Результатом проведенного нами в январе 2015 г. на базе ГБОУ РОЦ № 105 г. Москвы констатирующего эксперимента стало выявление затруднений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом в формировании общетрудовых умений, таких как усвоение теоретического материала, запоминание и произношение специальной терминологии, названий деталей, операций, действий, анализ образца; овладение приемами мышления, позволяющими представить образ будущего результата работы, прогнозировать необходимые условия и результаты последующей деятельности (знакомство с образцом изделия как пассивное рассматривание); неготовность обучающихся к планированию предстоящей трудовой деятельности, а также выполнению изделия по плану, представленному в виде словесной инструкции; отсутствие навыков адекватного самоконтроля и самооценки, что приводит к выполнению бесцельных, хаотичных действий, приводящих к негодности изделия. Среди возможных путей оптимизации процесса формирования общетрудовых умений и коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом является наряду с традиционными методами использование ИКТ. Целью формирующего эксперимента стало выявление эффективности использования ИКТ в развитии общетрудовых умений обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, таких как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль. Формирующий эксперимент проходил с февраля 2015 г. по апрель 2016 г. и включал три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Был определен следующий круг задач формирующего эксперимента: создать благоприятные для успешного развития общетрудовых навыков условия с помощью предметно-развивающей среды, разработать программу «Самоделкин», направленную на развитие общетрудовых умений; определить этапы работы по развитию общетрудовых умений; подобрать практические задания, игры, упражнения, способствующие развитию общетрудовых умений; организовать совместную работу с родителями по развитию общетрудовых умений. Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, выявившего низкий уровень сформированности общетрудовых умений у обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, мы разработали программу по столярному делу с использованием ИКТ «Самоделкин», направленную на развитие общетрудовых умений. В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что внедрение ИКТ в систему специального образования прежде всего представляет возможность для улучшения качества трудового обучения, повышения мотивации к формированию общетрудовых навыков у обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, поскольку у них, помимо системных нарушений речи, имеется дефицит познавательных процессов, вербальной и невербальной памяти, внимания, словарного запаса, представлений об окружающем мире. ИКТ «оживляют» образовательный процесс за счет реализма и динамики изображения, новизны, включения анимированных изображений, элементов игр. При использовании ИКТ общетрудовые умения формируются по разным каналам восприятия (зрительным, слуховым), а значит, усваиваются более эффективно и запоминаются на более долгий срок.
Подготовительный этап формирующего эксперимента был направлен на разработку и внедрение авторской программы «Самоделкин», решающей задачу профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, физического, эстетического и нравственного развития, способствующей формированию доступных технических и технологических знаний, общетрудовых и профессиональных навыков и умений, необходимых для работы по специальности. Слабость познавательной активности у обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом умеренной степени (включая умственную отсталость легкой степени) требует прежде всего реализации принципов доступности, стимулирования положительного отношения к учению, оптимального сочетания групповых и индивидуальных форм обучения. Основными приемами обучения являются объяснение, опорные слова, работа по образцу, конструирование изделия, определение формы и точных размеров его частей, соединение деталей, отделка, характеристика назначения изделия и материала, из которого оно изготовлено, демонстрация готовых изделий. Использование ИКТ (показ слайдов готовых изделий, образцов) способствует развитию общетрудовых умений. Реализуемая программа была рассчитана на один год обучения и предусматривала освоение обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом знаний, умений и навыков по столярному делу на базовом уровне, а также общетрудовых навыков, таких как ориентировка в задание, планирование, самоконтроль. Рабочая программа включала все необходимые компоненты, предусмотренные ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), построена на основе линейно-концентрического принципа, предусматривающего повторяемость пройденного учебного материала с постепенным введением нового. Содержание программы учитывало степень готовности детей в возрасте 12–14 лет, учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, к овладению программными требованиями, наличие у них круга конкретных представлений, связанных с социальным, природным миром. Преподавание базировалось на знаниях, полученных обучающимися на уроках математики, русского языка, чтения, развития речи и других учебных предметов. Формой реализации программы выступала урочная деятельность, занятия проводились 6 ч в неделю, строились в занимательной, игровой форме с использованием ИКТ. Цель программы: подготовка обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом к овладению профессиями плотника, столяра и выполнению малоквалифицированных видов работ. Задачи: формирование технических и технологических знаний, общетрудовых умений ориентировки в трудовом задании, планировании последовательности действий, выполнении и самоконтроле работ; воспитание положительной мотивации к труду и необходимых в профессиональной деятельности качеств личности (таких как коллективизм, ответственность за порученное дело, добросовестность, честность, готовность прийти на помощь, общественно-полезная деятельность). Большое внимание уделялось созданию предметно-развивающей среды для развития общетрудовых умений школьников. В столярной мастерской был оформлен познавательный уголок. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации занятий, направленных на развитие общетрудовых умений: раздаточный материал, в котором отражена последовательность технологической обработки изделий, инструкционно-технологические карты, альбомы, макеты, плакаты, стенды и модели, имитирующие натуральные объекты, парные карточки, мнемотаблицы, перфокарты, чертежи, рисунки, подборка дидактических игр, материалы для рассказывания, сборники коротких стихотворений. Ключевым персонажем познавательного уголка выступала кукла «Самоделкин», реализующая несколько функций: инициировала вопросы или отвечала на них, загадывала загадки и т.д. «Самоделкин» вызывал у детей с ОВЗ со сложным дефектом живой интерес, стимулировал трудовую активность.
Основной этап формирующего эксперимента охватывал цикл урочных занятий по столярному делу с использованием вариативных ИКТ. Самым распространенным вариантом выступали мультимедийные презентации, дающие возможность представить информацию в доступной и легко воспринимаемой форме. Нами были подготовлены презентации к урокам: «Знакомство со столярными инструментами», «Это дело я люблю, все на свете я пилю», «Породы древесины», «Игрушки из древесины и других материалов». В зависимости от реализуемых дидактических задач и содержания в презентации включались текстовые или графические фрагменты, анимация, видеофильмы, а также музыкальные вставки или голосовые сообщения. Для решения задачи формирования новых знаний на уроках столярного дела нами использовались презентации с видеороликами, иллюстрирующими рассказ учителя. Так, при овладении содержанием разделов программы «Выжигание» включались видеоролики «Выжигание – работа или искусство», «Строгание рубанком», «Плотник – древнейшая профессия на Руси». Презентации на уроках столярного дела позволили реализовывать кратковременные фронтально-групповые работы, одновременно выполняемые всеми обучающимися класса в группах под общим руководством педагога-дефектолога. Обучающиеся с ОВЗ со сложным дефектом могли наблюдать за процессом изготовления изделия, рисунка на экране монитора и выполнять действия по аналогии. Применение ИКТ как средства наглядности позволяет освободить руки педагога, что важно для оказания индивидуальной помощи обучающимся (например, при показе трудовых приемов: строгании заготовок, разметке и отпиливании и др.). ИКТ оказались незаменимы в случае труднодоступности объектов непосредственному наблюдению, для формирования представлений об изучаемом объекте (например, информация об истории столярного производства, современном столярном производстве, разнообразии и ассортименте новых материалов). С использованием ИКТ нами были разработаны уроки – виртуальные экскурсии: «Город мастеров – из глубины веков», «Экскурсия на мебельное производство», «Экскурсия на производство по деревообработке», «Экскурсия в музей деревянной скульптуры». Использование компьютера и мультимедийных средств создает возможность для многократной демонстрации приемов выполнения технологических операций, их последовательности, трансформации объекта, построения чертежа. Для этого были подготовлены тренажеры: «Чертеж – язык техники», «Чертеж – назначение, виды линий», «Чертеж детали и сборочный чертеж». В качестве средств промежуточной и итоговой диагностики образовательных результатов нами использовались игровые опросы, кроссворды, создание, обсуждение и совместное решение проблемных ситуаций: «Загадки и кроссворд по столярным инструментам», «Пиломатериалы», «Столярные изюминки», «Дело мастера боится».
Учет особенностей соматического состояния обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом предусматривал включение в уроки по столярному делу физкультминуток, которые также проводились с помощью ИКТ. Монитор компьютера изображал схематичных человечков в различных позициях, и обучающиеся вместе с ними должны были под веселую музыку выполнить движения. Также мы использовали офтальмологические компьютерные программы-тренажеры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребенка. Помимо уроков, формирующий эксперимент предусматривал и внеурочную деятельность, для чего была разработана программа кружка резьбы по дереву «Волшебные узоры», рассчитанная на 36 ч в год, 1 занятие в неделю. Программа определяла своими целями ознакомление обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом с наследием художественной обработки дерева; привитие им любви к традиционному художественному ремеслу; овладение практическими навыками резьбы по дереву, создание собственных творческих композиций с учетом местных художественных традиций. Практика сочеталась с теорией, проводились экскурсии на предприятия народных ремесел, в художественные и краеведческие музеи. Программа кружка «Волшебные узоры» предусматривала последовательность усложнения заданий, развитие творческого отношения к работе. В процессе решения творческих задач обучающиеся овладевали сведениями об инструментах для резьбы, начальными представлениями о композиции, знаниями технологии изготовления изделий из дерева, их отделке.
На заключительном этапе формирующего эксперимента значительная роль в развитии общетрудовых умений обучающихся со сложным дефектом отводилась взаимодействию с родителями. Был организован клуб для родителей «Давайте поговорим», где формами общения выступали круглые столы, тренинги парного взаимодействия, просмотр игр-занятий, анкеты, встречи в игровой гостиной, где демонстрировались возможности ИКТ для развития общетрудовых умений обучающихся. Нами был изготовлен тематический стенд «Компьютер — помощник в учебе: информация от родителей и для родителей» и др. Проведены родительские собрания на тему: «Развитие общетрудовых умений школьников с нарушением интеллекта» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль мультимедиа в познавательном развитии школьника с нарушением интеллекта». Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. Таким образом, было установлено, что ИКТ, применяемые на уроках столярного дела, стимулируют познавательную активность и развитие общетрудовых умений. Использование ИКТ позволяет оптимизировать процесс обучения столярному делу, а в сочетании с традиционными методами обучения — существенно поднять качество работы по профессиональной ориентации и трудовой подготовке обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом [1–27].
Библиографическая ссылка
Белотелкин Ю.Г., Евтушенко И.В. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕТРУДОВЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25656 (дата обращения: 05.12.2024).