Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Тазов П.Ю. 1
1 Государственный университет управления
Цель данной статьи – выделить механизмы формирования духовно-нравственных ценностей, определить способы и инструменты повышения эффективности процесса формирования на каждом из трех компонентов ценностных ориентаций (когнитивном, эмоциональном, поведенческом). Анализируются особенности ценностного сознания студентов, которые необходимо учитывать для повышения эффективности процесса формирования духовно-нравственных ценностей. В статье рассматриваются методы формирования духовно-нравственных ценностей студентов. Приводится авторский алгоритм формирования когнитивных и поведенческих компонентов ценностных ориентаций. Когнитивный компонент ценностей автор предлагает создавать с использованием технологии формирования критического мышления. Метод формирования поведенческого компонента основан на авторской концепции ролевых диспозиций. Ролевые диспозиции являются системой установок и диспозиций, свойственной каждой социальной роли. Формирование системы ролей и ролевых диспозиций должно идти одновременно с процессом формирования духовно-нравственных ценностей студентов. Важно формировать не только ценности, но и ролевые диспозиции, связанные с этими ценностями. Это повысит эффективность педагогических воздействий в этой области. Особое внимание уделено формированию эмоционального компонента духовно-нравственных ценностей. В системе организаций по патриотическому воспитанию и ветеранских организаций предлагается ввести следующие этапы: 1) озвучивание эмоционально-нравственного опыта ветерана с акцентом на нравственные поступки; 2) имитационное моделирование ситуаций, требующих нравственных решений.
формирование ценностей студентов
ценности студентов
нравственные ценности студентов
повышение эффективности формирования духовно-нравственных ценностей
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 "Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990 (дата обращения: 01.06.2019).
2. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин / Пер. В.Г. Кузьминов / Под общ. ред. Н.И. Лапина. М.: Высш. гик., 2006. С. 187-189.
3. Smith M.В. The personal setting of public opinion: a study of attitudes toward Russia. Public Opinion Quarterly. 1947. Vol. 11. P. 507-523.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Издание 5-е, исправленное и дополненное. М.: Аспект Пресс, 2014. 228 c.
5. Тазов П.Ю. Динамика ценностных ориентаций социального альтруизма студенческой молодежи // Вестник МИРБИС. 2018. № 1 (17). С. 195-200.
6. Чурекова Т.М., Москаленко И.В. Нравственные ценности личности: теория и практика формирования в школе. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. 47 c.
7. Кривцова С.В. Кризис смысла в современной школе: взгляд с позиций экзистенциального анализа // Камчатский педагогический вестник. 2015. Т. 12. № 2. С. 11-22.
8. Иванова Г.П., Стецевич М.Ю. Освоение нравственных ценностей современными школьниками: тенденции и особенности // Акмеология. 2014. № 2. С. 24-27.
9. Мусина Р. Интеграция достоинств технологического и процессуального подходов к обучению // Развитие критического мышления в высшей школе: технология и подходы. Сборник статей. М.: НП Центр РКМЧП, 2007. С. 35.
10. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. С. 3.
11. К вопросу о понятии установка в личности студента // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). 2009. № 16. С. 106-108.
12. Богуславский М.В. Программа социокультурной модернизации российского образования М. В. Ломоносова // Педагогика. 2011. № 8. С. 46.
13. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. 2013. № 2. С. 18.

Формирование духовно-нравственных ценностей выступает важнейшей задачей, так как духовно-нравственные ценности являются стержневыми для личности. Присутствие духовно-нравственных ценностей в ценностном сознании студентов – будущих специалистов обеспечит сохранение общества и культуры, будет способствовать поддержанию национальной безопасности страны. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей будет уместно рассматривать в контексте трехкомпонентной структуры ценностей.

Цель исследования: провести теоретический анализ механизмов формирования духовно-нравственных ценностей студентов и сформулировать практические рекомендации по повышению эффективности формирования духовно-нравственных ценностей с учетом трехкомпонентной структуры ценностей.

Материалы и методы исследования. Данное исследование основано на результатах исследований, проведенных автором среди студентов ссузов и вузов, а также на результатах теоретического анализа материалов по проблеме формирования духовно-нравственных ценностей.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях разрушения общественных идеалов и непрекращающейся социальной трансформации идеология была и остается важным механизмом консолидации общества. Нравственные ценности выступают стержневой структурой формирования и развития личности. Внимание на духовно-нравственные ценности как на «духовные скрепы», интегрирующие и соединяющие социальные общности, обращал Президент России В.В. Путин: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [1].

Действительно, в условиях трансформирующегося общества духовно-нравственные ценности как никогда нужны и важны для нормального функционирования личности, общества, государства, для развития и сохранения национальной культуры.

Исследования формирования нравственных ценностей можно встретить в трудах М.В. Аникеева, И.В. Гильгенберга, М.В. Куранова, Е.В. Поленякиной, М.И. Скомороховой, Т.Ю. Сычевой, В.П. Бездухова, А.В. Воронцова, Г.П. Ивановой, В А. Караковского, А.В. Кирьяковой, С.И. Маслова, Н.Е. Щурковой.

К проблеме поэтапного формирования нравственных ценностей учащихся и повышения эффективности этого процесса обращались такие исследователи, как А.В. Иващенко, Г.П. Иванова, Т.М. Чурекова, И.В. Москаленко.

Понятие ценностная ориентация близко по смыслу с понятием социальная установка (англ. attitude). Социальная установка впервые упоминалась в 1918 г. У. Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» [2]. В данном труде социальная установка отражала «ориентацию индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы». В структуре социальной установки М. Смит выделил три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [3]. Мы считаем, что уместным будет использовать представление о трехкомпонентной структуре социальный установки в рассмотрении ценностной ориентации. Критика трехкомпонентной структуры социальной установки касается того, что может возникать из-за несоответствия между когнитивным и поведенческим компонентами социальной установки, названными в психологической литературе Парадоксом Лапьера [4]. Данное замечание устраняется при вводе теории ролевых диспозиций. Понимание трехкомпонентной структуры социальной установки может справедливо использоваться и для рассмотрения ценностей.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей студентов обусловлен рядом социокультурных процессов современности, среди которых: возрастание рисков и неопределенности, утрата социальных идеалов, рост социальной атомизации и др. Также необходимо учитывать тенденции в трансформации ценностного сознания студентов периода социальных трансформаций с 1990 г. и по настоящее время: на первое место выходит ценностная ориентация «самореализация», ценностные ориентации социального альтруизма снова становятся значимыми [5].

Проблема воспитания духовно-нравственных ценностей связана с поиском культурной базы, на которой будут формироваться ценности. А в обществе «постмодерна» в ситуации ослабевания роли традиций закономерно, что культурных основ становится меньше, а те, что есть, теряют свою значимость. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей в вузе связана с пассивностью студентов как участников процесса потребления образовательных услуг, недостаточной мотивацией обучения, отсутствием понимания связи между полученным образованием и трудовой деятельностью. Все это формирует слабую вовлеченность в учебную деятельность, что снижает эффект педагогических воздействий в области воспитания духовно-нравственных ценностей.

Т.М. Чурекова и И.В. Москаленко предлагают следующий процесс формирования нравственных ценностей [6]: предъявление нравственной ценности; вызов эмоциональной реакции (как отмечает С.В. Кривцова, ценности «не мыслятся, они чувствуются» [7]); осознание смысла предъявленной ценности на основе эмоциональной реакции; поведенческий этап.

Г.П. Иванова выделяет следующие этапы освоения нравственных ценностей учащимися: познание смыслового содержания нравственных ценностей; осмысление нравственных ценностей; эмоциональное переживание социальной значимости нравственных ценностей; реализация в поведении освоенной ценности [8].

У вышеприведенных исследователей цепочку формирования ценностей можно выразить как познание – осознание – эмоциональная реакция – поведение. Однако, на наш взгляд, процесс формирования ценностей будет более эффективен, если рассматривать цепочки формирования ценностей применимо к каждой составляющей ценности (когнитивной, эмоциональной, поведенческой), так как механизмы формирования на каждом из этапов будет специфичны. Очевидно, что на когнитивном этапе действуют определенные механизмы восприятия, усвоения, понимания; на эмоциональном этапе значимым процессов сопереживание; на поведенческом этапе будут формироваться поведенческие установки и т.д.

В основе процесса формирования духовно-нравственных ценностей должен быть диалог. Именно в диалоге должен произойти «вызов» когнитивной, эмоциональных компонент, связанных с духовно-нравственными ценностями. Технологическая цепочка: вызов – осмысление – рефлексия активно используется в методах развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Технологическая цепочка включает в себя на этапе вызова: актуализацию зна­ний обучаемых пе­ред изучением темы; на этапе осмысления: поиск и первую встречу с информацией, необходимой дли решения задачи, поставленной на стадии вызова; на этапе рефлексии: размышление обучаемого о своих действиях, способах воспринимать учебный материал, его значимости и возможностях применения [9].

Нами предложен алгоритм формирования духовно-нравственных ценностей с использованием данных этапов (на примере работы ветеранских организаций со студентами). Он включает следующие этапы:

1) вызов. Актуализация знаний о духовно-нравственных ценностях (честь, совесть, долг и т.д.). Инструменты: фокусирующие вопросы, проблемные вопросы, обмен мнениями, мозговой штурм, перепутанные логические цепи и др.;

2) осмысление содержания. Поиск информации о нравственных ценностях, осмысление уже имеющей и недостающей информации. Инструменты: взаимное обучение, ролевые имитационные техники, деловые игры и пр.;

3) рассказ ветерана о собственных нравственных действиях (в бою, в условиях мирной жизни и пр.);

4) обсуждение рассказа ветерана. Ответы на вопросы. Дискуссия;

6) имитационное моделирование нравственных ситуаций с группой. Студенты оказываются в имитационных условиях, в которых необходимо принять нравственный выбор, сделать нравственное решение и нравственное действие;

6) рефлексия. Размышление учащегося о своих знаниях и незнаниях в области духовно-нравственных ценностей и своих реальных и гипотетических нравственных действиях в моделированных ситуациях.

Формирование ценностей через взаимодействие с ветеранами призвано сформировать когнитивный, эмоциональный и поведенческие компоненты духовно-нравственных ценностей.

Нравственные ценности, иллюстрированные живыми примерами, наполняют абстрактные духовно-нравственные ценности жизненным опытом, связанным с кризисными ситуациями, требующими нравственного выбора. Формирование нравственных ценностей без примеров, только на когнитивном уровне, может сформировать в сознании студентов декларативную систему ценностей. Пример подобных деклараций можно увидеть на примере кодекса строителя коммунизма в период перестройки. Эти ценности были во многом абстрактны для некоторой части молодежи, так как не имели когнитивной связки с личной системой ценностей, с мотивацией и потребностями.

Эффективность воспитания духовно-нравственных ценностей будет зависеть от того, насколько предложенные когнитивные составляющие ценностей согласуются с мировоззрением студентов, а также удается ли создать связи между ценностями, которые формируются, и теми, которые уже сформированы у студентов. Одной из значимых ценностных ориентаций согласно последним исследованиям для студентов является «успешность». Целесообразно использовать эту ценность для «когнитивных связок» с нравственными ценностями. Действительно, успешность должна ассоциироваться у студентов с профессионализмом, ответственностью, исполнительностью. А профессионал своего дела не существует в невесомости. Он должен быть и гражданином, и личностью, и Человеком. Другими «опорными» ценностными ориентациями, которые целесообразно использовать для когнитивных связок с нравственными ценностями, могут быть: самореализация, помощь другим, общественно значимый труд, здоровье, безопасность.

Для того чтобы процесс формирования духовно-нравственных ценностей был эффективен, необходимо вывести студента из пассивного состояния поглощения знаний в активное состояние. Для этого нужно активировать критическое мышление.

Для стимулирования критического и аналитического мышления у студентов колледжа РГГУ в г. Домодедово и студентов ГАУГН факультета социологии мы предлагали вместо курсовых работ провести анализ материалов исследований китайских и российских студентов. Задачи исследований были идентичны, поэтому данные исследований можно было сопоставлять. Анализ результатов выполнения задачи показал: у многих студентов присутствуют барьеры при формулировании собственного мнения. Можно предположить, что переход на тестовую форму в ЕГЭ создал перекос в сторону запоминания, в ущерб развитию мышления. В целом можно с уверенностью сказать – данная форма самостоятельной работы пошла на пользу студентам, создав условия для возможности применения аналитических методов работы с информацией.

Поведенческий компонент духовно-нравственных ценностей целесообразно рассматривать в контексте понятия ролевых диспозиций. Концепция диспозиций была разработана В.А. Ядовым. Он подразумевал под ними иерархическую систему установок, реализуемых в определенных ситуациях. В.А. Ядов выделял 4 уровня регуляции поведения личности: поведенческий (элементарные фиксированные установки) в малых группах (социальные установки), в определенной деятельности, целенаправленное поведение в значимых ситуациях (ценности) [10]. Нами была предложена модификация данной концепции, которая подразумевает наличие ролевых диспозиционных комплексов. Следовательно, каждой роли соответствует своя система диспозиций [11].

Для эффективного формирования духовно-нравственных ценностей необходимо формировать «ролевой концепт», связанный с представлением о роли, в рамках которой и будут реализованы духовно-нравственные ценности. Какие роли могут быть связаны с реализацией духовно-нравственных ценностей? Это роль гражданина, роль защитника Родины, роль главы семейства, роль матери, роль отца. Следовательно, это все те социальные роли, которые связаны с реализацией духовно-нравственных ценностей. М.В. Ломоносов именно патриотизм называл системообразующим качеством человека. Он рассматривал «нижнюю» чувственную, эгоистическую часть личности и «высшую» духовную, патриотическую. Цель воспитания он видел в подготовке «истинных сынов Отечества», чертами которых являются высокая нравственность и бескорыстное служение на благо Родины, трудолюбие, любовь к науке и знаниям [12].

Каким образом формируются ролевые диспозиции? Согласно нашей концепции вначале формируются ролевой концепт или представления о роли на основе жизненных примеров, наблюдений, процесса социализации. Ролевая диспозиция, таким образом, включает в себя ряд установок и диспозиций, которые реализуются в различных ситуациях, начиная от первичных установок, связанных с поведенческими компонентами (например, в толпе), и заканчивая высшими диспозициями, связанными с реализацией ценностей.

Сознание современных студентов отличается рядом противоречий, среди которых: прагматизм, эгоцентризм, рационализм. При этом есть нежелание выходить из состояния конформиста, самостоятельно анализировать, формировать собственный, отличный от большинства взгляд, подверженность шаблонному мышлению. В данных условиях реализация духовно-нравственных ценностей часто влечет необходимость идти против мнения большинства. Реализация духовно-нравственных ценностей всегда связана с определенным мужеством, смелостью, наличием собственного мнения, решимостью, готовностью отстаивать свою позицию. Что же может являться базой для формирования мужественности, смелости, решимости в отстаивании духовно-нравственных ценностей? Такой базой является патриотическое воспитание в системах общественных и государственных военно-патриотических клубов. Защита своей Родины неотрывно связана с защитой своей культуры и сохранением духовно-нравственных ценностей. Как отмечает В.И. Лутовинов, патриотизм «…выступает как вершинное духовно-религиозное самопроявление личности» [13].

Военно-патриотическое воспитание призвано сформировать мужество и решимость в отстаивании интересов своей Родины и своего государства, решимость преодолевать различные психологические и социальные барьеры на пути к реализации духовно-нравственных ценностей. В системе патриотического воспитания таким способом формируются ценности и роли с присущими им ролевыми диспозициями.

Заключение. Таким образом, средства и методы работы с каждым из компонентов ценностных ориентаций специфичны. На когнитивном этапе возможно использование методов, активирующих познавательную работу студентов, на эмоциональном уровне необходимы установление эмоциональных связей с прошлыми переживаниями и формирование новых, на поведенческом уровне эффективным будет формирование системы ролевых диспозиций, связанных с конкретными социальными ролями.

В ветеранских организациях необходимо формировать роль защитника Отечества, гражданина, патриота, готового защищать свою Родину. В вузе духовно-нравственные ценности должны быть связаны с ролями профессионала, гражданина, патриота. Если специалист не будет на своем рабочем месте руководствоваться духовно-нравственными ценностями, то его деятельность будет асоциальна.

Изложенные подходы были реализованы в работе комиссии по патриотической работе Российского Совета ветеранов, Межрегиональной молодежной общественной организации военно-патриотического объединения «Мужество» (имени Главного маршала авиации А.Е. Голованова).


Библиографическая ссылка

Тазов П.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28944 (дата обращения: 04.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074