Актуальность проблемы исследования обуславливается несколькими причинами: 1) активная пропаганда экстремистских идей и вербовка молодежи различными террористическими организациями; 2) нарастание угроз в сети Интернет, связанное с развитием информационных технологий и доступностью их применения в любых целях, в том числе при распространении экстремистской информации и вовлечении в экстремистскую деятельность; 3) низкий уровень критического восприятия информации обществом, и в частности молодежью, из различных источников [1].
В целях профилактики вовлечения в экстремистскую деятельность в сети Интернет, была принята стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года. В сфере образования данная стратегия предполагает воспитание у обучающихся патриотизма и гражданственности, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, обучение навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами.
Однако в современном обществе реализация данных способностей у обучающихся не может обойтись без подготовки студенческой молодежи к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, поиска путей воспитания патриотизма, гражданственности, общечеловеческих и культурных ценностей. Кроме того, в высших учебных заведениях у студентов зафиксирован низкий уровень готовности к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, отмечается разрозненность и эпизодичность целенаправленного педагогического обеспечения данного процесса в учебно-профессиональной и внеучебной деятельности, что обуславливает потребность в разработке системы педагогического обеспечения формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
Цель исследования
В данной статье мы представляем содержание педагогического обеспечения формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность через описание структурно-функциональной модели данного процесса и педагогических условий его реализации.
Материал и методы исследования
Модель понимается нами как мысленно представленная или материально реализованная система, научно отображающая предмет исследования и способная замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте [6,7,8].
Разработка модели потребовала проведение понятийного анализа и уточнение понятийного аппарата исследования [2]. Он включает в себя следующие понятия: 1) экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, идеям и действиям, направленных на распространение принципов нетерпимости в любой сфере общественной жизни; 2) киберэкстремизм – это приверженность к крайним взглядам, идеям и действиям, направленных на распространение принципов нетерпимости с использованием совокупности различных средств и методов сбора, обработки и передачи информации в киберпространстве; 3) педагогическое обеспечение – специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации того или иного процесса [3, с. 11]; 4) готовность студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность – это сложное, динамично развивающееся качество личности студента, проявляющееся на субъективном уровне его личности в противодействии вовлечения в киберэкстремистскую деятельность в виде системы, которая, интегрируя в себе когнитивно-целевой, процессуально-рефлексивный и аксиологический компоненты, обеспечивает ему понимание опасностей киберэкстремизма, адекватную оценку и поведение при работе с информацией экстремистского толка в киберпространстве; 5) педагогическое обеспечение формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность – вид педагогического обеспечения, включающий систему мер, средств, методов и форм по формированию готовности студентов вуза к оказанию сопротивления вовлечению молодежи в киберэкстремистскую деятельность.
Разработанная структурно-функциональная модель состоит из четырех взаимосвязанных блоков: нормативно-целевого, методологического, содержательно-процессуального, оценочно-результативного.
Нормативно-целевой блок включает в себя цель и задачи структурно-функциональной модели, а также образовательный стандарт и социальный заказ. Изучение нормативных документов в сфере противодействия экстремистской деятельности выявило необходимость в организации воспитательно-профилактической работы со студентами вузов. Основываясь на этом, была сформулирована цель структурно-функциональной модели: педагогическое обеспечение формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
Методологический блок модели состоит из подходов и принципов, вытекающих из них, которые были выбраны нами в качестве методологической базы построения и реализация модели [8]. Более подробно данный блок представлен в таблице 1.
Содержательно-процессуальный блок структурно-функциональной модели состоит из комплекса ее педагогических условий, содержания педагогического обеспечения, рассматриваемого процесса, функций педагогов и функций студентов.
Таблица 1
Описание методологических подходов структурно-функциональной модели
Методологические подходы построения и реализации модели |
Назначение подходов |
Применяемые принципы |
системно-процессный |
обеспечивает целостное рассмотрение проблемы исследования |
целостности, структуризации |
аксиологический |
выявляет направление теоретического исследования, фиксирует его общий план |
интеграция личностных и социальных приоритетов, социальной активности |
личностно-деятельностный |
раскрывает особенности практического использования изучаемого феномена |
сотрудничества, субъектности, самостоятельности, событийности |
рефлексивный подход |
определяет основу системы формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность |
рефлексивности, самоопределения, самореализации |
Рассмотрим содержание педагогического обеспечения рассматриваемого процесса. Анализ работ ученых [3, 10, 11] позволил нам представить его тремя компонентами: 1) когнитивный компонент (освоение, применение и обобщение знаний о киберэкстремистской деятельности); 2) деятельностный компонент (сопровождение, поддержка и консультирование студентов в процессе противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность); 3) методический компонент (содержит методы, средства и продукты педагогического обеспечения).
Функции педагогов в модели рассматриваются нами как их определенные действия по стимулированию, регулированию и поддержке студентов по усвоению ими определённых компетенций в организации ими поиска, обработки и переработки информации экстремистского толка в киберпространстве и построению диалогического взаимодействия в группах по её обсуждению. Они представлены как информационная, мотивационно-сопроводительная, консультационная Функции студентов в модели – это действия обучающихся по ознакомлению с определенной информацией экстремистского толка, пониманию и рефлексивному осмыслению предлагаемого материала, накоплению опыта профилактической работы с киберэкстремизмом среди молодежи. Эти функции названы нами как адаптация, самоопределение и самореализация.
Комплекс педагогических условий содержит три взаимосвязанных и взаимозависимых, необходимых и достаточных педагогических условий: 1) осуществление обучающимися поиска, обработки и переработки информации из интернет-источников в целях выявления опасностей киберэкстремизма, согласования социальных и личностных ценностей (необходимое педагогическое условие); 2) анализ обучающимися ситуаций и выполнение заданий для формирования рефлексивной позиции по безопасности в киберпространстве (необходимое педагогическое условие); 3) выполнение обучающимися проектов, направленных на развитие субъектного опыта работы по профилактике киберэкстремизма среди молодежи (достаточное педагогическое условие).
Реализация первого педагогического условия обусловлена необходимостью в согласовании социальных и личностных ценностей студентов, выступающих фактором, регулирующим мотивационную сферу личности. Ценности являются основой выстраивания поведения личности, характеризуя ее готовность к выполнению конкретной деятельности [9].
Реализация второго педагогического условия направлена на оценку получаемой из интернет-источников информации экстремистского содержания, самоанализ и самопознание, формирование рефлексивной позиции при работе с данного рода информацией.
Реализация третьего педагогического условия обусловлена необходимостью формирования определенного опыта у студентов вуза в противодействии вовлечения в киберэкстремистскую деятельность, поскольку опыт личности формируется из индивидуальных знаний, умений, навыков, привычек, то именно использование проектной деятельности и сотрудничество при этом с сетевыми сообществами в процессе профессиональной подготовки позволяет развивать у обучающихся данные составляющие опыта [5,6].
В таблице 2 приведена методическая карта реализации комплекса педагогических условий формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, в которой по каждому из трех педагогических условий приведены цель, содержание, технология и результат [8].
Таблица 2
Методическая карта по реализации комплекса педагогических условий
Первое условие: осуществление студентами поиска, обработки и переработки информации из интернет-источников в целях выявления опасностей киберэкстремизма, согласования социальных и личностных ценностей |
|
Методика реализации первого педагогического условия |
|
Цель |
Выявление опасностей киберэкстремизма, согласования социальных и личностных ценностей обучающихся |
Содержание |
Рабочие программы дисциплин: «Социальная информатика», «Информационная безопасность», «Основы ИБ в профессиональной деятельности» |
Технология |
Методы: наблюдение, объяснение, систематизация, дискуссионные методы, упражнение, самореализация, игровые методы, демонстрация и просмотр кино-видео фильмов, анализ, сбор, обработка и переработка информации Средства: средства кино, вопросы, задачи и задания, направленные на формирование ценностей, информационные средства (персональный компьютер, сеть Интернет), диагностические тесты, технические средства, методические средства, электронные образовательные ресурсы Организационные формы: круглый стол, семинар, мультимедиа-лекция, дискуссия, игры |
Результат |
Осознание обучающимися опасностей киберэкстремизма и согласование ими социальных и личностных ценностей |
Второе условие: анализ обучающимися ситуаций и выполнение заданий для формирования рефлексивной позиции по безопасности в киберпространстве |
|
Методика реализации второго педагогического условия |
|
Цель |
Формирование рефлексивной позиции по безопасности в киберпространстве |
Содержание |
Рабочие программы дисциплин: «Социальная информатика», «Информационная безопасность», «Основы ИБ в профессиональной деятельности» |
Технология |
Методы: демонстрация, дискуссионные, самореализация, ситуационный анализ, наблюдение, упражнение, объяснения, мозговой штурм, метод генерирования идей, рефлексивные методы, игровые методы Средства: проекционный материал, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, технические и методические средства, диагностические тесты, информационные средства (персональный компьютер, сеть Интернет), ситуации («Анализ ситуаций: Я ценю …», «Анализ ситуаций: Обратная связь»), формирующие рефлексивную позицию обучающихся по безопасности в киберпространстве, задания по работе с источниками информации в сети Интернет Организационные формы: семинар, мультимедиа-лекция, дискуссии, эссе по теме «Я против киберэкстремизма», ситуативные и сюжетные игры («Несказочные проблемы», «Кельтское колесо бытия» и др.) |
Результат |
Повышение уровня сформированности рефлексивной позиции обучающихся по безопасности в киберпространстве |
Третье условие: выполнение обучающимися проектов, направленных на развитие субъектного опыта работы по профилактике киберэкстремизма среди молодежи |
|
Методика реализации третьего педагогического условия |
|
Цель |
Развитие субъектного опыта работы по профилактике киберэкстремизма среди молодежи |
Содержание |
Рабочие программы дисциплин: «Социальная информатика», «Информационная безопасность», «Основы ИБ в профессиональной деятельности» |
Технология |
Методы: проектный, демонстрация, наблюдения, объяснения, самореализация, проблемный и исследовательский метод Средства: проекционный материал, раздаточный материал (при защите проектов обучающимися), электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные средства, технические средства, методические средства, информационные средства (персональный компьютер, сеть Интернет) Организационные формы: защита авторских проектов, мультимедиа-лекции, семинар, консультации, мониторинг |
Результат |
Расширение субъектного опыта работы по профилактике киберэкстремизма среди молодежи |
Оценочно-результативный блок структурно-функциональной модели содержит уровни готовности студентов к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность (пассивно-адаптивный, ситуативно-репродуктивный, креативно-ценностный), критерии и показатели: когнитивный (показатели: полнота знаний в области противодействия вовлечения в киберэкстремистскую деятельность), операционно-деятельностный (показатели: освоение базовых компетенций по соблюдению основных требования информационной безопасности), личностный (показатели: сформированность гражданских качеств, рефлексивной позиции), аксиологический (показатели: сформированность патриотических, культурных и общечеловеческих ценностей) и результат модели (готовность студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность).
Структурно-функциональная модель характеризуется: целостностью, так как все указанные блоки взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат – готовность студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность; открытостью, так как модель встроена в контекст системы профессиональной подготовки студентов вуза.
Заключение
Разработанная структурно-функциональная модель педагогического обеспечения формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность и комплекс ее педагогических условий был апробирован на студентах Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Анализ экспериментальных данных подтвердил актуальность сформулированной проблемы исследования как для педагогической теории и методики профессионального обучения, так и для практики высшей школы и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Исследование по данной проблеме может быть продолжено и в других направлениях: исследование проблемы формирования готовности к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность среди обучающихся разных уровней профессиональной подготовки в вузе, разработка электронного учебно-методического комплекса как средства формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, разработка теоретико-методологических и методических аспектов реализации принципа преемственности школы и вуза в формировании готовности обучающихся к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
Результаты, полученные в ходе исследования, можно рекомендовать к использованию в образовательных организациях высшего профессионального образования.
Библиографическая ссылка
Доколин А.С., Савва Л.И. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ВОВЛЕЧЕНИЮ В КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25325 (дата обращения: 31.03.2025).