Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ВОВЛЕЧЕНИЮ В КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Доколин А.С. 1 Савва Л.И. 2
1 МОУ СОШ №28 г. Магнитогорска
2 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В статье раскрывается содержание педагогического обеспечения формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность через описание структурно-функциональной модели рассматриваемого процесса и педагогических условий его организации. Построенная модель состоит из нормативно-целевого, методологического, содержательно-процессуального и оценочно-результативного блоков. Описаны методологические подходы и принципы построения и реализации модели. Раскрыт комплекс педагогических условий, который входит в состав модели и включает: 1) осуществление студентами поиска, обработки и переработки информации из интернет-источников для выявления опасностей киберэкстремизма и согласования социальных и личностных ценностей; 2) анализ обучающимися ситуаций и выполнение заданий для формирования рефлексивной позиции по безопасности в киберпространстве; 3) выполнение обучающимися проектов, направленных на развитие опыта работы по профилактике киберэкстремизма среди молодежи. Анализ проведенного исследования показал, что реализация комплекса педагогических условий в рамках структурно-функциональной модели обеспечивает повышение уровня готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность. Теоретические наработки, полученные в процессе исследования, могут быть использованы в образовательных организациях в работе со студентами, обучающихся по социогуманитарным направлениям.
киберэкстремизм
педагогическое обеспечение
противодействие киберэкстремистской деятельности
моделирование
структурно-функциональная модель
педагогические условия
1. Доколин А.С., Савва Л.И. Историография проблемы подготовки студентов к противодействию киберэкстремистской деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23807.
2. Доколин А.С., Савва Л.И. Разработка понятийной матрицы проблемы подготовки студентов вуза к противодействию киберэкстремистской деятельности // Инновационная наука-2015. – № 11. – Ч.2. – С.186-190.
3. Измайлова В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – Т.2. – № 2. – С. 11-14.
4. Савва Л.И. Профессионально-личностное становление студента вуза: коллективная монография / Л.И. Савва [и др. ] ; под ред. И. Савва. – Уфа : РИО «Аэтерна», 2015. – 298 с.
5. Савва Л.И. Межличностное познание, общение и понимание. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 204 с.
6. Савва Л.И. Условия гуманитаризации высшего профессионального образования: коллективная монография / Л.И. Савва [и др.] ; под общей ред. Л.И. Савва. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 463 с.
7. Савва Л.И. Педагогика в образно-логическом изложении: учебное пособие // Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев, О.А. Веденеева. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати. – 129 с.
8. Савва Л.И., Доколин А.С. Модель подготовки студентов к противодействию к киберэкстремистской деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19754.
9. Савва Л.И., Родчиков А.А., Модель развития готовности учеников старших классов к управлению своим временем // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5603.
10. Харланова Е.М. Развитие социальной активности студентов в вузе в процессе интеграции формального и неформального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Челябинск, 2015. – 43 с.
11. Харланова Е.М. Система педагогического обеспечения развития социальной активности будущих специалистов в образовательном процессе вуза // Педагогическое образование в России: науч. журнал Урал. гос. пед. ун-та. – Екатеринбург, 2010. – № 3. – С. 98-103.

Актуальность проблемы исследования обуславливается несколькими причинами: 1) активная пропаганда экстремистских идей и вербовка молодежи различными террористическими организациями; 2) нарастание угроз в сети Интернет, связанное с развитием информационных технологий и доступностью их применения в любых целях, в том числе при распространении экстремистской информации и вовлечении в экстремистскую деятельность; 3) низкий уровень критического восприятия информации обществом, и в частности молодежью, из различных источников [1].

В целях профилактики вовлечения в экстремистскую деятельность в сети Интернет, была принята стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года. В сфере образования данная стратегия предполагает воспитание у обучающихся патриотизма и гражданственности, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, обучение навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами.

Однако в современном обществе реализация данных способностей у обучающихся не может обойтись без подготовки студенческой молодежи к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, поиска путей воспитания патриотизма, гражданственности, общечеловеческих и культурных ценностей. Кроме того, в высших учебных заведениях у студентов зафиксирован низкий уровень готовности к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, отмечается разрозненность и эпизодичность целенаправленного педагогического обеспечения данного процесса в учебно-профессиональной и внеучебной деятельности, что обуславливает потребность в разработке системы педагогического обеспечения формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.

Цель исследования

В данной статье мы представляем содержание педагогического обеспечения формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность через описание структурно-функциональной модели данного процесса и педагогических условий его реализации.

Материал и методы исследования

Модель понимается нами как мысленно представленная или материально реализованная система, научно отображающая предмет исследования и способная замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте [6,7,8].

Разработка модели потребовала проведение понятийного анализа и уточнение понятийного аппарата исследования [2]. Он включает в себя следующие понятия: 1) экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, идеям и действиям, направленных на распространение принципов нетерпимости в любой сфере общественной жизни; 2) киберэкстремизм – это приверженность к крайним взглядам, идеям и действиям, направленных на распространение принципов нетерпимости с использованием совокупности различных средств и методов сбора, обработки и передачи информации в киберпространстве; 3) педагогическое обеспечение – специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации того или иного процесса [3, с. 11]; 4) готовность студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность – это сложное, динамично развивающееся качество личности студента, проявляющееся на субъективном уровне его личности в противодействии вовлечения в киберэкстремистскую деятельность в виде системы, которая, интегрируя в себе когнитивно-целевой, процессуально-рефлексивный и аксиологический компоненты, обеспечивает ему понимание опасностей киберэкстремизма, адекватную оценку и поведение при работе с информацией экстремистского толка в киберпространстве; 5) педагогическое обеспечение формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность – вид педагогического обеспечения, включающий систему мер, средств, методов и форм по формированию готовности студентов вуза к оказанию сопротивления вовлечению молодежи в киберэкстремистскую деятельность.

Разработанная структурно-функциональная модель состоит из четырех взаимосвязанных блоков: нормативно-целевого, методологического, содержательно-процессуального, оценочно-результативного.

Нормативно-целевой блок включает в себя цель и задачи структурно-функциональной модели, а также образовательный стандарт и социальный заказ. Изучение нормативных документов в сфере противодействия экстремистской деятельности выявило необходимость в организации воспитательно-профилактической работы со студентами вузов. Основываясь на этом, была сформулирована цель структурно-функциональной модели: педагогическое обеспечение формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.

Методологический блок модели состоит из подходов и принципов, вытекающих из них, которые были выбраны нами в качестве методологической базы построения и реализация модели [8]. Более подробно данный блок представлен в таблице 1.

Содержательно-процессуальный блок структурно-функциональной модели состоит из комплекса ее педагогических условий, содержания педагогического обеспечения, рассматриваемого процесса, функций педагогов и функций студентов.

Таблица 1

Описание методологических подходов структурно-функциональной модели 

Методологические подходы построения и реализации модели

Назначение подходов

Применяемые принципы

системно-процессный

обеспечивает целостное рассмотрение проблемы исследования

целостности, структуризации

аксиологический

выявляет направление теоретического исследования, фиксирует его общий план

интеграция личностных и социальных приоритетов, социальной активности

личностно-деятельностный

раскрывает особенности практического использования изучаемого феномена

сотрудничества, субъектности, самостоятельности, событийности

рефлексивный подход

определяет основу системы формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность

рефлексивности, самоопределения, самореализации

Рассмотрим содержание педагогического обеспечения рассматриваемого процесса. Анализ работ ученых [3, 10, 11] позволил нам представить его тремя компонентами: 1) когнитивный компонент (освоение, применение и обобщение знаний о киберэкстремистской деятельности); 2) деятельностный компонент (сопровождение, поддержка и консультирование студентов в процессе противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность); 3) методический компонент (содержит методы, средства и продукты педагогического обеспечения).

Функции педагогов в модели рассматриваются нами как их определенные действия по стимулированию, регулированию и поддержке студентов по усвоению ими определённых компетенций в организации ими поиска, обработки и переработки информации экстремистского толка в киберпространстве и построению диалогического взаимодействия в группах по её обсуждению. Они представлены как информационная, мотивационно-сопроводительная, консультационная Функции студентов в модели – это действия обучающихся по ознакомлению с определенной информацией экстремистского толка, пониманию и рефлексивному осмыслению предлагаемого материала, накоплению опыта профилактической работы с киберэкстремизмом среди молодежи. Эти функции названы нами как адаптация, самоопределение и самореализация.

Комплекс педагогических условий содержит три взаимосвязанных и взаимозависимых, необходимых и достаточных педагогических условий: 1) осуществление обучающимися поиска, обработки и переработки информации из интернет-источников в целях выявления опасностей киберэкстремизма, согласования социальных и личностных ценностей (необходимое педагогическое условие); 2) анализ обучающимися ситуаций и выполнение заданий для формирования рефлексивной позиции по безопасности в киберпространстве (необходимое педагогическое условие); 3) выполнение обучающимися проектов, направленных на развитие субъектного опыта работы по профилактике киберэкстремизма среди молодежи (достаточное педагогическое условие).

Реализация первого педагогического условия обусловлена необходимостью в согласовании социальных и личностных ценностей студентов, выступающих фактором, регулирующим мотивационную сферу личности. Ценности являются основой выстраивания поведения личности, характеризуя ее готовность к выполнению конкретной деятельности [9].

Реализация второго педагогического условия направлена на оценку получаемой из интернет-источников информации экстремистского содержания, самоанализ и самопознание, формирование рефлексивной позиции при работе с данного рода информацией.

Реализация третьего педагогического условия обусловлена необходимостью формирования определенного опыта у студентов вуза в противодействии вовлечения в киберэкстремистскую деятельность, поскольку опыт личности формируется из индивидуальных знаний, умений, навыков, привычек, то именно использование проектной деятельности и сотрудничество при этом с сетевыми сообществами в процессе профессиональной подготовки позволяет развивать у обучающихся данные составляющие опыта [5,6].

В таблице 2 приведена методическая карта реализации комплекса педагогических условий формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, в которой по каждому из трех педагогических условий приведены цель, содержание, технология и результат [8].

Таблица 2

Методическая карта по реализации комплекса педагогических условий

Первое условие: осуществление студентами поиска, обработки и переработки информации из интернет-источников в целях выявления опасностей киберэкстремизма, согласования социальных и личностных ценностей

Методика реализации первого педагогического условия

Цель

Выявление опасностей киберэкстремизма, согласования социальных и личностных ценностей обучающихся

Содержание

Рабочие программы дисциплин: «Социальная информатика», «Информационная безопасность», «Основы ИБ в профессиональной деятельности»

Технология

Методы: наблюдение, объяснение, систематизация, дискуссионные методы, упражнение, самореализация, игровые методы, демонстрация и просмотр кино-видео фильмов, анализ, сбор, обработка и переработка информации

Средства: средства кино, вопросы, задачи и задания, направленные на формирование ценностей, информационные средства (персональный компьютер, сеть Интернет), диагностические тесты, технические средства, методические средства, электронные образовательные ресурсы

Организационные формы: круглый стол, семинар, мультимедиа-лекция, дискуссия, игры

Результат

Осознание обучающимися опасностей киберэкстремизма и согласование ими социальных и личностных ценностей

Второе условие: анализ обучающимися ситуаций и выполнение заданий для формирования рефлексивной позиции по безопасности в киберпространстве

Методика реализации второго педагогического условия

Цель

Формирование рефлексивной позиции по безопасности в киберпространстве

Содержание

Рабочие программы дисциплин: «Социальная информатика», «Информационная безопасность», «Основы ИБ в профессиональной деятельности»

Технология

Методы: демонстрация, дискуссионные, самореализация, ситуационный анализ, наблюдение, упражнение, объяснения, мозговой штурм, метод генерирования идей, рефлексивные методы, игровые методы

Средства: проекционный материал, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, технические и методические средства, диагностические тесты, информационные средства (персональный компьютер, сеть Интернет), ситуации («Анализ ситуаций: Я ценю …», «Анализ ситуаций: Обратная связь»), формирующие рефлексивную позицию обучающихся по безопасности в киберпространстве, задания по работе с источниками информации в сети Интернет

Организационные формы: семинар, мультимедиа-лекция, дискуссии, эссе по теме «Я против киберэкстремизма», ситуативные и сюжетные игры («Несказочные проблемы», «Кельтское колесо бытия» и др.)

Результат

Повышение уровня сформированности рефлексивной позиции обучающихся по безопасности в киберпространстве

Третье условие: выполнение обучающимися проектов, направленных на развитие субъектного опыта работы по профилактике киберэкстремизма среди молодежи

Методика реализации третьего педагогического условия

Цель

Развитие субъектного опыта работы по профилактике киберэкстремизма среди молодежи

Содержание

Рабочие программы дисциплин: «Социальная информатика», «Информационная безопасность», «Основы ИБ в профессиональной деятельности»

Технология

Методы: проектный, демонстрация, наблюдения, объяснения, самореализация, проблемный и исследовательский метод

Средства: проекционный материал, раздаточный материал (при защите проектов обучающимися), электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные средства, технические средства, методические средства, информационные средства (персональный компьютер, сеть Интернет)

Организационные формы: защита авторских проектов, мультимедиа-лекции, семинар, консультации, мониторинг

Результат

Расширение субъектного опыта работы по профилактике киберэкстремизма среди молодежи

 

Оценочно-результативный блок структурно-функциональной модели содержит уровни готовности студентов к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность (пассивно-адаптивный, ситуативно-репродуктивный, креативно-ценностный), критерии и показатели: когнитивный (показатели: полнота знаний в области противодействия вовлечения в киберэкстремистскую деятельность), операционно-деятельностный (показатели: освоение базовых компетенций по соблюдению основных требования информационной безопасности), личностный (показатели: сформированность гражданских качеств, рефлексивной позиции), аксиологический (показатели: сформированность патриотических, культурных и общечеловеческих ценностей) и результат модели (готовность студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность).

Структурно-функциональная модель характеризуется: целостностью, так как все указанные блоки взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат – готовность студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность; открытостью, так как модель встроена в контекст системы профессиональной подготовки студентов вуза.

Заключение

Разработанная структурно-функциональная модель педагогического обеспечения формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность и комплекс ее педагогических условий был апробирован на студентах Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Анализ экспериментальных данных подтвердил актуальность сформулированной проблемы исследования как для педагогической теории и методики профессионального обучения, так и для практики высшей школы и требует дальнейшего теоретического осмысления.

Исследование по данной проблеме может быть продолжено и в других направлениях: исследование проблемы формирования готовности к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность среди обучающихся разных уровней профессиональной подготовки в вузе, разработка электронного учебно-методического комплекса как средства формирования готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, разработка теоретико-методологических и методических аспектов реализации принципа преемственности школы и вуза в формировании готовности обучающихся к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.

Результаты, полученные в ходе исследования, можно рекомендовать к использованию в образовательных организациях высшего профессионального образования. 


Библиографическая ссылка

Доколин А.С., Савва Л.И. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ВОВЛЕЧЕНИЮ В КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25325 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674