Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SUPPORT OF CORRECTING JUVENILE SENTENCED TO PUNISHMENT WITHOUT IMPRISONMENT AS A PEDAGOGICAL ACTIVITY

Andreev A.M. 1
1 FCO VPO Academy of law and administration of the Federal penitentiary service of Russia
Teenage and adolescence is a complex period for development of an individual, occurring under the influence of internal and external factors. The main task of development in adolescence is self-determination in the sphere of human values and communication between people. Teenagers are at the mercy of contradictory tendencies, which leads to the manifestation of antisocial and criminal behaviour, the growth of criminality of minors. Minors serving sentences without isolation from society, are persons who have committed criminal offences or crimes. One of the important directions in the correction of juveniles sentenced to punishment without imprisonment is pedagogical support, designed to shape and develop the qualities necessary for successful re-socialization. The article reviewed the concept of "pedagogical support of correction of juveniles sentenced to punishment without imprisonment". Different approaches to defining such concepts as "support" and "pedagogical support" were analyzed. Based on the conducted analysis, the author formulated and proposed his definition of the "pedagogical support of correction of juveniles sentenced to punishment without imprisonment".
juvenile offenders
support
pedagogical support
punishment not related to deprivation of liberty.

Преступность несовершеннолетних – это особенная категория преступных правонарушений. Это признак будущего нашего общества. Изменения динамики, структуры и уровня преступности несовершеннолетних осужденных продолжительный период времени находятся в центре внимания различных общественных организаций, правоохранителей, специальных контролирующих служб, российских ученых и законодателей.

Социально-политическое развитие современного общества требует рассмотреть эффективность применения отдельных видов наказаний, отдавая все большее предпочтение мерам воздействия без изоляции от общества, способствующих снижению психологических и социальных последствий отбывания уголовного наказания [1]. Отношение общества к этой категории лиц как к преступникам преобладает над отношением к ним как к детям, оказавшимся в трудном жизненном положении. Самостоятельно выйти из сложившейся ситуации им не всегда удается, даже с помощью родных и близких людей. Обществу и государству необходимо максимально ответственно подойти к созданию условий для формирования чувства собственного достоинства, сохранения и развития личности ребенка [5].

Потребность общества в исправлении несовершеннолетних позволяет выдвинуть актуальную проблему, представляющую собой сопровождение исправления несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы, как педагогическую деятельность.

Отношение к сопровождению как специфическому виду деятельности человека имеет очень длительную историю. И.А. Липский, проанализировавший понятие «сопровождение», пришел к выводу, что путем социального взаимодействия индивида с находящимися рядом людьми протекает развитие человека, функцией которого считается развитие данной личности в его жизненном пути в разнообразных личных и социальных ситуациях. Подобное сопровождение носит различный характер. Данный вывод подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречается понятие психологическое сопровождение, медицинской сопровождение, социальное сопровождение, научное сопровождение, финансовое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение и др. [6].

Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [7].

Появление понятия «педагогическое сопровождение» обусловлено гуманистическими убеждениями, опирающимися на данные психологии: все способны учиться и стать успешными, если создать необходимые условия. Важнейшее из этих условий – личностно ориентированный подход к личности. В личностно ориентированной педагогике нашли применение основные тезисы феноменологической теории К. Роджерса «Я-концепция»:

1) попытка понимания того, каким образом человек воспринимает этот мир (глубоко индивидуальный внутренний мир личности);

2) убежденность в потенциальной способности человека принять на себя ответственность за свою жизнь, определение своей судьбы и своего будущего;

3) природно присущее человеку стремление к развитию и самоактуализации [10].

В основе теории и практики «личностного роста» лежит убежденность в силе человеческого Я, целебности творческого подхода к собственной жизни, неустанного развития личного и профессионального самосознания и компетентного общения. Личностно ориентированная педагогика зиждется на уважении «в любом человеке человека», спасительности видения «в другом человеке зернышка добра и здоровых сил» [10]. Базовым в современной гуманистической педагогике является положение К.Д. Ушинского о том, что для целенаправленного воспитания учащегося необходимо составить правильное представление о нем: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [4].

Идеи гуманного отношения к воспитаннику, лежащие в основе понимания «сопровождение», высказывали мыслители еще в античный период, а также философы и педагоги последующих эпох. В настоящее время термин «сопровождение» широко обсуждается в трудах В.А. Айрапетовой, Е.И. Казаковой, М.В. Шакуровой, А.И. Ноева, Н.А. Сидориной, В.А. Лазарева, С.В. Марковой, Е.А. Александровой, И.Б. Добродеева, И.О. Карелиной и др. в разных аспектах: социально-психологическом, психологическом, психолого-педагогическом, психолого-медико-педагогическом, методическом, инновационном, педагогическом и др.

Нами термин «сопровождение» рассматривается в контексте «педагогическое» в парадигме личностно ориентированной педагогики, смыслом которой является понимание личности как уникального явления с целостным внутренним миром и создание оптимальных условий для его самоактуализации. В основу нашего понимания сущности понятия «педагогическое сопровождение» легли педагогические идеи о связи обучения с жизнью и опытом ребенка, педагогическая антропология К.Д. Ушинского, принципы гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского, идея воспитания любовью Ш.А. Амонашвили, гуманистическая психология К. Роджерса, идеи свободного воспитания.

Педагогическое сопровождение, формирующееся из сопровождения в целом, приобретает самостоятельный статус, а само понятие исследуется в новом содержательном контексте. Наблюдается два основных направления педагогического сопровождения. Первое направление связано с изучением новых видов педагогического сопровождения: личностно-ориентированное (Ю.И. Васекин), тьюторское сопровождение (Е.П. Игнатьева), медиативное сопровождение (Е.С. Игнатова), индивидуальное и организационное (Д.С. Занин) и др.

Второе направление констатирует исследование педагогического сопровождения в приложении к определенной области: становление здорового образа жизни (А.Г. Носов), педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта (К.C. Кузнецов).

Как отмечает Н.О. Яковлева, педагогическое сопровождение становится, во-первых, органической частью учебно-воспитательного процесса, во-вторых, одним из основных принципов его организации и, в-третьих, важным условием и направлением педагогической деятельности [12].

С точки зрения В.А. Сластенина, педагогическое сопровождение – это «процесс заинтересованного исследования, консультирования, личностного участия, одобрения наибольшей самостоятельности учащегося в проблемной ситуации при наименьшем по сопоставлению с поддержкой участии педагога» [9]. Изменения, происходящие в теории педагогического знания, влекут за собой уточнения сущности самого понятия «педагогическое сопровождение».

Отметим, что С.И. Ожегов трактует сопровождение как «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя кого-нибудь или идя за кем-нибудь; производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь; служить приложением, дополнением к чему-нибудь» [8]. На междисциплинарном уровне сопровождение многими исследователями понимается следующим образом: как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Н.Л Коновалова); как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирование субъект- субъективных отношений (Т.М. Чурекова); как движение вместе с ребенком, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути [3]. Вслед за учеными М. Р. Битяновой, Н. Л. Коноваловой и др. под сопровождением мы будем понимать систему профессиональной деятельности, направленную на оказание своевременной помощи нуждающимся.

Рассмотрение педагогического сопровождения как самостоятельного педагогического феномена требует формулирования ключевых позиций, отражающих отличие от близких по смыслу понятий – «педагогическая поддержка», «педагогическая помощь» – на основе анализа их определений. Педагогическая поддержка авторами Е.А. Александровой, Н.Б. Крыловой, И.С. Якиманской и др. рассматривается как оказание педагогом помощи обучающимся, в том числе и индивидуально, предполагающей тесную взаимосвязь всех видов педагогической деятельности. По их мнению, педагогическая поддержка – это: проведение педагогом различных мероприятий (И.С. Якиманская); особая технология образования, которая должна быть отличной от традиционных методов обучения и воспитания (Н.Б. Крылова); процесс создания педагогом первичных и вторичных условий, способствующих осуществлению сознательного и самостоятельного выбора ребенком поведения и действия в различных учебных и жизненных ситуациях, не вступающего в противоречие с его личностно значимыми ценностями и культурными традициями (Е.А. Александрова) [2].

Таким образом, сравнение обозначенных понятий позволяет говорить о том, что педагогическая помощь и педагогическая поддержка прежде всего связаны с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуются педагогами в проблемной ситуации, в то время как педагогическое сопровождение предполагает непрерывную, заранее планируемую деятельность, направленную на предотвращение трудностей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал отсутствие общепризнанного понятия «педагогическое сопровождение» и на междисциплинарном уровне рассматривается многими исследователями, а именно:

как тип педагогической деятельности, в результате которой педагогическое сопровождение осуществляется как превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно реагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта (Е.А. Александрова);

как один из механизмов педагогического взаимодействия (М.В. Шакурова);

как процесс взаимодействия педагогов с группой детей для оказания помощи в реализации их потенциала (А.Л. Уманский);

как пролонгированная педагогическая поддержка (П. А. Эльканова);

как процесс создания оптимальных условий развития и проявления способностей и нейтрализации (либо коррекции), факторов, негативно влияющих на их реализацию (В.А. Лазарев).

С целью закрепления за педагогическим сопровождением своего места в понятийно-категориальной системе современной педагогики Е.В. Яковлевой и Н.О. Яковлевой выделены следующие его основные характеристики [11]:

  • имеет деятельностную природу, предполагает проявление активности и влияния на сопровождаемое явление;
  • носит управленческий характер, связан с некой заданной траекторией, в соответствии с которой обеспечивает развертывание сопровождаемого явления;
  • имеет индивидуальный характер;
  • функционирует в специально заданной среде;
  • непрерывно при реализации, имеет начало и конец;
  • опирается на результаты мониторинга диагностики, которые детерминируют наполнение действий педагога по сопровождению.

Обращение к изучению педагогического сопровождения как педагогической деятельности требует определения рамок его применения в педагогической действительности, обеспечивающего достижение поставленных в ней целей. Поскольку предметом изучения педагогики выступает педагогический процесс, то и педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на компоненты педагогического процесса. При выполнении своих профессиональных функций педагог должен сопровождать не саму личность, а те значимые для ее развития процессы, которые необходимо контролировать и поддерживать. Это означает, что педагогическое сопровождение можно применять к педагогическим явлениям, имеющим процессную природу, но не к самим субъектам исправительного процесса.

Рассмотрев сущность и содержание понятия «педагогического сопровождения», его основные направления и характеристики, мы пришли к выводу, что согласно нашему исследованию, в роли педагогического явления, к которому может быть применено педагогическое сопровождение, выступает процесс исправления несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы.

Анализ современной литературы показывает, что возникновение понятия «педагогического сопровождения» исторически обусловлено и востребовано временем в парадигме личностно-ориентированного гуманистического образования. Нами предлагается авторское определение педагогического сопровождения исправления несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы, которое представляет собой системно-ориентированную совместную деятельность участников педагогического процесса, обеспечивающую целостный и системный процесс анализа, планирования, мониторинга и коррекции личностного развития несовершеннолетнего осужденного согласно индивидуальной траектории исправления каждого из них.

Анализ современных исследовательских работ показывает, что возникновение понятия «педагогическое сопровождение» исторически обусловлено и востребовано временем в парадигме личностно ориентированного подхода к личности. Исследования последнего десятилетия, посвященные вопросам педагогического сопровождения, расширяют научное представление о педагогической сущности сопровождения и дополняют педагогическое знание. Резюмируя изложенное, отметим, что педагогическое сопровождение исправления несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы, как самостоятельная педагогическая деятельность носит адресный, комплексный и непрерывный характер, предполагает осуществление систематизированных педагогических влияний на основные компоненты сопровождаемого процесса и нуждается в дальнейшем исследовании.