Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SOCIAL MINISTRY OF THE PRIESTHOOD OF THE VLADIKAVKAZ DIOCESE DURING THE FIRST WORLD WAR

Khubulova D.V. 1
1 Federal State Budget Institution of Science North Ossetian Research Institute of Humanities and Social Studies after V.I.Abaev of Vladikavkaz Scientific Centre of Russian Academy of Sciences and Government of Republic of North Ossetia-Alania
The article for the first time in regional historiography addresses the participation of the clergy of the Vladikavkaz diocese in charity events during the First world war. The clergy showed concern not only for the wounded soldiers, but support military families, especially children. In addition, according to the documents, regimental priests maintained the morale of the army at the front. Study of the practice of social ministry of the Orthodox Church is one of the most important aspect of the confessional history of the early twentieth century.The Orthodox Christian culture’s best traditions were manifested fully exactly in the transitive conditions of the past century. The First World War has stirred up all layers of Russian society. Representatives of the priesthood that have become a spiritual unifying force of the popular masses, have not stood aside and took the lead of population’s charitable actions.
help the priest
war

Исследование практики социального служения православной церкви является одной из важнейших сторон конфессиональной истории начала ХХ в. Именно в транзитивных условиях прошлого века лучшие традиции православной культуры были проявлены в полной мере.

Первая мировая война всколыхнула все слои российского общества. Не остались в стороне представители священства, которые выступили духовной объединительной силой народных масс, стали во главе благотворительных акций населения[4].

Для Терской области поведение духовенства тем более актуально, что население было религиозным.

30 июля 1914 г. со всех амвонов было объявлено населению страны о начале войны и всеобщей мобилизации. Храмы обязаны были каждый день возносить молитвы за здравие воинов и скорейшую победу русской армии, а также осуществлять кружечный сбор на нужды войны [9]. Все священство, прихожане России активно участвовали в благотворительных акциях, связанных с оказанием помощи воинам. Только в первый военный год в Св. Синод поступило пожертвований на сумму 137300 руб. [1].

Российское духовенство жертвовало деньгами и разными предметами не только для нуждающихся в России, но и для населения других стран, пострадавших от военных действий, например, Польши. По призыву верховных иерархов страны в 1914-1915 гг. проходил сбор средств в пользу голодающих Буковины, Сербии, Галиции.

Целью данной статьи является изучение практик социальной деятельности клира Владикавказской епархии в годы войны.

Следует отметить, что благотворительность православной церкви в годы войны прошла несколько этапов, отличавшихся методами проведения.

Начальный этап мало отличался от предыдущих лишь небольшими новшествами: тыл должен всячески поддерживать воинство на фронте; духовенство должно служить примером патриотизма. Приоритетными в своей деятельности РПЦ определила следующие направления: патриотическое, воспитательно-просветительское, миссионерское,  благотворительное [3].

Каждая епархия вносила свой посильный вклад в дело победы. Уже в июле 1914 г. представители духовенства Владикавказской епархии собрались в Архиерейском доме для создания епархиального комитета под председательством Преосвященного Антонина,  там же был объявлен сбор пожертвований на нужды войны [10]. Комитет весьма активно занялся возложенными на него задачами, среди которых наиболее своевременными были следующие: возложить на руководителей причтов сбор средств на нужды войны, установить в каждой церкви кружечные сборы для пожертвований, в учебных и иных заведениях служащим предложить сделать отчисления из содержания, а также разослать подписные листы по всей епархии.

Несмотря на бедность, владикавказское духовенство активно жертвовало на военные нужды. Только за август 1914 г. церковный клир передал в центральный комитет по сбору пожертвований 1145 руб. 59 коп. [5]. На нужды военного времени владикавказское духовенство отчисляло 2% казенного жалованья и кружечного дохода.

Наряду с денежными суммами, священство и прихожане жертвовали одежду, белье, полотенца, сладости, махорку, чай, обувь. Во Владикавказских епархиальных ведомостях печатались предметы, которые передавались в комитет области. Достаточно привести сведения за 10 декабря 1914 г.: нижнего белья - 420 пар, варежек 130 пар, фуфаек 135, кисетов с табаком и бумагой 495, портянок 200 штук, башлыков52[7].

Благотворительная помощь государству была отмечена в благодарственном письме военного генерал-губернатора: «Прошу вас принять, - обратился он к съезду депутатов от духовенства епархии, - искреннюю благодарность от лица доблестных защитников Отечества, раненных на войне, и не отказать переждать благодарность духовенству епархии и корпорациям епархиальных учреждений, оборудовавших и содержащих на собственные средства лазарет на 10 кроватей в Духовном училище»[8].

Не только воины российской армии были предметом заботы священства епархии. Немало было сделано также для поддержания семей военнослужащих. Руководству местных церковно-приходских школ был направлен из Владикавказской консистории циркуляр, который определял основные методы социальной работы среди учащихся: «С открытием военных действий многие учащиеся в церковных школах, родители коих призваны на военную службу, остались на попечении своих матерей, часто обремененных семьей и крайне нуждающихся в средствах пропитания. Такие дети по своей бедности часто нуждаются в одежде, обуви, в дневном пропитании, а иногда не располагают средствами на приобретение учебных принадлежностей. Озабочиваясь судьбою сих детей и правильным течением обучения их в школах, Училищный Совет при Святейшем Синоде просит Епархиальный Училищный Совет принять их под особенное попечение и располагать к тому же уездные отделения, членов церковно-школьной инспекции и заведующих церковными школами, для оказания детям воинов возможной помощи раздачею им одежды, обуви, учебных принадлежностей, также устройством для них бесплатных завтраков и ночлежных приютов. Большую помощь в этом отношении могут оказать церковным школам церковно-школьные Попечительства, об открытии которых Епархиальному Училищному Совету надлежит озаботиться безотлагательно, а равно и попечители, и другие благотворители из местных приходов»[11].

По указу Св. Синода при всех приходах были  сформированы попечительские советы для оказания социальной помощи семьям военнослужащих. В августе 1914 г. совет для поддержки семей мобилизованных был создан при епархиальном Кафедральном соборе, в него вошли Преосвященный Антонин, о. Д. Дьяченко, о. И. Андриевский, Е.М. Сергеев. Сразу же был объявлен сбор средств, и в казну поступило 177 р.[2].

Четко была налажена работа по приему раненных, в организации тыловых госпиталей были задействованы приходские священники, которым надлежало отвести под лазареты все свободные помещения, заготавливать «предметы лазаретского инвентаря». Уже осенью 1914 г. в г. Владикавказе была развернута лазаретная сеть: общими усилиями приготовлены к приему раненных 10 лазаретов. Вот данные только по лазарету при Духовном училище: в декабре 1914 г. было затрачено на продовольствие для раненных 113 руб. 22 коп., мыло - 5 руб., за чулки и носки - 19 руб. 95 коп.[6]. На средства преподавателей духовного училища поддерживался военный лазарет.

В начале 1915 г. Святейший синод сообщал: «Многие из раненых и больных воинов по выходу из госпиталей нуждаются в спокойном отдыхе для восстановления здоровья и сил. Получившим увечья необходимо призрение до времени, когда будут изысканы для них новые способы дальнейшего обеспечения в жизни. Дети павших в бою требуют приюта...»[12]. В связи с этим верующим надлежало быть милосердными, проявляя заботу о семьях военнослужащих.

Преосвященному Владикавказской епархии Антонину предстояло сформировать во всех приходах попечительские советы на широкой социальной основе, на которые возлагалась обязанность «вести списки семей, члены коих призваны в ряды армии, выяснять их имущественное положение и оказывать им пособие до тех пор, пока в этом будет надобность». 20 ноября такой совет был создан. Перед ним были поставлены задачи поддержания морального духа раненных, проведение духовных собеседований, а также чтения церковной литературы. Например, Владикавказское Михайло-Архангельское братство ассигновало на выписку брошюр и листовок религиозно-нравственного содержания 50 руб. для рассылки этих изданий в лазареты.

Солдаты в своих письмах отмечали, что «наша армия хорошо обмундирована, у всех теплая одежда, пища хорошая, помещения теплые, словом нужды ни в чем нет». Так, в своем письме на имя станичного священника казак Дорофеев писал: «К Рождеству я получил подарки со склада императрицы Александры Федоровны и мы очень довольны тем, что нас не забывают и заботятся о нас. Я получил 2 мешочка, в которых 2 рубашки, 2-е кальсон, 4 пары носков, 2 наволочки, 1 полотенце, 2 пары портянок, конфекты, мыло, сахар, соль, 2 рубля».

Однако церковь поддерживала русское войско не только в тылу, но и на передовой. Во Владикавказских епархиальных ведомостях была опубликована заметка о таком бесстрашном пастыре, который являл собой образец истинного священника: «Пехота поднялась и побежала в штыковую атаку на немца. А сам о. Павел уже впереди, высоко подняв крест в правой руке, бежит, словно боится, что его опередят прийти первым к неприятельским окопам. Здесь он и санитар, и пастырь и командир...». Поддержание в русских воинах веры в победу, смелость и героизм стали главными задачами военных священников на фронте, владикавказских священников - в тылу.

Итак, анализ благотворительной деятельности православной церкви во Владикавказской епархии в 1914-1917 гг. показал, что она проявляла понимание необходимости поддержки государства и брала на себя большие расходы по содержанию раненных, помощи семьям военнослужащих, поддержанию морального духа населения. Священство епархии активно включалось в организацию госпиталей, сбор пожертвований, беседы на нравственно-патриотические темы.

Рецензенты:

Айларова С.А.,д.и.н., профессор, зав. отделом истории ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева, г.Владикавказ;

Кобахидзе Е.И.,д.и.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева, г.Владикавказ.