Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Зайнулабидов Б.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
В статье приведен анализ воспитательного потенциала добровольческой деятельности учащихся старших классов общеобразовательной школы в таких направлениях, как: патриотическое воспитание, развитие лидерских качеств, творческая самореализация, сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Рассмотрены особенности работы школьного добровольческого штаба, специфика добровольческих технологий при работе в школе, взаимодействие школы и добровольческих молодежных движений региона. В числе добровольческих технологий описаны: социальный театр, тренинг лидерских качеств, мультитерапия, молодежный форум. На примере ряда школ Дагестана, в которых действуют школьные добровольческие штабы, показаны возможности позитивного изменения ситуации и создания воспитывающей среды, способствующей формированию социальной активности и гражданского самосознания у учащихся старших классов общеобразовательной школы. Продемонстрирована преемственность в работе между школой и вузом в воспитании добровольцев.
педагогические технологии
гражданская активность
старшеклассники
гражданская ответственность
добровольчество
1. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника. – СПб.: Речь, 2009. – 160 с.
2. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гаджиева Д.П. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Речь, 2013. – 128 с.
3. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2007. – № 1. – С. 28-37.
4. Нюдюрмагомедов А.Н., Савзиханова М.А. Профессиональный патриотизм как компетенция педагога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2014. – № 3 (28). – С. 65-68.
5. Омарова П.О., Гасанова З.З., Магомедов Д.З.Миротворческое образование и воспитание дружбы народов в Республике Дагестан: опыт практической деятельности // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. – № 2 (35). – С. 170-178.
6. Омарова П.О., Гасанова З.З. Семья как институт социализации и воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 4. – С. 173-186.
7. Омарова П.О., Гасанова З.З. Использование проективной методики «Дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 7. – С. 247-254.
8. Омарова П.О. Новый проект Дагестанского государственного педагогического университета и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2008. – № 3. – С. 114-116.
9. Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга: дис. … канд. психол. наук. – М., 1999. – 175 с.
10. Тучалаев С.Т., Бабаева Л.М., Магомедова Э.Г., Гаспарян Е.В. Реализация развивающих педагогических технологий в системе начального образования Республики Дагестан // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. – № 1 (22). – С. 78-84.
Последнее десятилетие в России характеризуется ростом гражданского самосознания, патриотических чувств и социальной активности населения. Во многом это является результатом обращения государства к проблемам молодежной политики  образования, возвратом школе ее воспитывающей функции, развитием нормативно-правовых основ воспитания молодых граждан страны (в числе которых: Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года, Концепция государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года, Национальная инициатива «Наша Новая школа» и др.). Во всех федеральных округах отмечается развитие добровольческих молодежных движений, увеличивается число старшеклассников, вовлеченных в социально-значимую деятельность. На фоне роста влияния добровольчества во всех сферах государства отмечается недостаточное количество научных исследований, посвященных феноменологии этого явления, возможности использования его потенциала в формировании личности гражданина страны. В нашем исследовании была предпринята попытка рассмотреть опыт добровольческой деятельности учащихся старших классов через призму научного анализа проблемы.

Цель исследования: выявить воспитательный потенциал добровольческих технологий в работе со старшеклассниками на примере опыта работы дагестанских школ в сфере добровольческой деятельности.

Материал и методы исследования: данные теоретико-методологического анализа, изучение опыта работы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Результаты исследования и их обсуждение

Начиная с 2009 года в Дагестане на базе ряда школ были созданы волонтерские (добровольческие) отряды старшеклассников по Программе «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа» Детского Фонда ООН усилиями дагестанской мобильной тренерской группы под руководством профессора П.О. Омаровой. Старшеклассники принимали участие в специализированных тренингах, среди них отбирались учащиеся с развитыми лидерскими качествами, высоким уровнем социальной активности, стремлением к участию в общественной деятельности [5].

Первоначально целью этих объединений было проведение тренингов с учащимися младшего и среднего школьного возраста по развитию установок толерантного сознания и культуры межнационального общения. В дальнейшем, когда тренингами были охвачены практически все учащиеся школы, деятельность отрядов постепенно сходила на нет. Однако ряд добровольцев избрали для себя в качестве будущей профессии педагогическую и, поступив в Дагестанский государственный педагогический университет, стали инициаторами создания в 2011 году на Первом Молодежном образовательной форуме «3D-формат-2011» Движения добровольцев Дагестана, которое в настоящее время насчитывает около 700 активно действующих членов, занимающихся добровольческой деятельностью. Движение имеет свои отделения в г. Махачкале (Центральный Дагестан), г. Дербенте (Южный Дагестан), г. Хасавюрте (Северный Дагестан), в Хивском и Магармкентском районах Дагестана.

Школьный опыт стал основой для развертывания на базе ряда дагестанских школ (г. Махачкалы, сел. Сегокала Сергокалинского района РД, г. Дербента) добровольческих штабов, которые стали ячейками Движения добровольцев Дагестана и основными трансляторами идей добровольчества в детской и молодежной среде. Сегодня действует шесть штабов, каждый из которых имеет свои особенности, атрибутику, структуру и предпочитаемые направления деятельности. Состав штаба варьируется в зависимости от количества учащихся в школе, муниципальной принадлежности, особенностей вовлеченности в работу штаба психолого-педагогического коллектива школы, социально-психологического климата школы и других факторов, но в большинстве случаев представлен школьным активом учащихся, классными руководителями, социальным педагогом и кураторами от молодежных добровольческих отрядов (входящих в состав Движения добровольцев Дагестана). При этом важную роль играет «профессиональный патриотизм» педагогов [1], без которого деятельность штабов была бы весьма затруднена.

В настоящей статье нам хотелось обобщить опыт работы этих штабов и описать добровольческие технологии, используемые ими наиболее активно.

В числе основных направлений большинства школьных добровольческих штабов можно выделить следующие:

  • воспитание патриотизма, дружбы народов и гражданственности;
  • психолого-педагогическое и социально-культурное сопровождение населения различных групп риска (лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, лиц пожилого и преклонного возраста);
  • профилактика асоциальных явлений среди детей и молодежи;
  • создание условий для саморазвития и самообразования молодежных лидеров;
  • формирование социальных и предпрофессиональных компетенций юношей и девушек старшего школьного возраста.

В рамках не представляется возможным охватить все вышеперечисленные направления, поэтому остановимся на некоторых из них.

Ведущим направлением добровольческой деятельности выступает воспитание патриотизма, дружбы народов и гражданственности на идеологической платформе формирования общероссийской идентичности. Школьный добровольческий штаб определяет структуру деятельности, основные мероприятия, ответственных. В числе мероприятий выступают: тренинги по патриотическому воспитанию, работа социального театра, акции и мероприятия, направленные на празднование Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Начиная с 2013 года в ходе реализации этого добровольческого направления под руководством координатора Движения добровольцев Дагестана Д.З.Магомедова и при научном консультировании профессора П.О. Омаровой была апробирована комплексная программа организации работы со старшеклассниками Ботлихского, Гунибского, Сергокалинского, Хасавюртовского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского, Новолакского, Дербентского, Кизилюртовского, Карабудахкентского, Кумторкалинского районов Дагестана в 2013-2015 гг. Таким образом, были представлены равнинные, предгорные и горные районы республики.

В основу программы был положен обучающий семинар-тренинг для лидеров из числа старшеклассников «Тренинг по формированию общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма» с последующей работой с более младшими учащимися, основанный на четырехмодульной системе:

  1. Формирование команды и культуры межнационального общения.
  2. Социально-психологические особенности и конфликтологическая культура личности.
  3. Предрассудки, стереотипы, дискриминация.
  4. Формирование общероссийской идентичности.

В рамках этого направления используется и добровольческая технология «социальный театр», в котором старшеклассникам большую помощь оказывают студенты Дагестанского государственного педагогического университета и волонтеры Дагестанского регионального республиканского отделения Всероссийского фонда «Нет алкоголизму и наркомании».

Суть предлагаемых театральных технологий - в проигрывании волонтерами перед школьниками жизненных ситуаций и в последующем обсуждении увиденного со зрителями, которые могут задавать вопросы тому или иному сценическому герою, посоветовать или высказать свое мнение по данной ситуации.

Зритель имеет возможность осознать те проблемы, которые стоят перед отрицательным персонажем, задается вопросом о своем собственном поведении в описываемой ситуации. Технология работает по принципу «равный - равному», когда молодые люди (волонтеры) в процессе сценического опыта ищут вместе со своими сверстниками выходы из разыгрываемых ситуаций, которые они предпочтительно выбирают из собственного опыта.

Театральные технологии позволяют через эмоциональное отреагирование опыта, проигрываемого на сцене, осознать значимость тех социальных ситуаций, которые сегодня переживают молодые люди, получить некоторый смоделированный актерами-волонтерами позитивный вариант решения собственных проблем, экстраполировать этот опыт в собственную реальность.

Социальный театр является мультидисцплинарной технологией, которая может быть также использована для решения и других проблем в добровольческой деятельности, таких как профилактика асоциальных явлений в молодежной среде.

Фактически круг театрализованных волонтерами проблем может быть весьма обширен - в зависимости от личного опыта добровольцев-волонтеров, участвующих в сценическом действии, и их стремления найти выходы из ситуаций, которые они, возможно, и не пережили, но хотели бы обсудить со зрителями.

Одним из важных направлений добровольческой поддержки является сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование получило свой правовой статус и стало неотъемлемой частью общеобразовательной школы.

В то же время многие проблемы социализации детей с проблемами в системе общего образования не находят своего решения в силу недостаточности изученности в теории и практике, отсутствия у педагогического коллектива необходимой профессиональной подготовки, недостаточности времени, которое педагог может уделить ребенку с ОВЗ, неготовности социума к адаптированному сосуществованию такого ребенка в коллективе детей с нормальным психофизическим развитием.

Следует отметить, что до принятия закона в Дагестане существовала только одна школа с инклюзивным образованием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (МОУ № 4 г. Махачкалы), где такие классы были созданы по инициативе профессора Д.М. Маллаева, ставшей основой совместного проекта Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), Дагестанского государственного педагогического университета и Управления образованием г. Махачкалы [8].

Решением некоторых их этих проблем может стать добровольческое сопровождение учащимися старших классов процессов школьной социализации детей с отклонениями в развитии.  В нашем исследовании школьные добровольческие штабы работали совместно с кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета, выделив эту часть работы в качестве отдельного направления своей добровольческой деятельности.

Структура работы школьного добровольческого штаба при этом приобретает следующий вид:

  1. Первичное выявление всех школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данной конкретной школе, с определением основных школьных трудностей с использованием разработанной нами совместно с профессором П.О.Омаровой анкеты «Оценка рисков школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья» и методики «Дерево» в адаптации П.О.Омаровой и З.З. Гасановой [7].
  2. Тренинги для учащихся старшей и средней школы, направленные на профилактику дискриминации детей с отклонениями в развитии.
  3. Обучение школьников-добровольцев навыкам добровольческого сопровождения младших школьников с ОВЗ в зависимости от структуры дефекта. Следует отметить, что наибольшие трудности в этом плане представляет работа по сопровождению детей с интеллектуальной недостаточностью в связи со спецификой проявлений умственной отсталости. Программа нашего обучающего модуля была выстроена в соответствии с этой спецификой, выявленной в работах П.О. Омаровой, Д.М. Маллаева, О.А. Бажуковой, Д.П. Гаджиевой и др. [1, 2, 3, 9].
  4. Прикрепление старшеклассника-куратора к ребенку с ОВЗ с учетом индивидуальных предпочтений (для оказания помощи в подготовке домашних заданий и в решении других трудностей на основе возможностей добровольца-куратора). При этом куратор-доброволец ведет дневник, в котором отмечает проведенную работу и проблемы, с которыми он столкнулся.
  5. Ежемесячные отчеты добровольцев на заседании школьного добровольческого штаба с приглашением заместителя директора школы и преподавателей кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, которые консультируют по запросу.

Одной из используемых технологий является мультитерапия - особая технология работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья  по формированию позитивного восприятия действительности и будущего.

В мультитерапии предполагается использование рисунков с последовательностью, композиций из пластилина и сыпучих продуктов, а также информационных технологий по монтажу их в авторские мультфильмы. Мультитерапия является своеобразным развитием идеи педагогической коррекции средствами изобразительной деятельности. Она представляет собой создание подростком индивидуально и в группе серии мультипликационных фильмов: «Моя жизнь», «Я и другие», «Я в будущем», «Моя мечта».

Технологично это имеет следующий вид: на занятиях школьники получают задание выполнить комикс на заданную тему. С помощью добровольцев рисунки сканируются и переводятся в цифровой формат, позволяющий использовать их в программе Windows Lives. Наложение музыки, речевой озвучки (либо титров и субтитров) позволяет создать импровизированные мультипликационные фильмы.

Длительность работы над заданием, необходимость прорисовывания большого количества деталей, несомненный интерес школьников с ОВЗ и их старших кураторов к современным информационным технологиям и возможность выложить собственное произведение на YouTube способствуют высокой мотивации участия в мультитерапии.

Выводы

Результаты контрольного эксперимента с использованием методов вариационной статистики позволили прийти к выводу, что педагогическими условиями успешной воспитательной работы со старшеклассниками выступают:

  • работа школьного добровольческого штаба, в составе которого совместно действует лидерский актив учащихся старших классов, классные руководители (опирающиеся на добровольческие технологии работы со школьниками), заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог школы;
  • учет индивидуальных особенностей добровольцев и предоставление им выбора предпочитаемой добровольческой деятельности;
  • привлечение к работе школьного штаба представителей эффективных добровольческих организаций, действующих на базе вузов региона и использование их опыта работы;
  • использование инновационных добровольческих технологий, техник и практик (социальный театр, молодежный форум, мультитерапия и др.). 

Рецензенты:

Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала;

Чупанов А.Х., д.п.н., профессор кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Зайнулабидов Б.М. ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18876 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074