Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Поставничий Ю.С. 1
1 Вологодское МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Анализ научно-методической литературы позволил запланировать, а в дальнейшем реализовать исследование по теме работы. Исследование проводилось на базе одной из школ города Вологды. В рамках исследования было проведено два анкетирования (ученики и учителя) на общий уровень сформированности ИКТ-компетентности. Ученики принимали участие в анкетировании с целью определения первичного уровня владением современными технологиями, а учителя - с целью определения готовности формировать ИКТ-компетентность у обучающихся. После анкетирования была проведена первая диагностическая работа, чтобы проверить, на одинаковом ли уровне находятся контрольная и экспериментальная группы на начальном этапе. Формирующий этап эксперимента включил в себя разработку и проведение системы уроков на основе технологии смешанного обучения. И завершением стала диагностическая работа на выходе из эксперимента. Цель: показать влияние использования технологии смешанного обучения на уровень сформированности ИКТ-компетентности. Согласно критерию Манна-Уитни гипотеза всей работы была подтверждена. Данная работа была проведена в рамках магистерской диссертации по программе «Физико-математическое образование и информационные технологии». Исследование продолжается с дальнейшим углублением и совершенствованием использования технологии смешанного обучения.
смешанное обучение
ИКТ-компетенция
ИКТ-компетентность
ФГОС
математика
методика преподавания математики
1. Тестов В.А. Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. – № 4 (1). – С. 50-56.
2. Инновационные технологии обучения математике в школе и вузе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Д.Ф. Изаака (25 марта 2009 г., г.Орск). – Орск: ОГТИ, 2009. – 235 с.
3. Поставничий Ю.С. Электронный контент в смешанном обучении // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Преподавание физико-математических и естественных наук в школе. Традиции и инновации». – Нижний Новгород: НИ НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2017. – С. 118-119.
4. Бурмакина В.Ф. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей / В.Ф. Бурмакина, М. Зелман, И.Н. Фалина // Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ. – М., 2007. – 56 с.
5. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.
6. Андрева Н.В. Шаг школы в смешанное обучение / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. – М.: Буки Веди, 2016. – 280 с.
7. Хорн М. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования / пер. с англ.; М. Хорн, Х. Стейкер. - Jossey-Bass, 2016. – 308 с.
8. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособ для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
9. Митенева С.Ф. Информационные технологии в школьном образовании // Материали за 11-а международна научна практична конференция «Образованието и науката на XXI век». Том 5. Педагогически науки. Психология и социология. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2015. – С. 87-90.

Вхождение современного общества в информационное пространство предъявляет к системе образования новые требования. Суть изменений системы образования заключается в определении понятия стратегии «образование для будущего». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования во время образовательного процесса у учащихся должны формироваться определенные компетентности, в том числе и ИКТ [1]. С вступлением в силу ФГОС ООО у учителей появился новый вопрос о формировании данной компетентности у обучающихся. Методологический аппарат работы указан в табл. 1.

Таблица 1

Методологический аппарат работы

Проблема

Недостаточный уровень сформированности ИКТ-компетентности обучающихся 5-6 классов

Объект работы

Процесс обучения математике в 5-6 классах

Предмет работы

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся 5-6 классов

Цель работы

Исследование процесса формирования ИКТ-компетентности обучающихся на основе технологии смешанного обучения

Задачи работы

1. Изучить понятие ИКТ-компетентности в образовании

2. Изучить принципы работы с технологией смешанного обучения

3. Проанализировать содержание моделей технологии смешанного обучения и возможность применения этих моделей в образовательном процессе

4. Провести анализ опыта применения технологии смешанного обучения в России и за рубежом

5. Проверить влияние использования технологии смешанного обучения на уровень сформированности ИКТ-компетентности обучающихся, на примере 5-6 класса

6. Найти главные точки влияния и формы работы по технологии смешанного обучения для достижения высокого результата по уровню сформированности ИКТ-компетентности

Гипотеза

Использование технологии смешанного обучения на уроках математики в 5-6 классе ведет к формированию ИКТ-компетентности у обучающихся

База исследования

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Вологды

 

В исследовании приняли участие учащиеся 6-х классов – контрольная группа (34 человека) и экспериментальная группа (29 человек).

Исследование проводилось в несколько этапов.

1 этап. Изучение первоначального уровня сформированности ИКТ-компетентности.

На данном этапе была использована анкета «Выявление начального уровня ИКТ-компетентности школьников». Анкетирование проходило с помощью приложения Plickers, которое позволило упростить сбор статистических данных [2; 3].

Анализ полученных в ходе анкетирования результатов показал следующие данные:

- в контрольной группе на высоком уровне находятся 27% обучающихся, 66% - на среднем уровне и 7% на низком;

- в экспериментальной группе на высоком уровне находятся 30%, на среднем уровне – 70% и 0% на низком уровне.

Путем анализа информации выяснили, что в экспериментальной группе средний уровень сформированности ИКТ-компетентности выше, чем в контрольной группе, на 4%, низкий уровень ниже на 7%, и высокий уровень выше на 3%.

2 этап. Изучение готовности педагогов к процессу формирования ИКТ-компетентности обучающихся.

Прежде чем проводить эксперимент по формированию ИКТ-компетентности, было решено проверить готовность педагогического состава к данному процессу. Данной проверкой послужило анонимное анкетирование учителей (рис. 1) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Вологды [4]. В анкетировании приняли участие 60 учителей разных предметных областей (начальные классы, естественные дисциплины, практико-ориентированные дисциплины, точные дисциплины, гуманитарные дисциплины).

Рис. 1. Результаты анкетирования учителей

3 этап. Констатирующий эксперимент. Определение уровня сформированности отдельных составляющих ИКТ-компетентности обучающихся.

На данном этапе проводилась входная диагностическая работа № 1, которая являлась контрольной работой по итогам I полугодия. Цель данной работы: определение уровня сформированности отдельных составляющих ИКТ-компетентности. Согласно структуре ИКТ-компетентности, приведенной выше, работа была составлена из 7 заданий. За каждое правильно выполненное задание ставилось 2 балла. За основу взята трехуровневая модель сформированности ИКТ-компетентности [5] (табл. 2): базовый уровень (минимальный, 6-8 баллов), средний уровень (уровень возможностей, 9-11 баллов) и продвинутый уровень (творческий, 12-14 баллов).

Таблица 2

Трехуровневая модель сформированности ИКТ-компетентности

Базовый (минимальный) уровень

Средний уровень

(уровень возможностей)

Продвинутый (творческий) уровень

- общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности;

- способы нахождения информации;

- репродуктивное воспроизведение обобщенных учебных умений по известным алгоритмам;

- «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации;

- самостоятельное или частично самостоятельное выполнение деятельности

- умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею;

- умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях;

- умение перенести имеющиеся знания, умения, способы деятельности в новую ситуацию;

- умение и способность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности;

- самостоятельное или частично самостоятельное выполнение деятельности

- умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

- умение проектировать сложные процессы;

- умение перенести имеющиеся знания, умения, способы деятельности в новую незнакомую ситуацию;

- полностью самостоятельное выполнение деятельности;

- умение и способность оказать помощь другим участникам совместной деятельности;

- умение отрефлексировать свои действия

 

Наиболее развитыми навыками обучающихся контрольной группы стали навыки определения и доступа. Хуже школьникам удается навык сообщения, что говорит нам о неумении представлять информацию в доступном виде для других.

Наиболее развитыми навыками обучающихся экспериментальной группы стали навыки доступа, управления и интеграции. Хуже школьникам удается навык сообщения, что, так же как и в контрольной группе, говорит нам о неумении представлять информацию в доступном виде для других. Анализ результатов приведен в табл. 3.

Таблица 3

Степень сформированности ИКТ-компетентности контрольной и экспериментальной групп согласно уровневой дифференциации

 

Базовый уровень, %

Средний уровень, %

Продвинутый уровень, %

Контрольная группа

54

33

13

Экспериментальная группа

36

53

11

 

Согласно критериальному анализу (кр. Манна-Уитни) получили эмпирические данные:

.

Определив критические значения U для разной степени значимости, построим ось значимости (рис. 2).

Рис. 2. Ось значимости для полученного значения Uэмп до эксперимента

Заметим, что эмпирическое значение U попадает в зону незначимости, а это значит, что нулевая гипотеза H0 принимается. Отсюда следует, что контрольная и экспериментальная группы являются равносильными на начальной стадии эксперимента.

4 этап. Формирующий эксперимент. Разработка системы уроков по математике на основе технологии смешанного обучения.

На этапе формирующего эксперимента была поставлена цель: разработка системы уроков по математике на основе технологии смешанного обучения [6; 7] для формирования ИКТ-компетентности обучающихся 6-х классов.

Система уроков составлена таким образом, что уроки не являются последовательными и не охватывают полностью только одну тему. Данный принцип составления системы уроков был применен для разнообразия образовательного процесса, для повышения уровня заинтересованности детей в изучении математики, а также для успешного достижения дидактических целей уроков [8]. В систему включены 10 уроков, построенных на основе разных моделей технологии смешанного обучения (табл. 4).

Таблица 4

Система уроков по математике в рамках формирующего эксперимента

№ п/п

Тема урока с учетом целеполагания

Модель

Формируемые навыки ИКТ-компетентности

1

Ознакомление с понятиями «окружность», «радиус» и «диаметр окружности»

«Ротация станций»

Идентификация, поиск, интеграция

2

Знакомство с понятиями «цилиндр», «конус», «шар»

«Перевернутый класс»

Создание, оценка, управление

3

Формирование представлений о сложении рациональных чисел

«Ротация станций»

Поиск, интеграция, сообщение

4

1. Изучение свойств сложения рациональных чисел.

2. Обобщение знаний по теме «Сложение рациональных чисел».

3. Формирование представлений о вычитании рациональных чисел.

4. Углубление знаний о вычитании рациональных чисел.

5. Изучение свойств вычитания рациональных чисел

Дистанционное обучение в системе «ЯКласс.рф»

Интеграция, идентификация, сообщение

5

Введение понятия «коэффициент»

«Ротация лабораторий»

Управление, поиск, оценка

6

Формирование навыка деления рациональных чисел

«Ротация станций»

Создание, сообщение

7

Формирование умения распознавать перпендикулярные прямые

«Перевернутый класс»

Интеграция, создание, сообщение

8

Введение понятий «осевая и центральная симметрии»

«Ротация лабораторий»

Поиск, создание, сообщение

9

Введение понятия «параллельные прямые»

«Перевернутый класс»

Оценка, идентификация, управление

10

Введение понятия «координатная плоскость»

«Ротация лабораторий»

Интеграция, оценка, создание

 

5 этап. Контрольный эксперимент. Анализ и оценка результативности экспериментальной работы.

На основе констатирующего и формирующего экспериментов была поставлена цель контрольного эксперимента: сравнить результаты диагностического исследования и сделать выводы.

Для изучения уровня сформированности навыков ИКТ-компетентности, после проведения разработанной системы уроков было проведено повторное диагностирование обучающихся [9]. Ученикам контрольной и экспериментальной групп была предложена Диагностическая работа № 2 «Изучение сформированности ИКТ-компетентности обучающихся».

Таблица 5

Результаты сформированности составляющих ИКТ-компетентности

Составляющая ИКТ-компетентности

Определение, %

Доступ, %

Управление, %

Интеграция, %

Оценка, %

Создание, %

Сообщение, %

Констатирующий эксперимент 6 «Г» класс

73

73

63

57

63

63

40

Контрольный эксперимент 6 «Г» класс

90

76

69

66

76

48

24

Констатирующий эксперимент 6 «Д» класс

61

79

86

79

68

54

25

Контрольный эксперимент 6 «Д» класс

82

89

86

82

79

75

46

 

В рамках контрольного эксперимента можно заметить рост таких составляющих, как сообщение, создание, определение и оценка. Но в связи с тем, что некоторые компоненты не были систематически задействованы в процессе формирования, мы видим отсутствие роста уровня навыка управления и навыка интеграции информации.

Вывод: необходимо учитывать в рамках урока и выделять задания, направленные на формирование всех составляющих ИКТ-компетентности.

При анализе результатов (табл. 5) по уровневой дифференциации видно, что средний уровень экспериментальной группы понизился на 17%, базовый уровень – на 11%, а продвинутый уровень повысился на 28%. В контрольной группе результаты иные: базовый уровень повысился на 1%, средний уровень понизился на 5%, а продвинутый уровень повысился лишь на 4%.

Вычислим эмпирическое значение U по формуле:

Определив критические значения U для разной степени значимости, построим ось значимости (рис. 3).

Рис. 3. Ось значимости для полученного значения Uэмп после эксперимента

Заметим, что эмпирическое значение U попадает в зону значимости, а это значит, что нулевая гипотеза H0 отвергается, а альтернативная гипотеза H1 принимается.

Таким образом, общий вывод работы можно сформулировать следующий: использование технологии смешанного обучения на уроках математики ведет к формированию ИКТ-компетентности обучающихся.

6 этап. Повышение уровня знаний учителей о технологии смешанного обучения.

В качестве популяризации технологии смешанного обучения в рамках исследования состоялось выступление на методическом семинаре учителей математики города Вологды с темой «Blended Learning, или что и зачем смешивать». Семинар «Презентация инновационного опыта учителей» прошел на базе Информационно-методического центра города Вологды [3; 9].


Библиографическая ссылка

Поставничий Ю.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27476 (дата обращения: 22.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252