В рамках модернизации современного образования огромное внимание уделяется профессиональной компетентности студентов. Профессиональная компетентность, формируясь на основе синтеза теории и практики, проявляется не в форме заученного мертвого знания, а в состоянии актуализированного умения личности познавать, мыслить, общаться и действовать, выдвигать и разрешать определенные классы задач, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы.
Целью исследования было раскрыть содержание понятия профессиональной компетентности студентов и выявить современные подходы, тенденции, механизмы ее формирования и развития в техническом вузе.
А так же раскрыть и охарактеризовать возможности формирования и развития профессиональной компетентности студентов, разработать, теоретически обосновать модель формирования и развития профессиональной компетентности студентов технического вуза.
Методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем, а также личностно-деятельностным и компетентностным подходами, реализованными в исследовании. В связи с этим использовались следующие методы:
- теоретического уровня: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований;
- эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, педагогический эксперимент.
Результаты и их обсуждения
Анализируя теоретические и практические основы формирования и развития профессиональной компетентности студентов технического вуза, необходимо выяснить, что же такое компетентность в общем понимании, и что такое профессиональная компетентность. Компетентность - это сложная интегрированная система, дающая возможность не просто обладать знаниями, но, скорее, возможность и готовность пользоваться этими полученными знаниями для определенного дела или рода деятельности.
Так, по мысли М. А. Чошанова, компетентность представляет собой сумму признаков: мобильность знаний, обладание оперативными знаниями, гибкость метода, критичность мышления, способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложное, подвергать сомнению эффективные решения. Аналогичная идея развивается В.Ю. Кричевским: компетентность характеризуется наличием знаний для успешной деятельности, пониманием значения этих знаний для практики, набором операционных умений, владением алгоритмами решения трудовых задач, способностью творческого подхода к любому роду деятельности. Компетентность проявляется в динамике, расширении знаний, рост компетентности сопряжен с самоанализом и самооценкой.
Объединяя и консолидируя разные понятия, можно сказать, что компетентность - это способность целенаправленно, обдуманно, творчески, успешно активировать полученный багаж знаний, умений в определенной ситуации, деятельности для достижения хорошего результата [2].
Профессиональная компетентность - приобретенное качество личности, которое определяется уровнем сформированности у студента профессиональных компетенций, что и обеспечивает в дальнейшем выпускнику высшего образовательного учреждения востребованность на рынке труда, социальную адаптацию в обществе, самореализацию, самодостаточность.
Рассматривая профессиональную компетентность студентов технических вузов, можно с уверенностью сказать, что она складывается из трех основополагающих компонентов, которые указаны в рисунке 1.
Рис.1. Основные компоненты профессиональной компетентности
Анализируя данный рисунок, хотелось бы отметить, что для достижения профессиональной компетентности недостаточно знаний и умений. Необходимо научится легко, до автоматизма применять их в профессиональной деятельности [3].
Повышение профессиональной компетентности складывается из пяти компонентов, которые неразрывно связаны друг с другом и указаны в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты повышения профессиональной компетентности студентов технических вузов
Название компонента |
Описание компонента, повышающего профессиональную компетентность |
Аксиологический или ценностный компонент |
Акцентируется на карьерной ориентации |
Когнитивный компонент |
Основан на карьерном целеполагании и планировании будущей профессиональной деятельности |
Мотивационно-деятельностный компонент |
Характеризуется мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и дальнейшему карьерному росту |
Личностный компонент |
Отражает личную ответственность, самоэффективность, адаптивность |
Процессуальный компонент |
Карьерные тактики, темпы, этапы, периоды, фазы |
Инвариантная структура компетентности выпускника вуза (инвариантность - свойство какого-либо объекта не изменяться при изменении условий, в которых он функционирует) - это система элементов и компонентов. Инвариантными элементами являются основы компетентности.
По мнению ряда специалистов, профессиональная компетентность состоит из инструментальной основы и мотивационной, которые являются основополагающими в формировании высококвалифицированного специалиста [4].
Рис. 2.Основой формирования профессиональной компетентности студентов технических вузов служит уровень усвоения, владения общепрофессиональными и профессиональными компетенциями
Поэтому рассмотрим их подробнее. Общепрофессиональные компетенции отражают специфику инженерной профессиональной деятельности, проявляются в контексте предмета или предметной области. Они предполагают сформированность первоначального уровня способности и готовности к конкретной профессиональной деятельности. Общепрофессиональные компетенции можно приобрести только при овладении методами конкретной работы, принятия участия в обсуждении и решении конкретных профессиональных проблем разнообразного характера.
Под формированием общепрофессиональных компетенций студентов вуза понимается процесс развития личности, который происходит под влиянием внешних воздействий, то есть при получении и переносе предметных знаний, умений, индивидуальных способностей на объекты в сфере будущей профессиональной деятельности. Этот процесс предполагает приобретение студентами опыта в процессе обучения для решения профессиональных проблем и задач в реальных производственных ситуациях. Формирование общепрофессиональных компетенций реализуется на основе компетентностного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса в техническом вузе. Общепрофессиональные компетенции представлены в таблице 2.
Таблица 2
Общепрофессиональные компетенции
Познавательные или гностические |
Получение или приобретение, хранение, преобразование и использование различной информации. |
Ценностно-ориентационные
|
Раскрывающие целемотивационный аспект деятельности специалиста, его способности усвоить и принять ценности, нравственно-этические нормы и правила, сложившиеся в обществе и профессиональной среде. |
Коммуникативные
|
Определяющие круг межличностного взаимодействия, типовые проблемы коммуникации и способы их разрешения в сфере профессиональной деятельности, социуме, различных социальных институтах. |
Технико-технологические
|
Раскрывающие общие принципы, способы и средства планирования собственной и коллективной деятельности, проектирования и расчета техники, технологии производственного процесса. |
Эстетические
|
Связанные с совершенствованием, как процесса профессиональной деятельности, так и продукта труда. |
Физические
|
Включающие совокупность требований к физическим данным специалиста и способам выполнения определенных психомоторных действий. |
Профессиональные компетенции - это:
- способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;
- достаточная квалификация способности для выполнения задач в соответствии с заданными стандартами;
- адекватные или достаточные физические, интеллектуальные, личностные качества индивида;
- умение быть квалифицированным и способным к выполнению определенной роли, охватывающей знания, способности, поведение [5]. Профессиональные компетенции рассмотрены подробно в таблице 3.
Таблица 3
Профессиональные компетенции
Технологические
|
Связанные с операционной составляющей производственного процесса, контролем и оценкой его реализации, с проверкой соответствия проектных данных и качества произведенного продукта, эффективности своей деятельности и работы подчиненных. |
Проектировочно-конструкторские
|
Обеспечивающие текущее и перспективное планирование работы, проектирование и конструирование процесса, качества продукта труда, подбор техники и инструментария оптимально необходимых для выполнения конкретных задач, технологических и диагностических функций, действий и операций. |
Научно-исследовательские
|
Реализующие ряд интеллектуальных, технологических и экспериментально-исследовательских действий по совершенствованию производственного процесса. |
Организационно-управленческие
|
Ориентированные на оптимальную организацию и управление производственным процессом. |
Производственно-педагогические |
Предполагающие обучение и повышение квалификации подчиненных, разрешение межличностных конфликтов в коллективе. |
Выводы
В условиях современного развития образования на первый план выходит подготовка выпускников, обладающих навыками и способностями социально-психологической и профессиональной адаптации в быстроменяющемся мире. Образование становится не только средством для наиболее адекватного отражения требований рыночной экономики и нового общества, но и способом достижения, формирования творческих, духовных потребностей личности.
Потребности современного российского рынка труда разнообразны, но единство работодателей проявляется в одном - нужны высококвалифицированные кадры, от рабочего, техника-технолога до инженера и строителя. Несомненно, будущие специалисты должны быть компетентны, а развитие компетенций, которыми необходимо владеть, зависит от изменяющихся условий производства и требований общества к тому или иному виду деятельности, а также от ценностных установок личности.
Рецензенты:
Королева Л.А. д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пензенский университет архитектуры и строительства», г. Пенза;
Варникова О.В., д.п.н., профессор Пензенского артиллерийского инженерного института, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Симонова И.Н., Мельникова К.С., Просвирнина К.М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18909 (дата обращения: 19.04.2024).