Известно, что наставничество явление не новое. Массово оно начало зарождаться в эпоху индустриализации Советского Союза. Начало этого феномена можно отнести к 1920–1930 гг., правда, тогда оно называлось «шефство» и существовало под таким названием вплоть до 1960-х гг. Активное изучение и массовое использование наставничества в сфере подготовки молодых специалистов и рабочих пришлось на период 1970–1980 гг. Появились исследования различных аспектов этого явления. Именно в это время производственная практика учеников и студентов средних специальных учебных заведений начала нормативно организовываться в условиях закрепления практиканта на производстве за наставником. Распад Советского Союза в 1990-е гг. привел к большим переменам в сфере подготовки специалистов и высококвалифицированных рабочих, институт наставничества был практически забыт и носил в основном формальный характер, существовал за счет инициативы работников предприятий.
В XXI в. В России появились современные исследования этого явления (К.В. Колесниченко, Д.А. Красило, А.Н. Плотников, Е.Н. Фомин, А.Р. Масалимова и др.). При этом они затрагивают все те же аспекты, что и в 1970–1980 гг.
Сегодня острая необходимость в квалифицированных кадрах промышленности страны побудила руководство страны вспомнить о наставничестве как действенном институте в подготовке кадров и запустить процессы по его развитию. На это указывали высшие должностные лица государства: в 2017 г. Д.А. Медведев поддержал создание общероссийской системы наставничества, а уже в 2018 г. В.В. Путин подписал Указ «Об учреждении знака отличия “За наставничество”». При этом весь период развития наставничества в нашей стране сопровождался уточнением сути этого явления и определением его понятия.
Цель исследования. Раскрыть суть наставнической деятельности высококвалифицированного работника (наставника) в отношении студента, проходящего производственную практику, и уточнить в этом аспекте понятие «наставничество».
Материал и методы исследования. Материалы статьи основываются на исследованиях отечественных ученых по педагогике и психологии, в области наставничества, определении его сущности и понятия. Использованы теоретические (изучение литературы, научных изданий) и эмпирические методы (наблюдение, опрос).
Результаты исследования и их обсуждение. Эволюционный анализ наставничества в России позволил рассмотреть истоки появления наставничества в нашей стране, однако полностью суть этого явления не раскрыта.
Наставническую деятельность по отношению к студентам-практикантам в среднем профессиональном образовании осуществляет наставник. В соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, наставники назначаются из числа высококвалифицированных работников [1, п. 15].
Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет наставника как учителя и воспитателя, руководителя. Поведенный анализ литературы показал: наставника как опытного производственника, профессионала, осуществляющего обучение, воспитание, передачу опыта молодежи, рассматривали С.Я. Батышев, И.В. Смирнов, Л.Г. Почебут, Л.М. Чеглакова и др.
Мы же в нашем исследовании остановимся на трактовке, предложенной В.И. Смирновым в книге «Рядом с наставником»: наставник – это не просто отличный производственник, познавший все секреты мастерства, но и, безусловно, человек, наделенный педагогическими способностями, с широким кругозором, владеющий умением общения с молодыми.
Уточняя понятие и раскрывая суть наставничества, мы рассмотрели массив определений наставничества, при этом выделили несколько. Выделенные определения не являются исчерпывающими, имеются и другие, однако они говорят примерно об одном и том же:
- Е.Н. Фомин представляет наставничество как «личностно ориентированный социально-педагогический процесс, направленный на интенсификацию адаптации молодых кадров на рабочем месте, создание социально-педагогических условий преемственности сформированных многолетней практикой корпоративных компетенций и культуры, отраслевых ценностей и коллективных достижений предприятия» [2, с. 9];
- Л.Г. Почебут пишет: «Наставничество – это специфическая непрофессиональная педагогическая деятельность, целью которой является обучающее и воспитательное воздействие субъекта деятельности (наставника) на объект (подшефного)» [3, с. 72];
- А.Р. Масалимова в своих работах и исследовании отмечает: «Наставничество – одна из форм обучения на рабочем месте, направленная на развитие прикладных профессиональных и общекультурных компетенций молодого работника» [4, с. 6], при этом наставническая деятельность, по ее мнению – «вид деятельности, направленный на формирование корпоративных и развитие профессиональных компетенций молодых работников для преодоления информационных и ценностных барьеров в профессиональной деятельности и их социально-профессиональной адаптации, а также раскрытие потенциала молодых кадров с целью определения и сопровождения траекторий их индивидуального профессионального развития» [5, с. 46].Рассмотрев определения, можно обобщить несколько понятий, входящих во все представленные определения наставничества.
Наставничество является особым видом трудовой деятельности и представляет собой последовательность целесообразных действий наставника, направленных на успешную адаптацию молодого специалиста и его профессиональное становление [6, с. 7].
Рассмотрев определения, можно обобщить несколько понятий, входящих во все представленные определения наставничества.
Во-первых, большинство авторов говорят о наставничестве как о процессе передачи знаний, опыта от старшего младшему, молодому рабочему (А.С. Батышев, Н.С. Смольникова, И.С. Гичан, А.С. Лобанов, В.В. Пермяков).
Мы обратились к словарю Ожегова, который запас знаний, полученный кем-нибудь, трактует как подготовку. В словаре по образованию и педагогике В.М. Полонского подготовка описана как «запас знаний, навыков, опыта, приобретенный в процессе учебы, практической деятельности».
Таким образом, делаем вывод, что комплекс знаний, умений и навыков, полученный в ходе обучения и необходимый для выполнения каких-либо действий, называется подготовкой.
Во-вторых, передача такого опыта и знаний в результате наставнической деятельности необходима тому, на кого она направлена, для выполнения работы, осуществления трудовой деятельности в рамках какой-либо профессии (И.В. Круглова, К.В. Колеснеченко). Если проводится подготовка, связанная с профессией, вызванная профессией, то можно говорить о профессиональной подготовке. Э.Ф. Зеер дает следующее определение профессии: «Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать специальными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества» [7, с. 11].
Проведя анализ литературы и нормативных документов, мы выяснили, что понятие «профессиональная подготовка» в разных источниках трактуется примерно одинаково. В нашем исследовании мы будем использовать понятие «профессиональная подготовка», предложенное академиком С.Я. Батышевым в книге «Основы педагогической деятельности наставника», а именно: «совокупность специальных знаний, навыков и умений, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений».
Известно, что, когда студенты приходят на производственную практику, их закрепляют за наставниками, которые в свою очередь передают знания, умения и навыки студентам, в том числе на основе своего опыта, ради того, чтобы те могли выполнять какие-то работы, предусмотренные профессией, по которой они обучаются.
Таким образом, исходим из того, что наставническая деятельность направлена на профессиональную подготовку того, кто является наставляемым (подшефным). В нашем случае это студенты, проходящие производственную практику на предприятии.
В-третьих, в ходе анализа было выяснено, что феномен наставничества включает в себя такие понятия, как «профессиональное становление», «развитие» и «адаптация» (А.Р. Масалимова, И.В. Круглова, К.В. Колесниченко). Рассматривая сущность этих понятий, которые достаточно подробно исследовались известными отечественными психологами – исследователями области «взаимодействия человека с миром профессий» [7, с. 10] (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др.), мы выяснили, что профессиональное становление зачастую отождествляют с профессиональным развитием. Однако Э.Ф. Зеер утверждает, что «наиболее общим процессом является профессиональное развитие, поэтому представляется оправданным распространить его методологические основания на частные проявления: профессиональное становление и профессионализацию человека» [7, с. 16].
Профессионализация – это процесс становления профессионала. Этот процесс включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. [8]. Понятие «профессионализация» к наставничеству мы применять не будем, поскольку наставник на предприятии осуществляет свою деятельность в отношении человека, уже сделавшего выбор профессии.
Профессиональное развитие – это изменение психики в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности [8].
Профессиональное развитие – процесс очень длительный, если исходить из того, что его частное проявление – профессиональное становление личности – протекает на протяжении нескольких десятилетий (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др.). Поэтому можно полагать, что профессиональное развитие охватывает практически всю жизнь человека.
Профессиональное становление личности (по Э.Ф. Зееру) – движение личности в профессионально-образовательном пространстве и времени профессиональной жизни. Оно охватывает период развития личности с начала формирования профессиональных интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии [7, с. 33].
Анализ литературы показал, что имеется много способов описать стадии профессионального становления личности. Однако, обобщая, мы остановимся на более подробной классификации, предложенной Э.Ф. Зеером: оптация (14–16 лет), профессиональное образование и подготовка (14–23 года), профессиональная адаптация (18–25 лет), профессионализация (25–33 года), профессиональное мастерство (33–55 лет) [9, с. 9–10].
Итак, необходимо указать: рассматривая понятие «наставничество», мы ограничиваемся тем, что в нашем исследовании нас интересовало только осуществление деятельности наставника в период прохождения студентами производственной практики, т.е. во время обучения в колледже. Поэтому для нас важны стадии: профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация.
Ранее мы провели анализ понятий «профессиональное образование» и «подготовка», следовательно, остановимся подробнее на профессиональной адаптации. Краткий психологический словарь А.В. Петровского сообщает нам, что «адаптация» (от лат. adapto – «приспособляю») – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Профессиональная адаптация – это приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность – производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе) [8].
Вышеуказанное определение, предложенное А.К. Марковой, по нашему мнению, очень широко, оно охватывает всю жизнь личности, нас же устраивает определение, предложенное Э.Ф. Зеером, поскольку оно полноценно описывает то положение, в котором обычно находится студент во время производственной практики на предприятии.
Таким образом, профессиональная адаптация – вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе. В широком смысле слова под адаптацией понимают взаимное приспособление специалиста и предприятия, в результате которого работник осваивается на предприятии. Результатом адаптации являются освоение новой профессиональной деятельности, приобретение опыта ее выполнения, включение в профессиональное сотрудничество [7, с. 14–15].
Таким образом, осуществление профессиональной адаптации студента является неотъемлемой частью наставнической деятельности, поскольку в период производственной практики студент именно осваивается на предприятии, знакомится с работниками, условиями труда, традициями предприятия, учится выполнять работы, связанные с его профессией, а также может получать за это заработную плату. И все это может происходить впервые. Необходимость помощи наставника для успешной адаптации очевидна.
В-четвертых, наставничество представляется как процесс или явление педагогическое (А.С. Батышев, С.Я. Батышев, И.С. Гичан, Л.Г. Почебут, А.Р. Масалимова Е.Н. Фомин и др.).
Обращаясь к энциклопедии профессионального образования академика С.Я. Батышева, находим: педагог – тот, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности. Конечно, мы не утверждаем, что наставник на предприятии – педагог, он только выполняет его функции. Л.Г. Почебут пишет в своем исследовании о том, что наставник выполняет специфическую непрофессиональную педагогическую деятельность, целью которой является обучающее и воспитательное воздействие субъекта деятельности (наставника) на объект (подшефного) [3, с. 72]. Закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует нам, что «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» есть не что иное, как образование. На основании этого, рассматривая деятельность педагога, мы приняли мнения отечественных педагогов (А.М. Новикова, В.А. Сластенина) по поводу таких категорий педагогики, как обучение и воспитание.
Таким образом, обучение подразделяется на преподавание (деятельность педагога – учителя, преподавателя, тьютора и т.д.) и учение. Учение рассматривается как процесс (деятельность) обучающегося по овладению новым опытом – привычками, умениями, навыками, знаниями, а воспитание мы будем воспринимать как специально организованную деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
В рассмотрении вопроса о том, предусматривает ли наставническая деятельность воспитательное воздействие на студента, мы придерживаемся мнения исследователей о взаимосвязи воспитания и обучения (Л.Д. Стариковой, А.Н. Фоминовой, Т.Л. Шабановой).
Л.Д. Старикова делает вывод о том, что процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй – на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения [10, с. 202]. В своей книге по педагогической психологии А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова утверждают, что «эти два процесса – обучение и воспитание – находятся в тесном единстве» [11, с. 168].
В своем исследовании Л.Г. Почебут определяет деятельность наставника как «трудовую», однако далее она уточняет: «в то же время она связана с решением педагогических задач» [3, с. 62]. Особенность работы наставника состоит в том, что обучающее и воспитательное воздействие на личность подшефного осуществляется им в процессе их совместного труда [3, с. 63].
Л.Г. Почебут высказывается о непрофессиональной педагогической деятельности» [3, с. 71] наставника, ссылаясь при этом на учебник «Основы вузовской педагогики» Н.В. Кузьминой, в котором указано: непрофессиональные такие виды педагогической деятельности, которыми занимаются все люди в повседневной жизни, не имея на то специального педагогического образования и педагогической квалификации. Мы провели опрос работников автотранспортного цеха АО «Уралэлектромедь», в результате которого выяснилось, что среди наставников имеются люди с педагогическим образованием, из 30 опрошенных таких оказалось 3 человека. Кроме того, в современных условиях люди часто меняют род профессиональной деятельности, в связи с этим считаем, что среди наставников могут быть люди со специальным педагогическим образованием, поэтому не совсем корректно говорить о непрофессиональной деятельности наставника.
Таким образом, обобщая изложенное, можно отметить, что наставническая деятельность – педагогическая, поскольку предусматривает передачу специальных знаний, навыков и умений, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии.
В-пятых, сущность наставнической деятельности, на наш взгляд, требует уточнения: где именно она осуществляется? Исключительно на предприятии (рабочем месте) либо выходит и за пределы производственной сферы? Анализ литературы показал, что ряд исследователей считают, что «наставничество как непрерывный воспитательный процесс распространяется и на свободное время молодых тружеников» (Н.С. Смольникова) [12, с. 66]. С тем, что наставничество не ограничивается только производственной сферой, а также затрагивает взаимоотношения людей во всех сферах жизни человека, соглашаются в своих работах А.С. Лобанов, А.В. Мирошниченко, В.В. Пермяков, В.И. Смирнов и др.
Рассматривая вопрос о границах осуществления наставнической деятельности и принимая во внимание работы и исследования вышеуказанных авторов, мы провели опрос 47 студентов автотранспортного профиля 3-го и 4-го курсов ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум “Юность”». Им задавались следующие вопросы:
- Общались ли Вы со своим наставником вне предприятия, не во время рабочего времени?
- Общение вне предприятия, не во время рабочего времени включало ли в себя обсуждение проходимой Вами практики, выполняемых работ?
- Каким способом осуществлось общение с наставником (посредством телефона, социальных сетей)?
В результате 34 респондента (более 50%) ответили, что общение с наставником вне предприятия было. Во время общения в основном обсуждались вопросы прохождения практики, уход на больничный, как получить отгул по уважительной причине, ремонт и обслуживание личных автомобилей. Из 34 респондентов 20 общались со своими наставниками посредством социальных сетей, мессенджеров, остальные же – по телефону.
Таким образом, однозначно можно утверждать, что наставническая деятельность не ограничивается исключительно рабочим местом (предприятием) и выходит за его границы, распространяется на свободное время студентов-практикантов.
Вывод. Был проведен анализ литературы с учетом исследований ученых в области изучения наставнической деятельности. Выяснено, что наставничество – это педагогический процесс, который должен обеспечить профессиональную подготовку и адаптацию студентов-практикантов. Причем в ходе опроса было уточнено, что наставническая деятельность не ограничивается исключительно рабочим местом (предприятием) и выходит за его границы, распространяется на свободное время студентов-практикантов.
Таким образом, нами было уточнено понятие «наставничество», которое представляет собой педагогическую деятельность, направленную на профессиональную подготовку, адаптацию студентов-практикантов на рабочем месте, предприятии, а также вне его.
Библиографическая ссылка
Головнев А.В. ДЕФИНИЦИИ К НАСТАВНИЧЕСТВУ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28084 (дата обращения: 10.09.2024).