Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДЕФИНИЦИИ К НАСТАВНИЧЕСТВУ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Головнев А.В. 1
1 ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»
В статье рассматривается определение понятия «наставничество» в современных условиях развития среднего профессионального образования с учетом исторического аспекта появления и развития этого понятия и явления в Советском Союзе, а затем в России. В ходе анализа выделены признаки, раскрывающие сущность наставничества, которое рассматривается в статье как феномен, обеспечивающий профессиональную подготовку студентов, проходящих производственную практику на предприятии. Выяснено, что наставничество должно обеспечить профессиональную подготовку, адаптацию студентов-практикантов. При этом уточнено, что именно подразумевается под понятиями «профессиональная подготовка» и «адаптация». Отдельно отмечено, что человек, осуществляющий наставническую деятельность, – это высококвалифицированный работник предприятия. Структура его деятельности включает в себя обучение и воспитание, отсюда сделан вывод, что это педагогический процесс. Эмпирические данные, анализ литературы и проведенных исследований и обобщение позволили определить, что наставническая деятельность распространяется и за пределы рабочего места (предприятия), на свободное время студентов и их интересы. Причина этого кроется в большинстве случаев в огромной возможности коммуникации между людьми посредством телефонной связи, социальных сетей и различных интернет-сервисов. Результатом проведенного исследования явилось уточнение понятия «наставничество» применительно к условиям среднего профессионального образования.
профессиональная подготовка
наставничество
студенты-практиканты
среднее профессиональное образование
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70399594/. (дата обращения 1.10.2018).
2. Фомин Е.Н. Компетентностно - ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2013. 27 с.
3. Почебут Л.Г. Социально-психологические аспекты наставничества на производстве: дис. ... канд. психол. наук. Ленинград, 1979. 229 с.
4. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников в условиях современного производства. Концепция. – Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2013. 25 с.
5. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: дис. … д-ра. пед. наук. Уфа, 2014. 461 с.
6. Колесниченко К.В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов (на примере педагогической деятельности): автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2013. 24 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 237 с.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. 308 с.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 416 с.
10. Старикова Л.Д. О соотношении понятий "воспитание" и "обучение" // Вестник ЧГПУ. 2010. №1. С. 194-202.
11. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений 2-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта: Наука, 2013. 333 с.
12. Смольникова Н.С. Наставничество как социальный институт коммунистического воспитания: дис. ... канд. филос. наук. Свердловск, 1984. 162 c.

Известно, что наставничество явление не новое. Массово оно начало зарождаться в эпоху индустриализации Советского Союза. Начало этого феномена можно отнести к 1920–1930 гг., правда, тогда оно называлось «шефство» и существовало под таким названием вплоть до 1960-х гг. Активное изучение и массовое использование наставничества в сфере подготовки молодых специалистов и рабочих пришлось на период 1970–1980 гг. Появились исследования различных аспектов этого явления. Именно в это время производственная практика учеников и студентов средних специальных учебных заведений начала нормативно организовываться в условиях закрепления практиканта на производстве за наставником. Распад Советского Союза в 1990-е гг. привел к большим переменам в сфере подготовки специалистов и высококвалифицированных рабочих, институт наставничества был практически забыт и носил в основном формальный характер, существовал за счет инициативы работников предприятий.

В XXI в. В России появились современные исследования этого явления (К.В. Колесниченко, Д.А. Красило, А.Н. Плотников, Е.Н. Фомин, А.Р. Масалимова и др.). При этом они затрагивают все те же аспекты, что и в 1970–1980 гг.

Сегодня острая необходимость в квалифицированных кадрах промышленности страны побудила руководство страны вспомнить о наставничестве как действенном институте в подготовке кадров и запустить процессы по его развитию. На это указывали высшие должностные лица государства: в 2017 г. Д.А. Медведев поддержал создание общероссийской системы наставничества, а уже в 2018 г. В.В. Путин подписал Указ «Об учреждении знака отличия “За наставничество”». При этом весь период развития наставничества в нашей стране сопровождался уточнением сути этого явления и определением его понятия.

Цель исследования. Раскрыть суть наставнической деятельности высококвалифицированного работника (наставника) в отношении студента, проходящего производственную практику, и уточнить в этом аспекте понятие «наставничество».

Материал и методы исследования. Материалы статьи основываются на исследованиях отечественных ученых по педагогике и психологии, в области наставничества, определении его сущности и понятия. Использованы теоретические (изучение литературы, научных изданий) и эмпирические методы (наблюдение, опрос).

Результаты исследования и их обсуждение. Эволюционный анализ наставничества в России позволил рассмотреть истоки появления наставничества в нашей стране, однако полностью суть этого явления не раскрыта.

Наставническую деятельность по отношению к студентам-практикантам в среднем профессиональном образовании осуществляет наставник. В соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, наставники назначаются из числа высококвалифицированных работников [1, п. 15].

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет наставника как учителя и воспитателя, руководителя. Поведенный анализ литературы показал: наставника как опытного производственника, профессионала, осуществляющего обучение, воспитание, передачу опыта молодежи, рассматривали С.Я. Батышев, И.В. Смирнов, Л.Г. Почебут, Л.М. Чеглакова и др.

Мы же в нашем исследовании остановимся на трактовке, предложенной В.И. Смирновым в книге «Рядом с наставником»: наставник – это не просто отличный производственник, познавший все секреты мастерства, но и, безусловно, человек, наделенный педагогическими способностями, с широким кругозором, владеющий умением общения с молодыми.

Уточняя понятие и раскрывая суть наставничества, мы рассмотрели массив определений наставничества, при этом выделили несколько. Выделенные определения не являются исчерпывающими, имеются и другие, однако они говорят примерно об одном и том же:

  • Е.Н. Фомин представляет наставничество как «личностно ориентированный социально-педагогический процесс, направленный на интенсификацию адаптации молодых кадров на рабочем месте, создание социально-педагогических условий преемственности сформированных многолетней практикой корпоративных компетенций и культуры, отраслевых ценностей и коллективных достижений предприятия» [2, с. 9];
  • Л.Г. Почебут пишет: «Наставничество – это специфическая непрофессиональная педагогическая деятельность, целью которой является обучающее и воспитательное воздействие субъекта деятельности (наставника) на объект (подшефного)» [3, с. 72];
  • А.Р. Масалимова в своих работах и исследовании отмечает: «Наставничество – одна из форм обучения на рабочем месте, направленная на развитие прикладных профессиональных и общекультурных компетенций молодого работника» [4, с. 6], при этом наставническая деятельность, по ее мнению – «вид деятельности, направленный на формирование корпоративных и развитие профессиональных компетенций молодых работников для преодоления информационных и ценностных барьеров в профессиональной деятельности и их социально-профессиональной адаптации, а также раскрытие потенциала молодых кадров с целью определения и сопровождения траекторий их индивидуального профессионального развития» [5, с. 46].Рассмотрев определения, можно обобщить несколько понятий, входящих во все представленные определения наставничества.

Наставничество является особым видом трудовой деятельности и представляет собой последовательность целесообразных действий наставника, направленных на успешную адаптацию молодого специалиста и его профессиональное становление [6, с. 7].

Рассмотрев определения, можно обобщить несколько понятий, входящих во все представленные определения наставничества.

Во-первых, большинство авторов говорят о наставничестве как о процессе передачи знаний, опыта от старшего младшему, молодому рабочему (А.С. Батышев, Н.С. Смольникова, И.С. Гичан, А.С. Лобанов, В.В. Пермяков).

Мы обратились к словарю Ожегова, который запас знаний, полученный кем-нибудь, трактует как подготовку. В словаре по образованию и педагогике В.М. Полонского подготовка описана как «запас знаний, навыков, опыта, приобретенный в процессе учебы, практической деятельности».

Таким образом, делаем вывод, что комплекс знаний, умений и навыков, полученный в ходе обучения и необходимый для выполнения каких-либо действий, называется подготовкой.

Во-вторых, передача такого опыта и знаний в результате наставнической деятельности необходима тому, на кого она направлена, для выполнения работы, осуществления трудовой деятельности в рамках какой-либо профессии (И.В. Круглова, К.В. Колеснеченко). Если проводится подготовка, связанная с профессией, вызванная профессией, то можно говорить о профессиональной подготовке. Э.Ф. Зеер дает следующее определение профессии: «Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать специальными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества» [7, с. 11].

Проведя анализ литературы и нормативных документов, мы выяснили, что понятие «профессиональная подготовка» в разных источниках трактуется примерно одинаково. В нашем исследовании мы будем использовать понятие «профессиональная подготовка», предложенное академиком С.Я. Батышевым в книге «Основы педагогической деятельности наставника», а именно: «совокупность специальных знаний, навыков и умений, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений».

Известно, что, когда студенты приходят на производственную практику, их закрепляют за наставниками, которые в свою очередь передают знания, умения и навыки студентам, в том числе на основе своего опыта, ради того, чтобы те могли выполнять какие-то работы, предусмотренные профессией, по которой они обучаются.

Таким образом, исходим из того, что наставническая деятельность направлена на профессиональную подготовку того, кто является наставляемым (подшефным). В нашем случае это студенты, проходящие производственную практику на предприятии.

В-третьих, в ходе анализа было выяснено, что феномен наставничества включает в себя такие понятия, как «профессиональное становление», «развитие» и «адаптация» (А.Р. Масалимова, И.В. Круглова, К.В. Колесниченко). Рассматривая сущность этих понятий, которые достаточно подробно исследовались известными отечественными психологами – исследователями области «взаимодействия человека с миром профессий» [7, с. 10] (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др.), мы выяснили, что профессиональное становление зачастую отождествляют с профессиональным развитием. Однако Э.Ф. Зеер утверждает, что «наиболее общим процессом является профессиональное развитие, поэтому представляется оправданным распространить его методологические основания на частные проявления: профессиональное становление и профессионализацию человека» [7, с. 16].

Профессионализация – это процесс становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. [8]. Понятие «профессионализация» к наставничеству мы применять не будем, поскольку наставник на предприятии осуществляет свою деятельность в отношении человека, уже сделавшего выбор профессии.

Профессиональное развитие – это изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности [8].

Профессиональное развитие – процесс очень длительный, если исходить из того, что его частное проявление – профессиональное становление личности – протекает на протяжении нескольких десятилетий (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др.). Поэтому можно полагать, что профессиональное развитие охватывает практически всю жизнь человека.

Профессиональное становление личности (по Э.Ф. Зееру) – движение личности в профессионально-образовательном пространстве и времени профессиональной жизни. Оно охватывает период развития личности с начала формирования профессиональных интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии [7, с. 33].

Анализ литературы показал, что имеется много способов описать стадии профессионального становления личности. Однако, обобщая, мы остановимся на более подробной классификации, предложенной Э.Ф. Зеером: оптация (14–16 лет), профессиональное образование и подготовка (14–23 года), профессиональная адаптация (18–25 лет), профессионализация (25–33 года), профессиональное мастерство (33–55 лет) [9, с. 9–10].

Итак, необходимо указать: рассматривая понятие «наставничество», мы ограничиваемся тем, что в нашем исследовании нас интересовало только осуществление деятельности наставника в период прохождения студентами производственной практики, т.е. во время обучения в колледже. Поэтому для нас важны стадии: профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация.

Ранее мы провели анализ понятий «профессиональное образование» и «подготовка», следовательно, остановимся подробнее на профессиональной адаптации. Краткий психологический словарь А.В. Петровского сообщает нам, что «адаптация» (от лат. adapto – «приспособляю») – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Профессиональная адаптация – это приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность – производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе) [8].

Вышеуказанное определение, предложенное А.К. Марковой, по нашему мнению, очень широко, оно охватывает всю жизнь личности, нас же устраивает определение, предложенное Э.Ф. Зеером, поскольку оно полноценно описывает то положение, в котором обычно находится студент во время производственной практики на предприятии.

Таким образом, профессиональная адаптация – вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе. В широком смысле слова под адаптацией понимают взаимное приспособление специалиста и предприятия, в результате которого работник осваивается на предприятии. Результатом адаптации являются освоение новой профессиональной деятельности, приобретение опыта ее выполнения, включение в профессиональное сотрудничество [7, с. 14–15].

Таким образом, осуществление профессиональной адаптации студента является неотъемлемой частью наставнической деятельности, поскольку в период производственной практики студент именно осваивается на предприятии, знакомится с работниками, условиями труда, традициями предприятия, учится выполнять работы, связанные с его профессией, а также может получать за это заработную плату. И все это может происходить впервые. Необходимость помощи наставника для успешной адаптации очевидна.

В-четвертых, наставничество представляется как процесс или явление педагогическое (А.С. Батышев, С.Я. Батышев, И.С. Гичан, Л.Г. Почебут, А.Р. Масалимова Е.Н. Фомин и др.).

Обращаясь к энциклопедии профессионального образования академика С.Я. Батышева, находим: педагог – тот, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности. Конечно, мы не утверждаем, что наставник на предприятии – педагог, он только выполняет его функции. Л.Г. Почебут пишет в своем исследовании о том, что наставник выполняет специфическую непрофессиональную педагогическую деятельность, целью которой является обучающее и воспитательное воздействие субъекта деятельности (наставника) на объект (подшефного) [3, с. 72]. Закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует нам, что «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» есть не что иное, как образование. На основании этого, рассматривая деятельность педагога, мы приняли мнения отечественных педагогов (А.М. Новикова, В.А. Сластенина) по поводу таких категорий педагогики, как обучение и воспитание.

Таким образом, обучение подразделяется на преподавание (деятельность педагога – учителя, преподавателя, тьютора и т.д.) и учение. Учение рассматривается как процесс (деятельность) обучающегося по овладению новым опытом – привычками, умениями, навыками, знаниями, а воспитание мы будем воспринимать как специально организованную деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

В рассмотрении вопроса о том, предусматривает ли наставническая деятельность воспитательное воздействие на студента, мы придерживаемся мнения исследователей о взаимосвязи воспитания и обучения (Л.Д. Стариковой, А.Н. Фоминовой, Т.Л. Шабановой).

Л.Д. Старикова делает вывод о том, что процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй – на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения [10, с. 202]. В своей книге по педагогической психологии А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова утверждают, что «эти два процесса – обучение и воспитание – находятся в тесном единстве» [11, с. 168].

В своем исследовании Л.Г. Почебут определяет деятельность наставника как «трудовую», однако далее она уточняет: «в то же время она связана с решением педагогических задач» [3, с. 62]. Особенность работы наставника состоит в том, что обучающее и воспитательное воздействие на личность подшефного осуществляется им в процессе их совместного труда [3, с. 63].

Л.Г. Почебут высказывается о непрофессиональной педагогической деятельности» [3, с. 71] наставника, ссылаясь при этом на учебник «Основы вузовской педагогики» Н.В. Кузьминой, в котором указано: непрофессиональные такие виды педагогической деятельности, которыми занимаются все люди в повседневной жизни, не имея на то специального педагогического образования и педагогической квалификации. Мы провели опрос работников автотранспортного цеха АО «Уралэлектромедь», в результате которого выяснилось, что среди наставников имеются люди с педагогическим образованием, из 30 опрошенных таких оказалось 3 человека. Кроме того, в современных условиях люди часто меняют род профессиональной деятельности, в связи с этим считаем, что среди наставников могут быть люди со специальным педагогическим образованием, поэтому не совсем корректно говорить о непрофессиональной деятельности наставника.

Таким образом, обобщая изложенное, можно отметить, что наставническая деятельность – педагогическая, поскольку предусматривает передачу специальных знаний, навыков и умений, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии.

В-пятых, сущность наставнической деятельности, на наш взгляд, требует уточнения: где именно она осуществляется? Исключительно на предприятии (рабочем месте) либо выходит и за пределы производственной сферы? Анализ литературы показал, что ряд исследователей считают, что «наставничество как непрерывный воспитательный процесс распространяется и на свободное время молодых тружеников» (Н.С. Смольникова) [12, с. 66]. С тем, что наставничество не ограничивается только производственной сферой, а также затрагивает взаимоотношения людей во всех сферах жизни человека, соглашаются в своих работах А.С. Лобанов, А.В. Мирошниченко, В.В. Пермяков, В.И. Смирнов и др.

Рассматривая вопрос о границах осуществления наставнической деятельности и принимая во внимание работы и исследования вышеуказанных авторов, мы провели опрос 47 студентов автотранспортного профиля 3-го и 4-го курсов ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум “Юность”». Им задавались следующие вопросы:

  • Общались ли Вы со своим наставником вне предприятия, не во время рабочего времени?
  • Общение вне предприятия, не во время рабочего времени включало ли в себя обсуждение проходимой Вами практики, выполняемых работ?
  • Каким способом осуществлось общение с наставником (посредством телефона, социальных сетей)?

В результате 34 респондента (более 50%) ответили, что общение с наставником вне предприятия было. Во время общения в основном обсуждались вопросы прохождения практики, уход на больничный, как получить отгул по уважительной причине, ремонт и обслуживание личных автомобилей. Из 34 респондентов 20 общались со своими наставниками посредством социальных сетей, мессенджеров, остальные же – по телефону.

Таким образом, однозначно можно утверждать, что наставническая деятельность не ограничивается исключительно рабочим местом (предприятием) и выходит за его границы, распространяется на свободное время студентов-практикантов.

Вывод. Был проведен анализ литературы с учетом исследований ученых в области изучения наставнической деятельности. Выяснено, что наставничество – это педагогический процесс, который должен обеспечить профессиональную подготовку и адаптацию студентов-практикантов. Причем в ходе опроса было уточнено, что наставническая деятельность не ограничивается исключительно рабочим местом (предприятием) и выходит за его границы, распространяется на свободное время студентов-практикантов.

Таким образом, нами было уточнено понятие «наставничество», которое представляет собой педагогическую деятельность, направленную на профессиональную подготовку, адаптацию студентов-практикантов на рабочем месте, предприятии, а также вне его.


Библиографическая ссылка

Головнев А.В. ДЕФИНИЦИИ К НАСТАВНИЧЕСТВУ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28084 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674