Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ СВЯЩЕНСТВА ВЛАДИКАВКАЗСКОЙ ЕПАРХИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Хубулова Д.В. 1
1 ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания
В статье впервые в региональной историографии рассматриваются вопросы участия духовенства Владикавказской епархии в благотворительных акциях в годы Первой мировой войны. Клир проявлял заботу не только о раненых воинах, но поддерживал семьи военнослужащих, особенно детей. Кроме того, как явствует из документов, полковые священники поддерживали моральный дух армии на фронте. Исследование практики социального служения православной церкви является одной из важнейших сторон конфессиональной истории начала ХХ в. Именно в транзитивных условиях прошлого века лучшие традиции православной культуры были проявлены в полной мере. Первая мировая война всколыхнула все слои российского общества. Не остались в стороне представители священства, которые выступили духовной объединительной силой народных масс, стали во главе благотворительных акций населения.
священники
помощь
война
1. Афиногентова, А.П. Социальная активность Русской православной церкви: автореф. дис. … канд. филос. наук. – М.,1993. – С. 18.
2. Горобец А. Социальное служение Владикавказско-Моздокской епархии в годы Первой мировой войны //http//ive1875.narod.ru
3. Горожанина, М.Ю. Деятельность православной церкви в годы Первой мировой войны //Доклады Академии военных наук. – М., 2006. – №5 (23). – С. 255.
4. Гостиева Л.К. Священник Георгий Караев: миссионер и просветитель Осетии. //Кавказские научные записки. – 2012. – № 3(12). – С. 162.
5. Владикавказские епархиальные ведомости (далее – ВЕВ). Владикавказ, 1915, 15 февраля. – С. 129.
6. ВЕВ, 1915, 15 марта. – С. 16.
7. ВЕВ, 1915, 17 марта. – С. 92.
8. ВЕВ, 1916, 15 апр. – С. 26.
9. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания. – Петроград, 1914. - С.68.
10. Церковные Ведомости. СПб, 1914. №30. – С. 382.
11. Церковные Ведомости. СПб, 1916, №10. – С. 126.
12. ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп.52. Д. 112. – Л. 5.

Исследование практики социального служения православной церкви является одной из важнейших сторон конфессиональной истории начала ХХ в. Именно в транзитивных условиях прошлого века лучшие традиции православной культуры были проявлены в полной мере.

Первая мировая война всколыхнула все слои российского общества. Не остались в стороне представители священства, которые выступили духовной объединительной силой народных масс, стали во главе благотворительных акций населения[4].

Для Терской области поведение духовенства тем более актуально, что население было религиозным.

30 июля 1914 г. со всех амвонов было объявлено населению страны о начале войны и всеобщей мобилизации. Храмы обязаны были каждый день возносить молитвы за здравие воинов и скорейшую победу русской армии, а также осуществлять кружечный сбор на нужды войны [9]. Все священство, прихожане России активно участвовали в благотворительных акциях, связанных с оказанием помощи воинам. Только в первый военный год в Св. Синод поступило пожертвований на сумму 137300 руб. [1].

Российское духовенство жертвовало деньгами и разными предметами не только для нуждающихся в России, но и для населения других стран, пострадавших от военных действий, например, Польши. По призыву верховных иерархов страны в 1914-1915 гг. проходил сбор средств в пользу голодающих Буковины, Сербии, Галиции.

Целью данной статьи является изучение практик социальной деятельности клира Владикавказской епархии в годы войны.

Следует отметить, что благотворительность православной церкви в годы войны прошла несколько этапов, отличавшихся методами проведения.

Начальный этап мало отличался от предыдущих лишь небольшими новшествами: тыл должен всячески поддерживать воинство на фронте; духовенство должно служить примером патриотизма. Приоритетными в своей деятельности РПЦ определила следующие направления: патриотическое, воспитательно-просветительское, миссионерское,  благотворительное [3].

Каждая епархия вносила свой посильный вклад в дело победы. Уже в июле 1914 г. представители духовенства Владикавказской епархии собрались в Архиерейском доме для создания епархиального комитета под председательством Преосвященного Антонина,  там же был объявлен сбор пожертвований на нужды войны [10]. Комитет весьма активно занялся возложенными на него задачами, среди которых наиболее своевременными были следующие: возложить на руководителей причтов сбор средств на нужды войны, установить в каждой церкви кружечные сборы для пожертвований, в учебных и иных заведениях служащим предложить сделать отчисления из содержания, а также разослать подписные листы по всей епархии.

Несмотря на бедность, владикавказское духовенство активно жертвовало на военные нужды. Только за август 1914 г. церковный клир передал в центральный комитет по сбору пожертвований 1145 руб. 59 коп. [5]. На нужды военного времени владикавказское духовенство отчисляло 2% казенного жалованья и кружечного дохода.

Наряду с денежными суммами, священство и прихожане жертвовали одежду, белье, полотенца, сладости, махорку, чай, обувь. Во Владикавказских епархиальных ведомостях печатались предметы, которые передавались в комитет области. Достаточно привести сведения за 10 декабря 1914 г.: нижнего белья - 420 пар, варежек 130 пар, фуфаек 135, кисетов с табаком и бумагой 495, портянок 200 штук, башлыков52[7].

Благотворительная помощь государству была отмечена в благодарственном письме военного генерал-губернатора: «Прошу вас принять, - обратился он к съезду депутатов от духовенства епархии, - искреннюю благодарность от лица доблестных защитников Отечества, раненных на войне, и не отказать переждать благодарность духовенству епархии и корпорациям епархиальных учреждений, оборудовавших и содержащих на собственные средства лазарет на 10 кроватей в Духовном училище»[8].

Не только воины российской армии были предметом заботы священства епархии. Немало было сделано также для поддержания семей военнослужащих. Руководству местных церковно-приходских школ был направлен из Владикавказской консистории циркуляр, который определял основные методы социальной работы среди учащихся: «С открытием военных действий многие учащиеся в церковных школах, родители коих призваны на военную службу, остались на попечении своих матерей, часто обремененных семьей и крайне нуждающихся в средствах пропитания. Такие дети по своей бедности часто нуждаются в одежде, обуви, в дневном пропитании, а иногда не располагают средствами на приобретение учебных принадлежностей. Озабочиваясь судьбою сих детей и правильным течением обучения их в школах, Училищный Совет при Святейшем Синоде просит Епархиальный Училищный Совет принять их под особенное попечение и располагать к тому же уездные отделения, членов церковно-школьной инспекции и заведующих церковными школами, для оказания детям воинов возможной помощи раздачею им одежды, обуви, учебных принадлежностей, также устройством для них бесплатных завтраков и ночлежных приютов. Большую помощь в этом отношении могут оказать церковным школам церковно-школьные Попечительства, об открытии которых Епархиальному Училищному Совету надлежит озаботиться безотлагательно, а равно и попечители, и другие благотворители из местных приходов»[11].

По указу Св. Синода при всех приходах были  сформированы попечительские советы для оказания социальной помощи семьям военнослужащих. В августе 1914 г. совет для поддержки семей мобилизованных был создан при епархиальном Кафедральном соборе, в него вошли Преосвященный Антонин, о. Д. Дьяченко, о. И. Андриевский, Е.М. Сергеев. Сразу же был объявлен сбор средств, и в казну поступило 177 р.[2].

Четко была налажена работа по приему раненных, в организации тыловых госпиталей были задействованы приходские священники, которым надлежало отвести под лазареты все свободные помещения, заготавливать «предметы лазаретского инвентаря». Уже осенью 1914 г. в г. Владикавказе была развернута лазаретная сеть: общими усилиями приготовлены к приему раненных 10 лазаретов. Вот данные только по лазарету при Духовном училище: в декабре 1914 г. было затрачено на продовольствие для раненных 113 руб. 22 коп., мыло - 5 руб., за чулки и носки - 19 руб. 95 коп.[6]. На средства преподавателей духовного училища поддерживался военный лазарет.

В начале 1915 г. Святейший синод сообщал: «Многие из раненых и больных воинов по выходу из госпиталей нуждаются в спокойном отдыхе для восстановления здоровья и сил. Получившим увечья необходимо призрение до времени, когда будут изысканы для них новые способы дальнейшего обеспечения в жизни. Дети павших в бою требуют приюта...»[12]. В связи с этим верующим надлежало быть милосердными, проявляя заботу о семьях военнослужащих.

Преосвященному Владикавказской епархии Антонину предстояло сформировать во всех приходах попечительские советы на широкой социальной основе, на которые возлагалась обязанность «вести списки семей, члены коих призваны в ряды армии, выяснять их имущественное положение и оказывать им пособие до тех пор, пока в этом будет надобность». 20 ноября такой совет был создан. Перед ним были поставлены задачи поддержания морального духа раненных, проведение духовных собеседований, а также чтения церковной литературы. Например, Владикавказское Михайло-Архангельское братство ассигновало на выписку брошюр и листовок религиозно-нравственного содержания 50 руб. для рассылки этих изданий в лазареты.

Солдаты в своих письмах отмечали, что «наша армия хорошо обмундирована, у всех теплая одежда, пища хорошая, помещения теплые, словом нужды ни в чем нет». Так, в своем письме на имя станичного священника казак Дорофеев писал: «К Рождеству я получил подарки со склада императрицы Александры Федоровны и мы очень довольны тем, что нас не забывают и заботятся о нас. Я получил 2 мешочка, в которых 2 рубашки, 2-е кальсон, 4 пары носков, 2 наволочки, 1 полотенце, 2 пары портянок, конфекты, мыло, сахар, соль, 2 рубля».

Однако церковь поддерживала русское войско не только в тылу, но и на передовой. Во Владикавказских епархиальных ведомостях была опубликована заметка о таком бесстрашном пастыре, который являл собой образец истинного священника: «Пехота поднялась и побежала в штыковую атаку на немца. А сам о. Павел уже впереди, высоко подняв крест в правой руке, бежит, словно боится, что его опередят прийти первым к неприятельским окопам. Здесь он и санитар, и пастырь и командир...». Поддержание в русских воинах веры в победу, смелость и героизм стали главными задачами военных священников на фронте, владикавказских священников - в тылу.

Итак, анализ благотворительной деятельности православной церкви во Владикавказской епархии в 1914-1917 гг. показал, что она проявляла понимание необходимости поддержки государства и брала на себя большие расходы по содержанию раненных, помощи семьям военнослужащих, поддержанию морального духа населения. Священство епархии активно включалось в организацию госпиталей, сбор пожертвований, беседы на нравственно-патриотические темы.

Рецензенты:

Айларова С.А.,д.и.н., профессор, зав. отделом истории ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева, г.Владикавказ;

Кобахидзе Е.И.,д.и.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева, г.Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Хубулова Д.В. СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ СВЯЩЕНСТВА ВЛАДИКАВКАЗСКОЙ ЕПАРХИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20924 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674