Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Дамаданова С.Р. 1
1 Дагестанский государственный педагогический университет
Организация научной публикационной деятельности учащейся молодежи является важным фактором формирования активной жизненной позиции как молодого поколения в целом, так и творчески направленной разносторонне развитой личности в частности. Анализ и творческое переосмысление искусствоведческих, исторических, этнографических, а также мультимедийных источников, непосредственное участие студентов в научных экспедициях, предполагающие сбор исследовательского материала при проведении бесед с местными жителями с последующей публикацией результатов исследований в научных изданиях, очное и заочное участие в молодежных конференциях и научных конкурсных мероприятиях способствуют актуализации отечественных культурных ценностей, привлекая внимание общественности и средств массовой информации к позитивным явлениям в молодежной среде, к творческому развитию и интеллектуальному научному потенциалу современного Дагестана.
исследовательская деятельность
научные публикации
отечественное культурное наследие.
1. Абдулазизов М. Художественная обработка камня: Традиции и современность / М. Абдулазизов // Материалы Международного молодежного форума «Неделя дружбы». – Махачкала, 2013. – 344 с.
2. Абдулатипов призвал дагестанских чиновников носить национальные костюмы // Аргументы и факты. 10 февраля 2013 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.aif.ru/politics/russia/295052 (дата обращения: 10.07.2017).
3. Гаджимурадов С. Особенности преподавания уроков изобразительного искусства с учетом возрастных особенностей школьников: На материале педагогической практики / С. Гаджимурадов // Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана ДНЦ РАН. –Махачкала, 2007. – Вып. 39. – 153 с.
4. Жукова М. Народный костюм в произведениях русских художников конца XVIII–XX вв. / М. Жукова // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов» (секция «Искусствоведение»). – М., 2010. [Электронный ресурс]. – URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2010/index.htm (дата обращения: 10.07.2017).
5. Инжиев К. Искусство златокузнецов дагестанского селения Кубачи / К. Инжиев// Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов» (секция «Искусствоведение»). – М., 2010. [Электронный ресурс]. – URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2010/index.htm (дата обращения: 10.07.2017).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета. [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 10.07.2017).
7. Раджабов И.М. Методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства в дагестанской общеобразовательной школе. Из опыта педагогической практики / И.М. Раджабов, С.Р. Дамаданова. – Махачкала, 2006. – 36 с.
8. Саадулаева А. Художественные традиции народного костюма в творчестве отечественных дизайнеров / А. Саадулаева // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов» (секция «Искусствоведение»). – М., 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2012/structure_14_1780.htm (дата обращения: 10.07.2017).

Существенную роль в современной образовательно-воспитательной системе играют вузовские учебные дисциплины гуманитарного цикла, в значительной мере способствующие формированию ценностных ориентаций как разносторонне развитой творчески направленной молодежи, так и общества в целом.

Нельзя не отметить и заметно возросший интерес общества к самобытным особенностям художественной культуры регионов России, специфике многовекового национального искусства в его взаимосвязи с традициями мировой культуры и современными художественно-эстетическими тенденциями.

Повышенное внимание к комплексу дисциплин художественно-эстетического цикла предполагает вовлечение учащейся молодежи в научную исследовательскую деятельность, приобщение молодого поколения к духовному и материальному культурному наследию в процессе изучения художественно-эстетических особенностей национальной культуры, памятников отечественной истории и искусства. Решение проблемы выявления и реализации интеллектуального научно-исследовательского потенциала молодежи является актуальным в процессе подготовки специалиста, в частности, в области художественного и художественно-педагогического образования.

Новое время требует от нас максимально полного использования и творческого потенциала личности, вследствие чего правительство Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости формирования культурных ценностей, развития творческих способностей молодежи, как одного из основополагающих принципов реформирования, модернизации и демократизации общества [6].

Активизация научной работы студентов, выраженная в публикации результатов исследовательской деятельности в сборниках, материалах конференций, участии в научных конкурсных мероприятиях, несомненно, открывает широкие возможности для приобщения современной молодежи к отечественному и мировому художественному наследию.

Так, например, вовлечение студентов специалитета, бакалавриата, магистратуры художественно-графического факультета в научно-исследовательскую деятельность, выражено, в частности, анализом искусствоведческих, исторических, этнографических источников, интервьюирования преподавателей – известных художников Дагестана, стоявших у истоков формирования профессионального изобразительного искусства горцев, участием студентов в экспедиционном сборе исследовательского материала в высокогорье Дагестана, бесед с информаторами – местными жителями и др.

Объем изданных за последние 10 лет студентами ХГФ публикаций позволил собрать их в 4-х томный сборник, где представлены статьи, доклады, научные работы, выполненные под руководством профессора С.Р. Дамадановой (автора публикации), направленные на Всероссийский открытый конкурс, опубликованные в сборниках Ассоциации молодых ученых Дагестана, материалах международных, всероссийских, республиканских конференций, неоднократно отмеченные грамотами «За лучший доклад по секции» и дипломами различных степеней.

В I том «Научных трудов студентов художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета» вошли научные работы, опубликованные в 2004–2010 гг.; II том «Научных трудов студентов художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета», приурочен к Юбилею ХГФ и составлен из студенческих научных работ, выполненных в период с 2006 по 2011 г. и не вошедших в содержание I-го тома; том III содержит студенческие научные работы, выполненные и опубликованные исключительно в 2012 и 2013 гг., отражающие содержание статей, бакалаврских и магистерских диссертаций; том IV находится в стадии формирования. Издание четырехтомника является не только свидетельством растущего интереса молодежи к исследовательской работе, стремления к преемственности культурных традиций, но и признания на федеральном уровне научной значимости публикаций наших студентов, а также стимулом для их дальнейшей научной исследовательской деятельности.

Следует подчеркнуть, что молодые авторы научных публикаций, формулируя и анализируя проблему исследования, используют полевой исследовательский материал, накопленный в процессе посещения творческих мастерских, обращаются к опыту известных художников, представителей династий златокузнецов, потомками и продолжателями культурных традиций которых являются сами авторы научных публикаций.

Так, например, в Материалах Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010» (секция «Искусствоведение») можно ознакомиться с научной публикацией «Искусство златокузнецов дагестанского селения Кубачи» студента магистратуры ХГФ Курбана Инжиева, представителя известной династии ювелиров, оружейников (удостоен I места «За лучший доклад по секции»). Рассматривая истоки кубачинского искусства, уходящие в глубокую древность, автор статьи приводит этническое самоназвание известного селения «Угъбугла ще» и персидское название «Зирехгеран», представляющее в переводе своеобразную и многозначную игру слов: «зерех» – «кольчуга», «геран» – «оружейник», а «заргеран» – «золотых дел мастер». Примечательно, что изготовлением кольчуг и другого боевого снаряжения, благодаря которому в сочетании с военным мастерством горец нередко выходил из сражения практически без ранений, по преданию традиционно занималась женская часть населения. В этой же статье Курбан Инжиев рассматривает основные типологически принципы орнаментальной культуры, сложившейся к XVII–XVIII вв., отражающей этапы развития художественной материальной и духовной культуры народа, позволяющей мастерам, сохраняя яркую индивидуальность творческого почерка, воплощать новое, оригинальное творческое решение. Представленный иллюстративный фотоматериал с изысканно декорированными чернью, эмалью, слоновой костью, серебряной и золотой оправой ювелирными изделиями свидетельствует о высокохудожественном мастерстве как старшего поколения златокузнецов Инжиевых, так и самого автора публикации [5].

Научное исследование нашей студентки Жуковой Марии, опубликованное в материалах той же конференции, свидетельствует о том, что интересы дагестанской молодежи не ограничиваются изучением местных национальных традиций, а рассматриваются во взаимосвязи с российским и мировым культурным наследием. В статье «Народный костюм в произведениях русских художников конца XVIII–XX вв.» Мария Жукова отмечает, что особенности кроя любого традиционного наряда, сочетающего утилитарную целесообразность с эстетикой художественного решения, неразрывно связаны с природно-климатическими условиями, а также с обычаями и обрядами народа. Рассматривая известные произведения выдающихся русских художников А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, И. Билибина, в которых с исторической достоверностью воспроизводится народный костюм, М. Жукова отмечает, что одежда персонажей прописана с детальной точностью, позволяющей определить регион проживания портретируемых, вплоть до губернии. Автор исследования проводит сравнительный анализ художественного оформления разновидностей народного костюма из русской глубинки с традиционными дагестанскими нарядами в произведениях известных художников, посетивших Дагестан – Г. Гагарина, Т. Горшельдта, Ф. Рубо, Е. Лансере и др. В заключение статьи Мария Жукова отмечает, что обновлению современного стиля дизайнерской одежды во многом способствует обращение отечественных модельеров к самобытным особенностям фольклорных мотивов традиционного костюма, выступающего в данном случае в качестве объекта интерпретации и авторского переосмысления [4].

Привлекая студенческую молодежь к научной исследовательской деятельности, руководителю следует ориентироваться на темы, освещающие круг интересов и отвечающие духовным запросам творческой направленности личности.

Так, Айна Саадулаева, студентка ХГФ и автор дизайнерских костюмных комплексов, активная участница художественных выставок республиканского, федерального и международного уровней, проявила интерес к исследовательской деятельности. В своей статье «Художественные традиции народного костюма в творчестве отечественных дизайнеров», опубликованной в материалах московской международной конференции 2012 г., Саадулаева А. А. рассматривает актуальную проблему использования национального своеобразия традиционных мотивов в современном костюме, отмечает, что в последние годы все чаще обращаются к услугам профессиональных дизайнеров, творчески комбинирующих национальные элементы одежды с современными тенденциями в моде. В заключение статьи автор приходит к выводу, что решению проблемы приобщения населения к самобытным традициям отечественной культуры способствуют не столько дорогостоящие дизайнерские изделия, а пропаганда идеи в медиа-проектах, организация молодежных фестивалей, научных и научно-популярных публикаций, привлечение предпринимателей к созданию широкой сети коммерческих предприятий, заинтересованных в задействовании творческой молодёжи, выпускников художественных вузов и училищ, для создания новых дизайнерских проектов [8].

Заметим, что данной проблеме уделил внимание Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов, призвав с 2013 г. чиновников местных министерств и ведомств, а также всех жителей в целях сохранения и популяризации национального костюма, встречать день конституции 26 июля в традиционных нарядах [2].

Участником художественных выставок республиканского и международного уровней является студент художественно-графического факультета Абдулазизов Микаил, автор, в частности, декоративного «Резного поставца», удостоенный диплома 3 степени на Международной конкурсной выставке прикладного искусства в Риге.

Направление научного исследования было разработано с учетом круга прикладных творческих интересов студента, его стремления осветить проблемы преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в современной образовательной системе. Среди научных работ Микаила Абдулазизова «Особенности организации учебных занятий на пленэре», «Графика Дагестана в творчестве Акавова Аслангерея Хангереевича» следует выделить статью «Художественная обработка камня: традиции и современность», опубликованную в материалах Международного молодежного форума «Неделя дружбы-2013», организованного Дагестанским государственным педагогическим университетом. Опираясь на труды видных ученых Дагестана, М. Абдулазизов проводит анализ конструктивных и художественных особенностей камнерезных памятников дагестанского искусства двух и более тысячелетней давности, свидетельствующих об общности духовной культуры народностей Дагестана и других народов Северного Кавказа. Рассматривая современные тенденции в художественной обработке камня в Дагестане, автор публикации выражает благодарность известному художнику, выпускнику художественно-графического факультета Шамилю Канайгаджиеву, в мастерской которого Микаил Абдулазизов получил возможность на практике подробнее изучить особенности работы с монументальной скульптурной композицией [1, с. 160-161].

Пристального внимания заслуживает исследовательская деятельность студентов в период прохождения педагогической практики в школе, в значительной мере способствующая как повышению педагогического мастерства, так и приобретению исследовательских навыков, соответствующих специфике функционирующей при факультете аспирантуры. Под руководством преподавателей студенты перенимают опыт школьных учителей, вносят собственные предложения в планирование учебного процесса и организацию воспитательной работы, разрабатывают и апробируют конспекты уроков, публикуют результаты исследований в научно-методических изданиях.

Апробированные в процессе педагогической практики сценарии уроков изобразительного искусства в развернутой форме опубликованы студентом художественно-графического факультета Гаджимурадовым Сулейманом в Сборнике статей Ассоциации молодых ученых Дагестана [3, с. 29-33].

Здесь автор публикации излагает использованные им приемы активизации внимания и стимулирования творческого потенциала учащихся разных возрастных групп: урок рисования по представлению в 4-м классе темы «В мире животных» начинается с вводной обзорной беседы об анималистическом жанре и занимательного задания (отгадать, о каком животном идет речь в стихотворении), используется прием интеграции уроков. Будучи противником использования на уроке изобразительного искусства чучел животных, Сулейман Гаджимурадовна этапе рисования с натуры предлагает учащимся сделать наброски с живого кота, что, несомненно, вызывает у класса бурный эмоциональный отклик, переходящий под управлением педагога во вдумчивый творческий процесс. Иной подход используется студентом-практикантом в работе с учащимися 6-го класса, где урокам изобразительного искусства следует, по мнению С. Гаджимурадова, придать мировоззренческую направленность: рисование плаката «НЕТ наркотикам!» предваряется знакомством учащихся с плакатом как разновидностью графики, его выразительными средствами, способствующими, в частности, негативному восприятию атрибутов, ассоциативно связанных с наркотиками. В качестве важных средств поощрения автор публикации рассматривает отбор наиболее выразительных рисунков на школьную художественную выставку, а также тиражирование детских плакатов с социальной направленностью, использование их в социуме в качестве эффективного средства пропаганды здорового образа жизни.

Апробированные конспекты уроков изобразительного искусства и сценарии искусствоведческих уроков-бесед в развернутой иллюстрированной форме опубликованы студентами художественно-графического факультета Карибханом Лачиновым, Шамилем Маммаевым, Мурадом Гаджиевым, Написат Дибировой в учебном пособии «Методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства в дагестанской общеобразовательной школе. Из опыта педагогической практики» [7, с 13-20]. Опубликованные методические материалы служат своеобразным ориентиром для новых групп студентов при подготовке к практической педагогической деятельности, мобилизуют исследовательский потенциал молодежи.

Следует подчеркнуть, что содержание научных статей и методических материалов студентов художественно-графического факультета лежат в основе курсовых, бакалаврских выпускных квалификационных работ и магистерских диссертационных исследований, что в значительной степени повышает их статус и оригинальность и, практически, исключает плагиат.

На сегодняшний день проблема приобщения современной молодёжи к культурным ценностям отечественного и мирового наследия посредством вовлечения студентов в научную исследовательскую публикационную деятельность остается актуальной. Активное участие художественно одаренной, творчески направленной личности в работе научных конференций, конкурсных мероприятий, несомненно, позволяет в достаточной степени осознать богатство и многообразие отечественного и мирового художественного наследия, раскрыть собственный научно-творческий потенциал. Важно, что вследствие активизации научно-исследовательской деятельности студентов повышается интеллектуальный статус современной Республики, привлекая внимания широких кругов общественности и средств массовой информации к позитивным явлениям в молодежной среде, к творческому развитию и интеллектуальному научному потенциалу современного Дагестана.


Библиографическая ссылка

Дамаданова С.Р. ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26860 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674