Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF SPIRITUAL-MORAL VALUES OF STUDENTS

Tazov P.Yu. 1
1 State University of Management
The purpose of this article is to highlight the mechanisms of formation of spiritual and moral values, to determine ways and tools to improve the efficiency of the process of formation on each of the three components of value orientations (cognitive, emotional, behavioral). Analyzed are the peculiarities of students' value consciousness, which must be taken into account in order to increase the efficiency of the process of forming spiritual and moral values. The article discusses the methods of formation of spiritual and moral value of students. The author's algorithm for the formation of cognitive and behavioral components of value orientations is given. The author suggests forming the cognitive component of values using the technology of forming critical thinking. The method of forming a behavioral component is based on the author's concept of role-based dispositions. Role dispositions are a system of attitudes and dispositions inherent in every social role. The formation of a system of roles and role dispositions should proceed simultaneously with the process of the formation of the spiritual and moral values of students. It is important to form not only values, but also role-based dispositions related to these values. This will increase the effectiveness of pedagogical influences in this area. Particular attention is paid to the formation of the emotional component of spiritual and moral values. In the system of organizations for patriotic education and veterans' organizations it is proposed to introduce the following steps: 1) voicing the emotional and moral experience of a veteran with an emphasis on moral actions 2) imitational modeling of situations requiring moral decisions.
the formation of students' values
the values of students
the moral values of students
the increase in the efficiency of the formation of spiritual and moral values

Формирование духовно-нравственных ценностей выступает важнейшей задачей, так как духовно-нравственные ценности являются стержневыми для личности. Присутствие духовно-нравственных ценностей в ценностном сознании студентов – будущих специалистов обеспечит сохранение общества и культуры, будет способствовать поддержанию национальной безопасности страны. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей будет уместно рассматривать в контексте трехкомпонентной структуры ценностей.

Цель исследования: провести теоретический анализ механизмов формирования духовно-нравственных ценностей студентов и сформулировать практические рекомендации по повышению эффективности формирования духовно-нравственных ценностей с учетом трехкомпонентной структуры ценностей.

Материалы и методы исследования. Данное исследование основано на результатах исследований, проведенных автором среди студентов ссузов и вузов, а также на результатах теоретического анализа материалов по проблеме формирования духовно-нравственных ценностей.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях разрушения общественных идеалов и непрекращающейся социальной трансформации идеология была и остается важным механизмом консолидации общества. Нравственные ценности выступают стержневой структурой формирования и развития личности. Внимание на духовно-нравственные ценности как на «духовные скрепы», интегрирующие и соединяющие социальные общности, обращал Президент России В.В. Путин: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [1].

Действительно, в условиях трансформирующегося общества духовно-нравственные ценности как никогда нужны и важны для нормального функционирования личности, общества, государства, для развития и сохранения национальной культуры.

Исследования формирования нравственных ценностей можно встретить в трудах М.В. Аникеева, И.В. Гильгенберга, М.В. Куранова, Е.В. Поленякиной, М.И. Скомороховой, Т.Ю. Сычевой, В.П. Бездухова, А.В. Воронцова, Г.П. Ивановой, В А. Караковского, А.В. Кирьяковой, С.И. Маслова, Н.Е. Щурковой.

К проблеме поэтапного формирования нравственных ценностей учащихся и повышения эффективности этого процесса обращались такие исследователи, как А.В. Иващенко, Г.П. Иванова, Т.М. Чурекова, И.В. Москаленко.

Понятие ценностная ориентация близко по смыслу с понятием социальная установка (англ. attitude). Социальная установка впервые упоминалась в 1918 г. У. Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» [2]. В данном труде социальная установка отражала «ориентацию индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы». В структуре социальной установки М. Смит выделил три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [3]. Мы считаем, что уместным будет использовать представление о трехкомпонентной структуре социальный установки в рассмотрении ценностной ориентации. Критика трехкомпонентной структуры социальной установки касается того, что может возникать из-за несоответствия между когнитивным и поведенческим компонентами социальной установки, названными в психологической литературе Парадоксом Лапьера [4]. Данное замечание устраняется при вводе теории ролевых диспозиций. Понимание трехкомпонентной структуры социальной установки может справедливо использоваться и для рассмотрения ценностей.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей студентов обусловлен рядом социокультурных процессов современности, среди которых: возрастание рисков и неопределенности, утрата социальных идеалов, рост социальной атомизации и др. Также необходимо учитывать тенденции в трансформации ценностного сознания студентов периода социальных трансформаций с 1990 г. и по настоящее время: на первое место выходит ценностная ориентация «самореализация», ценностные ориентации социального альтруизма снова становятся значимыми [5].

Проблема воспитания духовно-нравственных ценностей связана с поиском культурной базы, на которой будут формироваться ценности. А в обществе «постмодерна» в ситуации ослабевания роли традиций закономерно, что культурных основ становится меньше, а те, что есть, теряют свою значимость. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей в вузе связана с пассивностью студентов как участников процесса потребления образовательных услуг, недостаточной мотивацией обучения, отсутствием понимания связи между полученным образованием и трудовой деятельностью. Все это формирует слабую вовлеченность в учебную деятельность, что снижает эффект педагогических воздействий в области воспитания духовно-нравственных ценностей.

Т.М. Чурекова и И.В. Москаленко предлагают следующий процесс формирования нравственных ценностей [6]: предъявление нравственной ценности; вызов эмоциональной реакции (как отмечает С.В. Кривцова, ценности «не мыслятся, они чувствуются» [7]); осознание смысла предъявленной ценности на основе эмоциональной реакции; поведенческий этап.

Г.П. Иванова выделяет следующие этапы освоения нравственных ценностей учащимися: познание смыслового содержания нравственных ценностей; осмысление нравственных ценностей; эмоциональное переживание социальной значимости нравственных ценностей; реализация в поведении освоенной ценности [8].

У вышеприведенных исследователей цепочку формирования ценностей можно выразить как познание – осознание – эмоциональная реакция – поведение. Однако, на наш взгляд, процесс формирования ценностей будет более эффективен, если рассматривать цепочки формирования ценностей применимо к каждой составляющей ценности (когнитивной, эмоциональной, поведенческой), так как механизмы формирования на каждом из этапов будет специфичны. Очевидно, что на когнитивном этапе действуют определенные механизмы восприятия, усвоения, понимания; на эмоциональном этапе значимым процессов сопереживание; на поведенческом этапе будут формироваться поведенческие установки и т.д.

В основе процесса формирования духовно-нравственных ценностей должен быть диалог. Именно в диалоге должен произойти «вызов» когнитивной, эмоциональных компонент, связанных с духовно-нравственными ценностями. Технологическая цепочка: вызов – осмысление – рефлексия активно используется в методах развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Технологическая цепочка включает в себя на этапе вызова: актуализацию зна­ний обучаемых пе­ред изучением темы; на этапе осмысления: поиск и первую встречу с информацией, необходимой дли решения задачи, поставленной на стадии вызова; на этапе рефлексии: размышление обучаемого о своих действиях, способах воспринимать учебный материал, его значимости и возможностях применения [9].

Нами предложен алгоритм формирования духовно-нравственных ценностей с использованием данных этапов (на примере работы ветеранских организаций со студентами). Он включает следующие этапы:

1) вызов. Актуализация знаний о духовно-нравственных ценностях (честь, совесть, долг и т.д.). Инструменты: фокусирующие вопросы, проблемные вопросы, обмен мнениями, мозговой штурм, перепутанные логические цепи и др.;

2) осмысление содержания. Поиск информации о нравственных ценностях, осмысление уже имеющей и недостающей информации. Инструменты: взаимное обучение, ролевые имитационные техники, деловые игры и пр.;

3) рассказ ветерана о собственных нравственных действиях (в бою, в условиях мирной жизни и пр.);

4) обсуждение рассказа ветерана. Ответы на вопросы. Дискуссия;

6) имитационное моделирование нравственных ситуаций с группой. Студенты оказываются в имитационных условиях, в которых необходимо принять нравственный выбор, сделать нравственное решение и нравственное действие;

6) рефлексия. Размышление учащегося о своих знаниях и незнаниях в области духовно-нравственных ценностей и своих реальных и гипотетических нравственных действиях в моделированных ситуациях.

Формирование ценностей через взаимодействие с ветеранами призвано сформировать когнитивный, эмоциональный и поведенческие компоненты духовно-нравственных ценностей.

Нравственные ценности, иллюстрированные живыми примерами, наполняют абстрактные духовно-нравственные ценности жизненным опытом, связанным с кризисными ситуациями, требующими нравственного выбора. Формирование нравственных ценностей без примеров, только на когнитивном уровне, может сформировать в сознании студентов декларативную систему ценностей. Пример подобных деклараций можно увидеть на примере кодекса строителя коммунизма в период перестройки. Эти ценности были во многом абстрактны для некоторой части молодежи, так как не имели когнитивной связки с личной системой ценностей, с мотивацией и потребностями.

Эффективность воспитания духовно-нравственных ценностей будет зависеть от того, насколько предложенные когнитивные составляющие ценностей согласуются с мировоззрением студентов, а также удается ли создать связи между ценностями, которые формируются, и теми, которые уже сформированы у студентов. Одной из значимых ценностных ориентаций согласно последним исследованиям для студентов является «успешность». Целесообразно использовать эту ценность для «когнитивных связок» с нравственными ценностями. Действительно, успешность должна ассоциироваться у студентов с профессионализмом, ответственностью, исполнительностью. А профессионал своего дела не существует в невесомости. Он должен быть и гражданином, и личностью, и Человеком. Другими «опорными» ценностными ориентациями, которые целесообразно использовать для когнитивных связок с нравственными ценностями, могут быть: самореализация, помощь другим, общественно значимый труд, здоровье, безопасность.

Для того чтобы процесс формирования духовно-нравственных ценностей был эффективен, необходимо вывести студента из пассивного состояния поглощения знаний в активное состояние. Для этого нужно активировать критическое мышление.

Для стимулирования критического и аналитического мышления у студентов колледжа РГГУ в г. Домодедово и студентов ГАУГН факультета социологии мы предлагали вместо курсовых работ провести анализ материалов исследований китайских и российских студентов. Задачи исследований были идентичны, поэтому данные исследований можно было сопоставлять. Анализ результатов выполнения задачи показал: у многих студентов присутствуют барьеры при формулировании собственного мнения. Можно предположить, что переход на тестовую форму в ЕГЭ создал перекос в сторону запоминания, в ущерб развитию мышления. В целом можно с уверенностью сказать – данная форма самостоятельной работы пошла на пользу студентам, создав условия для возможности применения аналитических методов работы с информацией.

Поведенческий компонент духовно-нравственных ценностей целесообразно рассматривать в контексте понятия ролевых диспозиций. Концепция диспозиций была разработана В.А. Ядовым. Он подразумевал под ними иерархическую систему установок, реализуемых в определенных ситуациях. В.А. Ядов выделял 4 уровня регуляции поведения личности: поведенческий (элементарные фиксированные установки) в малых группах (социальные установки), в определенной деятельности, целенаправленное поведение в значимых ситуациях (ценности) [10]. Нами была предложена модификация данной концепции, которая подразумевает наличие ролевых диспозиционных комплексов. Следовательно, каждой роли соответствует своя система диспозиций [11].

Для эффективного формирования духовно-нравственных ценностей необходимо формировать «ролевой концепт», связанный с представлением о роли, в рамках которой и будут реализованы духовно-нравственные ценности. Какие роли могут быть связаны с реализацией духовно-нравственных ценностей? Это роль гражданина, роль защитника Родины, роль главы семейства, роль матери, роль отца. Следовательно, это все те социальные роли, которые связаны с реализацией духовно-нравственных ценностей. М.В. Ломоносов именно патриотизм называл системообразующим качеством человека. Он рассматривал «нижнюю» чувственную, эгоистическую часть личности и «высшую» духовную, патриотическую. Цель воспитания он видел в подготовке «истинных сынов Отечества», чертами которых являются высокая нравственность и бескорыстное служение на благо Родины, трудолюбие, любовь к науке и знаниям [12].

Каким образом формируются ролевые диспозиции? Согласно нашей концепции вначале формируются ролевой концепт или представления о роли на основе жизненных примеров, наблюдений, процесса социализации. Ролевая диспозиция, таким образом, включает в себя ряд установок и диспозиций, которые реализуются в различных ситуациях, начиная от первичных установок, связанных с поведенческими компонентами (например, в толпе), и заканчивая высшими диспозициями, связанными с реализацией ценностей.

Сознание современных студентов отличается рядом противоречий, среди которых: прагматизм, эгоцентризм, рационализм. При этом есть нежелание выходить из состояния конформиста, самостоятельно анализировать, формировать собственный, отличный от большинства взгляд, подверженность шаблонному мышлению. В данных условиях реализация духовно-нравственных ценностей часто влечет необходимость идти против мнения большинства. Реализация духовно-нравственных ценностей всегда связана с определенным мужеством, смелостью, наличием собственного мнения, решимостью, готовностью отстаивать свою позицию. Что же может являться базой для формирования мужественности, смелости, решимости в отстаивании духовно-нравственных ценностей? Такой базой является патриотическое воспитание в системах общественных и государственных военно-патриотических клубов. Защита своей Родины неотрывно связана с защитой своей культуры и сохранением духовно-нравственных ценностей. Как отмечает В.И. Лутовинов, патриотизм «…выступает как вершинное духовно-религиозное самопроявление личности» [13].

Военно-патриотическое воспитание призвано сформировать мужество и решимость в отстаивании интересов своей Родины и своего государства, решимость преодолевать различные психологические и социальные барьеры на пути к реализации духовно-нравственных ценностей. В системе патриотического воспитания таким способом формируются ценности и роли с присущими им ролевыми диспозициями.

Заключение. Таким образом, средства и методы работы с каждым из компонентов ценностных ориентаций специфичны. На когнитивном этапе возможно использование методов, активирующих познавательную работу студентов, на эмоциональном уровне необходимы установление эмоциональных связей с прошлыми переживаниями и формирование новых, на поведенческом уровне эффективным будет формирование системы ролевых диспозиций, связанных с конкретными социальными ролями.

В ветеранских организациях необходимо формировать роль защитника Отечества, гражданина, патриота, готового защищать свою Родину. В вузе духовно-нравственные ценности должны быть связаны с ролями профессионала, гражданина, патриота. Если специалист не будет на своем рабочем месте руководствоваться духовно-нравственными ценностями, то его деятельность будет асоциальна.

Изложенные подходы были реализованы в работе комиссии по патриотической работе Российского Совета ветеранов, Межрегиональной молодежной общественной организации военно-патриотического объединения «Мужество» (имени Главного маршала авиации А.Е. Голованова).