Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОБУЧАЮЩИЙ СИМУЛЯЦИОННЫЙ КУРС «УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ» В ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

Юдаева Ю.А. 1 Лыскина М.Е. 1 Понятова Е.А. 1 Аксарова Л.Д. 1
1 ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
Модульная программа «Уход за больными» по специальности «лечебное дело» реализуется с 1 по 6 семестры и состоит из теоретической (лекционный курс) и практической подготовки, является частью образовательных программ по разделам соответствующих дисциплин. Раздел практической подготовки делится на работу с имитационным оборудованием в условиях Центра и с реальными пациентами на клинических кафедрах (практические занятия и производственная практика). На основании рабочих программ специальности «лечебное дело» по профильным дисциплинам, формируются стандартные имитационные модули (СИМ) с учетом принципов - от простого к сложному и возможность многократного повторения. Контроль освоения модульной программы «Уход за больными»включает в себя: - оценку приобретенных умений и навыков на практических занятиях; - оценку приобретенных умений и навыков симуляционном центре; - диагностику уровня готовности студентов к производственной практике после 3 курса; оценку за производственную практику (1-3 курсы).
модульная программа
уход за больными
симуляционный курс
симуляционный центр
1. Анализ функционирования центров моделирования в системе подготовки медицинских кадров / Л. Б. Шубина [и др.] // Виртуальные технологии в медицине. – 2012. - № 2. – С. 7–12.
2. Кулшенбаева С.С. Содержание и принципы модульной технологии обучения «Педагогика» // Дистанционное образование в высшей школе. Академия экономики и права имени У.А. Джолдасбекова, Казахстан. URL: http://www.rusnauka.com/30_NNM_2012/Pedagogica/1_118648.doc.htm (по состоянию на 20 апреля 2015).
3. Мелешко В. Мертва теория без практики. Почему хромает практическая подготовка врача // Медицинская газета. – 2001. - № 22. – 28 марта. URL: http://medgazeta.ru smedserv.com/2001/22/article_496.html (по состоянию на 28 апреля 2015).
4. Мещерякова М.А. Деятельностная теория учения как научная основа повышения качества подготовки специалиста в медицинском вузе // Система обеспечения качества подготовки специалистов в медицинском вузе / под ред. проф. П.Г. Ромашева. – СПб.: СПБГМА им. И.И. Мечникова, 2004. С. 13–15.
5. Профессиональные игры в педагогической интерпритации: учеб.пособие / А.В. Дружинин[и др.]. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. – 103 с.
6. Результаты анкетирования выпускников 2006-2007 годов, работающих на Смоленской, Калужской и Брянской областях.URL: http://sgma.info/index.php?option=com_content£task=view£id=1072£Itemid= 444, (по состоянию на 23 апреля 2012).
7. Шинник М.Э. Использование симуляторов пациента в обучении среднего медицинского персонала // Виртуальные технологии в медицине. – 2011. - № 2 (6). – С. 11.
8. Evalutionoftraumateamperformanceusinganadvancedhumapatientsimulatorforresuscirationtraining // J.B. Holcomb [et al.] //J. Trauma. – 2002. – Vol. 52. – P. 1078-1085.
Реформирование и модернизация медицинского образования обозначили острую проблему профессиональной подготовки медицинских работников: достойная теоретическая база при низком уровне владения практическими навыками будущей профессии. Однако клиническая подготовка студента в условиях медицинских организаций как основного места формирования навыков и умений остается сложным аспектом в работе большинства медицинских ВУЗов.

Во-первых, страховая медицина изменила взаимоотношения между медперсоналом и пациентом, который, оплачивая свое лечение, имеет право отказаться от услуг одной медицинской сестры и «допустить к телу» других, более опытных [3]; иметь информацию об участии в осуществлении медицинской деятельности студента и отказаться от «экспериментов над ним». При организации клинического этапа обучения студента необходимо учитывать тот факт, что, идя навстречу желанию студента получить практический опыт, пациент при многократном повторении студентами одних и тех же манипуляций может испытывать неудобство, боль и страдание, что является не гуманно по отношению к больному человеку. 

Во-вторых, не всегда в клинике встречаются необходимые тематические пациенты, и есть возможность довести умение до автоматизма. В первую очередь, это касается навыков оказания неотложной помощи, базовой сердечно-легочной реанимации, а так же отдельных сестринских манипуляций [6].

Активное внедрение в учебный процесс интерактивных и практико-ориентированных технологий, а так же современных объективных методов контроля результатов обучения, является сегодня одним из способов повысить качество медицинского образования. Современные подходы к подготовке медицинского специалиста требуют создания специализированных структурных подразделений, ориентированных непосредственно на практическую составляющую формируемых профессиональных компетенций [5, 4, 1]. В 2011 году на базе Оренбургского государственного медицинского университета был открыт симуляционный центр, обучение в котором студенты начинают с первого курса.

Целью работы является анализ симуляционного обучения на базе симуляционного центра, как составного компонента модульной программы «Уход за больными» по специальности «Лечебное дело».

Материалы и методы исследования

Симуляционный центр - это инструмент обучения, способствующий интеграции теоретических знаний и клинической практики [7, 8], представляет собой систему учебных классов, оснащенных манекенами и симуляторами, имитирующими реальные клинические ситуации.

Основные задачи симуляционного центра:

формирование практических профессиональных навыков у студентов на муляжах (фантомах) и тренажерах в соответствие с утвержденными планами и программами специальностей высшего профессионального образования, реализуемого академией;

контроль качества процесса формирования и совершенствования практических профессиональных навыков студентов;

изучение и внедрение передового опыта работы кафедр университета и других медицинских ВУЗов по повышению качества обучения практическим профессиональным навыкам  студентов.

В ОрГМУ разработана модульная программа «Уход за больными». Модульная программа - это система средств, технологий, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности отдельных модулей (целевой функциональный узел) конкретной учебной дисциплины [2]. Программа разработана преподавателями нескольких кафедр на основе определения основных идей курса. Каждой такой идее соответствует разработанный преподавателем модуль, индивидуализированный по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности студентов младших курсов. Их совокупность обеспечивает реализацию основной цели изучения всей учебной дисциплины. 

Модульная программа «Уход за больными» по специальности «лечебное дело» реализуется с 1 по 6 семестры и состоит из теоретической (лекционный курс) и практической подготовки, является частью образовательных программ по разделам соответствующих дисциплин. Раздел практической подготовки делится на работу с имитационным оборудованием в условиях Центра и с реальными пациентами на клинических кафедрах (практические занятия и производственная практика).

Имитационное обучение осуществляется на базе симуляционного центрав учебных классах, имитирующих «процедурный кабинет», «манипуляционную», «палаты» терапевтического, хирургического или педиатрического профиля, кабинете «первой помощи». Учебные помещения оснащены соответствующимучебным имитационным оборудованием, реальным медицинским инструментарием, что позволяет многократно и точно воссоздавать типичные клинические сценарии, дают возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося.

На основании рабочих программ специальности «лечебное дело» по профильным дисциплинам,  формируются стандартные имитационные модули (СИМ) с учетом принципов - от  простого к сложному и возможность многократного повторения (табл. 1).

Таблица 1

Этапы системы освоения практических навыков в рамках модульной программы «уход за больными» в симуляционном центре

Курс

Дисциплина /учебная практика, в рамках которой осваивается имитационный модуль

Номер и название СИМа

Трудоемкость (в часах)

1 курс

Уход за больными терапевтического и хирургического профиля

1. Асептика и антисептика

2. Основы ухода за тяжелобольным

3. Простейшая физиотерапия

4. Парентеральное введение лекарственных препаратов

5. Зондовые манипуляции

6. Клизмы

7. Катетеризация мочевого пузыря

8. Десмургия

9. Первая помощь. Базовая сердечно-легочная реанимация

10. Первая помощь. Способы временной остановки кровотечения

11. Первая помощь. Транспортная иммобилизация

44

2 курс

Сестринское дело в терапии

12. Сестринские манипуляции в терапевтической практике

13. Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях в терапевтической практике

8

Сестринское дело в хирургии

14. Сестринские манипуляции в хирургической практике

15. Первая доврачебная помощь при синдроме повреждения

8

3 курс

Пропедевтика внутренних болезней

16. Аускультация сердца и легких.

17. Неотложные состояния в терапии. Первая доврачебная помощь.

8

3 курс

 

Общая хирургия

18. Манипуляции на желудочно-кишечном тракте

4

Диагностика готовности к  производственной практике

Станция «Общий уход»

Станция «Терапевтический практикум»

Станция «Хирургический практикум»

(Практические навыки по  всем вышеперечисленным модулям).

 

Контроль освоения модульной программы «Уход за больными»включает в себя:

- оценку приобретенных умений и навыков на практических занятиях;

- оценку приобретенных умений и навыков симуляционном центре;

- диагностику уровня готовности студентов к производственной практике после 3 курса;

- оценку за производственную практику (1-3 курсы).

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях симуляционного центра формирование практических навыков студентов  идет в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям медицинской организации. Внедрение симуляционного цикла в модульную программу «Уход  за больными» с использованием манекенов, тренажеров и имитаторов дает возможность освоить технологию выполнения простейших медицинских манипуляций, базовых врачебных методов исследования больного, отработать редкие виды навыков, не ограничивая студента во времени и без риска для пациента.

При правильной организации процесса обучения в симуляционном центре помимо формирования практических навыков, можно развивать навыки критического мышления, которое является одной из компетенций современной медицинской сестры. Так как студенты медицинских ВУЗов часто совмещают обучение с работой в должности среднего медицинского работника, основы критического мышления должны формироваться с младших курсов. Это способность четко выполнять свои обязанности в постоянно меняющейся сложной ситуации, умение определять ситуации, требующие немедленного вмешательства врача. Имеющийся опыт симуляционного обучения показывает, что упражнения на симуляторах активно способствуют развитию у студентов нетехнических умений: критического мышления и навыка работы в команде.

Для оценки целесообразности использования симуляционых методов обучения был проведен сравнительный анализ успеваемости студентов (с симуляционным курсом и без него), анкетирование студентов и преподавателей. Качественный анализ успеваемости показал значительный прирост уровня практической подготовки после прохождения симуляционного курса.

Подавляющее большинство студентов (89,1%), формировавшие навыки исключительно на пациентах, отмечают низкий процент овладения манипуляционной техникой, отдельные навыки не были сформированы совсем (например, промывание желудка, СЛР). Помимо этого, приобретение навыков затруднялось страхом студентов перед пациентами, отсутствием  коммуникативных навыков общения, недовольство пациентов, недостаток времени для отработки каждого навыка, новизна и отсутствие понимания технологии манипуляции, ограничение допуска студентов в процедурные кабинеты и т.д.

Большинство студентов (75,3%), отрабатывающие навыки в центре овладели технологией выполнения основных сестринских манипуляций еще до производственной практики. Результаты анкетирования показали, что студенты оценили опыт обучения в центре положительно, даже при использовании оборудования низкой степенью достоверности. 77,8 % студентов ответили, что полученный опыт был полезен во время производственной практики.

Выводы

Являясь межкафедральным мультифункциональным структурным подразделением, центр тесно сотрудничает с клиническими  кафедрами. Достоинством межкафедрального  симуляционного центра является возможность исключить дублирование оборудования при формировании одних и тех же навыков на разных кафедрах и разработка единого методического подхода. Использование имитационного оборудования с различной степенью реалистичности повышает мотивацию студентов к обучению, облегчает переход к реальным практическим навыкам, снижая риск для пациента.

Рецензенты:

Железнов Л.М., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии человека ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург;

Чернышева Т.В., д.м.н., профессор кафедры терапии ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Юдаева Ю.А., Лыскина М.Е., Понятова Е.А., Аксарова Л.Д. ОБУЧАЮЩИЙ СИМУЛЯЦИОННЫЙ КУРС «УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ» В ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19403 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252