Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Седова С.С. 1 Данилов Н.А. 1 Пеплова И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал
Статья посвящена актуальной в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования теме социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. На основе анализа научной и научно-методической литературы по проблематике исследования выделены психологические и педагогические условия сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: использование театрализованной деятельности (игра-проживание, игра-драма, импровизация и др.); совместное участие в образовательной деятельности детей и взрослых; привлечение родителей к образовательной деятельности. По итогам диагностического обследования определены уровни (высокий, средний, низкий) и основные проблемы в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста: низкий уровень развития целенаправленности, самостоятельности и саморегуляции своих действий; низкий уровень сформированности умений межличностного общения с детьми и взрослыми; низкий уровень развития эмоциональной отзывчивости, эмоционального и социального интеллекта, сопереживания; не сформированность готовности к совместным действиям со взрослыми и сверстниками; неадекватная самооценка. Представлены результаты осуществления программы психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по направлениям: организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды; создание условий для взаимодействия и общения детей со взрослыми и сверстниками; повышение психолого-педагогической грамотности родителей, педагогов и администрации в вопросах социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Расчеты t-критерия Стьюдента для независимых неравных выборок показали значимость положительных изменений в социально-коммуникативном развитии дошкольников.
социально-коммуникативное развитие
психолого-педагогическое сопровождение
театрализованная деятельность
старший дошкольный возраст.
1. Зебзеева В.А. Педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17141 (дата обращения: 10.01.2018).
2. Вахрамеева О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС ДО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1 (29). - С. 67-70.
3. Топоркова Н.Ю., Спирина Т.А. Проблема психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 2 (7). - С. 128-132.
4. Кокуева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду: методическое пособие. – М.: Педагогическая литература, 2011. – 112 с.
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/f9d3e8f84b9df44048ffe94083eebf76a34bf6a3/ (дата обращения: 12.01.2018).
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (зарег. в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_154637/4f85f773fe30bdd1d5ca3392e4f11852584e8517/ (дата обращения: 09.01.2018).
7. Пеплова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития старших дошкольников в условиях ФГОС // Материалы IX Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - 2017. - URL: https://www.scienceforum.ru/2017/2360/29775 (дата обращения: 15.01.2018).

Коммуникативное развитие дошкольника и его социализация представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) как образовательная область - социально-коммуникативное развитие. Во ФГОС ДО не содержится определение понятия «социально-коммуникативное развитие», поэтому в современной научной и научно-методической литературе, интернет-источниках нет солидарного подхода к пониманию содержания данного понятия. Однако в изученных нами работах В.А. Зебзеевой [1], О. Вахрамеевой [2], Т.П. Клетиковой, Н.Ю. Топорковой, Т.А. Спириной [3] и др. мы можем отметить и то общее, что их объединяет, а именно идея успешной социализации ребенка. Поэтому мы видим сущность социально-коммуникативного развития дошкольников в их позитивной социализации, приобщении к социокультурным нормам и традициям семьи, образовательной организации и общества.

Сопровождение (психолого-педагогический аспект) социально-коммуникативного развития дошкольников мы рассматриваем, вслед за В.А. Зебзеевой [1] и Л.В. Кокуевой [4, с. 4-6], как систему профессиональной деятельности специалистов образования, направленную на организацию социально-психологических и педагогических условий, позволяющих ребенку позитивно социализироваться, приобщаясь к социокультурным нормам и традициям семьи, образовательной организации, общества.

Психолого-педагогическими условиями сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в контексте нашего исследования являются следующие:

  • применение театрализованной деятельности (игры-драмы, игры-проживания, импровизации, куклы бибабо, настольные и др.);
  • совместное участие в образовательной деятельности детей и взрослых;
  • привлечение родителей к образовательной деятельности.

Театрализованная деятельность является уникальным по комплексности воздействия средством социализации и развития нравственных, эстетических, коммуникативных и других качеств дошкольника. Театрализованную деятельность мы использовали, прежде всего, для развития эмоциональной сферы (развитие эмоций и чувств, сочувствие персонажам, сопереживание разыгрываемым событиям и др.); речи (выразительность, активация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и др.); формирования опыта социальных навыков поведения (дружба, доброта, честность, выражение своего собственного отношения к добру и злу и др.); коммуникативных умений, невербальных средств общения и др.

Внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослыми появляется в старшем дошкольном возрасте (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, Т.А. Репина и др.). Ребенок сосредотачивается на социальном окружении, на «мире взрослых», а не предметов. Старшему дошкольнику уже не достаточно просто доброжелательного внимания со стороны взрослого, возникает потребность во взаимодействии, взаимопонимании, поэтому в нашу программу мы включили совместные театрализованные занятия со взрослыми (педагоги, родители). Для эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников важно не только сотрудничество с родителями, но и активное взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Мы считаем, что для определения результатов сопровождения (психолого-педагогический аспект) социально-коммуникативного развития старших дошкольников необходимо опираться на целевые ориентиры дошкольного образования, определенные в статье 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5], а также целевые параметры на этапе окончания дошкольного образования, определенные во ФГОС ДО [6]. Исходя из этого, ожидаемый результат сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) будет заключаться в следующем:

  • ребенок положительно относится к себе, другим людям, окружающему миру;
  • эмоционально отзывчив, сопереживает неудачам и радуется успехам других;
  • сформированная «внутренняя позиция школьника»;
  • уважительно относится и осознает свою принадлежность к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
  • соблюдает нормы и правила, принятые в обществе, ДОУ, включая нормы морали и нравственности; общается со сверстниками и взрослыми;
  • владеет конструктивными приемами установления взаимодействия со взрослыми и детьми (обменивается предметами, договаривается, при сотрудничестве распределяет действия, выслушивает и др.);
  • использует диалогическую речь; проявляет независимость, саморегуляцию и целенаправленность своих действий;
  • проявляет положительную установку к творчеству, разнообразным видам труда;
  • участвует в совместной деятельности (общение, игра, труд) с детьми;
  • демонстрирует безопасное поведение в ДОУ, социуме, быту, природе.Для получения информации о социально-коммуникативном развитии старших дошкольников мы использовали следующие методы и методики:
  • Выборочную совокупность в исследовании составили старшие дошкольники подготовительной группы в возрасте от 6 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев в количестве 49 человек, которые были распределены на экспериментальную (n = 23) и контрольную группу (n = 26 человек).
  • экспертная оценка;
  • проективная методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур);
  • социометрический метод, модификация «Маски»;
  • методики диагностики коммуникативных способностей (автор С.П. Соснина).
  • По результатам диагностического обследования мы выявили следующее: низкий уровень социально-коммуникативного развития – 16 чел. (69,6%), средний – 7 чел. (30,4%), высокий – 0 чел. Основные проблемы в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников:
  1. Низкий уровень развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  2. Низкий уровень сформированности умений межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
  3. Низкий уровень развития сопереживания, эмоциональной отзывчивости, эмоционального и социального интеллекта.
  4. Несформированность готовности к совместным действиям со взрослыми и сверстниками.
  5. Неадекватная самооценка.

При расчете t-критерия Стьюдента для неравных несвязных выборок мы получили tэмп= 0,2, что означает отсутствие статистически значимых различий в сравниваемом признаке между контрольной и экспериментальной группами.

Реализация разработанной программы была направлена на создание социально-психологических и педагогических условий, способствующих развитию взаимодействия и общения дошкольника со сверстниками и взрослыми, в том числе и позитивной социализации детей. Планируемый результат по программе: социально-коммуникативное развитие большинства (50% и более) старших дошкольников на достаточном (базовом) уровне (высокий и средний).

Стратегию и тактику разработки нашей программы психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников определили ФГОС ДО, дидактические принципы (систематичности, доступности, сознательности и активности), принципы построения коррекционно-развивающих программ (системности профилактических, развивающих и коррекционных задач; учета индивидуальных и возрастных психологических особенностей ребенка; единства диагностики и коррекции и др.). В программу сопровождения социально-коммуникативного развития дошкольников, которая осуществлялась на протяжении 6 месяцев, мы включили следующие направления:

  1. Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды. В организации зоны для театрализованной деятельности старших дошкольников мы опирались на основные принципы проектирования предметно-пространственной среды:
  • использование оборудования и помещений для решения различных задач;
  • создание «зон приватности»;
  • возможность для реализации интересов и свободы выбора;
  • организация условий с целью импровизации и экспериментирования;
  • полоролевая и возрастная адресность оборудования и материала;
  • обеспечение баланса между совместной и инди­видуальной деятельностью детей.
  1. Реализация условий для активного общения детей со взрослыми и сверстниками в группе. Приоритет в психолого-педагогическом сопровождении социально-коммуникативного развития старших дошкольников мы отдаем групповым занятиям, при этом не исключаем значение индивидуальной работы с детьми (старшие дошкольники с нарушенными взаимоотношениями со сверстниками (отверженные), застенчивые, обидчивые, испытывающие страх, с нарушениями в поведении (вспыльчивость, пассивность, гиперактивность) и др.).

Участие в театрализованной деятельности способствует изменению социометрического статуса старшего дошкольника, который влияет на развитие самооценки, деятельности и представлений о себе. В содержание занятий мы включали разнообразные формы театрализованной деятельности:

  • ролевые диалоги по иллюстрациям (например, «Федорино горе»: настольный театр картинок);
  • инсценирование сказок (например, «12 месяцев», «Звери на болоте»: кукольный театр, драматизация; «Мальвина учит Буратино»: кукольный театр бибабо, драматизация);
  • разыгрывание сценок («Утка с утятами», «Живые куклы» и др.);
  • самостоятельные фантазирование и исполнение на те­мы и события, взятые из жизни (знаменательное событие, происшествие, смешной случай и т.д.);
  • игры-проживания (например, «Волшебная поляна»: импровизация);
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (овладение вербальной и невербальной техникой («Волны», «Подарок», «Снежки», «Зеркало», «Пантомима» и др.)) и др.Формирование умений межличностного общения со сверстниками и взрослыми реализуется через совместную деятельность. Первоначально у детей развивались базовые социальные навыки: умение выслушать другого; поддержать общий разговор; участвовать в коллективном обсуждении темы и др. Затем переходили к формированию адекватной самооценки и уровню притязаний; развитию сопереживания и эмпатии; уважению мнения товарища; принятию социальных и этических норм в общении; выражению взаимного доверия и внимания; умений вступать в контакты и др. Большое внимание уделяли освоению детьми моделей социального поведения в конфликтной или просто сложной ситуации (устанавливать и сохранять положительные отношения; договариваться; при совершении действия подчиняться интересам и потребностям группы; развитие и формирование способности к единым действиям и др.), а затем и проверке усвоенных знаний в реальных ситуациях жизнедеятельности группы.
  • В программу включены театрализованные игры и упражнения, позволяющие решать сразу несколько задач (например, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование социальных и этических норм, умений общения, сплочение группы и др.). При этом каждое упражнение, сказка, театрализованная игра, сценка могут быть проведены несколько раз (с усложнением, с передачей функций ведущего от взрослого к ребенку (кто желает), другими вариациями проведения, в течение нескольких занятий). В основное содержание занятий, кроме театрализованной деятельности, мы включали психотехнические упражнения и элементы психогимнастики.
  1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, педагогов и администрации в вопросах социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Работу с родителями мы осуществляли в «Школе для родителей» в основном через проведение коллективных консультативно-просветительских встреч и индивидуальное консультирование семей, чьи дети показали низкий уровень социально-коммуникативного развития. Содержание коллективных встреч с родителями определялись результатами диагностики, а также необходимостью участия родителей в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольника. Индивидуальные консультации проводились по запросу родителей, по результатам диагностики, в случаях необходимости привлечения других специалистов для работы с ребенком и др.

В просветительско-консультативной работе с педагогами ДОУ мы использовали лекции, обсуждение, дискуссии и др. на различную тематику: создание условий для активного общения детей в группе между собой, а также со взрослыми; сущность, цель, структура, критерии и направления социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО; психолого-педагогические условия создания развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

В программе применялись разнообразные методы:

  • с детьми: театрализованная деятельность (диалоги в ролях по иллюстрациям; проигрывание сценок и сказок; кукольный театр; настольный театр картинок, самостоятельное фантазирование и исполнение на темы, существующие в жизни; игры-драматизации; игры-проживания), упражнения, психогимнастика, игра, творческое самовыражение (рисование, конструирование и др.), беседа;
  • с родителями, воспитателями, заведующей: выставки психолого-педагогической литературы и информационные стенды, лекция, беседа, дискуссия, театрализованная деятельность и др. [7].

По результатам контрольной диагностики мы выявили, что у старших дошкольников в экспериментальной группе стал преобладать средний и высокий уровень социально-коммуникативного развития:

  • низкий уровень – был у 16 чел. (69,6%), стал у 1 чел. (4,3%),
  • средний уровень – был у 7 чел. (30,4%), стал у 16 чел. (16,6%),
  • высокий уровень – был у 0 чел., стал у 6 чел. (26,1%).

Мы также можем отметить, что уменьшилось количество старших дошкольников в экспериментальной группе с низким уровнем:

  • развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (было 16 чел. (69,6%), стало 4 чел. (17,4%));
  • сформированности умений межличностного общения со сверстниками и взрослыми (было 15 чел. (65,2%), стало 5 чел. (22,2%));
  • развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания (было 10 чел. (43,4%), стало 4 чел. (17,4%)).Применённый t-критерий Стьюдента подтвердил значимость положительных изменений в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников в экспериментальной группе (tэмп= 12,4). Результат, который мы планировали по программе, достигнут: у 22 старших дошкольников (95,7%) социально-коммуникативное развитие на достаточном уровне (высокий и средний уровень).
  • Кроме этого, увеличилось количество старших дошкольников в экспериментальной группе с достаточным (средний и высокий) уровнем готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (было 7 чел. (30,4%), стало 18 чел. (78,3%)), а также с адекватной самооценкой (было 2 чел (8,7%), стало 15 чел. (65,2%)).

Библиографическая ссылка

Седова С.С., Данилов Н.А., Пеплова И.В. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27412 (дата обращения: 17.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074