Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ, БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИЧЕСКИМ ОЛИМПИАДАМ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

Байсалов Д.У. 1 Келдибекова А.О. 2
1 Институт педагогики КГУ им. И. Арабаева
2 Ошский Государственный университет
Цель статьи – определение эффективности содержания обучения бакалавров подготовке учащихся школ к участию в математических олимпиадах всех уровней в процессе обучения дисциплины по выбору «Внеклассная работа по математике, и методика решения олимпиадных задач». Метод исследования: экспериментальная проверка методических рекомендаций по организации подготовки бакалавров к подготовке учащихся к математическим олимпиадам. Рассмотрев содержание дисциплины с точки зрения оптимизации процесса обучения, определена эффективность содержания олимпиадной подготовки будущих учителей математики с помощью системы критериев оптимальности (общих и специфичных), предложенной Ю.К. Бабанским, разработаны компетенции, которыми овладеют студенты-бакалавры после ее изучения. Внедрение дисциплины «Внеклассная работа по математике и методика решения олимпиадных задач» способствовало формированию профессиональной компетентности бакалавров в области развития олимпиадного движения в математическом образовании Кыргызстана и формированию их исследовательских навыков, возросла степень информированности бакалавров о формах олимпиад, методах решения олимпиадных задач, возросла убежденность в значимости изученного курса в профессии учителя. Занятия дисциплины в органическом сочетании с дисциплинами кафедры методики преподавания математики повышают качество математических знаний бакалавров, предметную компетентность, формируют готовность к осуществлению олимпиадной подготовки школьников и высокую адаптационную способность к последующей профессиональной деятельности. Совместная работа учителей школ и бакалавров положительно влияет на формирование у учащихся интереса к участию в школьных олимпиадах, способствует развитию профессиональных компетенций бакалавров.
школа олимпийского резерва
Учащийся
учебно-методический комплекс
олимпиада
математика
критерии оптимальности
компетенции
бакалавр
1. Келдибекова А.О. Некоторые особенности государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «физико-математическое образование», профиль «математика» (бакалавр) в Кыргызской Республике [Текст]/ А.О. Келдибекова // Сб. статей III рег. межвуз. науч.-практ. конф. (Москва, 10 декабря 2015 г.). – М.: Московский гос. областной ун-т, 2016. – С. 58-61.
2. Байсалов Дж.У. Анализ факторов, влияющих на низкие результаты учащихся Кыргызской Республики по результатам исследования PISA-2006 [Текст]/Дж.У. Байсалов, З.Э. Жамакеева, С.К. Калдыбаев. – Бишкек, 2011. – 75 с.
3. Барбер М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира (пер. с англ.) [Текст]/М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. – 2008. – № 3. – С.7-60.
4. Мамченков Д.В. Методические рекомендации по подготовке и участию школьников в предметных олимпиадах и конкурсах научных работ и проектов [Текст]: Программа стратегического развития РУДН на 2012–2016 г. / Д.В. Мамченков, В.В. Матвиенко. – М.: РУДН, 2015. – 44 с.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Текст]: ГОС ВПО по напр. Педагогическое образование (бакалавр). – Бишкек, 2013. – 176 с.
6. Концепция национального развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года [Текст]: Постановление Правительства КР от 23.03.2012, № 201. – Бишкек, 2013. – 194 с.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст]/Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
8. Келдибекова А.О. Внеклассная работа по математике и методика решения олимпиадных задач [Текст]: уч.-мет. компл. дисц. для студ. очн. отд. спец.: 550000 – Пед. напр., 550200 – Физ.-мат. образование, профиль подготовки «Математика», акад. степень: бакалавр, в 2 ч. – Рабочая программа, силлабус /А.О. Келдибекова. – Ош: Book-дизайн, 2017. – 91 с.
9. Дударева Н.В. Развитие олимпиадного движения в математическом образовании [Текст]: Рабочая учебная программа / Н.В. Дударева. – Екатеринбург, 2011. – 15 с.
10. Ярдухина С.А. Информационная обогащенность образовательной среды как средство формирования профессионально-математической компетентности будущих преподавателей математики [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02/С.А. Ярдухина. – Чебоксары, 2009. – 23 с.

Одной из актуальных проблем высшего профессионального образования, существующих в республике, является недостаточный уровень знаний, умений и навыков выпускников [1], в том числе и при подготовке школьников к участию в математических олимпиадах. Одним из факторов, повлиявших на низкие показатели учащихся Кыргызской Республики в исследовании PISA-2006, являются: «низкая ориентированность методики обучения по естественнонаучным предметам на формирование исследовательских навыков; низкая частота использования учителями заданий (на уроках и в домашней работе), ориентированных на формирование исследовательских навыков» [2].

Чтобы сформировать исследовательские умения и навыки ученика, сам учитель должен владеть ключевыми компетенциями, это отмечают исследователи: «качество образования в школе не может быть выше качества работающих в ней учителей» [3]. А также: «Успешное выступление школьников в олимпиадах и конкурсах определяется не только работой учителя-предметника или преподавателя вуза, курирующего потенциального абитуриента, но и деятельностью администрации учебного заведения, создающей в конечном итоге условия для качественной подготовки школьника к олимпиаде/конкурсу» [4, с. 8].

Изучение опыта подготовки и проведения школьных математических олимпиад  выявило противоречия между:

  • необходимостью проведения математических олимпиад в общеобразовательной школе и отсутствием методики их проведения;
  • методическими задачами, которые стоят перед учителем при подготовке школьников к участию в математических олимпиадах и тем, что содержание и цели подготовки учащихся школ к олимпиадам не разработаны.

В целях устранения указанной проблемы в подготовке бакалавров, будущих учителей математики, мы занялись разработкой дидактических основ компетентностного подхода в проектировании системы подготовки школьников к математическим олимпиадам всех уровней. Ключевым этапом в данной системе является обучение бакалавров подготовке школьников к участию в математических олимпиадах, которое считаем возможным осуществлять посредством:

  • на занятиях методического кружка «Математические олимпиады школьников», организованного для желающих студентов I–IV курсов;
  • на занятиях дисциплины по выбору «Внеклассная работа по математике, и методика решения олимпиадных задач»;
  • через привлечение студентов к организации и проведению школьных городских, областных, вузовских олимпиад;
  • всех видов практик студентов (адаптационной, профессионально-базовой, профессионально-профильной педагогической практики с погружением) в течение всего периода обучения с I по IV курсы.

Исследование основ компетентностного подхода опиралось на документы правительства по реформе общеобразовательной и профессиональной школы [5,6]. Содержание курса мы рассматривали с точки зрения оптимизации процесса обучения.

Ю.К. Бабанский подчеркивал, что «любой спор об оптимальности процесса становится бессмысленным, если не будут названы четкие критерии его эффективности. Оптимальный – это наилучший для имеющихся сегодня условий, для реальных возможностей учеников и учителя в данный момент, с точки зрения определенных критериев. Причем такие критерии в каждом случае определяются конкретно» [7, с. 25].

Эффективность содержания олимпиадной подготовки бакалавров, будущих учителей математики, нами определялась с помощью системы критериев оптимальности, предложенной академиком Ю.К. Бабанским.

В качестве общих критериев мы применяли следующие:

  • соответствие результатов обучения целям и задачам дисциплины;
  • качество знаний студентов по курсу и учебным дисциплинам;
  • соответствие результатов обучения возможностям каждого студента.

Также мы применяли критерии, специфичные для курсов по выбору:

  • степень готовности студентов к проведению олимпиадной подготовки школьников;
  • сохранение контингента студентов, специализирующихся на кафедре методики преподавания математики и информатики в последующие годы.

В соответствии с этим подходом была разработана и применена в практике подготовки бакалавров в 2015–2016 и 2016–2017 учебные годы программа дисциплины «Внеклассная работа по математике и методика решения олимпиадных задач» [8], относящейся к дисциплинам основной образовательной программы бакалавриата вариативной части (курсы по выбору), содержание которой в единстве с педагогическими дисциплинами обеспечивает максимально возможную готовность бакалавров к подготовке школьников к участию в математических олимпиадах после обучения. Трудоемкость дисциплины составила 6 кредит/часов.  К этому этапу, опираясь на цели, задачи, формируемые компетенции, определенные в программе [9], разработан и издан учебно-методический комплекс указанной дисциплины, включающий рабочую программу, силлабус, учебные пособия.

Целями дисциплины было определено   создание в процессе обучения дисциплине условий для формирования:

1) профессиональной компетентности студентов в области развития олимпиадного движения в математическом образовании Кыргызстана;

2) ключевых компетентностей:

  • информационная компетентность: приобретение опыта деятельности студентов по организации работы с детьми, одаренными в области математики;
  • компетентности самоорганизации и разрешения проблем;
  • социально-коммуникативная компетентность: умение работать в коллективе, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, ответственность [9].

Задачи дисциплины:

  • создать систему представлений о методах выявления математически одаренных детей, их психологических особенностях, формах и методах работы с одаренными детьми во и вне учебного процесса;
  • привить представления о важности изучения дисциплины для будущей профессии;
  • воспитать профессионально значимые личностные качества студентов;
  • сформировать понимание о возможностях математики для развития математически одаренных учащихся.

Содержательный и процессуальный компоненты дисциплины предполагают реализацию преемственности знаний студентов по дисциплинам: методика преподавания математики; практикум по решению математических задач; педагогика и психология профилизации общеобразовательной школы; инновационные процессы в образовании; современные теории и технологии образования. Эти знания студентов систематически используются в курсе данной дисциплины, конкретизируются и находят выход в практике подготовки учащихся олимпиадной математике в средней школе.

В ходе обучения дисциплине по выбору каждый студент сможет овладеть ключевыми и предметными компетентностями, которые позволят осуществлять успешные профессиональные действия на всех этапах своей педагогической деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Компетенции дисциплины «Внеклассная работа по математике, и методика решения олимпиадных задач» 

шифр

Студенты должны

Знать

Уметь

Владеть

ПК - 4

- этапы учебно-исследовательского проекта;

- уровни овладения учащимися исследовательской деятельностью

 

- организовать исследовательскую деятельность учащихся во время внеклассной работы по математике;

- оценивать результаты исследовательской деятельности учащихся

- первичным опытом организации исследовательской деятельности учащихся;

- опытом организации математических олимпиад школьников

ПК-9

- Психофизиологические особенности одаренных детей;

- формы и методы работы с математически одаренными детьми;

- подходы к проектированию содержания учебных программ для одаренных детей;

- виды и формы математических олимпиад, состязаний и особенности их организации

- осуществлять проектирование индивидуальной

образовательной траектории подготовки одаренных учащихся к математическим олимпиадам разного уровня;

- разработать программу по организации работы с родителями математически одаренных детей;

- осуществлять сравнительный анализ методического опыта учителей по развитию олимпиадного движения в математическом образовании;

- анализировать и применять методический опыт подготовки к математическим олимпиадам передовых учителей

- методами выявления одаренных учащихся в процессе обучения математике;

- опытом организации математических олимпиад;

- методами осуществления мониторинга эффективности организации подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня

 

На методическом семинаре факультета математики и информационных технологий Ошского государственного университета 20 декабря 2015 года мы разъяснили цель и задачи курса обучения в 2015–16 учебном году, обсудили план и методику проведения среди преподавателей факультета и школ города, учитывались недостатки, восполнялись замеченные пробелы, обнаруженные на предыдущих этапах, в процессе чего было выяснено:

  • как осуществляется олимпиадная подготовка бакалавров, будущих учителей математики, в ВУЗах республики;
  • какие методические рекомендации можно применять для развития методических умений учителя математики в деле подготовки учеников к школьным олимпиадам.

Темы, предложенные студентам для изучения, представим в таблице 2.

Таблица 2

Тематический план дисциплины «Внеклассная работа по математике и методика решения олимпиадных задач»

Раздел дисциплины

Трудоемкость (ч.) аудиторной работы

Лекции

Семинары

1

Общая характеристика внеклассной работыпо математике

2

 

2

Виды и формы внеклассной работы по математике

2

2

3

Методика организации и проведения кружковой работы по математике

2

2

4

Организация и проведение математических вечеров

2

2

5

Методика организации и проведения недели математики в школе

2

2

6

Организация и проведение игр, соревнований, викторин и олимпиад на внеклассных занятиях по математике

2

2

7

Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми

2

2

8

Олимпиадное движение – одно из направлений развития системы поддержки талантливых детей

2

2

9

Развитие олимпиадного движения в Кыргызстане

и странах зарубежья

2

2

10

Организация и проведение математических олимпиад в мировой практике

2

2

11

Новые формы математических олимпиад и соревнований

2

2

12

Роль олимпиадных задач в развитии мышления школьников

2

2

13

Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся в условиях олимпиады школьников по математике

4

6

14

Система подготовки школьников к математическим олимпиадам разных видов и уровней

2

2

15

Особенности подготовки младших школьников к математическим олимпиадам

2

2

16

Содержание программы школы олимпийского резерва по математике для 5-11 классов

6

4

17

Формы и методы работы с одаренными детьми в учебном процессе в Кыргызстане и др. странах

2

2

18

Критерии оценивания олимпиадных заданий

2

2

19

Пути устранения затруднений учащихся при подготовке к математическим олимпиадам

2

2

20

Методический опыт учителей математики по организации и подготовке учащихся к олимпиадам

2

2

Всего

46

44

 

Для проверки качества знаний студентов по дисциплине выставлялись оценки по сто балльной системе. Суммарно по дисциплине можно было получить 100 баллов, из них текущая работа оценивалась в 60 баллов, итоговая форма контроля – в 40 баллов. Минимальный балл для допуска к экзамену составлял 30 баллов. Изучая опыт подготовки будущих учителей математики к проведению и организации олимпиад, мы анализировали:

  • уровень усвоения знаний по теории олимпиадной математики;
  • степень владения студентами методами методической работы при обучении школьников олимпиадной математике;
  • степень развития готовности студентов к работе с учащимися в школе олимпийского резерва.

Результаты показали, что разработанная программа курса отвечает предъявляемым к ней требованиям и может использоваться для широкого обучения.

На этом же этапе мы проводили поисковую экспериментальную проверку методических рекомендаций по организации подготовки студентов-математиков, к работе с учащимися в школе олимпийского резерва, исследовали возможности устранения недостатков при их подготовке к проведению работы с олимпийским резервом школы. Для желающих студентов I–IV курсов проводились занятия кружка «Математические олимпиады школьников». Распределение студентов, участников пробного эксперимента, отражено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение студентов в пробном эксперименте

Группа

Формы подготовки к олимпиадам

Число участников

Ф.И.О. преподавателя

ΙΙМК(б)-1-15Р

Проведение исследований по подготовке школьников к математическим олимпиадам

17

Э.Т. Авазова,                          З.М. Садыков

ΙΙМК(б)-1-15Р

IIIМК(б)-1-14Р

Занятия методического кружка

«Математические олимпиады школьников»

34

А.О. Келдибекова

ΙVМК(б)-1-13Р

ΙV МК(б)-1-14Р

Занятия дисциплины по выбору «Внеклассная работа по математике и методика решения олимпиадных задач»

30

А.О. Келдибекова,

К. Абдыкалыкова

 

Для выявления профессионально-математической компетентности будущих учителей математики, которую понимают, как: «Интегративное свойство личности, обусловленное комплексом математических способностей …волевых и рефлексивных качеств личности и проявляющееся в готовности успешно применять их в профессионально-педагогической деятельности» [10], обучающий этап педагогического эксперимента был повторен с новым контингентом студентов в 2016–2017 году. Еще раз проверялась надежность предложенной методики, адекватность отобранного фактического материала задачам обучения бакалавров-математиков: знать методику осуществления олимпиадной подготовки школьников, уметь ее реализовывать в работе. Устанавливался уровень усвоения компонентов знаний: знание фактического и теоретического материала; владение умениями и навыками. Методика изучения эффективности олимпиадной подготовки предполагала анализ занятий дисциплины, консультаций, зачетов, контрольных работ, анкет преподавателей и студентов, проведение бесед с учителями и учащимися школ, посещение и анализ учебных занятий, проводимых в период эксперимента. С преподавателями и учителями-экспериментаторами проводилась систематическая консультационная работа.

В 2015–2016, 2016–2017 учебные годы Ошский государственный университет в целях привлечения абитуриентов на педагогические специальности, проводил олимпиаду по естественно-научным дисциплинам, в 2015 приняло участие 326 учеников 9–11 классов г. Ош, в 2016 г. факультет математики и информационных технологий Ошского государственного университета провел олимпиаду по математике и физике с участием 54 школ г. Ош.

К проведению этих олимпиад, а также областной олимпиады школьников 2015, 2016, 2017 годов мы привлекали бакалавров III-IV курсов, прошедшие обучение на кружковых занятиях и занятиях дисциплины «Внеклассная работа по математике, и методика решения олимпиадных задач». В ходе участия в организации и проведения олимпиад студенты ознакомились с методикой проведения олимпиады, олимпиадной документацией, с критериями оценивания олимпиадных работ, применили знания, полученные на занятиях.

Эффективность предложенных методических рекомендаций подтверждается повышением показателей качества знаний студентов в экспериментальной группе на 3,5%.

Выводы. Полученные нами результаты исследования демонстрируют положительное влияние занятий дисциплины по выбору на рост качества знаний бакалавров, охваченных экспериментом. И подтверждают, что такие занятия в органическом сочетании с дисциплинами кафедры методики преподавания математики формируют исследовательские навыки бакалавров, их готовность к осуществлению олимпиадной подготовки школьников.

Усвоенные методические рекомендации по олимпиадной подготовке школьников прививают будущим учителям общие педагогические, частные методические и исследовательские навыки: за период обучения в экспериментальных группах возросла степень информированности студентов о методах и формах математических олимпиад и состязаний учащихся средних школ, при этом они указывают на значимость изученного курса в выбранной профессии.

Совместная работа учителей школ и бакалавров в подготовке школьников к олимпиадам оказала положительный эффект в развитии профессиональных компетенций, способствуя развитию и закреплению профессионально необходимых знаний, умений и навыков выпускников, положительно влияет на формирование у учащихся интереса к участию в школьных олимпиадах, способствует развитию и закреплению интереса к математике.


Библиографическая ссылка

Байсалов Д.У., Келдибекова А.О. ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ, БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИЧЕСКИМ ОЛИМПИАДАМ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26881 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674