Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THEORETICAL BASES OF PLANNING OF EDUCATIONAL PROCESS ACCORDING TO PROGRAMS OF TRAINING OF SOLDIERS AND SERGEANTS STOCK IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Tsibizova T.Yu. 1
1 Bauman Moscow State Technical University
Статья посвящена вопросам планирования образовательного процесса военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования. Определено, что процесс военной подготовки – совокупность последовательных действий обучающих и обучаемых для достижения требуемого результата, поставленной цели, на основе определенных принципов. Представлены условия обучения студентов по программам военной подготовки. Определяющим требованием к планированию образовательного процесса военной подготовки следует считать профессионализм и компетентность выпускников, проходивших службу в армии в вузе. Планирование образовательного процесса военного обучения студентов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования представлено в виде алгоритма, состоящего из нескольких ключевых блоков: аналитического, содержательного, управления и диагностики, оценочного, корректирующего.
The article is devoted to the planning of the educational process of military training of soldiers, sailors, sergeants and petty officers of the reserve in the institutions of higher education. It is determined that the process of military training – a set of sequential actions learning and for learners to achieve the desired result, the goal, on the basis of certain principles. The conditions of learning of students in the education and training programs. The determining requirement for the planning of the educational process of military training should be the professionalism and competence of graduates, who served in the army at the University. Planning of educational process of military training of students on programmes of training soldiers, sailors, sergeants and foremen of stock in institutions of higher education are presented in the form of an algorithm consisting of several key components: an analytical, energetic, control and diagnosis, assessment, corrective.
military training
educational process
planning
soldiers and sergeants stock
military occupational specialty
competence
professionalism

Происходящие социально-экономические, политические и духовные изменения в Российском государстве и его Вооруженных силах требуют новых подходов к военному обучению студентов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования.

Основная цель военной подготовки студентов вузов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса – обеспечить потребности Вооруженных сил (ВС) в военно-обученных мобилизационных ресурсах и накопление в запасе военно-обученного резерва, а также предоставление возможности молодым людям, получающим высшее образование в вузах страны, право самостоятельно выбрать один из способов исполнения конституционного долга по защите Отечества [6].

Новая система военной подготовки студентов вузов, разработанная и внедренная в 72 вузах с 1 сентября 2014 г. в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации, стала реальным позитивным шагом, который позволил:

  • Вооруженным силам России расширить возможности в подготовке специалистов по наиболее сложным и востребованным военно-учетным специальностям, обеспечить поддержание в необходимых объемах военно-обученного мобилизационного людского ресурса;
  • студентам вузов обеспечить непрерывность обучения, получить качественную военную подготовку с практическим освоением военно-учетной специальности, исполнить конституционную обязанность по защите Отечества одновременно с получением высшего образования, расширить возможности по трудоустройству после окончания обучения, в том числе на государственную гражданскую или муниципальную службу [4].

Процесс военной подготовки – совокупность последовательных действий обучающих и обучаемых для достижения требуемого результата, поставленной цели, на основе определенных принципов. Подготовка студентов гражданских вузов по тем или иным военно-учетным специальностям является не только областью военно-педагогической деятельности, что связано с ее целями, задачами, содержанием, с ее специфической военной организацией, с военными и преподавательскими кадрами, но и деятельностью в сфере профессионального образования [7].

Планирование образовательного процесса предназначено для осуществления обучения по программам военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса граждан Российской Федерации, обучающихся в вузе по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (ОПОП ВО). Военная подготовка студентов осуществляется в процессе их обучения в добровольном порядке на основании договора, заключаемого между студентом и Министерством обороны Российской Федерации об обучении по программе военной подготовки.

Планирование образовательного процесса

Обучение по программам подготовки солдат и сержантов запаса включает два этапа: первый – теоретический, который предусматривает получение военных знаний, навыков и умений в ходе обучения, второй этап – практический, суть которого заключается в проведении сборов на базе воинских частей в течение одного месяца.

Организация образовательного процесса по программам военной подготовки включает: отбор граждан для подготовки по военно-учетным специальностям, комплектование учебных групп; разработку и реализацию программ подготовки; организацию и проведение выпускных экзаменов; учебно-материальное обеспечение подготовки. Обучение студентов будет проходить на уже существующих при вузах военных кафедрах. К ним будут предъявлять те же требования, что и к тем, кто обучается по программам подготовки офицеров запаса. Так, студент должен будет пройти медицинский осмотр, конкурсный отбор, а потом – заключить с Минобороны контракт на обучение. После окончания обучения студенты должны будут пройти учебные сборы и стажировки, после чего им будут присваиваться звания солдат (матросов) или сержантов (старшин).

Получить военную подготовку смогут студенты, начиная со второго курса. Продолжительность обучения по военно-учетным специальностям на должностях рядовых составит 1,5 года, сержантов – 2 года, с последующим зачислением в запас ВС РФ. По итогам обучения студенты сдадут квалификационные испытания, а учебные сборы завершатся экзаменами по военно-учетной специальности. Все, кто не пройдет испытания, будут призваны в ряды ВС после окончания учебы в общем порядке.

Предварительный отбор граждан для подготовки по военно-учетным специальностям осуществляется представителями военных кафедр образовательных учреждений после определения их годности к военной службе по состоянию здоровья и профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям. С учетом заключений о годности граждан к военной службе по состоянию здоровья и их профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям, вынесенных соответствующими комиссиями, проводятся отбор по физической подготовке, далее формируются списки граждан с указанием возможности их подготовки по военно-учетным специальностям на очередной учебный год и распределения по потокам обучения. При этом учитываются наклонности гражданина, его гражданская специальность и опыт практической работы.

Решение задач по планированию образовательного процесса подготовки сержантов и солдат предполагает применение системного подхода на основе координации и интеграции всех видов деятельности в образовательной сфере [2; 3]. В системе военно-профессионального образования образовательный процесс занимает центральное место как основополагающая категория, направленная на профессиональную подготовку сержантов и солдат из числа студентов вуза. Целесообразно разработать методику интеграции программ военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в образовательные программы высшего образования вузов таким образом, чтобы изучение обучающимися учебных дисциплин по программе военной подготовки проводилось на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения специальных дисциплин по основной профессиональной образовательной программе [5].

Определяющим требованием следует считать профессионализм и компетентность выпускников, проходивших службу в армии в вузе [9]. Привлекательность компетентностного подхода заключается в том, что он имеет практическую, исследовательскую, профессионально ориентированную направленность [1]. В современных условиях важным требованием к студентам, проходившим военное обучение по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования, является формирование не простых исполнителей, запрограммированных на решение стереотипных задач, а личностей творческих, способных к постановке и решению военно-профессиональных задач конструктивными и нестандартными способами. При этом под профессионализмом сержантов и солдат из числа студентов понимается готовность выполнять военно-профессиональную деятельность по определенной военно-учетной специальности (группе специальностей) с высоким качеством, а также способность обучать и воспитывать подчиненных.

Конкретная реализация учебных планов и программ, планов методической, воспитательной и научной работы обучающихся осуществляется факультетами военного обучения (ФВО) и военными кафедрами.

Образовательная деятельность преподавателя факультета военного обучения в университете включает:

  • в учебной работе (по реализации профессионально-образовательных программ по военно-учетной специальности) – проектирование условий и способов достижения целей и задач военного обучения; проведение всех видов учебных занятий; организацию индивидуальной подготовки обучаемых; оценку результатов и коррекцию учебной работы;
  • в воспитательной работе (по формированию профессионально важных качеств личности сержанта и солдата) – решение воспитательных задач в процессе военного обучения; оценку результатов и коррекцию воспитательной работы сержантов и солдат;
  • в развитии профессионального мышления и творческих способностей сержантов и солдат из числа студентов – обеспечение условий и возможностей для реализации творческого развития личности;
  • в морально-психологической подготовке сержантов и солдат из числа студентов к профессиональной деятельности – моделирование фрагментов будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе;
  • в методической работе – реализацию комплекса методических задач, направленных на повышение качества учебного процесса, профессионального и педагогического уровня преподавателей;
  • в научной работе – осуществление научной работы преподавателей в сфере военного обучения и военно-профессиональной подготовки сержантов и солдат из числа студентов.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки сержантов и солдат по конкретной специальности являются частью федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к выпускникам разрабатываются с учетом военно-учетной специальности (специализации), по которой организуется подготовка сержантов и солдат.

Учебные планы и учебные программы составляются непосредственно вузом и ФВО на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и квалификационных требований по соответствующей военно-учетной специальности.

Основной задачей в планировании образовательного процесса по программам военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса является разработка концепции и реализация технологии управления качеством подготовки сержантов и солдат из числа студентов, что обеспечивает достижение высокого уровня профессионализма и компетентности выпускников вуза и посредством этого способствует обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Таким образом, планирование образовательного процесса военного обучения студентов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования может быть представлено в виде алгоритма [8], состоящего из нескольких ключевых блоков: аналитического, содержательного, управления и диагностики, оценочного, корректирующего (рисунок).

Аналитический блок связан с конкурсным отбором студентов для военного обучения по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в соответствии с требованиями к обучению, направлению, объему и специфике знаний, необходимых для военно-учетной специальности.

Содержательный блок ориентирован на процесс военного обучения по разработанному рабочему учебному плану военной подготовки в дополнение к рабочему учебному плану основного обучения в вузе. Рабочий учебный план военной подготовки может включать: военно-специальные (военно-технические) дисциплины, тактические и тактико-специальные дисциплины, общевоинские дисциплины, стажировки и практики, в том числе учебные военные сборы.

Алгоритм планирования образовательного процесса

Блок управления и диагностики отвечает за контроль процесса военной подготовки студентов (текущая успеваемость и посещаемость, рубежные контроли, контрольно-диагностические тренинги, промежуточная итоговая аттестация и др.), а также за методическую работу по подготовке методических указаний, учебных пособий и материалов для ведения учебного процесса.

Оценочный блок направлен на анализ результатов обучения, предполагая соответствие требованиям военного обучения студентов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования по каждой военно-учетной специальности.

Корректирующий блок соотносит текущие требования законодательства, образовательных стандартов, правил, постановлений, требований к образовательному процессу с реальной практикой военного обучения студентов по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования, что позволяет проводить систематическую коррекцию образовательных программ и процесса обучения, а также своевременно принимать меры по исправлению недостатков в подготовке учащихся.

Заключение

Профессионализм сержантов и солдат из числа студентов зависит в значительной степени от качества и результативности процесса его подготовки в вузе. Как отмечалось ранее, сложные и ответственные задачи стоят перед факультетом военного обучения в вузе на современном этапе реформирования системы военного образования. Эта система должна обеспечить подготовку сержантов и солдат из числа студентов с высокими профессиональными качествами, готовыми в любой момент встать на защиту суверенитета и государственных интересов России.