Интернационализацию образования на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Следует акцентировать внимание на само понятие интернационализации в сфере высшего образования, которое в международной практике традиционно включает в себя два аспекта: а) «внутреннюю» интернационализацию, что подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают, поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание, и при этом реализация всех программ, проектов, исследований содержит международное измерение. Например, соответствует международным стандартам, включает зарубежные наработки, реализуется совместно с иностранными вузами-партнерами. И б) «внешнюю» интернационализацию или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование, который представляет собой процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные административные соглашения [3].
Таким образом, интернационализация образования включает следующие формы международного сотрудничества [5]:
- Индивидуальную мобильность: мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;
- Мобильность образовательных программ и институциональную мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ;
- Интеграцию в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов;
- Институциональное партнёрство: создание стратегических образовательных ассоциаций.
Интернационализация высшего образования - это процесс интеграции международного и межкультурного аспектов в цели и способы предоставления высшего образования, и важным фактором этого процесса является язык, на котором ведется обучение. В настоящее время возможность получения высшего образования на русском или английском языке наиболее привлекательна для иностранных студентов [4].
К числу несомненных преимуществ интернационализации можно отнести увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания. Важно отметить, что, наряду с глобализацией, в сфере образования интенсивно развиваются процессы регионализации. Объединение усилий для сотрудничества в сфере образования становится неотъемлемой частью кооперации государств, объединенных в рамках различных региональных организаций, для достижения целей экономической интеграции, социального единства и политической безопасности. Наиболее успешные из них - программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, программы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства, и др. [7, 8]
Интернационализация, впрочем, как и регионализация, являются основанием модернизации университетского образования. Целью интернационализации университетского образования является подготовка студентов и специалистов к международному сотрудничеству и конкуренции, которые будут доминировать в новом тысячелетии во всех сферах жизнедеятельности общества.
Новая система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и ввиду постоянного и быстрого обновления знаний формировать потребность в их непрерывном самостоятельном освоении, умениях и навыках самообразования, самостоятельного и творческого овладения этими знаниями в течение всей активной жизнедеятельности человека.
Образование должно в итоге стать таким социокультурным институтом, который был бы способен в течение всей жизни человека представлять ему самые разнообразные наборы образовательных услуг. Необходима структура образовательной системы и ее учреждений, которая обеспечила бы переход от принципа «Образование на всю жизнь» к принципу «Образование через всю жизнь».
Следует отметить, что интернационализация и регионализация образования представляют собой динамично развивающийся процесс, который включает в себя различные формы международного взаимодействия, партнерства и сотрудничества:
- составление или применение новых образовательных стандартов международного уровня и согласованное включение их в учебные программы вуза;
- создание различных форм долгосрочного партнерства в институциональной сфере образования;
- приглашение к сотрудничеству международных экспертов по экспертизе образовательных программ или участия в разработке стратегии развития университета;
- согласованное использование международных компетенций в образовательном процессе вуза;
- формирование институционального партнерства с ведущими иностранными образовательными центрами;
- участие вуза в международных рейтингах;
- развитие и реализация исследовательских программ и проектов с зарубежными партнерами;
- проведение международной аккредитации и сертификации качества образования на основе международных стандартов.
Именно с таких позиций нами предлагается рассматривать этот процесс как фактор развития интернационализации и регионализации, поскольку так он может быть представлен как действенный инструмент, стимулирующий к достижению таких целей, как:
- рост уровня преподавания;
- развитие разнообразных форм исследовательской работы;
- рост числа конкурентных преимуществ университета как на внутреннем рынке, так и внешнем - международном [6].
Активно развивая международное сотрудничество, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет исходит из того, что целью международной деятельности является интеграция в международное образовательное сообщество; активизация научного сотрудничества; расширение доступа к информационным ресурсам и привлечение дополнительных источников финансирования. К основным задачам развития международного сотрудничества университет относит:
- обеспечение участия профессорско-преподавательского и студенческого коллектива университета в международных программах, межправительственных договорах, соглашениях и других международных акциях, направленных на развитие интеграционных процессов в образовании и науке;
- установление прямых партнерских отношений с зарубежными вузами, зарубежными фондами и организациями для обеспечения программ развития академического обмена, мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава;
- привлечение ведущих зарубежных специалистов, преподавателей и профессоров к чтению открытых лекций и преподаванию в университете;
- участие в международных крупных образовательных программах и проектах, участие в деятельности международных образовательных консорциумов и объединений, в первую очередь, в рамках сотрудничества стран ЕАЭС, Шанхайской организации сотрудничества, образовательного сотрудничества стран БРИКС и др. [1]
Сегодня АмГПГУ является значимым игроком на международном образовательном рынке стран АТР. Университет участвует в работе Совета ректоров вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных провинций КНР. Занимая, согласно рейтингу Федерального портала «Российское образование» 22-27 место в группе педагогических, лингвистических и гуманитарных вузов России, университет сегодня превратился в международный образовательный центр, в котором, помимо граждан РФ также обучаются граждане Китая, Кореи, Индии, Бахрейна, Италии, Японии, Азербайджана, Казахстана, Белоруссии и Украины. Сегодня более 120 иностранных граждан проходят обучение по программам бакалавриата, магистратуры, занимаются на краткосрочных и долгосрочных курсах. Совместные образовательные проекты реализуются с Японией, Кореей, рядом стран Европы, и с китайскими вузами. АмГПГУ активно сотрудничает с Харбинским педагогическим университетом, Чанчуньским университетом, Цзилиньским педагогическим университетом, Цзямусским университетом и рядом других вузов. Особенно высоко мы ценим наши добрые отношения с Институтом иностранных языков Хуацяо, с которым, уже на протяжении ряда лет совместно реализуем образовательные программы по повышению квалификации студентов-лингвистов.
Особенно следует обратить внимание на тот факт, что иностранные студенты, проходящие обучение в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете, не только активно участвуют в образовательном процессе, но и выступают на международных научных студенческих конференциях. Этому способствует и работа международных образовательных центров, действующих в университете: Центра японского языка и культуры, Центра французского языка, Образовательного центра «Институт Конфуция».
Российские студенты и преподаватели АмГПГУ активно включаются в программы международной академической мобильности. В настоящее время в университете функционируют следующие направления: международные лингвистические стажировки; зарубежные полевые практики студентов-географов, музейные практики студентов-историков, дизайнерские практики студентов специальности «дизайн», участие выпускников университета в грантовых программах, стажировки и участие в зарубежных научных проектах преподавателей. К примеру, за последние два учебных года более 70 студентов АмГПГУ выезжали в КНР для участия в вышеуказанных программах, в том числе прошли обучение в нашем партнерском вузе - Институте иностранных языков Хуацяо, более 15 студентов посетили Республику Корея, прошли обучение в университетах и колледжах Японии, США, Канады. За этот же период времени более 20 преподавателей университета прошли научно-образовательные стажировки либо побывали с научными целями в различных зарубежных странах [2].
Руководство университета прекрасно осознает, что вопросы интернационализации и регионализации образования - это чрезвычайно важные вопросы, требующие взвешенного и конструктивного подхода. Мы осознаем, что только на основе изучения передового мирового опыта, взаимно обогащаясь, перенимая друг у друга лучшие образовательные методики можно подготовить специалистов, обладающими международными компетенциями и соответствующими международному статусу и уровню.
Библиографическая ссылка
Шумейко А.А. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23862 (дата обращения: 16.02.2025).