Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОПРОВОЖДЕНИЕ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Андреев А.М. 1
1 ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России
Подростковый и юношеский возраст – сложный период для становления личности, происходящего под воздействием внутренних и внешних факторов. Главной задачей развития в подростковом возрасте является самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми. Подростки находятся во власти противоречивых тенденций, что приводит к проявлениям асоциального и преступного поведения, росту криминогенности несовершеннолетних. Несовершеннолетние, отбывающие наказание без изоляции от общества, относятся к лицам, совершившим уголовные правонарушения или преступления. Одним из важных направлений в исправлении несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы, является педагогическое сопровождение, призванное формировать и развивать качества, необходимые ему для успешной ресоциализации. В статье рассматривается понятие «педагогическое сопровождение исправления несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы». Проанализированы различные подходы при определении таких понятий, как «сопровождение» и «педагогическое сопровождение». На основе проведенного анализа автором сформулировано и предложено свое определение понятия «педагогическое сопровождение исправления несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы».
несовершеннолетние осужденные
сопровождение
педагогическое сопровождение
наказания не связанные с лишением свободы
1. Аксенова Г.И., Кожевникова Е.Н. Теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий условно осуждённых несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. – 2014. – № 3. – С. 39–47.
2. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Институт системных исследований и координации социальных проектов: Библиотека. URL: http://www.siksp.ru/library/ aleksandrova_ea/ aleks-000001. html.
3. Битянова М.Р. Социальная психология. – СПб., 2010. – С 368.
4. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1974. – С.277.
5. Ключарев Г. А., Пахомова Е. И., Трофимова И. Н. Совершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации. – М.: Центр социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации, 2007. – С. 197.
6. Липский И. А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. – М., 2004. – C. 39-47.
7. Молонов Г.Ц. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. – С. 40.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990.
9. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. /под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 240.
10. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2010. – С.238-239.
11. Яковлева Е.В., Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 4. – С.74-83.
12. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. – № 4. – С. 46-49.

Преступность несовершеннолетних – это особенная категория преступных правонарушений. Это признак будущего нашего общества. Изменения динамики, структуры и уровня преступности несовершеннолетних осужденных продолжительный период времени находятся в центре внимания различных общественных организаций, правоохранителей, специальных контролирующих служб, российских ученых и законодателей.

Социально-политическое развитие современного общества требует рассмотреть эффективность применения отдельных видов наказаний, отдавая все большее предпочтение мерам воздействия без изоляции от общества, способствующих снижению психологических и социальных последствий отбывания уголовного наказания [1]. Отношение общества к этой категории лиц как к преступникам преобладает над отношением к ним как к детям, оказавшимся в трудном жизненном положении. Самостоятельно выйти из сложившейся ситуации им не всегда удается, даже с помощью родных и близких людей. Обществу и государству необходимо максимально ответственно подойти к созданию условий для формирования чувства собственного достоинства, сохранения и развития личности ребенка [5].

Потребность общества в исправлении несовершеннолетних позволяет выдвинуть актуальную проблему, представляющую собой сопровождение исправления несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы, как педагогическую деятельность.

Отношение к сопровождению как специфическому виду деятельности человека имеет очень длительную историю. И.А. Липский, проанализировавший понятие «сопровождение», пришел к выводу, что путем социального взаимодействия индивида с находящимися рядом людьми протекает развитие человека, функцией которого считается развитие данной личности в его жизненном пути в разнообразных личных и социальных ситуациях. Подобное сопровождение носит различный характер. Данный вывод подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречается понятие психологическое сопровождение, медицинской сопровождение, социальное сопровождение, научное сопровождение, финансовое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение и др. [6].

Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [7].

Появление понятия «педагогическое сопровождение» обусловлено гуманистическими убеждениями, опирающимися на данные психологии: все способны учиться и стать успешными, если создать необходимые условия. Важнейшее из этих условий – личностно ориентированный подход к личности. В личностно ориентированной педагогике нашли применение основные тезисы феноменологической теории К. Роджерса «Я-концепция»:

1) попытка понимания того, каким образом человек воспринимает этот мир (глубоко индивидуальный внутренний мир личности);

2) убежденность в потенциальной способности человека принять на себя ответственность за свою жизнь, определение своей судьбы и своего будущего;

3) природно присущее человеку стремление к развитию и самоактуализации [10].

В основе теории и практики «личностного роста» лежит убежденность в силе человеческого Я, целебности творческого подхода к собственной жизни, неустанного развития личного и профессионального самосознания и компетентного общения. Личностно ориентированная педагогика зиждется на уважении «в любом человеке человека», спасительности видения «в другом человеке зернышка добра и здоровых сил» [10]. Базовым в современной гуманистической педагогике является положение К.Д. Ушинского о том, что для целенаправленного воспитания учащегося необходимо составить правильное представление о нем: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [4].

Идеи гуманного отношения к воспитаннику, лежащие в основе понимания «сопровождение», высказывали мыслители еще в античный период, а также философы и педагоги последующих эпох. В настоящее время термин «сопровождение» широко обсуждается в трудах В.А. Айрапетовой, Е.И. Казаковой, М.В. Шакуровой, А.И. Ноева, Н.А. Сидориной, В.А. Лазарева, С.В. Марковой, Е.А. Александровой, И.Б. Добродеева, И.О. Карелиной и др. в разных аспектах: социально-психологическом, психологическом, психолого-педагогическом, психолого-медико-педагогическом, методическом, инновационном, педагогическом и др.

Нами термин «сопровождение» рассматривается в контексте «педагогическое» в парадигме личностно ориентированной педагогики, смыслом которой является понимание личности как уникального явления с целостным внутренним миром и создание оптимальных условий для его самоактуализации. В основу нашего понимания сущности понятия «педагогическое сопровождение» легли педагогические идеи о связи обучения с жизнью и опытом ребенка, педагогическая антропология К.Д. Ушинского, принципы гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского, идея воспитания любовью Ш.А. Амонашвили, гуманистическая психология К. Роджерса, идеи свободного воспитания.

Педагогическое сопровождение, формирующееся из сопровождения в целом, приобретает самостоятельный статус, а само понятие исследуется в новом содержательном контексте. Наблюдается два основных направления педагогического сопровождения. Первое направление связано с изучением новых видов педагогического сопровождения: личностно-ориентированное (Ю.И. Васекин), тьюторское сопровождение (Е.П. Игнатьева), медиативное сопровождение (Е.С. Игнатова), индивидуальное и организационное (Д.С. Занин) и др.

Второе направление констатирует исследование педагогического сопровождения в приложении к определенной области: становление здорового образа жизни (А.Г. Носов), педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта (К.C. Кузнецов).

Как отмечает Н.О. Яковлева, педагогическое сопровождение становится, во-первых, органической частью учебно-воспитательного процесса, во-вторых, одним из основных принципов его организации и, в-третьих, важным условием и направлением педагогической деятельности [12].

С точки зрения В.А. Сластенина, педагогическое сопровождение – это «процесс заинтересованного исследования, консультирования, личностного участия, одобрения наибольшей самостоятельности учащегося в проблемной ситуации при наименьшем по сопоставлению с поддержкой участии педагога» [9]. Изменения, происходящие в теории педагогического знания, влекут за собой уточнения сущности самого понятия «педагогическое сопровождение».

Отметим, что С.И. Ожегов трактует сопровождение как «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя кого-нибудь или идя за кем-нибудь; производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь; служить приложением, дополнением к чему-нибудь» [8]. На междисциплинарном уровне сопровождение многими исследователями понимается следующим образом: как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Н.Л Коновалова); как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирование субъект- субъективных отношений (Т.М. Чурекова); как движение вместе с ребенком, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути [3]. Вслед за учеными М. Р. Битяновой, Н. Л. Коноваловой и др. под сопровождением мы будем понимать систему профессиональной деятельности, направленную на оказание своевременной помощи нуждающимся.

Рассмотрение педагогического сопровождения как самостоятельного педагогического феномена требует формулирования ключевых позиций, отражающих отличие от близких по смыслу понятий – «педагогическая поддержка», «педагогическая помощь» – на основе анализа их определений. Педагогическая поддержка авторами Е.А. Александровой, Н.Б. Крыловой, И.С. Якиманской и др. рассматривается как оказание педагогом помощи обучающимся, в том числе и индивидуально, предполагающей тесную взаимосвязь всех видов педагогической деятельности. По их мнению, педагогическая поддержка – это: проведение педагогом различных мероприятий (И.С. Якиманская); особая технология образования, которая должна быть отличной от традиционных методов обучения и воспитания (Н.Б. Крылова); процесс создания педагогом первичных и вторичных условий, способствующих осуществлению сознательного и самостоятельного выбора ребенком поведения и действия в различных учебных и жизненных ситуациях, не вступающего в противоречие с его личностно значимыми ценностями и культурными традициями (Е.А. Александрова) [2].

Таким образом, сравнение обозначенных понятий позволяет говорить о том, что педагогическая помощь и педагогическая поддержка прежде всего связаны с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуются педагогами в проблемной ситуации, в то время как педагогическое сопровождение предполагает непрерывную, заранее планируемую деятельность, направленную на предотвращение трудностей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал отсутствие общепризнанного понятия «педагогическое сопровождение» и на междисциплинарном уровне рассматривается многими исследователями, а именно:

как тип педагогической деятельности, в результате которой педагогическое сопровождение осуществляется как превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно реагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта (Е.А. Александрова);

как один из механизмов педагогического взаимодействия (М.В. Шакурова);

как процесс взаимодействия педагогов с группой детей для оказания помощи в реализации их потенциала (А.Л. Уманский);

как пролонгированная педагогическая поддержка (П. А. Эльканова);

как процесс создания оптимальных условий развития и проявления способностей и нейтрализации (либо коррекции), факторов, негативно влияющих на их реализацию (В.А. Лазарев).

С целью закрепления за педагогическим сопровождением своего места в понятийно-категориальной системе современной педагогики Е.В. Яковлевой и Н.О. Яковлевой выделены следующие его основные характеристики [11]:

  • имеет деятельностную природу, предполагает проявление активности и влияния на сопровождаемое явление;
  • носит управленческий характер, связан с некой заданной траекторией, в соответствии с которой обеспечивает развертывание сопровождаемого явления;
  • имеет индивидуальный характер;
  • функционирует в специально заданной среде;
  • непрерывно при реализации, имеет начало и конец;
  • опирается на результаты мониторинга диагностики, которые детерминируют наполнение действий педагога по сопровождению.

Обращение к изучению педагогического сопровождения как педагогической деятельности требует определения рамок его применения в педагогической действительности, обеспечивающего достижение поставленных в ней целей. Поскольку предметом изучения педагогики выступает педагогический процесс, то и педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на компоненты педагогического процесса. При выполнении своих профессиональных функций педагог должен сопровождать не саму личность, а те значимые для ее развития процессы, которые необходимо контролировать и поддерживать. Это означает, что педагогическое сопровождение можно применять к педагогическим явлениям, имеющим процессную природу, но не к самим субъектам исправительного процесса.

Рассмотрев сущность и содержание понятия «педагогического сопровождения», его основные направления и характеристики, мы пришли к выводу, что согласно нашему исследованию, в роли педагогического явления, к которому может быть применено педагогическое сопровождение, выступает процесс исправления несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы.

Анализ современной литературы показывает, что возникновение понятия «педагогического сопровождения» исторически обусловлено и востребовано временем в парадигме личностно-ориентированного гуманистического образования. Нами предлагается авторское определение педагогического сопровождения исправления несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы, которое представляет собой системно-ориентированную совместную деятельность участников педагогического процесса, обеспечивающую целостный и системный процесс анализа, планирования, мониторинга и коррекции личностного развития несовершеннолетнего осужденного согласно индивидуальной траектории исправления каждого из них.

Анализ современных исследовательских работ показывает, что возникновение понятия «педагогическое сопровождение» исторически обусловлено и востребовано временем в парадигме личностно ориентированного подхода к личности. Исследования последнего десятилетия, посвященные вопросам педагогического сопровождения, расширяют научное представление о педагогической сущности сопровождения и дополняют педагогическое знание. Резюмируя изложенное, отметим, что педагогическое сопровождение исправления несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы, как самостоятельная педагогическая деятельность носит адресный, комплексный и непрерывный характер, предполагает осуществление систематизированных педагогических влияний на основные компоненты сопровождаемого процесса и нуждается в дальнейшем исследовании.


Библиографическая ссылка

Андреев А.М. СОПРОВОЖДЕНИЕ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24889 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674