Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕТРУДОВЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Белотелкин Ю.Г. 1 Евтушенко И.В. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Реформирование российской системы специального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает оптимизацию профессиональной ориентации и подготовки, помощь в трудоустройстве, способствующие в максимальной степени применить свои потенциальные возможности и интегрироваться в общество данной группе населения. Конвенция о правах инвалидов представляет права на труд, доступные программы профессиональной ориентации и профессионального обучения, включая применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в получении образования. В статье представлены результаты магистерского исследования, посвященного выявлению роли ИКТ в работе по профориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, выполненного в рамках научных разработок, проводимых Московским педагогическим государственным университетом при реализации проекта «Разработка и научно-методическое обоснование вариативных моделей системы профессиональной ориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом» в рамках Госзадания Минобрнауки России в сфере научной деятельности по научно-исследовательской работе № 27.133.2016/НМ.
информационно-коммуникационные технологии
профессиональная ориентация
профессиональная подготовка
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом
1. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-22994.
2. Герасимова С.Н., Евтушенко И.В. Готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 860–864.
3. Груздева М.В., Евтушенко И.В. Модель подготовки к профессиональной деятельности обучающихся со сложным дефектом, оставшихся без попечения родителей, в условиях Северо-Запада России (на примере Мурманской области) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24823.
4. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Евтушенко И.В., Жигорева М.В., Левченко И.Ю., Никольская И.А., Новикова И.М., Ткачева В.В., Волковская Т.Н. – М., 2013.
5. Евтушенко Е.А. Использование регулятивной функции театрализованной деятельности в воспитании умственно отсталых детей // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 4. – С. 341–348.
6. Евтушенко Е.А. Роль театрализованной деятельности в нравственном воспитании умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 11–15.
7. Евтушенко Е.А. Театрализованная деятельность детей-сирот // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 3. – С. 23–25.
8. Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. Проектирование модели реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23919.
9. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421.
10. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26–27 июня 2014 г. // Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С. 136–147.
11. Евтушенко И.В. Модель социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) //Культура и образование.– 2015. – № 4 (19). – С. 88–95.
12. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2(40). – С. 113–115.
13. Евтушенко И.В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 2. – С. 145–151.
14. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе: Сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. М., 2015. – С. 68–75.
15. Евтушенко И.В., Герасимова С.Н. Формирование специальных (дефектологических) компетенций у студентов педагогического колледжа // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1-1. – С. 102–106.
16. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев (Счастливый) В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 492–496.
17. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания//Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 4. – С. 684–690.
18. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Междунар. науч.-практич. конференции, Москва, 26–27 июня 2014 г. // Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. М., 2014. – С. 130–136.
19. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20910.
20. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска//Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279.
21. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Алышева Т.В., Васенков Г.В., Воронкова В.В., Грошенков И.А., Евтушенко И.В., Забрамная С.Д., Казакова С.А., Ковалева Е.А., Кожалиева Ч.Б., Левченко И.Ю. и др. М., 2009.
22. Орлова О.С., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К вопросу о наименовании должностей педагога-дефектолога, требованиям к образованию и обучению // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25118.
23. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23294.
24. Симонов А.П., Евтушенко И.В. Модель профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом в условиях Северо-Востока России (на примере Магаданской области) // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-3. – С. 595–599.
25. Тишина Л.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В. Апробация новых модулей практико-ориентированной подготовки бакалавров по направлению специальное (дефектологическое) образование: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23931.
26. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/129-22142.
27. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. Обоснование модели профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25217.

Результатом проведенного нами в январе 2015 г. на базе ГБОУ РОЦ № 105 г. Москвы констатирующего эксперимента стало выявление затруднений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом в формировании общетрудовых умений, таких как усвоение теоретического материала, запоминание и произношение специальной терминологии, названий деталей, операций, действий, анализ образца; овладение приемами мышления, позволяющими представить образ будущего результата работы, прогнозировать необходимые условия и результаты последующей деятельности (знакомство с образцом изделия как пассивное рассматривание); неготовность обучающихся к планированию предстоящей трудовой деятельности, а также выполнению изделия по плану, представленному в виде словесной инструкции; отсутствие навыков адекватного самоконтроля и самооценки, что приводит к выполнению бесцельных, хаотичных действий, приводящих к негодности изделия. Среди возможных путей оптимизации процесса формирования общетрудовых умений и коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом является наряду с традиционными методами использование ИКТ. Целью формирующего эксперимента стало выявление эффективности использования ИКТ в развитии общетрудовых умений обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, таких как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль. Формирующий эксперимент проходил с февраля 2015 г. по апрель 2016 г. и включал три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Был определен следующий круг задач формирующего эксперимента: создать благоприятные для успешного развития общетрудовых навыков условия с помощью предметно-развивающей среды, разработать программу «Самоделкин», направленную на развитие общетрудовых умений; определить этапы работы по развитию общетрудовых умений; подобрать практические задания, игры, упражнения, способствующие развитию общетрудовых умений; организовать совместную работу с родителями по развитию общетрудовых умений. Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, выявившего низкий уровень сформированности общетрудовых умений у обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, мы разработали программу по столярному делу с использованием ИКТ «Самоделкин», направленную на развитие общетрудовых умений. В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что внедрение ИКТ в систему специального образования прежде всего представляет возможность для улучшения качества трудового обучения, повышения мотивации к формированию общетрудовых навыков у обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, поскольку у них, помимо системных нарушений речи, имеется дефицит познавательных процессов, вербальной и невербальной памяти, внимания, словарного запаса, представлений об окружающем мире. ИКТ «оживляют» образовательный процесс за счет реализма и динамики изображения, новизны, включения анимированных изображений, элементов игр. При использовании ИКТ общетрудовые умения формируются по разным каналам восприятия (зрительным, слуховым), а значит, усваиваются более эффективно и запоминаются на более долгий срок.

Подготовительный этап формирующего эксперимента был направлен на разработку и внедрение авторской программы «Самоделкин», решающей задачу профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, физического, эстетического и нравственного развития, способствующей формированию доступных технических и технологических знаний, общетрудовых и профессиональных навыков и умений, необходимых для работы по специальности. Слабость познавательной активности у обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом умеренной степени (включая умственную отсталость легкой степени) требует прежде всего реализации принципов доступности, стимулирования положительного отношения к учению, оптимального сочетания групповых и индивидуальных форм обучения. Основными приемами обучения являются объяснение, опорные слова, работа по образцу, конструирование изделия, определение формы и точных размеров его частей, соединение деталей, отделка, характеристика назначения изделия и материала, из которого оно изготовлено, демонстрация готовых изделий. Использование ИКТ (показ слайдов готовых изделий, образцов) способствует развитию общетрудовых умений. Реализуемая программа была рассчитана на один год обучения и предусматривала освоение обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом знаний, умений и навыков по столярному делу на базовом уровне, а также общетрудовых навыков, таких как ориентировка в задание, планирование, самоконтроль. Рабочая программа включала все необходимые компоненты, предусмотренные ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), построена на основе линейно-концентрического принципа, предусматривающего повторяемость пройденного учебного материала с постепенным введением нового. Содержание программы учитывало степень готовности детей в возрасте 12–14 лет, учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, к овладению программными требованиями, наличие у них круга конкретных представлений, связанных с социальным, природным миром. Преподавание базировалось на знаниях, полученных обучающимися на уроках математики, русского языка, чтения, развития речи и других учебных предметов. Формой реализации программы выступала урочная деятельность, занятия проводились 6 ч в неделю, строились в занимательной, игровой форме с использованием ИКТ. Цель программы: подготовка обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом к овладению профессиями плотника, столяра и выполнению малоквалифицированных видов работ. Задачи: формирование технических и технологических знаний, общетрудовых умений ориентировки в трудовом задании, планировании последовательности действий, выполнении и самоконтроле работ; воспитание положительной мотивации к труду и необходимых в профессиональной деятельности качеств личности (таких как коллективизм, ответственность за порученное дело, добросовестность, честность, готовность прийти на помощь, общественно-полезная деятельность). Большое внимание уделялось созданию предметно-развивающей среды для развития общетрудовых умений школьников. В столярной мастерской был оформлен познавательный уголок. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации занятий, направленных на развитие общетрудовых умений: раздаточный материал, в котором отражена последовательность технологической обработки изделий, инструкционно-технологические карты, альбомы, макеты, плакаты, стенды и модели, имитирующие натуральные объекты, парные карточки, мнемотаблицы, перфокарты, чертежи, рисунки, подборка дидактических игр, материалы для рассказывания, сборники коротких стихотворений. Ключевым персонажем познавательного уголка выступала кукла «Самоделкин», реализующая несколько функций: инициировала вопросы или отвечала на них, загадывала загадки и т.д. «Самоделкин» вызывал у детей с ОВЗ со сложным дефектом живой интерес, стимулировал трудовую активность.

Основной этап формирующего эксперимента охватывал цикл урочных занятий по столярному делу с использованием вариативных ИКТ. Самым распространенным вариантом выступали мультимедийные презентации, дающие возможность представить информацию в доступной и легко воспринимаемой форме. Нами были подготовлены презентации к урокам: «Знакомство со столярными инструментами», «Это дело я люблю, все на свете я пилю», «Породы древесины», «Игрушки из древесины и других материалов». В зависимости от реализуемых дидактических задач и содержания в презентации включались текстовые или графические фрагменты, анимация, видеофильмы, а также музыкальные вставки или голосовые сообщения. Для решения задачи формирования новых знаний на уроках столярного дела нами использовались презентации с видеороликами, иллюстрирующими рассказ учителя. Так, при овладении содержанием разделов программы «Выжигание» включались видеоролики «Выжигание – работа или искусство», «Строгание рубанком», «Плотник – древнейшая профессия на Руси». Презентации на уроках столярного дела позволили реализовывать кратковременные фронтально-групповые работы, одновременно выполняемые всеми обучающимися класса в группах под общим руководством педагога-дефектолога. Обучающиеся с ОВЗ со сложным дефектом могли наблюдать за процессом изготовления изделия, рисунка на экране монитора и выполнять действия по аналогии. Применение ИКТ как средства наглядности позволяет освободить руки педагога, что важно для оказания индивидуальной помощи обучающимся (например, при показе трудовых приемов: строгании заготовок, разметке и отпиливании и др.). ИКТ оказались незаменимы в случае труднодоступности объектов непосредственному наблюдению, для формирования представлений об изучаемом объекте (например, информация об истории столярного производства, современном столярном производстве, разнообразии и ассортименте новых материалов). С использованием ИКТ нами были разработаны уроки – виртуальные экскурсии: «Город мастеров – из глубины веков», «Экскурсия на мебельное производство», «Экскурсия на производство по деревообработке», «Экскурсия в музей деревянной скульптуры». Использование компьютера и мультимедийных средств создает возможность для многократной демонстрации приемов выполнения технологических операций, их последовательности, трансформации объекта, построения чертежа. Для этого были подготовлены тренажеры: «Чертеж – язык техники», «Чертеж – назначение, виды линий», «Чертеж детали и сборочный чертеж». В качестве средств промежуточной и итоговой диагностики образовательных результатов нами использовались игровые опросы, кроссворды, создание, обсуждение и совместное решение проблемных ситуаций: «Загадки и кроссворд по столярным инструментам», «Пиломатериалы», «Столярные изюминки», «Дело мастера боится».

Учет особенностей соматического состояния обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом предусматривал включение в уроки по столярному делу физкультминуток, которые также проводились с помощью ИКТ. Монитор компьютера изображал схематичных человечков в различных позициях, и обучающиеся вместе с ними должны были под веселую музыку выполнить движения. Также мы использовали офтальмологические компьютерные программы-тренажеры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребенка. Помимо уроков, формирующий эксперимент предусматривал и внеурочную деятельность, для чего была разработана программа кружка резьбы по дереву «Волшебные узоры», рассчитанная на 36 ч в год, 1 занятие в неделю. Программа определяла своими целями ознакомление обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом с наследием художественной обработки дерева; привитие им любви к традиционному художественному ремеслу; овладение практическими навыками резьбы по дереву, создание собственных творческих композиций с учетом местных художественных традиций. Практика сочеталась с теорией, проводились экскурсии на предприятия народных ремесел, в художественные и краеведческие музеи. Программа кружка «Волшебные узоры» предусматривала последовательность усложнения заданий, развитие творческого отношения к работе. В процессе решения творческих задач обучающиеся овладевали сведениями об инструментах для резьбы, начальными представлениями о композиции, знаниями технологии изготовления изделий из дерева, их отделке.

На заключительном этапе формирующего эксперимента значительная роль в развитии общетрудовых умений обучающихся со сложным дефектом отводилась взаимодействию с родителями. Был организован клуб для родителей «Давайте поговорим», где формами общения выступали круглые столы, тренинги парного взаимодействия, просмотр игр-занятий, анкеты, встречи в игровой гостиной, где демонстрировались возможности ИКТ для развития общетрудовых умений обучающихся. Нами был изготовлен тематический стенд «Компьютер — помощник в учебе: информация от родителей и для родителей» и др. Проведены родительские собрания на тему: «Развитие общетрудовых умений школьников с нарушением интеллекта» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль мультимедиа в познавательном развитии школьника с нарушением интеллекта». Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. Таким образом, было установлено, что ИКТ, применяемые на уроках столярного дела, стимулируют познавательную активность и развитие общетрудовых умений. Использование ИКТ позволяет оптимизировать процесс обучения столярному делу, а в сочетании с традиционными методами обучения — существенно поднять качество работы по профессиональной ориентации и трудовой подготовке обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом [1–27].


Библиографическая ссылка

Белотелкин Ю.Г., Евтушенко И.В. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕТРУДОВЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25656 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074