Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РАЗВИТИЕ ЛОКОМОТОРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ГАНДБОЛИСТОВ 11-13 ЛЕТ С ПОМОЩЬЮ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Елисеев Е.В. 1 Евсеев А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»
В гандболе очень много разнообразных движений, которые не только развивают костно-мышечную систему занимающихся, но и способствуют укреплению нервной системы, функциональной системы движений, а также психомоторики спортсмена. Одним из эффективных методических элементов физического развития гандболистов является вестибулярная тренировка. Авторами была разработана и внедрена в тренировочный процесс юных гандболистов вестибулярная тренировка силовой направленности. В недельном цикле тренировок силовой подготовке уделялось два полных занятия во второй половине чётного дня каждую неделю, и по 20-30 минут силовой составляющей каждого занятия первой половины нечётного дня недели. Авторами экспериментально показано, что вестибулярная тренировка силовой направленности способствует более эффективному развитию не только силовых способностей, но и таких локомоторных компонентов физического здоровья гандболистов 11-13 лет, как координационные способности, скоростно-силовые качества, гибкость и сила рук.
вестибулярная тренировка
физическое здоровье
физические качества
гандболисты 11-13 лет
общая физическая подготовленность.
1 Григорьев В.И. Теория и методика физической культуры : учебник / В. И. Григорьев, Ю.Ф. Курамшин, Н.Е. Латышева, О.А. Двейрина. – 2-е изд., испр. – М. : Советский спорт, 2010. – 464 с.
2 Елисеев Е.В. Динамика сократительной деятельности миокарда у спортсменов массовых спортивных разрядов при различной интенсивности физических нагрузок / Е.В. Елисеев, М.В. Трегубова, С.С. Тарасов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. – № 34 (325). – С. 27-30.
3 Елисеев Е.В. Поведение центральной гемодинамики и сократительной функции миокарда в зависимости от направленности тренировочного процесса в айкидо // Теория и практика физической культуры. - 2003. – № 1. – С. 39-41.
4 Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М. : Академия, 2010. – 264 с.
5 Кокорева Е.Г. Особенности компенсаторных изменений при сенсорных нарушениях у детей / Е.Г. Кокорева, Г.И. Максутова, Т.В. Попова // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2004. – № 5. – С. 20-22.
6 Кокорева Е.Г. Связь метода газоразрядной визуализации с показателями ценностно-мотивационной сферы / Е.Г. Кокорева, Т.В. Попова // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2015. – № 4 (4). – С. 69-72.
7 Коровин С.С. Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры / С.С. Коровин, И.А. Беляев, П.И. Костенок, В.П. Ворошнин. – Челябинск, 1996. – С. 17-25.
8 Костенок П.И. Общепедагогические основы физического саморазвития и безопасности жизнедеятельности учащихся в современном образовательном учреждении : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Челябинск, 2002. – С. 47.
9 Костенок П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта // Физиология человека. - 1997. – Т. 23. – № 6. – С. 65.
10 Коц Л.М. Физиология нервно-мышечного аппарата. Физиология человека : учебник для институтов физкультуры. – М. : Физкультура и спорт, 2005. – 287 с.
11 Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 387 с.
12 Олефиренко В.Н. К вопросу о росте качества исполнения технических действий путём тренировки вестибулярного анализатора баскетболистов 14-15 лет / В.Н. Олефиренко, Н.Е. Слинкина // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2015. – № 1 (1). – С. 21-25.
13 Трегубова М.В. Вовлечение школьников с различными когнитивными и двигательными задатками в активную групповую физкультурно-спортивную образовательную деятельность / М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, А.В. Белоедов, И.А. Бакшутов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2012. – № 28. – С. 6-10.
14 Трегубова М.В. Эхокардиографическое определение динамики морфофункциональных характеристик сердца спортсменов высокой квалификации / М.В. Трегубова, Е.В. Елисеев, А.В. Панов // Научное обозрение. - 2014. – № 1. – С. 141-144.
15 Худяков Г.Г. Роль вестибулометрических упражнений в общей и специальной физической подготовленности спортсменов с сенсорными депривациями / Г.Г. Худяков, Е.Г. Кокорева, А.М. Каримов // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2015. – № 4 (4). – С. 29-33.

Одним из ярких представителей спортивных игр, способных положительно влиять на формирование здоровья подростков и молодёжи, является гандбол. Как говорят многие исследования [1; 8; 12; 13; 15], систематические занятия спортивными играми раскрывают перед занимающимися новые грани здоровья, что особенно положительно влияет на развитие быстроты, координации, силовой выносливости, двигательной памяти и внимания гандболистов.

В гандболе очень много разнообразных движений: ходьба с меняющимся темпом; бег; повороты в любые стороны; затяжные прыжки; приём, передача и ведение мяча, которые, как правило, проводятся даже в силовом столкновении с игроками соперничающей команды. Описанное разнообразие движений в гандболе отнюдь не исчерпывается вышеперечисленным, однако всё названное не только развивает костно-мышечную систему занимающихся, но и способствует укреплению нервной системы, функциональной системы движений, а с ними психомоторики спортсмена, симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы [2; 9; 10].

Одним из эффективных методических элементов физического развития гандболистов разного школьного возраста, укрепления их здоровья является вестибулярная тренировка [5; 7; 12; 15]. Развитие вестибулярного аппарата без вреда для здоровья, который могут нести в себе физическое напряжение и утомление, в кратчайший период времени позволяет гандболисту достичь высокого технико-тактического мастерства. При этом спортсмен достигает не только высокого уровня развития физических качеств, но и становится наиболее подвижным. Спортсмен, занимающийся спортивными играми, после целенаправленной вестибулярной тренировки, особенно силовой направленности, становится ловким, точным в движениях, великолепно координированным, быстро мыслящимв игре, не боящимся проводить силовую борьбу [12; 15]. Однако что происходит с названными достоинствами после вестибулярной тренировки при утомлении зрительного анализатора? Насколько утомление функций зрительного анализатора может свести к минимуму эффект вестибулярной тренировки у гандболистов? Некоторым ответам на данные вопросы и посвящена настоящая работа.

Искать ответы на поставленные вопросы мы решили в период ранней спортивной специализации юных гандболистов, т.е. в то время, когда начинающие спортсмены более ярко реагируют на утомление в процессе тренировок; когда их спортивная форма ещё не нивелирует это утомление; когда ещё нет эффекта купирования утомления спортсмена его высоким уровнем тренированности, высоким уровнем спортивной квалификации. Таким образом, исследование развития локомоторных компонентов физического здоровья гандболистов 11-13 лет с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности актуально и своевременно.

Материалы и методы исследования. При решении задачи апробации методических аспектов проведённого исследования нами была внедрена и экспериментально проверена методика развития локомоторных компонентов физического здоровья гандболистов 11-13 лет с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности. Для этого нами с 2014 по 2016 год включительно организовывался и проводился педагогический эксперимент, в процессе которого осуществлялись психофизиологическое наблюдение, а также тестирование общей физической подготовленности юных гандболистов по широко описанным и представленным в специальной литературе методикам [4; 6; 11]. Полученные результаты подвергались математико-статистической обработке с применением традиционных и общепринятых параметрических и непараметрических методов [1; 4]. Использовался критерий t-Стьюдента. Статистически значимыми считались результаты при р<0,05.

Педагогический эксперимент проходил на базе СДЮСШОР № 13 г. Челябинска. С целью осуществления экспериментальной деятельности из гандболистов мужского пола равного уровня физической подготовленности, в возрасте 11-13 лет, нами были сформированы две группы: экспериментальная (n=18) и контрольная (n=16). Все участники эксперимента занимались гандболом 2 года. Контрольная группа занималась по стандартной программе и общим методикам СДЮСШОР № 13. Экспериментальная же группа в процессе педагогического эксперимента вместо рекомендованной в СДЮСШОР № 13 методики весь 2014/2015 учебный год занималась по предложенной нами методике вестибулярной тренировки силовой направленности. Итоговые (контрольные) испытания проводились в несколько этапов: первый – в начале (октябрь 2014 г.), второй – в конце (апрель 2015 г.) семи месяцев учебно-тренировочной работы.

Элементом вестибулярной тренировки было использование гандбольного мяча для упражнений в движении с балансированием. Например, в первой третьей части тренировки после лёгкой разминки гандболистам предлагалось взять мяч и поставить его на голову. Сбалансировав мяч, спортсмены должны были начать с ним двигаться так, чтобы данный спортивный предмет не падал, а всегда в процессе упражнений, направленных на удержание мяча, находился на голове. Далее сложность выполнения упражнений нарастала. Спортсменам предлагалось двигаться с мячом на голове не только в ровном темпе, но и в рваном темпе, и далее – с ускорением, остановкой по хлопку тренера, разворотом на 180 градусов, опять с ускорением, вновь остановкой по хлопку тренера, с разворотом, но уже на 270 градусов, далее вновь бег с ускорением, вновь остановка по хлопку, опять разворот, но уже на 360 градусов. Такие серии движений с разворотами от 180 до 360 градусов повторялись за одно занятие трёхкратно. В первый месяц вестибулярных тренировок между сериями спортсмены делали перерыв, восстанавливались. Первый, второй и третий месяцы строились на применении упражнений только с ровным темпом. Четвертый и последующие месяцы семимесячного периода занятий проходили уже с применением упражнений с мячом с рваным темпом и упражнений силовой подготовки.

Содержательная составляющая силовой подготовки в апробированной нами методике вестибулярной тренировки представляла собой упражнения, связанные с приседаниями, с прыжками с отягощениями, с работой со штангой. Последняя включала в себя подходы с работой «на толчок» штанги. Техника толчка штанги массой в 70-80% от собственного веса спортсмена, в среднем темпе 5–7 раз, в 2-3 подходах, фокусировалась нами на развитие собственной силы юных гандболистов (1-я станция).

В предлагаемой нами методике мы включили и работу со штангой весом, превышающим массу спортсмена (2-я станция). Силовая тренировка со штангой, превышающей собственный вес юного гандболиста, фокусировалась на развитие силы ног, спины, рук, плечевого пояса верхних конечностей, корпуса, что вело к усилению мощи становой тяги и наращиванию мышечной массы занимающихся.

Развивая скоростно-силовые способности гандболистов 11-13 лет экспериментальной группы (3-я станция), мы вводили в содержательную часть апробируемой методики упражнения со штангой весом не более 45% от собственного веса занимающегося. При этом данные упражнения юные гандболисты должны были выполнять в интенсивном (максимальном либо, на начальном периоде внедрения, субмаксимальном) темпе 11-12 раз.

С целью развития скоростно-силовой выносливости юные гандболисты также тренировались со штангой (4-я станция). Упражнения они выполняли в среднем темпе до полного утомления. Вес снаряда варьировал в пределах 25-30% собственного веса занимающихся. Количество повторений дозировалось на уровне 30–40 раз.

В недельном цикле тренировок силовой подготовке уделялось два полных занятия во второй половине чётного дня каждую неделю, и по 20-30 минут силовой составляющей каждого занятия первой половины нечётного дня недели. В течение семи месяцев таких тренировок каждый месяц проводили медицинский осмотр занимающихся. Группы занимающихся в процессе силовой подготовкой не превышали 10 человек у одного тренера и разбивались с учётом комплектования юных гандболистов в соответствии с ростово-весовым индексом Кетле, уровнем физической подготовленности, игровым амплуа (функциями), группой здоровья. Так, после физической разминки организовывалась и проводилась круговая тренировка на четырёх станциях.

Для определения численных показателей роста физической подготовленности юных гандболистов контрольной и экспериментальной групп, характеризующих развитие локомоторных компонентов физического здоровья спортсменов 11-13 лет с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности, нами было проведено обследование испытуемых с использованием 7 тестов, в том числе динамометрии и функциональных проб с учётом рекомендаций в специальной литературе [1; 3; 4; 14].

Результаты и их обсуждение. Динамика значений, характеризующих физическую подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет контрольной группы в начале и в конце эксперимента, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Физическая подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет контрольной группы в начале и в конце эксперимента

Тесты, измерение, пробы

В начале эксперимента

В конце эксперимента

 

Р

М

±σ

±m

М

±σ

±m

Бег 30 м, с

5,00

0,21

0,06

5,02

0,19

0,05

>0,05

Челночный бег

3 х 10 м, с

8,45

0,24

0,07

8,00

0,20

0,06

<0,05

Прыжки в длину с места, см

193,14

5,34

1,54

194,00

5,50

1,60

>0,05

6-минутный бег, м

1249,00

120,30

34,77

1500,00

115,50

33,38

<0,05

Наклон вперед, см

9,60

0,26

0,07

11,00

0,20

0,06

< 0,05

Подтягивание,

кол-во раз

7,00

0,25

0,07

7,00

0,22

0,06

>0,05

Динамометрия, кг

28,00

6,44

1,86

31, 00

5,40

1,70

>0,05

 

Изменение показателей, характеризующих физическую подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента, представлено в таблице 2.

Таблица 2

Физическая подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента

Тесты, измерение,

пробы

В начале эксперимента

В конце эксперимента

 

Р

М

±σ

±m

М

±σ

±m

Бег 30 м, с

4,98

0,20

0,06

4,50

0,21

0,06

<0,05

Челночный бег

3 х 10 м, с

8,35

0,19

0,06

7,70

0,20

0,06

< 0,05

Прыжки в длину

с места, см

192, 34

4,80

1,39

220,00

4,5

1,38

< 0,05

6-минутный бег, м

1251,00

126,80

36,65

1450,00

123,70

35,75

<0,05

Наклон вперед, см

9,50

0,23

0,07

11,50

0,20

0,07

<0,05

Подтягивание,

кол-во раз

7,50

0, 25

0,07

10,00

0,22

0,06

<0,05

Динамометрия, кг

21,00

6,20

1,80

34, 00

6,22

1,81

<0,05

 

В таблице 3 приводятся значения, позволяющие провести сравнительный анализ результативности развития локомоторных компонентов физического здоровья гандболистов 11-13 лет контрольной и экспериментальной групп с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности. Так, у представителей экспериментальной группы относительно контрольных значений наглядно отмечаются достоверные приросты показателей в беге на 30 м (p<0,05), челночном беге (p<0,05), прыжках в длину с места (p<0,05), беге на выносливость (p<0,05), тесте на суставную подвижность (p<0,05) и силовых способностях (p<0,05). Эти положительные изменения мы относим к положительному влиянию нашей методики на развитие локомоторных компонентов физического здоровья гандболистов 11-13 лет.

Таблица 3

Сравнительный анализ результативности развития локомоторных компонентов физического здоровья спортсменов 11-13 лет с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности

Тесты, измерение, пробы

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

 

P

Мэ±mэ

Мк±mк

Бег 30 м, с

4,50 ±0,06

5,02 ±0,05

>0,05

Челночный бег

3 х 10 м, с

7,70 ±0,06

8,00 ±0,06

<0,05

Прыжки в длину

с места, см

220,00 ±1,38

194,00 ±1,60

<0,05

6-минутный бег, м

1450,00 ±35,75

1500,00 ±33,38

>0,05

Наклон вперед, см

11,50 ±0,07

11,00 ±0,06

<0,05

Подтягивание,

кол-во раз

10,00 ±0,07

7,00 ±0,06

<0,05

Динамометрия,

кг

34,00±1,81

31,00±1,70

<0,05

 

Согласно полученным результатам видно, что выполнение силовых упражнений в формате, предложенном нами, способствует более эффективному развитию не только силовой способности, но и других физических качеств обследуемых. Согласно полученным нами данным экспериментальная группа достоверно (p<0,05) преобладает над контрольной по следующим показателям: координационные способности (см. тест «Челночный бег»), скоростно-силовые качества (см. тест «Прыжки в длину с места»), гибкость (см. тест «Наклон туловища вперед»), сила рук (см. тест «Подтягивание»).

Выводы. Таким образом, с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности достоверно развиваются те локомоторные компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет, которые характеризуют: координационные способности, скоростно-силовые качества, гибкость и силу рук.


Библиографическая ссылка

Елисеев Е.В., Евсеев А.В. РАЗВИТИЕ ЛОКОМОТОРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ГАНДБОЛИСТОВ 11-13 ЛЕТ С ПОМОЩЬЮ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ТРЕНИРОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26016 (дата обращения: 24.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074