Система управления обучением (LMS) - это программное обеспечение для создания и управления сайтами для обучения [1]. Каждая LMS имеет свой интерфейс, однако большинство LMS имеют одинаковые функции:
- Изображение. LMS позволяют загружать учебные ресурсы (текстовые документы, мультимедийные файлы и интернет-ресурсы). Ресурсы могут быть организованы в соответствии с потребностями обучения, как темы и график обучения.
- Инструменты взаимодействия. LMS предоставляют средства коммуникации: объявления, форумы и сообщения для индивидуальных и групповых взаимодействий.
- Инструменты контроля и оценки качества управления. Участие студентов в экзаменах, групповая работа, обратная связь и аттестационная учебная деятельность.
Принятие системы обучения (LMS) стало распространенным в высшем образовании и имеет много преимуществ как в преподавании, так и в обучении [2]. Соответственно разработанные системы обучения (LMS) обеспечивают среду, которая позволяет активно учиться и облегчает взаимодействие между студентами и преподавателями [3; 4]. Кроме того, применение системы обучения (LMS) увеличивает количество студентов дистанционного образования.
Тем не менее использование существующих коммерческих и бесплатных систем управления обучением (LMS) часто порождает ограничения. Ниже приведем примеры.
Коммерческие системы управления обучением (LMS) являются дорогостоящими, что становится «бременем» для принимающих и поддерживающих эти системы учреждений. Преподаватели не могут создавать курсы или дискуссионные группы, так как эти функции доступны системным администраторам [5].
Когда системы обучения (LMS) бесплатны, преподаватели должны использовать технические знания для наполнения системы. Ресурсы в системе обучения (LMS) недоступны для студентов после завершения или окончания курса, а также при замене системы обучения (LMS).
Интернет-инструменты для социальных сетей со встроенной концепцией Web 2.0 стали популярны в повседневной жизни людей [6-8]. Люди склонны развивать социальные отношения с друзьями, одноклассниками, коллегами и членами семьи, используя социальные сетевые технологии, такие как Facebook, Twitter, Tumblr, Instagram и микроблоги [9]. Легкий доступ и социальные связи с использованием социальных сетевых технологий способствуют дистанционному обучению.
Согласно Facebook [10], более 1,28 миллиарда активных пользователей делились файлами и общались в группах с помощью Facebook. Кроме того, Facebook - бесплатный и популярный ресурс, где содержание обучения доступно после завершения курса, а преподавателям не нужны особые технические знания для установки данной LMS. Социальная сеть Facebook считается учебным инструментом [11], который способствует взаимодействию, обучению, мотивации к обучению и аудиторному климату:
- Facebook: взаимодействие и аудиторный климат. Позволяет студентам делиться, размышлять и учиться, повышая эффективность обучения студентов [12]. Академическая группа обеспечила среду, в которой они делятся впечатлениями, размышлениями, ресурсами и комментариями, что способствует процессу самообучения. Ли и Питт [13], Хвейт и Форте [14], Мазер, Мерфи и Саймондс [15] отметили, что группы в Facebook улучшают отношения между студентами и преподавателями, способствуют позитивному отношению к курсам и преподавателям. Взаимодействия при онлайн-дискуссиях помогают обучению и обеспечивают благоприятную учебную среду для самообразования студентов.
- Facebook: обучение и мотивация. Шредер и Гринбоу [16] сообщили, что студенты в социальных группах в Facebook обсуждали сложные темы и давали подробные ответы, а дискуссии в группах Facebook способствуют развитию критического мышления.
Facebook влияет на студентов, поскольку уровень пользования составляет более 90% в год [10]. Однако раньше Facebook не был обширно использован в высшем образовании, но академические группы Facebook могут использоваться как системы обучения (LMS), влияние групп Facebook на обучение по сравнению с такой системой обучения (LMS), как Moodle, остается ограниченным. Коп [17] описал использование академической группы в Facebook, которые были созданы и поддерживались участниками массовых открытых онлайн-курсов для самостоятельного обучения, определяя, что некоторые студенты предпочли форум Moodle вместо Facebook, потому что они могли получить больше исходной информации [18]. Группа Facebook использовалась в качестве дополнительного инструмента для некоторых студентов.
Необходимость сбора дополнительных данных о различиях в результатах обучения между Moodle и Facebook стала решающей в связи с быстрым ростом мобильных технологий [19]. Mobile Facebook позволяет студентам обмениваться учебными ресурсами: эффект обучения Facebook на мобильных устройствах не был сравнен с результатами других типов LMS [20]. В некоторых исследованиях [20] мобильная группа Facebook сравнивалась с системой обучения (LMS) Moodle по таким параметрам, как академическая успеваемость, отношение к обучению, взаимодействие, мотивация обучения, а также эффективность обучения и готовность преподавателя.
Цель работы
В данном исследовании принимали участие три группы магистров. Исследование проводилось на курсе «Деловой английский» (академический английский, английский для специальных целей).
Цель исследования: определить, могут ли академические группы в Facebook использоваться в качестве LMS. Для сравнения использовались два типа LMS: Facebook и Moodle. Было решено проверить, отличаются ли академические результаты и предпочтения студентов, использующих разные LMS.
В качестве анализа результатов было проведено личное интервью (random face-to-face), посвященное опыту студентов в использовании соответствующих LMS на практических занятиях. Цель интервью – определить отношение студентов к использованию LMS и рекомендации по улучшению LMS.
Количественные данные - это оценочные баллы и результаты опроса LMS.
Качественные данные были собраны из интервью.
Далее была исследована интеграция группы Facebook в жизнь студентов:
- Различие в отношении к обучению, к взаимодействию и мотивации студентов, использующих разные LMS (Facebook и Moodle).
- Опыт студентов в использовании разных LMS (Facebook и Moodle) в их обучении.
Материалы и методы исследования
Академическая группа Facebook создана на базе социальной сети Facebook: первоначально группа была открыта, и у пользователей было беспокойство за безопасность личных данных. Закон о правах на образование и безопасность частной жизни – Федеральный закон, который защищает записи студентов: студенты имеют право доступа к учебным записям (исправлять неточные / вводящие в заблуждение записи) и иметь доступ к другим записям в группе. Группа Facebook впоследствии была настроена как частная, и только для членов группы: учебные ресурсы и дискуссии доступны только им.
Инструмент Web 2.0, Quibblo, был использован для проведения практической викторины в группе Facebook. Преподаватель создает викторины и размещает ссылку на стене в Facebook, после завершения студенты получают рекомендацию (пожелания, замечания) и статистику результатов обучения. Система обеспечивает платформу, на которой пользователи загружают задания, учебные ресурсы, публикуют и отвечают на сообщения, участвуют в практических викторинах и обсуждают новости группы.
Популярный и бесплатный LMS – Moodle, используемый в большинстве университетов, представляет аналогичные функции, а также загрузку и скачивание файлов. В этом исследовании две системы управления обучением (LMS) были выбраны случайным образом: академическая группа Facebook и группа Moodle. Студенты могли получить доступ к академической группе Facebook и Moodle, используя приложения Facebook и Moodle Mobile соответственно, на планшетных ПК; поскольку данный курс был относительно новым, все участники имели ограниченный опыт использования LMS [21].
Чтобы оценить три ключевые функции в LMS, преподаватель загрузил учебные ресурсы, а студенты - выполненные задания в таких форматах, как Word, Powerpoint, pdf, jpg-файлы и веб-адреса на странице «Стены в Facebook», «Тематическая страница» на странице «Moodle and Learning Materials» для чтения студентами. Все участники должны были читать объявления в группе и отвечать на еженедельные вопросы обсуждения, а также публикации других одногруппников для взаимодействия групп в Events in Facebook, форумах и обсуждениях в Moodle. Участие студентов в еженедельных обсуждениях было оценено.
Семь дискуссионных мероприятий, два опроса, семь практических опросов, семь заданий и 18 файлов учебных ресурсов, отформатированных как файлы Word, Powerpoint, pdf и jpg, были созданы для каждой LMS. Обучение проводилось в течение 8 недель. Участники должны были пройти предварительный общий опрос до и после, чтобы определить различие результатов обучения и взаимодействия. Опрос включил 15 вопросов, связанных с содержанием курса: восемь вопросов с множественным выбором, четыре вопроса true/false и три вопроса эссе. Опрос LMS использовался для изучения отношения студентов к использованию двух типов LMS:
- Первый фактор – «Отношение к обучению с использованием различных типов LMS».
- Второй фактор – «Отношение к взаимодействию с использованием разных типов LMS».
- Третий фактор – «Технологическая эффективность и готовность использовать LMS».
- Четвертый фактор – «Мотивация обучения при использовании разных типов LMS».
Результаты исследования и их обсуждение
- Различия в академической эффективности среди систем управления обучением (LMS)
Средний балл академической группы в Facebook был значительно выше, чем средний балл группы Moodle.
Анкета включала четыре показателя:
- отношение к обучению с использованием различных типов LMS;
- отношение к взаимодействию с использованием различных типов LMS;
- технологическая эффективность и готовность использовать LMS;
- мотивация обучения при использовании различных типов LMS.
- Отношение к обучению и к взаимодействию при использовании различных систем управления обучением
Количество студентов в академической группе Facebook было значительно выше, чем у студентов группы Moodle.
- Технологическая эффективность, мотивация и готовность использовать системы управления обучением (LMS)
Готовность использовать (применять) академическую группу Facebook в дальнейшей работе была значительно выше, чем у студентов в группе Moodle.
- Академическая группа Facebook: простые, но непересекающиеся обсуждения
Студенты почувствовали, что Facebook представил простую среду, в которой они могли загружать и редактировать: «интерфейс академической группы Facebook ясен для меня, я могу легко найти материалы курса, стену и дискуссионную зону. Мне удобно учиться, используя общие публикации по темам».
Использование групп Facebook для взаимодействия с другими людьми является общим для студентов и является удобным подходом: «Я использую Facebook ежедневно, и если новое сообщение опубликовано, оно автоматически появляется на стене группы Facebook. Мне не нужно входить в другую систему или запоминать другой веб-сайт».
Студенты выявили некоторые недостатки в использовании академических групп Facebook. Часто сообщалось о недостатке, когда сообщения могут быть не в рамках темы обсуждения: «сообщения не обработаны, трудно найти и прочитать связанные сообщения, особенно когда сообщений слишком много». Так как Facebook был разработан для социальных целей, студенты могут отвлекаться, читать новости, играть и общаться с другими людьми вместо обучения: «Я чувствовал, что я потратил много времени на чтение сообщений и просмотр видео и фотографий, не связанных с обучением. Было слишком много вещей, которые отвлекали меня от обучения». Академическая группа Facebook была открытая в начале исследования. Далее были использованы настройки конфиденциальности, некоторые студенты выразили обеспокоенность, что их личная информация может быть доступна: «Я не чувствую, что участие в академической группе Facebook безопасно».
- Moodle: технические проблемы, возможное участие в дискуссиях
Большинство студентов согласились: «Я многому научился у других, они поделились своим опытом и ресурсами». Кроме того, большинство студентов согласились с тем, что их взаимодействие с окружающими улучшилось: «я довольно много взаимодействую с другими в системе Facebook и чувствовал себя очень комфортно в этой учебной среде. Совместное обучение с другими приносит мне пользу и мотивирует к дальнейшему саморазвитию!» Наряду с этим студенты отметили, что загрузка файлов была легкой и что участие в обсуждениях было удобным: «Я легко могу загрузить материалы, поделиться ресурсами с другими и обсудить темы с другими студентами».
Некоторые студенты тратили значительное количество времени на знакомство с интерфейсом. Большинство согласилось, что Moodle предоставляет простой и удобный интерфейс, с помощью которого можно учиться и участвовать в дискуссиях: «Мне потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к Moodle, в общем, он прост в использовании».
Однако некоторые студенты жаловались, что интерфейс слишком прост и основан на тексте: «Мне не нравится интерфейс. Это выглядит слишком скучно, поэтому я бы не хотел использовать эту систему».
Наконец, Moodle применялся только для академического сообщества. Поэтому студенты использовали эту систему, когда были обязаны выполнять задания: «Я использовал систему, когда мне нужно было подготовить и сдать задание. В основное время я не проверял систему и не использовал ее»; «Я не использую Moodle каждый день, только когда это необходимо, часто пропускаю участие в дискуссиях».
Однако отдельные пользователи столкнулись с техническими проблемами. Некоторые студенты заметили, что не все интернет-браузеры поддерживают полный функционал Moodle: «Я не могу загружать файлы при использовании встроенного браузера Android - это очень неудобно»; «Размер шрифта сообщения всего 6 кеглей, и его трудно прочитать». Система автоматически регистрирует пользователя. Но есть ограничение: если простаивает в течение определенного периода времени, студент должен снова регистрироваться в системе: «Меня не устраивает, когда система просит войти в аккаунт еще раз после того, как я уже выполнил вход, из-за неактивности в течение периода в минуту».
Выводы и заключение
Анализ использования Facebook (по сравнению с другими типами LMS) подтвердил, что академические группы Facebook подходят для системы высшего и дистанционного образования.
Участники академической группы Facebook проявили положительное отношение к обучению, более высокий уровень взаимодействия и мотивации, чем в группах Moodle. Участники академической группы Facebook отметили, что применение Facebook обеспечивает удобную среду, в которой они могут делиться ресурсами и обсуждать темы с другими. Более того, они использовали Facebook в повседневной жизни и согласились с тем, что Facebook позволяет легко улучшить социальные связи и не требует дополнительной специальной системы. Все это способствует положительному отношению к обучению и активному взаимодействию в академической группе Facebook, чем в группе Moodle.
Группа Facebook продемонстрировала высокий уровень технологической эффективности в качестве LMS в высшем образовании, но с рядом некоторых ограничений. Ниже представлены основные выводы по проведенному исследованию:
- социальная сеть и академическая группа в Facebook стали частью жизни студентов и обеспечивают простую, удобную, легкую среду обучения. Однако количество участников в академическом сообществе Facebook должно быть ограничено для гарантии качественного процесса управления;
- преподаватели и студенты были обеспокоены отсутствием внимания: участники тратили слишком много времени на чтение сообщений и просмотр видео, не связанных с курсом, так что требуется необходимое и последовательное регулирование;
- конфиденциальность одна из проблем для пользователей академического сообщества в Facebook: многие беспокоились, что их личная информация и деятельность по курсу могут быть доступны незнакомым людям;
- ориентирован главным образом на магистров, использующих Facebook для академических целей.
Аналогичные исследования могут быть проведены для изучения влияния использования группы Facebook на студентов разных уровней и предметных областей. Поскольку Facebook не предназначен для образовательных целей, существуют более мощные LMS, например Canvas [22], которые предоставляют больше функций управления, таких как оценочное приложение, контроль конфиденциальности и безопасности, гарантию и автоматическое управление нагрузкой.
Библиографическая ссылка
Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗЛИЧИЯ В РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ МЕЖДУ MOODLE И FACEBOOK // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27380 (дата обращения: 11.12.2023).