Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INVOLVEMENT OF STUDENTS IN RESEARCH ACTIVITIES AS A MEANS OF ACTUALIZATION OF CULTURAL VALUES OF NATIONAL HERITAGE AND THE FORMATION OF ACTIVE LIFE POSITION OF YOUNG GENERATION

Damadanova S.R. 1
1 Dagestan State Pedagogical University
Organization of scientific publication activity of students is an important factor in the formation of active life position of the young generation in General, and creatively directed a developed personality in particular. Analysis and creative reinterpretation of art, historical, ethnographic, and multimedia sources, direct involvement of students in scientific expeditions, involving the collection of research material in the interviews with local residents, with subsequent publication of research results in scientific journals, internal and correspondence participation in youth scientific conferences and competitive events contribute to the actualization of national cultural values, attracting the attention of the public and the media about positive phenomena in the youth environment, to the creative development of intellectual and scientific potential of modern Dagestan.
research activity
scientific publications
national cultural heritage.

Существенную роль в современной образовательно-воспитательной системе играют вузовские учебные дисциплины гуманитарного цикла, в значительной мере способствующие формированию ценностных ориентаций как разносторонне развитой творчески направленной молодежи, так и общества в целом.

Нельзя не отметить и заметно возросший интерес общества к самобытным особенностям художественной культуры регионов России, специфике многовекового национального искусства в его взаимосвязи с традициями мировой культуры и современными художественно-эстетическими тенденциями.

Повышенное внимание к комплексу дисциплин художественно-эстетического цикла предполагает вовлечение учащейся молодежи в научную исследовательскую деятельность, приобщение молодого поколения к духовному и материальному культурному наследию в процессе изучения художественно-эстетических особенностей национальной культуры, памятников отечественной истории и искусства. Решение проблемы выявления и реализации интеллектуального научно-исследовательского потенциала молодежи является актуальным в процессе подготовки специалиста, в частности, в области художественного и художественно-педагогического образования.

Новое время требует от нас максимально полного использования и творческого потенциала личности, вследствие чего правительство Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости формирования культурных ценностей, развития творческих способностей молодежи, как одного из основополагающих принципов реформирования, модернизации и демократизации общества [6].

Активизация научной работы студентов, выраженная в публикации результатов исследовательской деятельности в сборниках, материалах конференций, участии в научных конкурсных мероприятиях, несомненно, открывает широкие возможности для приобщения современной молодежи к отечественному и мировому художественному наследию.

Так, например, вовлечение студентов специалитета, бакалавриата, магистратуры художественно-графического факультета в научно-исследовательскую деятельность, выражено, в частности, анализом искусствоведческих, исторических, этнографических источников, интервьюирования преподавателей – известных художников Дагестана, стоявших у истоков формирования профессионального изобразительного искусства горцев, участием студентов в экспедиционном сборе исследовательского материала в высокогорье Дагестана, бесед с информаторами – местными жителями и др.

Объем изданных за последние 10 лет студентами ХГФ публикаций позволил собрать их в 4-х томный сборник, где представлены статьи, доклады, научные работы, выполненные под руководством профессора С.Р. Дамадановой (автора публикации), направленные на Всероссийский открытый конкурс, опубликованные в сборниках Ассоциации молодых ученых Дагестана, материалах международных, всероссийских, республиканских конференций, неоднократно отмеченные грамотами «За лучший доклад по секции» и дипломами различных степеней.

В I том «Научных трудов студентов художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета» вошли научные работы, опубликованные в 2004–2010 гг.; II том «Научных трудов студентов художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета», приурочен к Юбилею ХГФ и составлен из студенческих научных работ, выполненных в период с 2006 по 2011 г. и не вошедших в содержание I-го тома; том III содержит студенческие научные работы, выполненные и опубликованные исключительно в 2012 и 2013 гг., отражающие содержание статей, бакалаврских и магистерских диссертаций; том IV находится в стадии формирования. Издание четырехтомника является не только свидетельством растущего интереса молодежи к исследовательской работе, стремления к преемственности культурных традиций, но и признания на федеральном уровне научной значимости публикаций наших студентов, а также стимулом для их дальнейшей научной исследовательской деятельности.

Следует подчеркнуть, что молодые авторы научных публикаций, формулируя и анализируя проблему исследования, используют полевой исследовательский материал, накопленный в процессе посещения творческих мастерских, обращаются к опыту известных художников, представителей династий златокузнецов, потомками и продолжателями культурных традиций которых являются сами авторы научных публикаций.

Так, например, в Материалах Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010» (секция «Искусствоведение») можно ознакомиться с научной публикацией «Искусство златокузнецов дагестанского селения Кубачи» студента магистратуры ХГФ Курбана Инжиева, представителя известной династии ювелиров, оружейников (удостоен I места «За лучший доклад по секции»). Рассматривая истоки кубачинского искусства, уходящие в глубокую древность, автор статьи приводит этническое самоназвание известного селения «Угъбугла ще» и персидское название «Зирехгеран», представляющее в переводе своеобразную и многозначную игру слов: «зерех» – «кольчуга», «геран» – «оружейник», а «заргеран» – «золотых дел мастер». Примечательно, что изготовлением кольчуг и другого боевого снаряжения, благодаря которому в сочетании с военным мастерством горец нередко выходил из сражения практически без ранений, по преданию традиционно занималась женская часть населения. В этой же статье Курбан Инжиев рассматривает основные типологически принципы орнаментальной культуры, сложившейся к XVII–XVIII вв., отражающей этапы развития художественной материальной и духовной культуры народа, позволяющей мастерам, сохраняя яркую индивидуальность творческого почерка, воплощать новое, оригинальное творческое решение. Представленный иллюстративный фотоматериал с изысканно декорированными чернью, эмалью, слоновой костью, серебряной и золотой оправой ювелирными изделиями свидетельствует о высокохудожественном мастерстве как старшего поколения златокузнецов Инжиевых, так и самого автора публикации [5].

Научное исследование нашей студентки Жуковой Марии, опубликованное в материалах той же конференции, свидетельствует о том, что интересы дагестанской молодежи не ограничиваются изучением местных национальных традиций, а рассматриваются во взаимосвязи с российским и мировым культурным наследием. В статье «Народный костюм в произведениях русских художников конца XVIII–XX вв.» Мария Жукова отмечает, что особенности кроя любого традиционного наряда, сочетающего утилитарную целесообразность с эстетикой художественного решения, неразрывно связаны с природно-климатическими условиями, а также с обычаями и обрядами народа. Рассматривая известные произведения выдающихся русских художников А. Венецианова, В. Васнецова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, И. Билибина, в которых с исторической достоверностью воспроизводится народный костюм, М. Жукова отмечает, что одежда персонажей прописана с детальной точностью, позволяющей определить регион проживания портретируемых, вплоть до губернии. Автор исследования проводит сравнительный анализ художественного оформления разновидностей народного костюма из русской глубинки с традиционными дагестанскими нарядами в произведениях известных художников, посетивших Дагестан – Г. Гагарина, Т. Горшельдта, Ф. Рубо, Е. Лансере и др. В заключение статьи Мария Жукова отмечает, что обновлению современного стиля дизайнерской одежды во многом способствует обращение отечественных модельеров к самобытным особенностям фольклорных мотивов традиционного костюма, выступающего в данном случае в качестве объекта интерпретации и авторского переосмысления [4].

Привлекая студенческую молодежь к научной исследовательской деятельности, руководителю следует ориентироваться на темы, освещающие круг интересов и отвечающие духовным запросам творческой направленности личности.

Так, Айна Саадулаева, студентка ХГФ и автор дизайнерских костюмных комплексов, активная участница художественных выставок республиканского, федерального и международного уровней, проявила интерес к исследовательской деятельности. В своей статье «Художественные традиции народного костюма в творчестве отечественных дизайнеров», опубликованной в материалах московской международной конференции 2012 г., Саадулаева А. А. рассматривает актуальную проблему использования национального своеобразия традиционных мотивов в современном костюме, отмечает, что в последние годы все чаще обращаются к услугам профессиональных дизайнеров, творчески комбинирующих национальные элементы одежды с современными тенденциями в моде. В заключение статьи автор приходит к выводу, что решению проблемы приобщения населения к самобытным традициям отечественной культуры способствуют не столько дорогостоящие дизайнерские изделия, а пропаганда идеи в медиа-проектах, организация молодежных фестивалей, научных и научно-популярных публикаций, привлечение предпринимателей к созданию широкой сети коммерческих предприятий, заинтересованных в задействовании творческой молодёжи, выпускников художественных вузов и училищ, для создания новых дизайнерских проектов [8].

Заметим, что данной проблеме уделил внимание Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов, призвав с 2013 г. чиновников местных министерств и ведомств, а также всех жителей в целях сохранения и популяризации национального костюма, встречать день конституции 26 июля в традиционных нарядах [2].

Участником художественных выставок республиканского и международного уровней является студент художественно-графического факультета Абдулазизов Микаил, автор, в частности, декоративного «Резного поставца», удостоенный диплома 3 степени на Международной конкурсной выставке прикладного искусства в Риге.

Направление научного исследования было разработано с учетом круга прикладных творческих интересов студента, его стремления осветить проблемы преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в современной образовательной системе. Среди научных работ Микаила Абдулазизова «Особенности организации учебных занятий на пленэре», «Графика Дагестана в творчестве Акавова Аслангерея Хангереевича» следует выделить статью «Художественная обработка камня: традиции и современность», опубликованную в материалах Международного молодежного форума «Неделя дружбы-2013», организованного Дагестанским государственным педагогическим университетом. Опираясь на труды видных ученых Дагестана, М. Абдулазизов проводит анализ конструктивных и художественных особенностей камнерезных памятников дагестанского искусства двух и более тысячелетней давности, свидетельствующих об общности духовной культуры народностей Дагестана и других народов Северного Кавказа. Рассматривая современные тенденции в художественной обработке камня в Дагестане, автор публикации выражает благодарность известному художнику, выпускнику художественно-графического факультета Шамилю Канайгаджиеву, в мастерской которого Микаил Абдулазизов получил возможность на практике подробнее изучить особенности работы с монументальной скульптурной композицией [1, с. 160-161].

Пристального внимания заслуживает исследовательская деятельность студентов в период прохождения педагогической практики в школе, в значительной мере способствующая как повышению педагогического мастерства, так и приобретению исследовательских навыков, соответствующих специфике функционирующей при факультете аспирантуры. Под руководством преподавателей студенты перенимают опыт школьных учителей, вносят собственные предложения в планирование учебного процесса и организацию воспитательной работы, разрабатывают и апробируют конспекты уроков, публикуют результаты исследований в научно-методических изданиях.

Апробированные в процессе педагогической практики сценарии уроков изобразительного искусства в развернутой форме опубликованы студентом художественно-графического факультета Гаджимурадовым Сулейманом в Сборнике статей Ассоциации молодых ученых Дагестана [3, с. 29-33].

Здесь автор публикации излагает использованные им приемы активизации внимания и стимулирования творческого потенциала учащихся разных возрастных групп: урок рисования по представлению в 4-м классе темы «В мире животных» начинается с вводной обзорной беседы об анималистическом жанре и занимательного задания (отгадать, о каком животном идет речь в стихотворении), используется прием интеграции уроков. Будучи противником использования на уроке изобразительного искусства чучел животных, Сулейман Гаджимурадовна этапе рисования с натуры предлагает учащимся сделать наброски с живого кота, что, несомненно, вызывает у класса бурный эмоциональный отклик, переходящий под управлением педагога во вдумчивый творческий процесс. Иной подход используется студентом-практикантом в работе с учащимися 6-го класса, где урокам изобразительного искусства следует, по мнению С. Гаджимурадова, придать мировоззренческую направленность: рисование плаката «НЕТ наркотикам!» предваряется знакомством учащихся с плакатом как разновидностью графики, его выразительными средствами, способствующими, в частности, негативному восприятию атрибутов, ассоциативно связанных с наркотиками. В качестве важных средств поощрения автор публикации рассматривает отбор наиболее выразительных рисунков на школьную художественную выставку, а также тиражирование детских плакатов с социальной направленностью, использование их в социуме в качестве эффективного средства пропаганды здорового образа жизни.

Апробированные конспекты уроков изобразительного искусства и сценарии искусствоведческих уроков-бесед в развернутой иллюстрированной форме опубликованы студентами художественно-графического факультета Карибханом Лачиновым, Шамилем Маммаевым, Мурадом Гаджиевым, Написат Дибировой в учебном пособии «Методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства в дагестанской общеобразовательной школе. Из опыта педагогической практики» [7, с 13-20]. Опубликованные методические материалы служат своеобразным ориентиром для новых групп студентов при подготовке к практической педагогической деятельности, мобилизуют исследовательский потенциал молодежи.

Следует подчеркнуть, что содержание научных статей и методических материалов студентов художественно-графического факультета лежат в основе курсовых, бакалаврских выпускных квалификационных работ и магистерских диссертационных исследований, что в значительной степени повышает их статус и оригинальность и, практически, исключает плагиат.

На сегодняшний день проблема приобщения современной молодёжи к культурным ценностям отечественного и мирового наследия посредством вовлечения студентов в научную исследовательскую публикационную деятельность остается актуальной. Активное участие художественно одаренной, творчески направленной личности в работе научных конференций, конкурсных мероприятий, несомненно, позволяет в достаточной степени осознать богатство и многообразие отечественного и мирового художественного наследия, раскрыть собственный научно-творческий потенциал. Важно, что вследствие активизации научно-исследовательской деятельности студентов повышается интеллектуальный статус современной Республики, привлекая внимания широких кругов общественности и средств массовой информации к позитивным явлениям в молодежной среде, к творческому развитию и интеллектуальному научному потенциалу современного Дагестана.