Одной из актуальных проблем высшего профессионального образования, существующих в республике, является недостаточный уровень знаний, умений и навыков выпускников [1], в том числе и при подготовке школьников к участию в математических олимпиадах. Одним из факторов, повлиявших на низкие показатели учащихся Кыргызской Республики в исследовании PISA-2006, являются: «низкая ориентированность методики обучения по естественнонаучным предметам на формирование исследовательских навыков; низкая частота использования учителями заданий (на уроках и в домашней работе), ориентированных на формирование исследовательских навыков» [2].
Чтобы сформировать исследовательские умения и навыки ученика, сам учитель должен владеть ключевыми компетенциями, это отмечают исследователи: «качество образования в школе не может быть выше качества работающих в ней учителей» [3]. А также: «Успешное выступление школьников в олимпиадах и конкурсах определяется не только работой учителя-предметника или преподавателя вуза, курирующего потенциального абитуриента, но и деятельностью администрации учебного заведения, создающей в конечном итоге условия для качественной подготовки школьника к олимпиаде/конкурсу» [4, с. 8].
Изучение опыта подготовки и проведения школьных математических олимпиад выявило противоречия между:
- необходимостью проведения математических олимпиад в общеобразовательной школе и отсутствием методики их проведения;
- методическими задачами, которые стоят перед учителем при подготовке школьников к участию в математических олимпиадах и тем, что содержание и цели подготовки учащихся школ к олимпиадам не разработаны.
В целях устранения указанной проблемы в подготовке бакалавров, будущих учителей математики, мы занялись разработкой дидактических основ компетентностного подхода в проектировании системы подготовки школьников к математическим олимпиадам всех уровней. Ключевым этапом в данной системе является обучение бакалавров подготовке школьников к участию в математических олимпиадах, которое считаем возможным осуществлять посредством:
- на занятиях методического кружка «Математические олимпиады школьников», организованного для желающих студентов I–IV курсов;
- на занятиях дисциплины по выбору «Внеклассная работа по математике, и методика решения олимпиадных задач»;
- через привлечение студентов к организации и проведению школьных городских, областных, вузовских олимпиад;
- всех видов практик студентов (адаптационной, профессионально-базовой, профессионально-профильной педагогической практики с погружением) в течение всего периода обучения с I по IV курсы.
Исследование основ компетентностного подхода опиралось на документы правительства по реформе общеобразовательной и профессиональной школы [5,6]. Содержание курса мы рассматривали с точки зрения оптимизации процесса обучения.
Ю.К. Бабанский подчеркивал, что «любой спор об оптимальности процесса становится бессмысленным, если не будут названы четкие критерии его эффективности. Оптимальный – это наилучший для имеющихся сегодня условий, для реальных возможностей учеников и учителя в данный момент, с точки зрения определенных критериев. Причем такие критерии в каждом случае определяются конкретно» [7, с. 25].
Эффективность содержания олимпиадной подготовки бакалавров, будущих учителей математики, нами определялась с помощью системы критериев оптимальности, предложенной академиком Ю.К. Бабанским.
В качестве общих критериев мы применяли следующие:
- соответствие результатов обучения целям и задачам дисциплины;
- качество знаний студентов по курсу и учебным дисциплинам;
- соответствие результатов обучения возможностям каждого студента.
Также мы применяли критерии, специфичные для курсов по выбору:
- степень готовности студентов к проведению олимпиадной подготовки школьников;
- сохранение контингента студентов, специализирующихся на кафедре методики преподавания математики и информатики в последующие годы.
В соответствии с этим подходом была разработана и применена в практике подготовки бакалавров в 2015–2016 и 2016–2017 учебные годы программа дисциплины «Внеклассная работа по математике и методика решения олимпиадных задач» [8], относящейся к дисциплинам основной образовательной программы бакалавриата вариативной части (курсы по выбору), содержание которой в единстве с педагогическими дисциплинами обеспечивает максимально возможную готовность бакалавров к подготовке школьников к участию в математических олимпиадах после обучения. Трудоемкость дисциплины составила 6 кредит/часов. К этому этапу, опираясь на цели, задачи, формируемые компетенции, определенные в программе [9], разработан и издан учебно-методический комплекс указанной дисциплины, включающий рабочую программу, силлабус, учебные пособия.
Целями дисциплины было определено создание в процессе обучения дисциплине условий для формирования:
1) профессиональной компетентности студентов в области развития олимпиадного движения в математическом образовании Кыргызстана;
2) ключевых компетентностей:
- информационная компетентность: приобретение опыта деятельности студентов по организации работы с детьми, одаренными в области математики;
- компетентности самоорганизации и разрешения проблем;
- социально-коммуникативная компетентность: умение работать в коллективе, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, ответственность [9].
Задачи дисциплины:
- создать систему представлений о методах выявления математически одаренных детей, их психологических особенностях, формах и методах работы с одаренными детьми во и вне учебного процесса;
- привить представления о важности изучения дисциплины для будущей профессии;
- воспитать профессионально значимые личностные качества студентов;
- сформировать понимание о возможностях математики для развития математически одаренных учащихся.
Содержательный и процессуальный компоненты дисциплины предполагают реализацию преемственности знаний студентов по дисциплинам: методика преподавания математики; практикум по решению математических задач; педагогика и психология профилизации общеобразовательной школы; инновационные процессы в образовании; современные теории и технологии образования. Эти знания студентов систематически используются в курсе данной дисциплины, конкретизируются и находят выход в практике подготовки учащихся олимпиадной математике в средней школе.
В ходе обучения дисциплине по выбору каждый студент сможет овладеть ключевыми и предметными компетентностями, которые позволят осуществлять успешные профессиональные действия на всех этапах своей педагогической деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Компетенции дисциплины «Внеклассная работа по математике, и методика решения олимпиадных задач»
шифр |
Студенты должны |
||
Знать |
Уметь |
Владеть |
|
ПК - 4 |
- этапы учебно-исследовательского проекта; - уровни овладения учащимися исследовательской деятельностью
|
- организовать исследовательскую деятельность учащихся во время внеклассной работы по математике; - оценивать результаты исследовательской деятельности учащихся |
- первичным опытом организации исследовательской деятельности учащихся; - опытом организации математических олимпиад школьников |
ПК-9 |
- Психофизиологические особенности одаренных детей; - формы и методы работы с математически одаренными детьми; - подходы к проектированию содержания учебных программ для одаренных детей; - виды и формы математических олимпиад, состязаний и особенности их организации |
- осуществлять проектирование индивидуальной образовательной траектории подготовки одаренных учащихся к математическим олимпиадам разного уровня; - разработать программу по организации работы с родителями математически одаренных детей; - осуществлять сравнительный анализ методического опыта учителей по развитию олимпиадного движения в математическом образовании; - анализировать и применять методический опыт подготовки к математическим олимпиадам передовых учителей |
- методами выявления одаренных учащихся в процессе обучения математике; - опытом организации математических олимпиад; - методами осуществления мониторинга эффективности организации подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня |
На методическом семинаре факультета математики и информационных технологий Ошского государственного университета 20 декабря 2015 года мы разъяснили цель и задачи курса обучения в 2015–16 учебном году, обсудили план и методику проведения среди преподавателей факультета и школ города, учитывались недостатки, восполнялись замеченные пробелы, обнаруженные на предыдущих этапах, в процессе чего было выяснено:
- как осуществляется олимпиадная подготовка бакалавров, будущих учителей математики, в ВУЗах республики;
- какие методические рекомендации можно применять для развития методических умений учителя математики в деле подготовки учеников к школьным олимпиадам.
Темы, предложенные студентам для изучения, представим в таблице 2.
Таблица 2
Тематический план дисциплины «Внеклассная работа по математике и методика решения олимпиадных задач»
№ |
Раздел дисциплины |
Трудоемкость (ч.) аудиторной работы |
|
Лекции |
Семинары |
||
1 |
Общая характеристика внеклассной работыпо математике |
2 |
|
2 |
Виды и формы внеклассной работы по математике |
2 |
2 |
3 |
Методика организации и проведения кружковой работы по математике |
2 |
2 |
4 |
Организация и проведение математических вечеров |
2 |
2 |
5 |
Методика организации и проведения недели математики в школе |
2 |
2 |
6 |
Организация и проведение игр, соревнований, викторин и олимпиад на внеклассных занятиях по математике |
2 |
2 |
7 |
Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми |
2 |
2 |
8 |
Олимпиадное движение – одно из направлений развития системы поддержки талантливых детей |
2 |
2 |
9 |
Развитие олимпиадного движения в Кыргызстане и странах зарубежья |
2 |
2 |
10 |
Организация и проведение математических олимпиад в мировой практике |
2 |
2 |
11 |
Новые формы математических олимпиад и соревнований |
2 |
2 |
12 |
Роль олимпиадных задач в развитии мышления школьников |
2 |
2 |
13 |
Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся в условиях олимпиады школьников по математике |
4 |
6 |
14 |
Система подготовки школьников к математическим олимпиадам разных видов и уровней |
2 |
2 |
15 |
Особенности подготовки младших школьников к математическим олимпиадам |
2 |
2 |
16 |
Содержание программы школы олимпийского резерва по математике для 5-11 классов |
6 |
4 |
17 |
Формы и методы работы с одаренными детьми в учебном процессе в Кыргызстане и др. странах |
2 |
2 |
18 |
Критерии оценивания олимпиадных заданий |
2 |
2 |
19 |
Пути устранения затруднений учащихся при подготовке к математическим олимпиадам |
2 |
2 |
20 |
Методический опыт учителей математики по организации и подготовке учащихся к олимпиадам |
2 |
2 |
Всего |
46 |
44 |
Для проверки качества знаний студентов по дисциплине выставлялись оценки по сто балльной системе. Суммарно по дисциплине можно было получить 100 баллов, из них текущая работа оценивалась в 60 баллов, итоговая форма контроля – в 40 баллов. Минимальный балл для допуска к экзамену составлял 30 баллов. Изучая опыт подготовки будущих учителей математики к проведению и организации олимпиад, мы анализировали:
- уровень усвоения знаний по теории олимпиадной математики;
- степень владения студентами методами методической работы при обучении школьников олимпиадной математике;
- степень развития готовности студентов к работе с учащимися в школе олимпийского резерва.
Результаты показали, что разработанная программа курса отвечает предъявляемым к ней требованиям и может использоваться для широкого обучения.
На этом же этапе мы проводили поисковую экспериментальную проверку методических рекомендаций по организации подготовки студентов-математиков, к работе с учащимися в школе олимпийского резерва, исследовали возможности устранения недостатков при их подготовке к проведению работы с олимпийским резервом школы. Для желающих студентов I–IV курсов проводились занятия кружка «Математические олимпиады школьников». Распределение студентов, участников пробного эксперимента, отражено в таблице 3.
Таблица 3
Распределение студентов в пробном эксперименте
Группа |
Формы подготовки к олимпиадам |
Число участников |
Ф.И.О. преподавателя |
ΙΙМК(б)-1-15Р |
Проведение исследований по подготовке школьников к математическим олимпиадам |
17 |
Э.Т. Авазова, З.М. Садыков |
ΙΙМК(б)-1-15Р IIIМК(б)-1-14Р |
Занятия методического кружка «Математические олимпиады школьников» |
34 |
А.О. Келдибекова |
ΙVМК(б)-1-13Р ΙV МК(б)-1-14Р |
Занятия дисциплины по выбору «Внеклассная работа по математике и методика решения олимпиадных задач» |
30 |
А.О. Келдибекова, К. Абдыкалыкова |
Для выявления профессионально-математической компетентности будущих учителей математики, которую понимают, как: «Интегративное свойство личности, обусловленное комплексом математических способностей …волевых и рефлексивных качеств личности и проявляющееся в готовности успешно применять их в профессионально-педагогической деятельности» [10], обучающий этап педагогического эксперимента был повторен с новым контингентом студентов в 2016–2017 году. Еще раз проверялась надежность предложенной методики, адекватность отобранного фактического материала задачам обучения бакалавров-математиков: знать методику осуществления олимпиадной подготовки школьников, уметь ее реализовывать в работе. Устанавливался уровень усвоения компонентов знаний: знание фактического и теоретического материала; владение умениями и навыками. Методика изучения эффективности олимпиадной подготовки предполагала анализ занятий дисциплины, консультаций, зачетов, контрольных работ, анкет преподавателей и студентов, проведение бесед с учителями и учащимися школ, посещение и анализ учебных занятий, проводимых в период эксперимента. С преподавателями и учителями-экспериментаторами проводилась систематическая консультационная работа.
В 2015–2016, 2016–2017 учебные годы Ошский государственный университет в целях привлечения абитуриентов на педагогические специальности, проводил олимпиаду по естественно-научным дисциплинам, в 2015 приняло участие 326 учеников 9–11 классов г. Ош, в 2016 г. факультет математики и информационных технологий Ошского государственного университета провел олимпиаду по математике и физике с участием 54 школ г. Ош.
К проведению этих олимпиад, а также областной олимпиады школьников 2015, 2016, 2017 годов мы привлекали бакалавров III-IV курсов, прошедшие обучение на кружковых занятиях и занятиях дисциплины «Внеклассная работа по математике, и методика решения олимпиадных задач». В ходе участия в организации и проведения олимпиад студенты ознакомились с методикой проведения олимпиады, олимпиадной документацией, с критериями оценивания олимпиадных работ, применили знания, полученные на занятиях.
Эффективность предложенных методических рекомендаций подтверждается повышением показателей качества знаний студентов в экспериментальной группе на 3,5%.
Выводы. Полученные нами результаты исследования демонстрируют положительное влияние занятий дисциплины по выбору на рост качества знаний бакалавров, охваченных экспериментом. И подтверждают, что такие занятия в органическом сочетании с дисциплинами кафедры методики преподавания математики формируют исследовательские навыки бакалавров, их готовность к осуществлению олимпиадной подготовки школьников.
Усвоенные методические рекомендации по олимпиадной подготовке школьников прививают будущим учителям общие педагогические, частные методические и исследовательские навыки: за период обучения в экспериментальных группах возросла степень информированности студентов о методах и формах математических олимпиад и состязаний учащихся средних школ, при этом они указывают на значимость изученного курса в выбранной профессии.
Совместная работа учителей школ и бакалавров в подготовке школьников к олимпиадам оказала положительный эффект в развитии профессиональных компетенций, способствуя развитию и закреплению профессионально необходимых знаний, умений и навыков выпускников, положительно влияет на формирование у учащихся интереса к участию в школьных олимпиадах, способствует развитию и закреплению интереса к математике.
Библиографическая ссылка
Байсалов Д.У., Келдибекова А.О. ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ, БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К МАТЕМАТИЧЕСКИМ ОЛИМПИАДАМ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26881 (дата обращения: 14.10.2024).