Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Симонова И.Н. 1 Мельникова К.С. 1 Просвирнина К.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Потребности современного российского рынка труда разнообразны, но единство работодателей проявляется в одном – нужны высококвалифицированные кадры, от рабочего, техника-технолога до ученого-исследователя. Несомненно, будущие специалисты должны быть компетентны, а развитие компетенций, которыми необходимо владеть, зависит от изменяющихся условий производства и требований общества к тому или иному виду деятельности, а также от ценностных установок личности. Выпускникам различных образовательных учреждений для адаптации в современных социально-экономических условиях рыночной экономики стало недостаточно только знаний и умений, полученных во время учебы, в современном образовании сформировалось такое понятие, как «профессиональная компетентность», которым должны овладеть все учащиеся высших технических учреждений. Профессиональная компетентность студента складывается из трех компонентов: знать, уметь применять в учебной и будущей профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями.
профессиональная компетентность студентов технических вузов
1. Симонова И.Н. Варникова О.В. Экологическая культура как феномен современного высшего технического образования. Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-179652.
2. Симонова И.Н. Принципы проектирования обучения в условиях информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического вуза. Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 6; URL: www.science-education.ru/120-15783.
3. Симонова И.Н. Роль преподавателя в условиях информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического вуза. Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №4; URL: www.science-education.ru/118-14097.
4. Симонова И.Н., Щепетова В.А. Модернизация структуры компетенций в новых информационно-коммуникационных условиях образовательной среды технического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 6; URL: www.science-education.ru/113-10911.
5. Симонова И.Н., Щепетова В.А. Роль информационно-экологической образовательной среде (ИЭОС) технического вуза в формировании востребованного бакалавра-инженера в условиях современного рынка труда. Фундаментальные исследования. – 2014. - №9 (часть 3). – С.663-667.
Современному обществу, характеризующемуся ускоренными темпами развития, нужны грамотные, способные к самостоятельности и предпринимательству, инициативные, ответственные работники. В связи с тем, что выпускникам различных образовательных учреждений для адаптации в современных социально-экономических условиях рыночной экономики стало недостаточно только знаний и умений, полученных во время учебы, в современном образовании формируются такое понятие, как «профессиональная компетентность», которым должны овладеть все учащиеся высших технических учреждений [1].

В рамках модернизации современного образования огромное внимание уделяется профессиональной компетентности студентов. Профессиональная компетентность, формируясь на основе синтеза теории и практики, проявляется не в форме заученного мертвого знания, а в состоянии актуализированного умения личности познавать, мыслить, общаться и действовать, выдвигать и разрешать определенные классы задач, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы.

Целью исследования было раскрыть содержание понятия профессиональной компетентности студентов и выявить современные подходы, тенденции, механизмы ее формирования и развития в техническом вузе.

А так же раскрыть и охарактеризовать возможности формирования и развития профессиональной компетентности студентов, разработать, теоретически обосновать модель формирования и развития профессиональной компетентности студентов технического вуза.

Методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем, а также личностно-деятельностным и компетентностным подходами, реализованными в исследовании. В связи с этим использовались следующие методы:

- теоретического уровня: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований;

- эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Результаты и их обсуждения

Анализируя теоретические и практические основы формирования и развития профессиональной компетентности студентов технического вуза, необходимо выяснить, что же такое компетентность в общем понимании, и что такое профессиональная компетентность. Компетентность - это сложная интегрированная система, дающая возможность не просто обладать знаниями, но, скорее, возможность и готовность пользоваться этими полученными знаниями для определенного дела или рода деятельности.

Так, по мысли М. А. Чошанова, компетентность представляет собой сумму признаков: мобильность знаний, обладание оперативными знаниями, гибкость метода, критичность мышления, способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложное, подвергать сомнению эффективные решения. Аналогичная идея развивается В.Ю. Кричевским: компетентность характеризуется наличием знаний для успешной деятельности, пониманием значения этих знаний для практики, набором операционных умений, владением алгоритмами решения трудовых задач, способностью творческого подхода к любому роду деятельности. Компетентность проявляется в динамике, расширении знаний, рост компетентности сопряжен с самоанализом и самооценкой.

Объединяя и консолидируя разные понятия, можно сказать, что компетентность - это способность целенаправленно, обдуманно, творчески, успешно активировать полученный багаж знаний, умений в определенной ситуации, деятельности для достижения хорошего результата [2].

Профессиональная компетентность - приобретенное качество личности, которое определяется уровнем сформированности у студента профессиональных компетенций, что и обеспечивает в дальнейшем выпускнику высшего образовательного учреждения востребованность на рынке труда, социальную адаптацию в обществе, самореализацию, самодостаточность.

Рассматривая профессиональную компетентность студентов технических вузов, можно с уверенностью сказать, что она складывается из трех основополагающих компонентов, которые указаны в рисунке 1.

Рис.1. Основные компоненты профессиональной компетентности

Анализируя данный рисунок, хотелось бы отметить, что для достижения профессиональной компетентности недостаточно знаний и умений. Необходимо научится легко, до автоматизма применять их в профессиональной деятельности [3].

Повышение профессиональной компетентности складывается из пяти компонентов, которые неразрывно связаны друг с другом и указаны в таблице 1.

Таблица 1
Компоненты повышения профессиональной компетентности студентов технических вузов

Название компонента

Описание компонента, повышающего профессиональную компетентность

Аксиологический или ценностный компонент

Акцентируется на карьерной ориентации

Когнитивный компонент

Основан на карьерном целеполагании и планировании будущей профессиональной деятельности

Мотивационно-деятельностный компонент

Характеризуется мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и дальнейшему карьерному росту

Личностный компонент

Отражает личную ответственность, самоэффективность, адаптивность

Процессуальный компонент

Карьерные тактики, темпы, этапы, периоды, фазы

Инвариантная структура компетентности выпускника вуза (инвариантность - свойство какого-либо объекта не изменяться при изменении условий, в которых он функционирует) - это система элементов и компонентов. Инвариантными элементами являются основы компетентности.

По мнению ряда специалистов, профессиональная компетентность состоит из инструментальной основы и мотивационной, которые являются основополагающими в формировании высококвалифицированного специалиста [4].

Рис. 2.Основой формирования профессиональной компетентности студентов технических вузов служит уровень усвоения, владения общепрофессиональными и профессиональными компетенциями

Поэтому рассмотрим их подробнее. Общепрофессиональные компетенции отражают специфику инженерной профессиональной деятельности, проявляются в контексте предмета или предметной области. Они предполагают сформированность первоначального уровня способности и готовности к конкретной профессиональной деятельности. Общепрофессиональные компетенции можно приобрести только при овладении методами конкретной работы, принятия участия в обсуждении и решении конкретных профессиональных проблем разнообразного характера.

Под формированием общепрофессиональных компетенций студентов вуза понимается процесс развития личности, который происходит под влиянием внешних воздействий, то есть при получении и переносе предметных знаний, умений, индивидуальных способностей на объекты в сфере будущей профессиональной деятельности. Этот процесс предполагает приобретение студентами опыта в процессе обучения для решения профессиональных проблем и задач в реальных производственных ситуациях. Формирование общепрофессиональных компетенций реализуется на основе компетентностного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе. Общепрофессиональные компетенции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Общепрофессиональные компетенции

Познавательные или гностические

Получение или приобретение, хранение, преобразование и использование различной информации.

Ценностно-ориентационные

 

Раскрывающие целемотивационный аспект деятельности специалиста, его способности усвоить и принять ценности, нравственно-этические нормы и правила, сложившиеся в обществе и профессиональной среде.

Коммуникативные

 

Определяющие круг межличностного взаимодействия, типовые проблемы коммуникации и способы их разрешения в сфере профессиональной деятельности, социуме, различных социальных институтах.

Технико-технологические

 

Раскрывающие общие принципы, способы и средства планирования собственной и коллективной деятельности, проектирования и расчета техники, технологии производственного процесса.

Эстетические

 

Связанные с совершенствованием, как процесса профессиональной деятельности, так и продукта труда.

Физические

 

Включающие совокупность требований к физическим данным специалиста и способам выполнения определенных психомоторных действий.

Профессиональные компетенции - это:

- способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;

- достаточная квалификация способности для выполнения задач в соответствии с заданными стандартами;

- адекватные или достаточные физические, интеллектуальные, личностные качества индивида;

- умение быть квалифицированным и способным к выполнению определенной роли, охватывающей знания, способности, поведение [5]. Профессиональные компетенции рассмотрены подробно в таблице 3.

Таблица 3

Профессиональные компетенции

Технологические

 

Связанные с операционной составляющей производственного процесса, контролем и оценкой его реализации, с проверкой соответствия проектных данных и качества произведенного продукта, эффективности своей деятельности и работы подчиненных.

Проектировочно-конструкторские

 

Обеспечивающие текущее и перспективное планирование работы, проектирование и конструирование процесса, качества продукта труда, подбор техники и инструментария оптимально необходимых для выполнения конкретных задач, технологических и диагностических функций, действий и операций.

Научно-исследовательские

 

Реализующие ряд интеллектуальных, технологических и экспериментально-исследовательских действий по совершенствованию производственного процесса.

Организационно-управленческие

 

Ориентированные на оптимальную организацию и управление производственным процессом.

Производственно-педагогические

Предполагающие обучение и повышение квалификации подчиненных, разрешение межличностных конфликтов в коллективе.

Выводы

В условиях современного развития образования на первый план выходит подготовка выпускников, обладающих навыками и способностями социально-психологической и профессиональной адаптации в быстроменяющемся мире. Образование становится не только средством для наиболее адекватного отражения требований рыночной экономики и нового общества, но и способом достижения, формирования творческих, духовных потребностей личности.

Потребности современного российского рынка труда разнообразны, но единство работодателей проявляется в одном - нужны высококвалифицированные кадры, от рабочего, техника-технолога до инженера и строителя. Несомненно, будущие специалисты должны быть компетентны, а развитие компетенций, которыми необходимо владеть, зависит от изменяющихся условий производства и требований общества к тому или иному виду деятельности, а также от ценностных установок личности.

Рецензенты:

Королева Л.А. д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пензенский университет архитектуры и строительства», г. Пенза;

Варникова О.В., д.п.н., профессор Пензенского артиллерийского инженерного института, г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Симонова И.Н., Мельникова К.С., Просвирнина К.М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18909 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252