Одним из ярких представителей спортивных игр, способных положительно влиять на формирование здоровья подростков и молодёжи, является гандбол. Как говорят многие исследования [1; 8; 12; 13; 15], систематические занятия спортивными играми раскрывают перед занимающимися новые грани здоровья, что особенно положительно влияет на развитие быстроты, координации, силовой выносливости, двигательной памяти и внимания гандболистов.
В гандболе очень много разнообразных движений: ходьба с меняющимся темпом; бег; повороты в любые стороны; затяжные прыжки; приём, передача и ведение мяча, которые, как правило, проводятся даже в силовом столкновении с игроками соперничающей команды. Описанное разнообразие движений в гандболе отнюдь не исчерпывается вышеперечисленным, однако всё названное не только развивает костно-мышечную систему занимающихся, но и способствует укреплению нервной системы, функциональной системы движений, а с ними психомоторики спортсмена, симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы [2; 9; 10].
Одним из эффективных методических элементов физического развития гандболистов разного школьного возраста, укрепления их здоровья является вестибулярная тренировка [5; 7; 12; 15]. Развитие вестибулярного аппарата без вреда для здоровья, который могут нести в себе физическое напряжение и утомление, в кратчайший период времени позволяет гандболисту достичь высокого технико-тактического мастерства. При этом спортсмен достигает не только высокого уровня развития физических качеств, но и становится наиболее подвижным. Спортсмен, занимающийся спортивными играми, после целенаправленной вестибулярной тренировки, особенно силовой направленности, становится ловким, точным в движениях, великолепно координированным, быстро мыслящимв игре, не боящимся проводить силовую борьбу [12; 15]. Однако что происходит с названными достоинствами после вестибулярной тренировки при утомлении зрительного анализатора? Насколько утомление функций зрительного анализатора может свести к минимуму эффект вестибулярной тренировки у гандболистов? Некоторым ответам на данные вопросы и посвящена настоящая работа.
Искать ответы на поставленные вопросы мы решили в период ранней спортивной специализации юных гандболистов, т.е. в то время, когда начинающие спортсмены более ярко реагируют на утомление в процессе тренировок; когда их спортивная форма ещё не нивелирует это утомление; когда ещё нет эффекта купирования утомления спортсмена его высоким уровнем тренированности, высоким уровнем спортивной квалификации. Таким образом, исследование развития локомоторных компонентов физического здоровья гандболистов 11-13 лет с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности актуально и своевременно.
Материалы и методы исследования. При решении задачи апробации методических аспектов проведённого исследования нами была внедрена и экспериментально проверена методика развития локомоторных компонентов физического здоровья гандболистов 11-13 лет с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности. Для этого нами с 2014 по 2016 год включительно организовывался и проводился педагогический эксперимент, в процессе которого осуществлялись психофизиологическое наблюдение, а также тестирование общей физической подготовленности юных гандболистов по широко описанным и представленным в специальной литературе методикам [4; 6; 11]. Полученные результаты подвергались математико-статистической обработке с применением традиционных и общепринятых параметрических и непараметрических методов [1; 4]. Использовался критерий t-Стьюдента. Статистически значимыми считались результаты при р<0,05.
Педагогический эксперимент проходил на базе СДЮСШОР № 13 г. Челябинска. С целью осуществления экспериментальной деятельности из гандболистов мужского пола равного уровня физической подготовленности, в возрасте 11-13 лет, нами были сформированы две группы: экспериментальная (n=18) и контрольная (n=16). Все участники эксперимента занимались гандболом 2 года. Контрольная группа занималась по стандартной программе и общим методикам СДЮСШОР № 13. Экспериментальная же группа в процессе педагогического эксперимента вместо рекомендованной в СДЮСШОР № 13 методики весь 2014/2015 учебный год занималась по предложенной нами методике вестибулярной тренировки силовой направленности. Итоговые (контрольные) испытания проводились в несколько этапов: первый – в начале (октябрь 2014 г.), второй – в конце (апрель 2015 г.) семи месяцев учебно-тренировочной работы.
Элементом вестибулярной тренировки было использование гандбольного мяча для упражнений в движении с балансированием. Например, в первой третьей части тренировки после лёгкой разминки гандболистам предлагалось взять мяч и поставить его на голову. Сбалансировав мяч, спортсмены должны были начать с ним двигаться так, чтобы данный спортивный предмет не падал, а всегда в процессе упражнений, направленных на удержание мяча, находился на голове. Далее сложность выполнения упражнений нарастала. Спортсменам предлагалось двигаться с мячом на голове не только в ровном темпе, но и в рваном темпе, и далее – с ускорением, остановкой по хлопку тренера, разворотом на 180 градусов, опять с ускорением, вновь остановкой по хлопку тренера, с разворотом, но уже на 270 градусов, далее вновь бег с ускорением, вновь остановка по хлопку, опять разворот, но уже на 360 градусов. Такие серии движений с разворотами от 180 до 360 градусов повторялись за одно занятие трёхкратно. В первый месяц вестибулярных тренировок между сериями спортсмены делали перерыв, восстанавливались. Первый, второй и третий месяцы строились на применении упражнений только с ровным темпом. Четвертый и последующие месяцы семимесячного периода занятий проходили уже с применением упражнений с мячом с рваным темпом и упражнений силовой подготовки.
Содержательная составляющая силовой подготовки в апробированной нами методике вестибулярной тренировки представляла собой упражнения, связанные с приседаниями, с прыжками с отягощениями, с работой со штангой. Последняя включала в себя подходы с работой «на толчок» штанги. Техника толчка штанги массой в 70-80% от собственного веса спортсмена, в среднем темпе 5–7 раз, в 2-3 подходах, фокусировалась нами на развитие собственной силы юных гандболистов (1-я станция).
В предлагаемой нами методике мы включили и работу со штангой весом, превышающим массу спортсмена (2-я станция). Силовая тренировка со штангой, превышающей собственный вес юного гандболиста, фокусировалась на развитие силы ног, спины, рук, плечевого пояса верхних конечностей, корпуса, что вело к усилению мощи становой тяги и наращиванию мышечной массы занимающихся.
Развивая скоростно-силовые способности гандболистов 11-13 лет экспериментальной группы (3-я станция), мы вводили в содержательную часть апробируемой методики упражнения со штангой весом не более 45% от собственного веса занимающегося. При этом данные упражнения юные гандболисты должны были выполнять в интенсивном (максимальном либо, на начальном периоде внедрения, субмаксимальном) темпе 11-12 раз.
С целью развития скоростно-силовой выносливости юные гандболисты также тренировались со штангой (4-я станция). Упражнения они выполняли в среднем темпе до полного утомления. Вес снаряда варьировал в пределах 25-30% собственного веса занимающихся. Количество повторений дозировалось на уровне 30–40 раз.
В недельном цикле тренировок силовой подготовке уделялось два полных занятия во второй половине чётного дня каждую неделю, и по 20-30 минут силовой составляющей каждого занятия первой половины нечётного дня недели. В течение семи месяцев таких тренировок каждый месяц проводили медицинский осмотр занимающихся. Группы занимающихся в процессе силовой подготовкой не превышали 10 человек у одного тренера и разбивались с учётом комплектования юных гандболистов в соответствии с ростово-весовым индексом Кетле, уровнем физической подготовленности, игровым амплуа (функциями), группой здоровья. Так, после физической разминки организовывалась и проводилась круговая тренировка на четырёх станциях.
Для определения численных показателей роста физической подготовленности юных гандболистов контрольной и экспериментальной групп, характеризующих развитие локомоторных компонентов физического здоровья спортсменов 11-13 лет с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности, нами было проведено обследование испытуемых с использованием 7 тестов, в том числе динамометрии и функциональных проб с учётом рекомендаций в специальной литературе [1; 3; 4; 14].
Результаты и их обсуждение. Динамика значений, характеризующих физическую подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет контрольной группы в начале и в конце эксперимента, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Физическая подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет контрольной группы в начале и в конце эксперимента
Тесты, измерение, пробы |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
Р |
||||
М |
±σ |
±m |
М |
±σ |
±m |
||
Бег 30 м, с |
5,00 |
0,21 |
0,06 |
5,02 |
0,19 |
0,05 |
>0,05 |
Челночный бег 3 х 10 м, с |
8,45 |
0,24 |
0,07 |
8,00 |
0,20 |
0,06 |
<0,05 |
Прыжки в длину с места, см |
193,14 |
5,34 |
1,54 |
194,00 |
5,50 |
1,60 |
>0,05 |
6-минутный бег, м |
1249,00 |
120,30 |
34,77 |
1500,00 |
115,50 |
33,38 |
<0,05 |
Наклон вперед, см |
9,60 |
0,26 |
0,07 |
11,00 |
0,20 |
0,06 |
< 0,05 |
Подтягивание, кол-во раз |
7,00 |
0,25 |
0,07 |
7,00 |
0,22 |
0,06 |
>0,05 |
Динамометрия, кг |
28,00 |
6,44 |
1,86 |
31, 00 |
5,40 |
1,70 |
>0,05 |
Изменение показателей, характеризующих физическую подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента, представлено в таблице 2.
Таблица 2
Физическая подготовленность и другие компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента
Тесты, измерение, пробы |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
Р |
|||||
М |
±σ |
±m |
М |
±σ |
±m |
|||
Бег 30 м, с |
4,98 |
0,20 |
0,06 |
4,50 |
0,21 |
0,06 |
<0,05 |
|
Челночный бег 3 х 10 м, с |
8,35 |
0,19 |
0,06 |
7,70 |
0,20 |
0,06 |
< 0,05 |
|
Прыжки в длину с места, см |
192, 34 |
4,80 |
1,39 |
220,00 |
4,5 |
1,38 |
< 0,05 |
|
6-минутный бег, м |
1251,00 |
126,80 |
36,65 |
1450,00 |
123,70 |
35,75 |
<0,05 |
|
Наклон вперед, см |
9,50 |
0,23 |
0,07 |
11,50 |
0,20 |
0,07 |
<0,05 |
|
Подтягивание, кол-во раз |
7,50 |
0, 25 |
0,07 |
10,00 |
0,22 |
0,06 |
<0,05 |
|
Динамометрия, кг |
21,00 |
6,20 |
1,80 |
34, 00 |
6,22 |
1,81 |
<0,05 |
В таблице 3 приводятся значения, позволяющие провести сравнительный анализ результативности развития локомоторных компонентов физического здоровья гандболистов 11-13 лет контрольной и экспериментальной групп с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности. Так, у представителей экспериментальной группы относительно контрольных значений наглядно отмечаются достоверные приросты показателей в беге на 30 м (p<0,05), челночном беге (p<0,05), прыжках в длину с места (p<0,05), беге на выносливость (p<0,05), тесте на суставную подвижность (p<0,05) и силовых способностях (p<0,05). Эти положительные изменения мы относим к положительному влиянию нашей методики на развитие локомоторных компонентов физического здоровья гандболистов 11-13 лет.
Таблица 3
Сравнительный анализ результативности развития локомоторных компонентов физического здоровья спортсменов 11-13 лет с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности
Тесты, измерение, пробы |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
P |
Мэ±mэ |
Мк±mк |
||
Бег 30 м, с |
4,50 ±0,06 |
5,02 ±0,05 |
>0,05 |
Челночный бег 3 х 10 м, с |
7,70 ±0,06 |
8,00 ±0,06 |
<0,05 |
Прыжки в длину с места, см |
220,00 ±1,38 |
194,00 ±1,60 |
<0,05 |
6-минутный бег, м |
1450,00 ±35,75 |
1500,00 ±33,38 |
>0,05 |
Наклон вперед, см |
11,50 ±0,07 |
11,00 ±0,06 |
<0,05 |
Подтягивание, кол-во раз |
10,00 ±0,07 |
7,00 ±0,06 |
<0,05 |
Динамометрия, кг |
34,00±1,81 |
31,00±1,70 |
<0,05 |
Согласно полученным результатам видно, что выполнение силовых упражнений в формате, предложенном нами, способствует более эффективному развитию не только силовой способности, но и других физических качеств обследуемых. Согласно полученным нами данным экспериментальная группа достоверно (p<0,05) преобладает над контрольной по следующим показателям: координационные способности (см. тест «Челночный бег»), скоростно-силовые качества (см. тест «Прыжки в длину с места»), гибкость (см. тест «Наклон туловища вперед»), сила рук (см. тест «Подтягивание»).
Выводы. Таким образом, с помощью вестибулярной тренировки силовой направленности достоверно развиваются те локомоторные компоненты физического здоровья гандболистов 11-13 лет, которые характеризуют: координационные способности, скоростно-силовые качества, гибкость и силу рук.
Библиографическая ссылка
Елисеев Е.В., Евсеев А.В. РАЗВИТИЕ ЛОКОМОТОРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ГАНДБОЛИСТОВ 11-13 ЛЕТ С ПОМОЩЬЮ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ТРЕНИРОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26016 (дата обращения: 05.12.2024).