Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗЛИЧИЯ В РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ МЕЖДУ MOODLE И FACEBOOK

Нурутдинова А.Р. 1 Дмитриева Е.В. 2
1 Учреждение высшего образования «Университет управления «ТИСБИ»
2 Казанский Государственный Энергетический Университет
В последние годы применение системы обучения (LMS) в практической работе преподавателя становится распространенным и имеет много преимуществ: позволяет студентам быстрее получать знания, облегчает взаимодействие между студентами и преподавателями. Кроме того, использование системы обучения (LMS) увеличивает количество студентов в дистанционном обучении. Академическая группа в социальной сети Facebook используется как в повседневной жизни студентов, так и считается учебным инструментом. Социальную сеть легко адаптировать в качестве дополнительной системы управления обучением, так как виртуальное пространство прочно вошло в нашу жизнь и с его помощью можно оперативно решить многие задачи «не сходя с места». Однако в полной мере влияние академической группы Facebook на обучение не изучено, особенно в сравнении с другими системами управления обучением. По результатам исследования, участники группы Facebook академически превзошли тех, кто использовал Moodle. Более того, пользователи в группе Facebook придерживались позитивного отношения к обучению и взаимодействию, высокой мотивации по сравнению с пользователями Moodle. В данной статье приводится анализ внедрения и возможного ограничения в использовании системы управления обучением. Результаты исследования могут представить интерес для преподавателей, которые предполагают принять Facebook в качестве одной из систем управления обучением.
средства иностранной коммуникации
системы управления обучением
постдипломное образование
социальные сетевые технологии
дистанционное образование
средства коммуникации
интеграция онлайн платформ
инструменты образования
1. Li L., Pitts J. P. Does it really matter? Using virtual office hours to enhance student-faculty interaction // Journal of Information Systems Education. – 2009. – vol. 20, № 2. – Р. 175-185.
2. McCarthy J. Blended learning environments: using social networking sites to enhance the first year experience // Australasian Journal of Educational Technology. – 2010 – vol. 26, № 6.– Р. 729-740.
3. Morgan G. Faculty use of course management systems. – URL: https://net. Edu cause.edu/ir/library/pdf/ecar_so/ers/ers0 302/ekf0302.pdf.
4. Wang Q. A generic model for guiding the integration of ICT into teaching and learning // Innovations in Educational and Teaching International. – 2008. – vol. 45, № 4. – Р. 411-419.
5. Coats H.J.R., Baldwin G. A critical examination of the effects of learning management systems on university teaching and learning // Tertiary Education and Management. – 2005. – vol. 11, №1. – Р. 19-36.
6. Ajjan H., Hartshorne R. Investigating faculty decisions to adopt web 2.0 technologies: theory and empirical tests // The Internet and Higher Education. – 2008. – vol. 11, № 2. – Р. 71-80.
7. Kop R., Fournier H., Mak J. S. F. A pedagogy of abundance or a pedagogy to support human beings? Participant support on massive open online courses // The International Review of Research in Open and Distance Learning. – 2001. – vol. 12, № 7. – Р. 74- 93.
8. DeSchryver M., Mishra P., Koehler M., Francis A. Moodle vs. Facebook: does using Facebook for discussions in an online course enhance perceived social presence and student interaction? // Proceedings of society for information technology & teacher education international conference. – 2009. – Р.329-336.
9. Shih R. Can Web 2.0 technology assist college students in learning English writing? Integrating Facebook and peer assessment with blended learning // Australasian Journal of Educational Technology. – 2011. – vol. 27, № 5, Р. 829-845.
10. Facebook, “Investor Relations: Facebook Reports First Quarter 2014 Results”. – URL: http://investor.fb.com/release detail.cfm?ReleaseID=842071.
11. Nunes M.B., McPherson M. Action research in continuing professional distance education // Journal of Computer Assisted Learning. – 2003. – vol. 19, № 4. – Р. 429-437.
12. McCarthy J. Blended learning environments: using social networking sites to enhance the first year experience // Australasian Journal of Educational Technology. – 2010. – vol. 26, № 6. – Р. 729-740.
13. Li L., Pitts J.P. Does it really matter? Using virtual office hours to enhance student-faculty interaction // Journal of Information Systems Education. – 2009. – vol. 20, № 2. – Р. 175-185.
14. Hweitt, Forte A. Crossing boundaries: identity management and students/faculty relationships on the Facebook. – URL: http://www.mendeley.com /research/crossing-boundaries-identity-management-and-studentfaculty-relationships-on-the-facebook-2/#page-1.
15. Mazer J.P., Murphy R.E., Simonds C.J. I’ll see you on facebook: the effects of computer-mediated teacher self-disclosure on student motivation, affective learning and classroom climate // Communication Education. –2007. – vol. 56, №1. – Р. 1-17.
16. Schroeder J., Greenbowe T. The chemistry of Facebook: using social networking to create an online community for the organic chemistry laboratory // Journal of Online Education. – vol. 5, № 4. – URL: http://www.comminit.com/node/321375.
17. Kop R., Fournier H., Mak J.S.F. A pedagogy of abundance or a pedagogy to support human beings? Participant support on massive open online courses // The International Review of Research in Open and Distance Learning. – 2011. – vol. 12, №7. – Р. 74- 93.
18. Wang Q., Woo H.L., Quek C.L., Yang Y., Liu M. Using the Facebook group as learning management system: an exploratory study // British Journal of Educational Technology. – 2012. – vol. 43, № 3. – Р. 428-438.
19. Gabarre S., Gabarre C., Din R., Shah P.M., Karim A.A. Using mobile Facebook as an LMS: Exploring impeding factors // GEMA Online Journal of Language Studies. – 2013. – vol. 13, № 3. – Р. 99–115.
20. Sаnchez R.A., Cortijo V., Javed U. Students’ perceptions of Facebook for academic purposes // Computers & Education. – 2014. – vol. 70. – Р. 138-149.
21. Roselli R.J., Howard L., Brophy S. Integration of formative assessment into online engineering assignments // Computers in Education Journal. – 2006. – vol. 16, №. 4. – Р. 8-17.
22. Canvas. Choosing an LMS comes down to 3 simple questions. – URL: http://www. instructure.com/compare-higher- education.

Система управления обучением (LMS) - это программное обеспечение для создания и управления сайтами для обучения [1]. Каждая LMS имеет свой интерфейс, однако большинство LMS имеют одинаковые функции:

  • Изображение. LMS позволяют загружать учебные ресурсы (текстовые документы, мультимедийные файлы и интернет-ресурсы). Ресурсы могут быть организованы в соответствии с потребностями обучения, как темы и график обучения.
  • Инструменты взаимодействия. LMS предоставляют средства коммуникации: объявления, форумы и сообщения для индивидуальных и групповых взаимодействий.
  • Инструменты контроля и оценки качества управления. Участие студентов в экзаменах, групповая работа, обратная связь и аттестационная учебная деятельность.

Принятие системы обучения (LMS) стало распространенным в высшем образовании и имеет много преимуществ как в преподавании, так и в обучении [2]. Соответственно разработанные системы обучения (LMS) обеспечивают среду, которая позволяет активно учиться и облегчает взаимодействие между студентами и преподавателями [3; 4]. Кроме того, применение системы обучения (LMS) увеличивает количество студентов дистанционного образования.

Тем не менее использование существующих коммерческих и бесплатных систем управления обучением (LMS) часто порождает ограничения. Ниже приведем примеры.

Коммерческие системы управления обучением (LMS) являются дорогостоящими, что становится «бременем» для принимающих и поддерживающих эти системы учреждений. Преподаватели не могут создавать курсы или дискуссионные группы, так как эти функции доступны системным администраторам [5].

Когда системы обучения (LMS) бесплатны, преподаватели должны использовать технические знания для наполнения системы. Ресурсы в системе обучения (LMS) недоступны для студентов после завершения или окончания курса, а также при замене системы обучения (LMS).

Интернет-инструменты для социальных сетей со встроенной концепцией Web 2.0 стали популярны в повседневной жизни людей [6-8]. Люди склонны развивать социальные отношения с друзьями, одноклассниками, коллегами и членами семьи, используя социальные сетевые технологии, такие как Facebook, Twitter, Tumblr, Instagram и микроблоги [9]. Легкий доступ и социальные связи с использованием социальных сетевых технологий способствуют дистанционному обучению.

Согласно Facebook [10], более 1,28 миллиарда активных пользователей делились файлами и общались в группах с помощью Facebook. Кроме того, Facebook - бесплатный и популярный ресурс, где содержание обучения доступно после завершения курса, а преподавателям не нужны особые технические знания для установки данной LMS. Социальная сеть Facebook считается учебным инструментом [11], который способствует взаимодействию, обучению, мотивации к обучению и аудиторному климату:

  • Facebook: взаимодействие и аудиторный климат. Позволяет студентам делиться, размышлять и учиться, повышая эффективность обучения студентов [12]. Академическая группа обеспечила среду, в которой они делятся впечатлениями, размышлениями, ресурсами и комментариями, что способствует процессу самообучения. Ли и Питт [13], Хвейт и Форте [14], Мазер, Мерфи и Саймондс [15] отметили, что группы в Facebook улучшают отношения между студентами и преподавателями, способствуют позитивному отношению к курсам и преподавателям. Взаимодействия при онлайн-дискуссиях помогают обучению и обеспечивают благоприятную учебную среду для самообразования студентов.
  • Facebook: обучение и мотивация. Шредер и Гринбоу [16] сообщили, что студенты в социальных группах в Facebook обсуждали сложные темы и давали подробные ответы, а дискуссии в группах Facebook способствуют развитию критического мышления.

Facebook влияет на студентов, поскольку уровень пользования составляет более 90% в год [10]. Однако раньше Facebook не был обширно использован в высшем образовании, но академические группы Facebook могут использоваться как системы обучения (LMS), влияние групп Facebook на обучение по сравнению с такой системой обучения (LMS), как Moodle, остается ограниченным. Коп [17] описал использование академической группы в Facebook, которые были созданы и поддерживались участниками массовых открытых онлайн-курсов для самостоятельного обучения, определяя, что некоторые студенты предпочли форум Moodle вместо Facebook, потому что они могли получить больше исходной информации [18]. Группа Facebook использовалась в качестве дополнительного инструмента для некоторых студентов.

Необходимость сбора дополнительных данных о различиях в результатах обучения между Moodle и Facebook стала решающей в связи с быстрым ростом мобильных технологий [19]. Mobile Facebook позволяет студентам обмениваться учебными ресурсами: эффект обучения Facebook на мобильных устройствах не был сравнен с результатами других типов LMS [20]. В некоторых исследованиях [20] мобильная группа Facebook сравнивалась с системой обучения (LMS) Moodle по таким параметрам, как академическая успеваемость, отношение к обучению, взаимодействие, мотивация обучения, а также эффективность обучения и готовность преподавателя.

Цель работы

В данном исследовании принимали участие три группы магистров. Исследование проводилось на курсе «Деловой английский» (академический английский, английский для специальных целей).

Цель исследования: определить, могут ли академические группы в Facebook использоваться в качестве LMS. Для сравнения использовались два типа LMS: Facebook и Moodle. Было решено проверить, отличаются ли академические результаты и предпочтения студентов, использующих разные LMS.

В качестве анализа результатов было проведено личное интервью (random face-to-face), посвященное опыту студентов в использовании соответствующих LMS на практических занятиях. Цель интервью – определить отношение студентов к использованию LMS и рекомендации по улучшению LMS.

Количественные данные - это оценочные баллы и результаты опроса LMS.

Качественные данные были собраны из интервью.

Далее была исследована интеграция группы Facebook в жизнь студентов:

  1. Различие в отношении к обучению, к взаимодействию и мотивации студентов, использующих разные LMS (Facebook и Moodle).
  2. Опыт студентов в использовании разных LMS (Facebook и Moodle) в их обучении.

Материалы и методы исследования

Академическая группа Facebook создана на базе социальной сети Facebook: первоначально группа была открыта, и у пользователей было беспокойство за безопасность личных данных. Закон о правах на образование и безопасность частной жизни – Федеральный закон, который защищает записи студентов: студенты имеют право доступа к учебным записям (исправлять неточные / вводящие в заблуждение записи) и иметь доступ к другим записям в группе. Группа Facebook впоследствии была настроена как частная, и только для членов группы: учебные ресурсы и дискуссии доступны только им.

Инструмент Web 2.0, Quibblo, был использован для проведения практической викторины в группе Facebook. Преподаватель создает викторины и размещает ссылку на стене в Facebook, после завершения студенты получают рекомендацию (пожелания, замечания) и статистику результатов обучения. Система обеспечивает платформу, на которой пользователи загружают задания, учебные ресурсы, публикуют и отвечают на сообщения, участвуют в практических викторинах и обсуждают новости группы.

Популярный и бесплатный LMS – Moodle, используемый в большинстве университетов, представляет аналогичные функции, а также загрузку и скачивание файлов. В этом исследовании две системы управления обучением (LMS) были выбраны случайным образом: академическая группа Facebook и группа Moodle. Студенты могли получить доступ к академической группе Facebook и Moodle, используя приложения Facebook и Moodle Mobile соответственно, на планшетных ПК; поскольку данный курс был относительно новым, все участники имели ограниченный опыт использования LMS [21].

Чтобы оценить три ключевые функции в LMS, преподаватель загрузил учебные ресурсы, а студенты - выполненные задания в таких форматах, как Word, Powerpoint, pdf, jpg-файлы и веб-адреса на странице «Стены в Facebook», «Тематическая страница» на странице «Moodle and Learning Materials» для чтения студентами. Все участники должны были читать объявления в группе и отвечать на еженедельные вопросы обсуждения, а также публикации других одногруппников для взаимодействия групп в Events in Facebook, форумах и обсуждениях в Moodle. Участие студентов в еженедельных обсуждениях было оценено.

Семь дискуссионных мероприятий, два опроса, семь практических опросов, семь заданий и 18 файлов учебных ресурсов, отформатированных как файлы Word, Powerpoint, pdf и jpg, были созданы для каждой LMS. Обучение проводилось в течение 8 недель. Участники должны были пройти предварительный общий опрос до и после, чтобы определить различие результатов обучения и взаимодействия. Опрос включил 15 вопросов, связанных с содержанием курса: восемь вопросов с множественным выбором, четыре вопроса true/false и три вопроса эссе. Опрос LMS использовался для изучения отношения студентов к использованию двух типов LMS:

  • Первый фактор – «Отношение к обучению с использованием различных типов LMS».
  • Второй фактор – «Отношение к взаимодействию с использованием разных типов LMS».
  • Третий фактор – «Технологическая эффективность и готовность использовать LMS».
  • Четвертый фактор – «Мотивация обучения при использовании разных типов LMS».

Результаты исследования и их обсуждение

  1. Различия в академической эффективности среди систем управления обучением (LMS)

Средний балл академической группы в Facebook был значительно выше, чем средний балл группы Moodle.

Анкета включала четыре показателя:

  • отношение к обучению с использованием различных типов LMS;
  • отношение к взаимодействию с использованием различных типов LMS;
  • технологическая эффективность и готовность использовать LMS;
  • мотивация обучения при использовании различных типов LMS.
  1. Отношение к обучению и к взаимодействию при использовании различных систем управления обучением

Количество студентов в академической группе Facebook было значительно выше, чем у студентов группы Moodle.

  1. Технологическая эффективность, мотивация и готовность использовать системы управления обучением (LMS)

Готовность использовать (применять) академическую группу Facebook в дальнейшей работе была значительно выше, чем у студентов в группе Moodle.

  1. Академическая группа Facebook: простые, но непересекающиеся обсуждения

Студенты почувствовали, что Facebook представил простую среду, в которой они могли загружать и редактировать: «интерфейс академической группы Facebook ясен для меня, я могу легко найти материалы курса, стену и дискуссионную зону. Мне удобно учиться, используя общие публикации по темам».

Использование групп Facebook для взаимодействия с другими людьми является общим для студентов и является удобным подходом: «Я использую Facebook ежедневно, и если новое сообщение опубликовано, оно автоматически появляется на стене группы Facebook. Мне не нужно входить в другую систему или запоминать другой веб-сайт».

Студенты выявили некоторые недостатки в использовании академических групп Facebook. Часто сообщалось о недостатке, когда сообщения могут быть не в рамках темы обсуждения: «сообщения не обработаны, трудно найти и прочитать связанные сообщения, особенно когда сообщений слишком много». Так как Facebook был разработан для социальных целей, студенты могут отвлекаться, читать новости, играть и общаться с другими людьми вместо обучения: «Я чувствовал, что я потратил много времени на чтение сообщений и просмотр видео и фотографий, не связанных с обучением. Было слишком много вещей, которые отвлекали меня от обучения». Академическая группа Facebook была открытая в начале исследования. Далее были использованы настройки конфиденциальности, некоторые студенты выразили обеспокоенность, что их личная информация может быть доступна: «Я не чувствую, что участие в академической группе Facebook безопасно».

  1. Moodle: технические проблемы, возможное участие в дискуссиях

Большинство студентов согласились: «Я многому научился у других, они поделились своим опытом и ресурсами». Кроме того, большинство студентов согласились с тем, что их взаимодействие с окружающими улучшилось: «я довольно много взаимодействую с другими в системе Facebook и чувствовал себя очень комфортно в этой учебной среде. Совместное обучение с другими приносит мне пользу и мотивирует к дальнейшему саморазвитию!» Наряду с этим студенты отметили, что загрузка файлов была легкой и что участие в обсуждениях было удобным: «Я легко могу загрузить материалы, поделиться ресурсами с другими и обсудить темы с другими студентами».

Некоторые студенты тратили значительное количество времени на знакомство с интерфейсом. Большинство согласилось, что Moodle предоставляет простой и удобный интерфейс, с помощью которого можно учиться и участвовать в дискуссиях: «Мне потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к Moodle, в общем, он прост в использовании».

Однако некоторые студенты жаловались, что интерфейс слишком прост и основан на тексте: «Мне не нравится интерфейс. Это выглядит слишком скучно, поэтому я бы не хотел использовать эту систему».

Наконец, Moodle применялся только для академического сообщества. Поэтому студенты использовали эту систему, когда были обязаны выполнять задания: «Я использовал систему, когда мне нужно было подготовить и сдать задание. В основное время я не проверял систему и не использовал ее»; «Я не использую Moodle каждый день, только когда это необходимо, часто пропускаю участие в дискуссиях».

Однако отдельные пользователи столкнулись с техническими проблемами. Некоторые студенты заметили, что не все интернет-браузеры поддерживают полный функционал Moodle: «Я не могу загружать файлы при использовании встроенного браузера Android - это очень неудобно»; «Размер шрифта сообщения всего 6 кеглей, и его трудно прочитать». Система автоматически регистрирует пользователя. Но есть ограничение: если простаивает в течение определенного периода времени, студент должен снова регистрироваться в системе: «Меня не устраивает, когда система просит войти в аккаунт еще раз после того, как я уже выполнил вход, из-за неактивности в течение периода в минуту».

Выводы и заключение

Анализ использования Facebook (по сравнению с другими типами LMS) подтвердил, что академические группы Facebook подходят для системы высшего  и дистанционного образования.

Участники академической группы Facebook проявили положительное отношение к обучению, более высокий уровень взаимодействия и мотивации, чем в группах Moodle. Участники академической группы Facebook отметили, что применение Facebook обеспечивает удобную среду, в которой они могут делиться ресурсами и обсуждать темы с другими. Более того, они использовали Facebook в повседневной жизни и согласились с тем, что Facebook позволяет легко улучшить социальные связи и не требует дополнительной специальной системы. Все это  способствует положительному отношению к обучению и активному взаимодействию в академической группе Facebook, чем в группе Moodle.

Группа Facebook продемонстрировала высокий уровень технологической эффективности в качестве LMS в высшем образовании, но с рядом некоторых ограничений. Ниже представлены основные выводы по проведенному исследованию:

  • социальная сеть и академическая группа в Facebook стали частью жизни студентов и обеспечивают простую, удобную, легкую среду обучения. Однако количество участников в академическом сообществе Facebook должно быть ограничено для гарантии качественного процесса управления;
  • преподаватели и студенты были обеспокоены отсутствием внимания: участники тратили слишком много времени на чтение сообщений и просмотр видео, не связанных с курсом, так что требуется необходимое и последовательное регулирование;
  • конфиденциальность одна из проблем для пользователей академического сообщества в Facebook: многие беспокоились, что их личная информация и деятельность по курсу могут быть доступны незнакомым людям;
  • ориентирован главным образом на магистров, использующих Facebook для академических целей.

Аналогичные исследования могут быть проведены для изучения влияния использования группы Facebook на студентов разных уровней и предметных областей. Поскольку Facebook не предназначен для образовательных целей, существуют более мощные LMS, например Canvas [22], которые предоставляют больше функций управления, таких как оценочное приложение, контроль конфиденциальности и безопасности, гарантию и автоматическое управление нагрузкой.


Библиографическая ссылка

Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗЛИЧИЯ В РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ МЕЖДУ MOODLE И FACEBOOK // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27380 (дата обращения: 17.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074