Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

Шумейко А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Интернационализация образования - процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. В ее рамках рассматривают «внутреннюю» интернационализацию как создание культуры и климата внутри вуза, которые продвигают, поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание, и «внешнюю» интернационализацию (образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование). Интернационализация и регионализация образования представляют собой динамично развивающийся процесс, который включает в себя различные формы международного взаимодействия и партнерство. Активно развивая международное сотрудничество, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет исходит из того, что целью международной деятельности является интеграция в международное образовательное сообщество; активизация научного сотрудничества; расширение доступа к информационным ресурсам и привлечение дополнительных источников финансирования. Изучение передового мирового опыта, взаимное обогащение, обмен лучшими образовательными методиками является необходимым условием подготовки специалистов, обладающих международными компетенциями.
интернационализация
регионализация
высшее образование
международное сотрудничество
1. Шумейко А.А. Механизмы обновления высшего профессионально-педагогического образования/А.А. Шумейко//Амурский научный вестник. Вып. 2: сборник научных трудов. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2009. - С. 6-12.
2. Шумейко А.А., Бавыкин В.С. Роль вузовской науки в решении вопросов кадровой политики Дальневосточного региона//Материалы Международ. науч.-практ. конф. «Дальний Восток: наука, образование. XXI век» -В 2.т. Т.1. -Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского гос. пед. ун-та, 2003. -С. 45-59.
3. Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education. 2003. № 33.
4. Knight J., de Wit H. Quality and Internationalization in Higher Education. Institutional Management in Higher Education. 1999.
5. OECD. Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. 2004.
6. Transnational Higher Education in Asia and the Pacific Region/ Ed. by F. Huang. Hiroshima: Hiroshima University. 2006. 186 p.
7. UNESCO — CEPES. Studies on Higher Education. Transnational Education and the New Economy: Delivery an Quality. Bucharest, 2001.
8. World Education Report. UNESCO Publishing. Paris, 2004.

Интернационализацию образования на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Следует акцентировать внимание на само понятие интернационализации в сфере высшего образования, которое в международной практике традиционно включает в себя два аспекта: а) «внутреннюю» интернационализацию, что подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают, поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание, и при этом реализация всех программ, проектов, исследований  содержит международное измерение. Например, соответствует международным стандартам, включает зарубежные  наработки, реализуется совместно с иностранными вузами-партнерами. И б) «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование, который представляет собой  процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные  административные соглашения [3].

Таким образом, интернационализация образования включает следующие формы международного сотрудничества [5]:

  1. Индивидуальную мобильность: мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;
  2. Мобильность образовательных программ и институциональную мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ;
  3. Интеграцию в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов;
  4. Институциональное партнёрство: создание стратегических образовательных ассоциаций.

Интернационализация высшего образования -  это процесс интеграции международного и межкультурного аспектов в цели и способы предоставления высшего образования, и важным фактором этого процесса является язык, на котором ведется обучение. В настоящее время возможность получения высшего образования на  русском или английском языке наиболее привлекательна для иностранных студентов [4].

К числу несомненных преимуществ интернационализации можно отнести увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания. Важно отметить, что, наряду с глобализацией, в сфере образования интенсивно развиваются процессы регионализации. Объединение усилий для сотрудничества в сфере образования становится неотъемлемой частью кооперации государств, объединенных в рамках различных региональных организаций, для достижения целей экономической интеграции, социального единства и политической безопасности. Наиболее успешные из них - программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, программы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства, и др. [7, 8]

Интернационализация, впрочем, как и регионализация, являются основанием модернизации университетского образования. Целью интернационализации  университетского  образования является подготовка студентов и специалистов к международному сотрудничеству и конкуренции, которые будут доминировать в новом тысячелетии во всех сферах жизнедеятельности общества.

Новая система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и ввиду постоянного и быстрого обновления знаний формировать потребность в их непрерывном самостоятельном освоении, умениях и навыках самообразования, самостоятельного и творческого овладения этими знаниями в течение всей активной жизнедеятельности человека.

Образование  должно  в  итоге  стать  таким  социокультурным институтом,  который  был  бы  способен  в  течение  всей  жизни человека  представлять  ему  самые  разнообразные  наборы образовательных  услуг.  Необходима  структура образовательной системы и ее учреждений, которая обеспечила бы переход  от  принципа «Образование  на  всю  жизнь» к  принципу «Образование через всю жизнь».

Следует отметить, что интернационализация и регионализация образования представляют собой динамично развивающийся процесс, который включает в себя различные формы международного взаимодействия, партнерства и сотрудничества:

  •  составление или применение новых образовательных стандартов международного уровня и согласованное включение их в учебные программы вуза;
  • создание различных форм долгосрочного партнерства в институциональной сфере образования;
  • приглашение к сотрудничеству международных экспертов по экспертизе образовательных программ или участия в разработке стратегии развития университета;
  • согласованное использование международных компетенций в образовательном процессе вуза;
  • формирование институционального партнерства с ведущими иностранными образовательными центрами;
  • участие вуза в международных рейтингах;
  • развитие и реализация исследовательских программ и проектов с зарубежными партнерами;
  • проведение международной аккредитации и сертификации качества образования на основе международных стандартов.

Именно с таких  позиций нами предлагается рассматривать этот процесс как фактор развития интернационализации и регионализации, поскольку  так он может быть представлен как действенный инструмент, стимулирующий к достижению таких целей, как:

  • рост уровня преподавания;
  • развитие разнообразных форм исследовательской работы;
  • рост числа конкурентных преимуществ университета как на внутреннем рынке, так и внешнем - международном [6].

Активно развивая международное сотрудничество, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет исходит из того, что целью международной деятельности является интеграция в международное образовательное сообщество; активизация научного сотрудничества; расширение доступа к информационным ресурсам и привлечение дополнительных источников финансирования.     К основным задачам развития международного сотрудничества университет относит:

  • обеспечение участия профессорско-преподавательского и студенческого коллектива университета в международных программах, межправительственных договорах, соглашениях и других международных акциях, направленных на развитие интеграционных процессов в образовании и науке;
  •  установление прямых партнерских отношений с зарубежными вузами, зарубежными фондами и организациями для обеспечения программ развития академического обмена, мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава;
  • привлечение ведущих зарубежных специалистов, преподавателей и профессоров к чтению открытых лекций и преподаванию в университете;
  • участие в международных крупных образовательных программах и проектах, участие в деятельности международных образовательных консорциумов и объединений, в первую очередь, в рамках сотрудничества стран ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества, образовательного сотрудничества стран БРИКС и др. [1]

Сегодня АмГПГУ является значимым игроком на международном образовательном рынке стран АТР. Университет участвует в работе Совета ректоров вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных провинций КНР. Занимая, согласно рейтингу Федерального портала «Российское образование»  22-27 место в группе педагогических, лингвистических и гуманитарных вузов России, университет сегодня превратился в международный образовательный центр, в котором, помимо граждан РФ также обучаются граждане Китая, Кореи, Индии, Бахрейна, Италии, Японии, Азербайджана, Казахстана, Белоруссии и Украины. Сегодня более 120 иностранных граждан  проходят обучение по программам бакалавриата, магистратуры, занимаются на краткосрочных и долгосрочных курсах. Совместные образовательные проекты реализуются с Японией, Кореей, рядом стран Европы, и с китайскими вузами. АмГПГУ активно сотрудничает с Харбинским педагогическим университетом, Чанчуньским университетом, Цзилиньским педагогическим университетом, Цзямусским университетом и рядом других вузов. Особенно высоко мы ценим наши добрые отношения с Институтом иностранных языков Хуацяо, с которым, уже на протяжении ряда лет совместно реализуем образовательные программы по повышению квалификации студентов-лингвистов.

Особенно следует обратить внимание на тот факт, что иностранные студенты, проходящие обучение в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете, не только активно участвуют в образовательном процессе, но и выступают на международных научных студенческих конференциях. Этому способствует и работа международных образовательных центров, действующих в университете: Центра японского языка и культуры, Центра французского языка, Образовательного центра «Институт Конфуция».

Российские студенты и преподаватели АмГПГУ активно включаются в программы международной академической мобильности. В настоящее время в университете функционируют следующие направления: международные лингвистические стажировки; зарубежные полевые практики студентов-географов, музейные практики студентов-историков, дизайнерские практики студентов специальности «дизайн», участие выпускников университета в грантовых программах, стажировки и участие в зарубежных научных проектах преподавателей. К примеру, за последние два учебных года более 70 студентов АмГПГУ выезжали в КНР для участия в вышеуказанных программах, в том числе прошли обучение в нашем партнерском вузе - Институте иностранных языков Хуацяо, более 15 студентов посетили Республику Корея, прошли обучение в университетах и колледжах Японии, США, Канады. За этот же период времени более 20 преподавателей университета прошли научно-образовательные стажировки либо побывали с научными целями в различных зарубежных странах [2].

Руководство университета прекрасно осознает, что вопросы интернационализации и регионализации образования - это чрезвычайно важные вопросы, требующие взвешенного и конструктивного подхода. Мы осознаем, что только на основе изучения передового мирового опыта, взаимно обогащаясь, перенимая друг у друга лучшие образовательные методики  можно подготовить специалистов, обладающими  международными компетенциями и соответствующими международному  статусу и уровню.


Библиографическая ссылка

Шумейко А.А. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23862 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674