Происходящие социально-экономические, политические и духовные изменения в Российском государстве и его Вооруженных силах требуют новых подходов к военному обучению студентов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования.
Основная цель военной подготовки студентов вузов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса – обеспечить потребности Вооруженных сил (ВС) в военно-обученных мобилизационных ресурсах и накопление в запасе военно-обученного резерва, а также предоставление возможности молодым людям, получающим высшее образование в вузах страны, право самостоятельно выбрать один из способов исполнения конституционного долга по защите Отечества [6].
Новая система военной подготовки студентов вузов, разработанная и внедренная в 72 вузах с 1 сентября 2014 г. в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации, стала реальным позитивным шагом, который позволил:
- Вооруженным силам России расширить возможности в подготовке специалистов по наиболее сложным и востребованным военно-учетным специальностям, обеспечить поддержание в необходимых объемах военно-обученного мобилизационного людского ресурса;
- студентам вузов обеспечить непрерывность обучения, получить качественную военную подготовку с практическим освоением военно-учетной специальности, исполнить конституционную обязанность по защите Отечества одновременно с получением высшего образования, расширить возможности по трудоустройству после окончания обучения, в том числе на государственную гражданскую или муниципальную службу [4].
Процесс военной подготовки – совокупность последовательных действий обучающих и обучаемых для достижения требуемого результата, поставленной цели, на основе определенных принципов. Подготовка студентов гражданских вузов по тем или иным военно-учетным специальностям является не только областью военно-педагогической деятельности, что связано с ее целями, задачами, содержанием, с ее специфической военной организацией, с военными и преподавательскими кадрами, но и деятельностью в сфере профессионального образования [7].
Планирование образовательного процесса предназначено для осуществления обучения по программам военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса граждан Российской Федерации, обучающихся в вузе по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (ОПОП ВО). Военная подготовка студентов осуществляется в процессе их обучения в добровольном порядке на основании договора, заключаемого между студентом и Министерством обороны Российской Федерации об обучении по программе военной подготовки.
Планирование образовательного процесса
Обучение по программам подготовки солдат и сержантов запаса включает два этапа: первый – теоретический, который предусматривает получение военных знаний, навыков и умений в ходе обучения, второй этап – практический, суть которого заключается в проведении сборов на базе воинских частей в течение одного месяца.
Организация образовательного процесса по программам военной подготовки включает: отбор граждан для подготовки по военно-учетным специальностям, комплектование учебных групп; разработку и реализацию программ подготовки; организацию и проведение выпускных экзаменов; учебно-материальное обеспечение подготовки. Обучение студентов будет проходить на уже существующих при вузах военных кафедрах. К ним будут предъявлять те же требования, что и к тем, кто обучается по программам подготовки офицеров запаса. Так, студент должен будет пройти медицинский осмотр, конкурсный отбор, а потом – заключить с Минобороны контракт на обучение. После окончания обучения студенты должны будут пройти учебные сборы и стажировки, после чего им будут присваиваться звания солдат (матросов) или сержантов (старшин).
Получить военную подготовку смогут студенты, начиная со второго курса. Продолжительность обучения по военно-учетным специальностям на должностях рядовых составит 1,5 года, сержантов – 2 года, с последующим зачислением в запас ВС РФ. По итогам обучения студенты сдадут квалификационные испытания, а учебные сборы завершатся экзаменами по военно-учетной специальности. Все, кто не пройдет испытания, будут призваны в ряды ВС после окончания учебы в общем порядке.
Предварительный отбор граждан для подготовки по военно-учетным специальностям осуществляется представителями военных кафедр образовательных учреждений после определения их годности к военной службе по состоянию здоровья и профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям. С учетом заключений о годности граждан к военной службе по состоянию здоровья и их профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям, вынесенных соответствующими комиссиями, проводятся отбор по физической подготовке, далее формируются списки граждан с указанием возможности их подготовки по военно-учетным специальностям на очередной учебный год и распределения по потокам обучения. При этом учитываются наклонности гражданина, его гражданская специальность и опыт практической работы.
Решение задач по планированию образовательного процесса подготовки сержантов и солдат предполагает применение системного подхода на основе координации и интеграции всех видов деятельности в образовательной сфере [2; 3]. В системе военно-профессионального образования образовательный процесс занимает центральное место как основополагающая категория, направленная на профессиональную подготовку сержантов и солдат из числа студентов вуза. Целесообразно разработать методику интеграции программ военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в образовательные программы высшего образования вузов таким образом, чтобы изучение обучающимися учебных дисциплин по программе военной подготовки проводилось на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения специальных дисциплин по основной профессиональной образовательной программе [5].
Определяющим требованием следует считать профессионализм и компетентность выпускников, проходивших службу в армии в вузе [9]. Привлекательность компетентностного подхода заключается в том, что он имеет практическую, исследовательскую, профессионально ориентированную направленность [1]. В современных условиях важным требованием к студентам, проходившим военное обучение по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования, является формирование не простых исполнителей, запрограммированных на решение стереотипных задач, а личностей творческих, способных к постановке и решению военно-профессиональных задач конструктивными и нестандартными способами. При этом под профессионализмом сержантов и солдат из числа студентов понимается готовность выполнять военно-профессиональную деятельность по определенной военно-учетной специальности (группе специальностей) с высоким качеством, а также способность обучать и воспитывать подчиненных.
Конкретная реализация учебных планов и программ, планов методической, воспитательной и научной работы обучающихся осуществляется факультетами военного обучения (ФВО) и военными кафедрами.
Образовательная деятельность преподавателя факультета военного обучения в университете включает:
- в учебной работе (по реализации профессионально-образовательных программ по военно-учетной специальности) – проектирование условий и способов достижения целей и задач военного обучения; проведение всех видов учебных занятий; организацию индивидуальной подготовки обучаемых; оценку результатов и коррекцию учебной работы;
- в воспитательной работе (по формированию профессионально важных качеств личности сержанта и солдата) – решение воспитательных задач в процессе военного обучения; оценку результатов и коррекцию воспитательной работы сержантов и солдат;
- в развитии профессионального мышления и творческих способностей сержантов и солдат из числа студентов – обеспечение условий и возможностей для реализации творческого развития личности;
- в морально-психологической подготовке сержантов и солдат из числа студентов к профессиональной деятельности – моделирование фрагментов будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе;
- в методической работе – реализацию комплекса методических задач, направленных на повышение качества учебного процесса, профессионального и педагогического уровня преподавателей;
- в научной работе – осуществление научной работы преподавателей в сфере военного обучения и военно-профессиональной подготовки сержантов и солдат из числа студентов.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки сержантов и солдат по конкретной специальности являются частью федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к выпускникам разрабатываются с учетом военно-учетной специальности (специализации), по которой организуется подготовка сержантов и солдат.
Учебные планы и учебные программы составляются непосредственно вузом и ФВО на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и квалификационных требований по соответствующей военно-учетной специальности.
Основной задачей в планировании образовательного процесса по программам военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса является разработка концепции и реализация технологии управления качеством подготовки сержантов и солдат из числа студентов, что обеспечивает достижение высокого уровня профессионализма и компетентности выпускников вуза и посредством этого способствует обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Таким образом, планирование образовательного процесса военного обучения студентов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования может быть представлено в виде алгоритма [8], состоящего из нескольких ключевых блоков: аналитического, содержательного, управления и диагностики, оценочного, корректирующего (рисунок).
Аналитический блок связан с конкурсным отбором студентов для военного обучения по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в соответствии с требованиями к обучению, направлению, объему и специфике знаний, необходимых для военно-учетной специальности.
Содержательный блок ориентирован на процесс военного обучения по разработанному рабочему учебному плану военной подготовки в дополнение к рабочему учебному плану основного обучения в вузе. Рабочий учебный план военной подготовки может включать: военно-специальные (военно-технические) дисциплины, тактические и тактико-специальные дисциплины, общевоинские дисциплины, стажировки и практики, в том числе учебные военные сборы.
Алгоритм планирования образовательного процесса
Блок управления и диагностики отвечает за контроль процесса военной подготовки студентов (текущая успеваемость и посещаемость, рубежные контроли, контрольно-диагностические тренинги, промежуточная итоговая аттестация и др.), а также за методическую работу по подготовке методических указаний, учебных пособий и материалов для ведения учебного процесса.
Оценочный блок направлен на анализ результатов обучения, предполагая соответствие требованиям военного обучения студентов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования по каждой военно-учетной специальности.
Корректирующий блок соотносит текущие требования законодательства, образовательных стандартов, правил, постановлений, требований к образовательному процессу с реальной практикой военного обучения студентов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования, что позволяет проводить систематическую коррекцию образовательных программ и процесса обучения, а также своевременно принимать меры по исправлению недостатков в подготовке учащихся.
Заключение
Профессионализм сержантов и солдат из числа студентов зависит в значительной степени от качества и результативности процесса его подготовки в вузе. Как отмечалось ранее, сложные и ответственные задачи стоят перед факультетом военного обучения в вузе на современном этапе реформирования системы военного образования. Эта система должна обеспечить подготовку сержантов и солдат из числа студентов с высокими профессиональными качествами, готовыми в любой момент встать на защиту суверенитета и государственных интересов России.
Библиографическая ссылка
Цибизова Т.Ю. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ СОЛДАТ И СЕРЖАНТОВ ЗАПАСА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25100 (дата обращения: 01.04.2025).