-2 |
Должно ощущаться усилие со стороны живота и ребер, если выдыхать слабо, то результата не будет. |
Дыхание, укрепляющее нервы И.П. – стоя, расставив ноги. 1. Выдыхать и медленно вдыхать, при этом поднимать руки перед собой до уровня плеч, ладонями вверх. 2. После этого сжать кулаки и задержать дыхание, быстро отводить их назад и повторять это движение еще раз. 3. Выдыхать и одновременно расслаблять руки, давать им отдохнуть, сгибаясь вперед. |
1-2 |
Вытягивать руки вперед с большим усилием так, чтобы они дрожали от напряжения. |
Таблица 2
Комплексы упражнений из йоги для девушек 18-22 лет со сколиозом, занимающихся в специальных медицинских группах
Содержание |
Дозировка, кол-во раз |
ОМУ |
Растягивать спину и плечи в позе прямого угла И.П. – основная стойка (о.с.) 1. Встать напротив стены, вытянуть руки вперед на уровне плеч и упереться ладонями в стену. 2. Отойти немного назад и растянуть мышцы спины. Ноги стоят на ширине бедер. 3. По мере растяжения задней поверхности бедер и плеч отходить все дальше. |
Выполнять 5-6 раз с задержкой на 5-10 сек. |
Тело должно представлять прямой угол, руки на уровне бедер. |
Растяжка спины и плеч И.П. – о.с. 1. Встать напротив стены, вытянуть руки вперед на уровне плеч и упереться ладонями в стену. 2. Отойти назад, упираясь ладонями в стену. 3. Присесть и наклониться к ногам. Ребра лежат на бедрах. 4. Подойти вперед на несколько сантиметров, уйти в глубокое приседание, а затем вернуться в исходное положение. |
5-6 |
Ноги и спина должны оставаться прямыми, надо почувствовать вытяжение. |
Растяжка спины в позах кошки и коровы И.П. – стоя на четвереньках. 1. Плечи располагаем над запястьями, бедра над коленями. 2. Выгнуть спину в грудном отделе и зафиксировать на несколько секунд. 3. Прогнуться и снова зафиксировать положение. 4. Встать на четвереньки, плечи над запястьями, бедра над коленями. 5. Выгнуть спину в грудном отделе, зафиксировать на несколько секунд. 6. Прогнуться в обратную сторону и снова зафиксировать положение. |
7-8 |
Выполнять упражнение медленно и осторожно. |
Половинная поза лодки И.П. – лежа на спине. 1. Приподнять немного верхнюю часть спины. Поясница прижата к полу. 2. Прямые руки вытянуть вдоль туловища до параллели с полом. Пальцы ног должны находиться на уровне глаз. |
2 подхода по 30 секунд |
Ноги и руки прямые. Шея и плечи напряжены. |
Поза потягивающегося щенка И.П. – встать на четвереньки, плечи над запястьями, бедра над коленями. 1. Выполнить несколько шагов руками вперед, опустить живот, руки выпрямить. 2. Расслабить шею и коснуться пола лбом. Таз приподнят вверх, спина должна оставаться прямой. |
2 подхода по 30 секунд |
Руки должны тянуться вперед, а бедра назад. Если правосторонний сколиоз, то должны тянуться вправо. |
И.П. – стоя на четвереньках. На 1-2 попеременно вытягивать разноименные руки и ноги и вернуться в И.П. На 3-4 то же самое, только другими ногами и руками. |
Повторить 2-3 раза каждой рукой |
При вытягивании руки – выдох. |
Таблица 3
Упражнения для укрепления межреберных мышц для девушек 18-22 лет со сколиозом, занимающихся в специальных медицинских группах
Содержание |
Дозировка, кол-во раз |
ОМУ |
И.П. – стоя, руки вдоль тела. 1. Отвести руки назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника. 2. Отставить ногу назад на носок – сделать вдох. 3. Вернуться в И.П. и сделать выдох. |
3 |
Нога прямая. |
И.П. – стоя, носки врозь, пятки вместе, правую руку согнуть в локтевом суставе и прижать к туловищу спереди, левая рука опущена вниз, кисть правой руки лежит на левом боку. 1. Отвести левую руку влево и повернуть голову вправо – сделать вдох. 2. Вернуться в И.П. – сделать выдох. Выполнить то же самое, но в другую сторону, поменяв положение головы и рук. |
6-8 |
Подбородок не опускать. |
И.П. – то же, что в 1-м упражнении, но левая рука отведена влево, и ее кисть сжата в кулак. 1. Согнуть левую руку в локтевом суставе и повернуть голову вправо и сделать вдох. 2. Вернуться в И.П. – сделать выдох. Выполнить то же, но в противоположную сторону, поменяв положение рук и головы. |
6-8 |
Подбородок не опускать. |
И.П. – то же, что в 1-м упражнении, левая рука опущена вниз. 1. Левую руку поднять перед собой и повернуть голову вправо – сделать вдох. 2. Вернуться в И.П. – сделать выдох. Выполнить то же самое, но в противоположную сторону, поменяв положение рук и головы. |
6-8 |
Подбородок не опускать. |
И.П. – то же, что и в 1-м упражнении, но левая рука вытянута вверх. 1. Согнуть левую руку в локтевом суставе за голову и повернуть голову вправо и сделать вдох. 2. Вернуться в И.П. и сделать выдох. Выполнить то же, но в противоположную сторону, поменяв положение головы и рук. |
6-8 |
Подбородок не опускать. |
И.П. – то же, что в 1-м упражнении, левая рука опущена вниз. 1. Поднять прямую руку вверх, отвести ее как можно дальше назад, повернуть голову вправо и сделать вдох. 2. Руку опустить вперед-вниз и постараться отвести как можно дальше назад и сделать выдох. Выполнить то же, но в другую сторону, поменяв положение головы и рук. |
6-8 |
Подбородок не опускать. |
И.П. – стоя, носки в стороны, пятки вместе, кисти рук соединены сзади в замок, смотреть прямо перед собой, лопатки сведены друг к другу, подбородок не опускать. 1. Повернуть голову вправо – вдох. 2. Вернуться в И.П. – выдох. 3. Повернуть голову влево – вдох. 4. Вернуться в И.П. – выдох. |
6-8 |
Это упражнение можно выполнять, отступив от стула. |
И.П. – стоя, пятки вместе, носки врозь, правая рука согнута в локтевом суставе и прижата к туловищу спереди, голова повернута вправо, кисть правой руки лежит на левом боку, левая рука опущена вниз. 1. Отвести левую руку влево – вдох. 2. Вернуться в И.П. – сделать выдох. Выполнить то же, но в противоположную сторону, поменяв положение рук и головы. |
6-8 |
Подбородок не опускать. |
И.П. – то же, что в 1-м упражнении, левая рука отведена влево, и ее кисть сжата в кулак. 1. Согнуть левую руку в локтевом суставе – выдох. 2. Вернуться в И.П. – сделать вдох. Выполнить то же, но в противоположную сторону, поменяв положение рук и головы. |
6-8 |
Подбородок не опускать. |
И.П. – то же, что и в 1-м упражнении, но левая рука опущена вниз. 1. Левую руку поднять перед собой – вдох. 2. Вернуться в И.П. – выдох. Выполнить то же, но в другую сторону, поменяв положение рук и головы. |
6-8 |
Подбородок не опускать. |
И.П. – то же, что в 1-м упражнении, но левая рука вытянута вверх. 1. Согнуть левую руку в локтевом суставе за голову – вдох. 2. Вернуться в И.П. – сделать выдох. Выполнить то же, но в противоположную сторону, поменяв положение головы и рук. |
6-8 |
Подбородок не опускать. |
И.П. – то же, что в 1-м упражнении, левая рука опущена вниз. 1. Поднять левую руку вверх и отвести ее как можно дальше назад и сделать вдох. 2. Руку опустить вперед вниз и отвести как можно дальше назад и сделать выдох. |
6-8 |
Подбородок не опускать. |
И.П. – стоя, руки перед грудью. 1. Рывками развести руки в стороны и сделать вдох. 2. Вернуться в И.П. и сделать выдох. |
5-6 |
Руки должны быть прямые, локти не опускать. |
На втором этапе исследования проводилось оздоровительное плавание. Упражнения, направленные на исправление сколиоза с помощью лечебного плавания применяли только в основной части занятия, которое составляло не более 30 минут (таблица 4). Плавание - наиболее эффективное средство лечения сколиоза: щадящая нагрузка в воде, возможность задействовать сразу все группы мышц и суставов, расслабить позвоночник обеспечивают благотворное воздействие этого вида на активности не только на спину, но и на организм в целом.
Таблица 4
Лечебное плавание, направленное на коррекцию сколиоза для девушек 18-22 лет, занимающихся в специальных медицинских группах
Содержание |
Дозировка |
ОМУ |
И.П. – присев у бортика. Выполнять длинные выдохи в воду. |
10 раз |
Стараться полностью выдыхать. |
И.П. – в положении стоя расположить руки на бортике. 1. Сделать вдох с задержкой дыхания и опустить голову в воду. 2. На выдохе потянуть ноги назад и опустить голову вниз. При этом подбородок должен касаться тела. 3. Вернуться в И.П. |
20 раз |
Следить за тем, чтобы подбородок касался тела. Ноги должны быть вытянуты, голову сильно глубоко не погружать.
|
И.П. – о.с. 1. На вдохе опустить голову в воду, а после этого поработать ногами. 2. На выдохе поджимать колени к животу и держать спину ровно. |
Отрабатывать ноги в течение 2 секунд |
Носки и колени должны быть развернуты в стороны под углом в 45 градусов. |
В позе коррекции скользить на груди. |
5-6 раз |
Выполнять скольжение как можно дальше. |
И.П. – лежа на груди, руки вытянуть вперед. Рука и ноги работают кролем со стороны вогнутости. Другую руку можно держать на доске. |
50 м |
Стараться правильно выполнять движение. |
И.П. – лежа на груди, руки в корригирующей позе. Работа ногами кролем на задержке дыхания. |
50 м |
Работать ногами брассом в согласовании с дыханием. |
И.П. – лежа на груди, проплывать дистанцию до 25 м баттерфляем. Руки из воды не выносятся, ноги работают брассом. |
1-2 раза |
Руки из воды не выносятся. |
Плавание брассом с удлиненной паузой скольжения. |
200 м |
Повышать нагрузку до 300 метров. |
Плавание брассом на спине с удлиненной паузой скольжения. |
1-2 раз |
Увеличивать нагрузку до 400 метров. |
Плавание с гребком 2 руками на спине. То же самое, но с переменой рук. |
200 метров |
Перед выполнением ознакомьтесь с методикой. |
И.П. – лежа на груди, в ногах зажата колобашка. Плавание при помощи движений руками брассом в согласовании с дыханием. |
25-50 м, 2 раза |
Колобашка не должна выпасть. |
Плавать лежа на стороне выпуклости искривления. |
50-100 м |
Перед выполнением ознакомьтесь с методикой. |
И.П. – лежа на спине, руки в корригирующем положении. Работать ногами кролем.
|
50 м в 2 подхода |
Перед выполнением ознакомьтесь с методикой. |
«Звездочка» на спине в позе коррекции. |
2-3 минуты |
Лечь на воду и вытянуться, чтобы таз не уходил в воду. |
Результаты исследования и их обсуждение. С целью диагностики степени сколиоза были произведены измерения ромба Машкова. Для оценки функционального состояния различных систем были проведены следующие тесты: проба Штанге, проба Генчи, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), Гарвардский степ-тест (ГСТ). Всего было проведено три этапа исследования функционального состояния, которые позволили просмотреть динамику результатов в исследовании.
Анализируя показатели измерений по ромбу Машкова в экспериментальной группе после окончания педагогического эксперимента, были выявлены положительные сдвиги в разнице между правой и левой стороной: ? 0,75 и ? 0,98 – до эксперимента (ноябрь 2018); ? 0,21 и ? 0,38 – после эксперимента (апрель 2019). В контрольной группе также были выявлены положительные сдвиги в разнице между правой и левой стороной ромба Машкова: ? 0,71 и ? 0,92 – до эксперимента (ноябрь 2018); ? 0,18 и ? 0,35 – после эксперимента (апрель 2019). Но несмотря на положительные сдвиги в контрольной группе, можно констатировать что в экспериментальной группе данные показатели приблизились к норме.
Результаты функционального состояния в контрольных упражнениях исследования представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5
Результаты функционального состояния студенток экспериментальной группы (n=10)
Этап контрольных испытаний |
Функциональные тесты |
||||
проба Штанге (с), M±m |
проба Генчи (с), M±m |
жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл, M±m |
Гарвардский степ-тест (ГСТ), M±m |
||
Джел |
Фжел |
||||
1-2 р |
49,3±0,98 |
19,7±0,65 |
2,8±0,17 |
103,3±1,72 |
81,1±3,04 |
53,6±0,84 |
22,8±0,68 |
3,58±0,12 |
109,9±1,62 |
100,6±3,6 |
|
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
|
1-3 р |
49,3±0,98 |
19,7±0,65 |
2,8±0,17 |
103,3±1,72 |
81,1±3,04 |
54,4±0,84 |
23,8±0,68 |
3,66±0,11 |
113,9±2,17 |
104,6±4,08 |
|
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
Таблица 6
Результаты функционального состояния студенток контрольной группы (n=10)
Этап контрольных испытаний |
Функциональные тесты |
||||
проба Штанге (с), M±m |
проба Генчи (с), M±m |
жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл, M±m |
Гарвардский степ-тест (ГСТ), M±m |
||
Джел |
Фжел |
||||
1-2 р |
49,6±1,11 |
19,9±0,9 |
2,98±0,18 |
105,9±2,51 |
84,6±4,55 |
52,9±0,85 |
23,3±0,84 |
3,37±0,13 |
107±0,87 |
93,1±3,44 |
|
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
|
1-3 р |
49,6±1,11 |
19,9±0,9 |
2,98±0,18 |
105,9±2,51 |
84,6±4,55 |
53,4±0,71 |
23,7±0,76 |
3,49±0,11 |
110,9±1,62 |
96,6±3,45 |
|
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
Функциональное исследование дыхательной системы является важным составляющим изучения физиологических способностей организма. После 10-15 занятий девушки экспериментальной группы отмечали улучшение общего самочувствия, а в дальнейшем и стабилизацию показателей функций внешнего дыхания.
В тесте «Проба Штанге» за промежуток между первым и вторым срезом занятий по экспериментальной методике произошел недостоверный прирост показателей (с 49,3±0,98 до 53,6±0,84); за промежуток между первым и третьим произошел достоверный прирост показателей (с 49,3±0,98 до 54,4±0,84).
В тесте «Проба Генчи» за промежуток между первым и вторым срезом занятий по экспериментальной методике произошел недостоверный прирост показателей (с 19,7±0,65 до 22,8±0,68); за промежуток между первым и третьим произошел достоверный прирост показателей (с 19,7±0,65 до 23,8±0,68).
В тесте «Должная жизненная емкость легких (Джел)» за промежуток между первым и вторым срезом занятий по экспериментальной методике произошел недостоверный прирост показателей (с 2,8±0,17 до 3,58±0,12); за промежуток между первым и третьим произошел достоверный прирост показателей (с 2,8±0,17 до 3,66±0,11).
В тесте «Фактическая жизненная емкость легких (Фжел)» за промежуток между первым и вторым срезом занятий по экспериментальной методике произошел недостоверный прирост показателей (с 103,3±1,72 до 109,9±1,62); за промежуток между первым и третьим произошел достоверный прирост показателей (с 103,3±1,72 до 113,9±2,17).
В «Гарвардском степ-тесте» за промежуток между первым и вторым срезом занятий по экспериментальной методике произошел недостоверный прирост показателей (с 81,1±3,04 до 100,6±3,6); за промежуток между первым и третьим произошел достоверный прирост показателей (с 81,1±3,04 до 104,6±4,08).
Динамика показателей функционального состояния дыхательной системы и укрепления межреберных мышц, в отличие от констатирующего этапа исследования, на последнем выявились статистически достоверные увеличения показателей (p≤0,05), что говорит об эффективности нашей экспериментальной методики.
Таким образом, результаты проведенного исследования достоверно свидетельствуют об эффективном применении специально подобранных комплексов физических упражнений в сочетании с дыхательной гимнастикой и способствуют улучшению функционального состояния дыхательной системы у девушек 18-22 лет с патологией опорно-двигательного аппарата, занимающихся в специальных медицинских группах.
Заключение. Имея различные нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата, связанные как с отставанием в физическом развитии, так и с различными врожденными и приобретенными деформациями позвоночника, в том числе и со сколиозами и выраженными нарушениями осанки, девушки 18-22 лет нерегулярно посещают занятия физической культурой, что не дает организму девушек полностью восстановиться. Это способствует прогрессированию имеющихся начальных отклонений со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а значит, может приводить к развитию дыхательной недостаточности, а в дальнейшем – к недостаточности кровообращения.
Понимая, что сколиотическая болезнь – это не только искривление позвоночника, но и общее тяжелое заболевание с разной степенью вовлечения внутренних органов и систем, мы можем успешно применять разработанную методику коррекции сколиоза у девушек 18-22 лет с патологией опорно-двигательного аппарата, занимающихся в специальных медицинских группах. Это не только предотвратит дальнейшую деформацию позвоночника, но и выступит как мера профилактики ухудшения функциональных возможностей организма занимающихся со стороны всех соматических систем.
Библиографическая ссылка
Макина Л.Р., Криворучко А.Г., Злобина Д.А. КОРРЕКЦИЯ СКОЛИОЗА И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК 18-22 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29169 (дата обращения: 19.09.2024).