Вхождение современного общества в информационное пространство предъявляет к системе образования новые требования. Суть изменений системы образования заключается в определении понятия стратегии «образование для будущего». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования во время образовательного процесса у учащихся должны формироваться определенные компетентности, в том числе и ИКТ [1]. С вступлением в силу ФГОС ООО у учителей появился новый вопрос о формировании данной компетентности у обучающихся. Методологический аппарат работы указан в табл. 1.
Таблица 1
Методологический аппарат работы
Проблема |
Недостаточный уровень сформированности ИКТ-компетентности обучающихся 5-6 классов |
Объект работы |
Процесс обучения математике в 5-6 классах |
Предмет работы |
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся 5-6 классов |
Цель работы |
Исследование процесса формирования ИКТ-компетентности обучающихся на основе технологии смешанного обучения |
Задачи работы |
1. Изучить понятие ИКТ-компетентности в образовании |
2. Изучить принципы работы с технологией смешанного обучения |
|
3. Проанализировать содержание моделей технологии смешанного обучения и возможность применения этих моделей в образовательном процессе |
|
4. Провести анализ опыта применения технологии смешанного обучения в России и за рубежом |
|
5. Проверить влияние использования технологии смешанного обучения на уровень сформированности ИКТ-компетентности обучающихся, на примере 5-6 класса |
|
6. Найти главные точки влияния и формы работы по технологии смешанного обучения для достижения высокого результата по уровню сформированности ИКТ-компетентности |
|
Гипотеза |
Использование технологии смешанного обучения на уроках математики в 5-6 классе ведет к формированию ИКТ-компетентности у обучающихся |
База исследования |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Вологды |
В исследовании приняли участие учащиеся 6-х классов – контрольная группа (34 человека) и экспериментальная группа (29 человек).
Исследование проводилось в несколько этапов.
1 этап. Изучение первоначального уровня сформированности ИКТ-компетентности.
На данном этапе была использована анкета «Выявление начального уровня ИКТ-компетентности школьников». Анкетирование проходило с помощью приложения Plickers, которое позволило упростить сбор статистических данных [2; 3].
Анализ полученных в ходе анкетирования результатов показал следующие данные:
- в контрольной группе на высоком уровне находятся 27% обучающихся, 66% - на среднем уровне и 7% на низком;
- в экспериментальной группе на высоком уровне находятся 30%, на среднем уровне – 70% и 0% на низком уровне.
Путем анализа информации выяснили, что в экспериментальной группе средний уровень сформированности ИКТ-компетентности выше, чем в контрольной группе, на 4%, низкий уровень ниже на 7%, и высокий уровень выше на 3%.
2 этап. Изучение готовности педагогов к процессу формирования ИКТ-компетентности обучающихся.
Прежде чем проводить эксперимент по формированию ИКТ-компетентности, было решено проверить готовность педагогического состава к данному процессу. Данной проверкой послужило анонимное анкетирование учителей (рис. 1) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Вологды [4]. В анкетировании приняли участие 60 учителей разных предметных областей (начальные классы, естественные дисциплины, практико-ориентированные дисциплины, точные дисциплины, гуманитарные дисциплины).
Рис. 1. Результаты анкетирования учителей
3 этап. Констатирующий эксперимент. Определение уровня сформированности отдельных составляющих ИКТ-компетентности обучающихся.
На данном этапе проводилась входная диагностическая работа № 1, которая являлась контрольной работой по итогам I полугодия. Цель данной работы: определение уровня сформированности отдельных составляющих ИКТ-компетентности. Согласно структуре ИКТ-компетентности, приведенной выше, работа была составлена из 7 заданий. За каждое правильно выполненное задание ставилось 2 балла. За основу взята трехуровневая модель сформированности ИКТ-компетентности [5] (табл. 2): базовый уровень (минимальный, 6-8 баллов), средний уровень (уровень возможностей, 9-11 баллов) и продвинутый уровень (творческий, 12-14 баллов).
Таблица 2
Трехуровневая модель сформированности ИКТ-компетентности
Базовый (минимальный) уровень |
Средний уровень (уровень возможностей) |
Продвинутый (творческий) уровень |
- общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности; - способы нахождения информации; - репродуктивное воспроизведение обобщенных учебных умений по известным алгоритмам; - «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации; - самостоятельное или частично самостоятельное выполнение деятельности |
- умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею; - умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях; - умение перенести имеющиеся знания, умения, способы деятельности в новую ситуацию; - умение и способность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности; - самостоятельное или частично самостоятельное выполнение деятельности |
- умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения; - умение проектировать сложные процессы; - умение перенести имеющиеся знания, умения, способы деятельности в новую незнакомую ситуацию; - полностью самостоятельное выполнение деятельности; - умение и способность оказать помощь другим участникам совместной деятельности; - умение отрефлексировать свои действия |
Наиболее развитыми навыками обучающихся контрольной группы стали навыки определения и доступа. Хуже школьникам удается навык сообщения, что говорит нам о неумении представлять информацию в доступном виде для других.
Наиболее развитыми навыками обучающихся экспериментальной группы стали навыки доступа, управления и интеграции. Хуже школьникам удается навык сообщения, что, так же как и в контрольной группе, говорит нам о неумении представлять информацию в доступном виде для других. Анализ результатов приведен в табл. 3.
Таблица 3
Степень сформированности ИКТ-компетентности контрольной и экспериментальной групп согласно уровневой дифференциации
Базовый уровень, % |
Средний уровень, % |
Продвинутый уровень, % |
|
Контрольная группа |
54 |
33 |
13 |
Экспериментальная группа |
36 |
53 |
11 |
Согласно критериальному анализу (кр. Манна-Уитни) получили эмпирические данные:
.
Определив критические значения U для разной степени значимости, построим ось значимости (рис. 2).
Рис. 2. Ось значимости для полученного значения Uэмп до эксперимента
Заметим, что эмпирическое значение U попадает в зону незначимости, а это значит, что нулевая гипотеза H0 принимается. Отсюда следует, что контрольная и экспериментальная группы являются равносильными на начальной стадии эксперимента.
4 этап. Формирующий эксперимент. Разработка системы уроков по математике на основе технологии смешанного обучения.
На этапе формирующего эксперимента была поставлена цель: разработка системы уроков по математике на основе технологии смешанного обучения [6; 7] для формирования ИКТ-компетентности обучающихся 6-х классов.
Система уроков составлена таким образом, что уроки не являются последовательными и не охватывают полностью только одну тему. Данный принцип составления системы уроков был применен для разнообразия образовательного процесса, для повышения уровня заинтересованности детей в изучении математики, а также для успешного достижения дидактических целей уроков [8]. В систему включены 10 уроков, построенных на основе разных моделей технологии смешанного обучения (табл. 4).
Таблица 4
Система уроков по математике в рамках формирующего эксперимента
№ п/п |
Тема урока с учетом целеполагания |
Модель |
Формируемые навыки ИКТ-компетентности |
1 |
Ознакомление с понятиями «окружность», «радиус» и «диаметр окружности» |
«Ротация станций» |
Идентификация, поиск, интеграция |
2 |
Знакомство с понятиями «цилиндр», «конус», «шар» |
«Перевернутый класс» |
Создание, оценка, управление |
3 |
Формирование представлений о сложении рациональных чисел |
«Ротация станций» |
Поиск, интеграция, сообщение |
4 |
1. Изучение свойств сложения рациональных чисел. 2. Обобщение знаний по теме «Сложение рациональных чисел». 3. Формирование представлений о вычитании рациональных чисел. 4. Углубление знаний о вычитании рациональных чисел. 5. Изучение свойств вычитания рациональных чисел |
Дистанционное обучение в системе «ЯКласс.рф» |
Интеграция, идентификация, сообщение |
5 |
Введение понятия «коэффициент» |
«Ротация лабораторий» |
Управление, поиск, оценка |
6 |
Формирование навыка деления рациональных чисел |
«Ротация станций» |
Создание, сообщение |
7 |
Формирование умения распознавать перпендикулярные прямые |
«Перевернутый класс» |
Интеграция, создание, сообщение |
8 |
Введение понятий «осевая и центральная симметрии» |
«Ротация лабораторий» |
Поиск, создание, сообщение |
9 |
Введение понятия «параллельные прямые» |
«Перевернутый класс» |
Оценка, идентификация, управление |
10 |
Введение понятия «координатная плоскость» |
«Ротация лабораторий» |
Интеграция, оценка, создание |
5 этап. Контрольный эксперимент. Анализ и оценка результативности экспериментальной работы.
На основе констатирующего и формирующего экспериментов была поставлена цель контрольного эксперимента: сравнить результаты диагностического исследования и сделать выводы.
Для изучения уровня сформированности навыков ИКТ-компетентности, после проведения разработанной системы уроков было проведено повторное диагностирование обучающихся [9]. Ученикам контрольной и экспериментальной групп была предложена Диагностическая работа № 2 «Изучение сформированности ИКТ-компетентности обучающихся».
Таблица 5
Результаты сформированности составляющих ИКТ-компетентности
Составляющая ИКТ-компетентности |
Определение, % |
Доступ, % |
Управление, % |
Интеграция, % |
Оценка, % |
Создание, % |
Сообщение, % |
Констатирующий эксперимент 6 «Г» класс |
73 |
73 |
63 |
57 |
63 |
63 |
40 |
Контрольный эксперимент 6 «Г» класс |
90 |
76 |
69 |
66 |
76 |
48 |
24 |
Констатирующий эксперимент 6 «Д» класс |
61 |
79 |
86 |
79 |
68 |
54 |
25 |
Контрольный эксперимент 6 «Д» класс |
82 |
89 |
86 |
82 |
79 |
75 |
46 |
В рамках контрольного эксперимента можно заметить рост таких составляющих, как сообщение, создание, определение и оценка. Но в связи с тем, что некоторые компоненты не были систематически задействованы в процессе формирования, мы видим отсутствие роста уровня навыка управления и навыка интеграции информации.
Вывод: необходимо учитывать в рамках урока и выделять задания, направленные на формирование всех составляющих ИКТ-компетентности.
При анализе результатов (табл. 5) по уровневой дифференциации видно, что средний уровень экспериментальной группы понизился на 17%, базовый уровень – на 11%, а продвинутый уровень повысился на 28%. В контрольной группе результаты иные: базовый уровень повысился на 1%, средний уровень понизился на 5%, а продвинутый уровень повысился лишь на 4%.
Вычислим эмпирическое значение U по формуле:
Определив критические значения U для разной степени значимости, построим ось значимости (рис. 3).
Рис. 3. Ось значимости для полученного значения Uэмп после эксперимента
Заметим, что эмпирическое значение U попадает в зону значимости, а это значит, что нулевая гипотеза H0 отвергается, а альтернативная гипотеза H1 принимается.
Таким образом, общий вывод работы можно сформулировать следующий: использование технологии смешанного обучения на уроках математики ведет к формированию ИКТ-компетентности обучающихся.
6 этап. Повышение уровня знаний учителей о технологии смешанного обучения.
В качестве популяризации технологии смешанного обучения в рамках исследования состоялось выступление на методическом семинаре учителей математики города Вологды с темой «Blended Learning, или что и зачем смешивать». Семинар «Презентация инновационного опыта учителей» прошел на базе Информационно-методического центра города Вологды [3; 9].
Библиографическая ссылка
Поставничий Ю.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27476 (дата обращения: 18.02.2025).