Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА РЫНКА ТРУДА

Городова Т.В. 1 Аматова Н.Е. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье представлены результаты исследования сознания и социального поведения студентов вуза при решении проблем, связанных с трудоустройством. Авторами выделены основные причины кризиса молодежного рынка труда в России, особенностью которого является уменьшение конкурентоспособности выпускников вузов в глазах работодателей из-за недостатка профессионального опыта, а также разрыв между потребностями бизнеса в соответствующих компетенциях выпускников и перечнем компетенций, которые в соответствии с государственным образовательным стандартом формирует вуз. Опираясь на теорию диспозиционной регуляции поведения личности В.А. Ядова, авторами были определены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, влияющие на выбор профессии и мотивацию к обучению. В результате исследования были выявлены рассогласования между диспозициями и фактическим поведением выпускников. Авторам удалось сформулировать ряд выводов и предложений о мерах по минимизации указанных рассогласований. В частности, к таким мерам можно отнести повышение эффективности профориентационной работы, получение дополнительного профессионального образования и практико-ориентированный подход в обучении.
диспозиционная регуляция поведения
рынок труда
общественное сознание
1. Аматова Н.Е. Диссонанс ценностных ориентаций и поведенческих реакций студенческой молодёжи: управленческое решение / Н.Е. Аматова // Современные проблемы и перспективы управления развитием инновационной экономики: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 18–19 октября 2012 г.) / отв. ред. д.э.н., проф. Г.С. Ферару. – Белгород: ИД «Белгород», 2012. – С. 223-227.
2. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 42-51.
3. Скачкова Л.С., Соколова А. А. Рассогласование интересов бизнеса, вузов и выпускников, как основная проблема современного рынка труда [Электронный ресурс] – http://www.career-st.ru/career_cruising/lib/89 (дата обращения: 12.12.2014).
4. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности [Электронный ресурс] – http://sbiblio.com/biblio/archive/toschenko_socjizni/ (дата обращения: 05.01.2015).
5. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1975. – С. 89-105.
Общественное сознание, являясь философской категорией и предметом изучения многих наук, рассматривается как одно из базовых понятий современной социологии, поскольку «изучение сознания и поведения людей переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества» [1].

В данной статье мы остановимся на рассмотрении проблем, связанных с влиянием на сознание и поведение студенческой молодежи кризиса рынка труда. Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что профессиональная мотивация студенчества во все времена служила инструментом для определения направления изменений, происходящих не только в отношении последующих возможностей самореализации молодых людей или перспектив развития образования, а в целом социально-экономического положения в стране. Неслучайно Ю.А. Зубок, анализируя проблемы социального развития молодежи в условиях риска, отмечает, что «наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом» [2. С. 42].

Уже в школьные годы, думая о профессии, молодые люди определяются с направленностью образования (естественнонаучное, гуманитарное или др.), а при выборе характера труда руководствуются такими критериями, как: умственный или физический; распорядительный или исполнительный. Понимая, что высшее образование обеспечивает более широкий выбор видов деятельности, дает больше возможностей для реализации творческих замыслов, до 85 % выпускников российских школ вне зависимости от способностей и талантов приходят в высшие учебные заведения. При этом в вузах наибольшей популярностью пользуются направления подготовки, связанные с управлением, экономикой, юриспруденцией и т.п.

Рынок труда в России, как и сама рыночная экономика, переживает системный кризис. Для молодежного рынка труда современный этап кризиса обусловлен целым рядом причин, к наиболее значимым из которых можно отнести: последствия мирового экономического кризиса; слабую предпринимательскую активность особенно в современных наукоемких отраслях; перепроизводство специалистов некоторых направлений на фоне острого дефицита работников профессионально-технического профиля и некоторые другие. В частности, Л.С. Скачкова и А.А. Соколова основную проблему современного рынка труда видят в рассогласовании интересов бизнеса, вузов и выпускников. По их мнению, существует разрыв между потребностями бизнеса в соответствующих компетенциях выпускников и перечнем компетенций, которые в соответствии с государственным образовательным стандартом формирует вуз. Кроме того, у многих студентов отсутствуют целевые установки на свое будущее профессиональное развитие. «То есть, бизнес нуждается в одних компетенциях, вуз предлагает другие, а студент вообще не знает, что ему нужно», - замечают авторы в этой связи [3].

Общеизвестно, что на мировой экономический кризис молодежный рынок труда в России отреагировал мощной волной сокращений. Особенно болезненно это отразилось на выпускниках вузов, не имеющих достаточного профессионального и социального опыта. В силу того, что никому не хочется «доучивать» начинающих, молодежь оказалась менее конкурентоспособной. На вновь открывающиеся вакансии работодатели предпочитают отбирать наиболее талантливых выпускников с высоким уровнем интеллекта, одаренных соответствующими профессиональными и личностными качествами, имеющих высокий уровень компьютерной грамотности, владеющих иностранными языками. В результате для значительной доли выпускников предоставленная в свое время свобода выбора профессии оказалась не обеспеченной возможностями для самореализации личности. Иначе говоря, личностные интересы и устремления вступили в противоречие с объективными условиями рынка труда. Столкнувшись с такой реальностью, молодые люди теряются, испытывают глубокие переживания, болезненно воспринимают свои неудачи и, как следствие, разочаровываются в жизни. Поэтому с социальной точки зрения чрезвычайно важна минимизация противоречий и конфликтов между субъективными запросами студенчества и возможностями общества их удовлетворить. 

Наше исследование проводилось в течение 2013-2014 гг. на базе института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»). Пользуясь теорией диспозиционной регуляции В.А. Ядова, мы выделили когнитивный (интеллектуальный), эмоциональный (оценочный) и поведенческий компоненты, взаимодействие между которыми рассматривается как механизм функционирования диспозиционной системы в целом, в которой все элементы взаимосвязаны и, взаимодействуя определенным образом, обеспечивают целесообразное управление поведением личности [4. С. 101].

По мнению В.А. Ядова, рассогласование между диспозициями и фактическим поведением личности есть результат как социальных, так и индивидуальных факторов. Со стороны социальных условий основным источником является множественность, а подчас и противоречивость социально-нормативных предписаний, относящихся к различным сторонам жизнедеятельности людей, а со стороны субъекта - это, во-первых, разнообразные препятствия, возникающие на пути реализации диспозиций, и, во-вторых, процессы их осознания субъектом.

В исследовании принимали участие 372 студента выпускных курсов. С помощью анкетного опроса и интервью мы выявляли:

  1. что знают выпускники о современном кризисе молодежного рынка труда в Белгородской области и в России в целом (когнитивный компонент);
  2. как оценивают складывающуюся ситуацию и личные перспективы (эмоциональный компонент);
  3. что предпринимают (готовы предпринять) для того, чтобы реализовать себя в условиях кризиса (поведенческий компонент).

Анализ эмпирических материалов выявил следующие особенности. К числу основных факторов, в наибольшей степени повлиявших на выбор специальности при поступлении в вуз, 68,5 % опрошенных отнесли получение диплома о высшем образовании, а 59 % - желание (совет) родителей. К наименее значимым факторам соответственно - наличие спроса специалистов на рынке труда (53,8 %) и собственный интерес к специальности (40,3 %). Полученные данные свидетельствуют о том, что проблемы трудоустройства начинаются с этапа профориентации молодежи. 

Основные результаты проверки уровня знаний выпускников о ситуации на рынке труда в регионе представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение ответов студентов на вопрос: «Что Вы знаете о нынешней ситуации на рынке труда?»

Варианты ответа:

Отн. показатель

Имею только общие представления о ситуации на рынке труда

28,5 %

Владею информацией об уровне безработицы на ближайшие годы

52,9 %

Пока не интересовался

12,1 %

Другое

6,5 %

Итого:

100,0 %

Оценка эмоционального компонента диспозиционной регуляции поведения проводилась с помощью анкетирования. Так, при ответе на вопрос: «Какие качества, по Вашему мнению, могут эффективно влиять на процесс трудоустройства выпускника (выберите 2 ответа)?» в числе наиболее значимых были отмечены: наличие связей и поддержка влиятельных лиц (62,1 %); качественное образование (51,1 %); предприимчивость, находчивость (38,7 %);  хитрость и расчетливость (24,5 %); трудолюбие, добросовестность (13,2 %); высокий уровень личностного развития (9,5 %); другое (0,8 %).

Кроме того, отношение выпускников к проблеме трудоустройства выразилось в показателях, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Распределение ответов студентов на вопрос: «Как Вы относитесь к проблеме трудоустройства выпускников вузов?»

Варианты ответа:

Отн. показатель

Возмущен масштабами безработицы среди выпускников вузов

15,3 %

Для хорошего специалиста трудоустройство - не проблема

39,0 %

Руководству региона и страны необходимо уделять решению проблемы должное внимание

36,8 %

Другое

8,9 %

Итого:

100,0 %

Сравнивая диаграмму 2 с приведенными выше ответами, легко заметить рассогласование. Так, не считают трудоустройство хорошего специалиста проблемой 39 % выпускников. При этом эффективное влияние трудолюбия и добросовестности соискателя на процесс подготовки специалиста признают лишь 13,2 %, а высокого уровня личностного развития - и вовсе только 9,5 %. Как стать хорошим специалистом без трудолюбия, добросовестности и высокого уровня личностного развития?  

Оценка поведенческого компонента проводилась в основном по результатам ответов на вопросы: Какие способы поиска работы Вы готовы использовать после окончания вуза? Что Вы намерены предпринять, если не сможете найти работу по специальности? Основные показатели представлены в таблице 3. 

Таблица 3

Распределение ответов студентов на вопрос: «Что Вы намерены предпринять, если не сможете найти работу по специальности?»

Варианты ответа:

Отн. показатель

Просмотр объявлений, обращение к друзьям и знакомым

24,7 %

Обращение в службу занятости

14,8 %

Работа не по специальности, получение доп. образования

35,3 %

Активно трудоустраиваться по специальности в любом регионе страны

5,4 %

Использование целевой контрактной подготовки

12,1 %

Другое

7,5 %

Итого:

100,0 %

Полученные результаты опять-таки свидетельствуют о рассогласованиях разного уровня и об инфантильности выпускников. Так, около четверти респондентов (24,7 %) при поиске работы намерены ограничиться просмотром объявлений в Интернете и обращением к друзьям и знакомым, более трети либо уже работают, либо готовы работать не по специальности. Только 5,4 % респондентов намерены активно искать работу по избранной специальности в Белгородской области или в других регионах страны.

В заключение статьи приведем ряд выводов.

Прежде всего, исследуя общественное сознание и поведение молодежи, необходимо исходить из того, что они представляют собой продукт сложного взаимодействия целой системы факторов, порожденных как внешними условиями среды, так и внутренней спецификой самой личности. Причем в рассматриваемом случае внешним факторам принадлежит ведущая роль, поскольку кризис на российском рынке труда в наибольшей степени обусловлен общей макроэкономической ситуацией.

Однако, несмотря на это, имеется целый ряд возможностей на уровне вуза или региона для минимизации вышеуказанных рассогласований и оказания положительного влияния на процесс социализации молодежи. Ниже кратко охарактеризуем самые основные из этих возможностей. 

Начинать следует с грамотной организации профориентационной работы, направленной на реальную помощь молодым людям в определении будущего. Не по принципу «Кто кого перехватил или переагитировал», а используя результаты современных исследований социологов и психологов, на основе тестирования следует своевременно предоставлять рекомендации по выбору профессии выпускникам школ и их родителям с учетом общественных интересов и индивидуальных особенностей каждого. Важная роль при этом должна отводиться развитию и совершенствованию системы профессионально-технического образования в регионе, поддержке морального престижа рабочих профессий.

Следующая возможность заключается в использовании внутренних ресурсов вуза. Слаженное и целенаправленное взаимодействие руководства, профессорско-преподавательского состава, кураторов групп, органов студенческого самоуправления может существенно облегчить процесс формирования позитивных характеристик общественного сознания и социального поведения студентов. Мы понимаем, что статус вуза не позволяет ему проводить экономическую и социальную политику, направленную на удовлетворение всех духовных и материальных потребностей молодежи, но он может и должен создать необходимые условия для подготовки и дальнейшей самореализации молодого специалиста, обеспечить его устойчивость к отрицательным влияниям социума. 

Существенно помогает социализации и ранняя вовлеченность студентов вуза в профессиональную деятельность (через участие в грантах, бизнес инкубаторах, конкурсах инновационных проектов и т.п.) с целью приобретения опыта, улучшения показателей интенсивности и качества труда по избранной специальности и, как следствие, повышения конкурентоспособности.

Большое значение приобретает обучение студентов в центрах дополнительного профессионального образования, которые могут быть организованы как на базе самого вуза, так и на региональном уровне: языковые школы; курсы профессиональной подготовки по использованию информационных технологий в различных отраслях и пр.

Особого внимания заслуживает опыт создания региональных организаций по социальной поддержке молодежи. Так, в ответ на Указ президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» с 1993 года в Белгороде начала работу Молодежная биржа труда «Шанс», которая в мае 1994 года Постановлением Главы администрации Белгородской области была преобразована в Специализированную службу социальной поддержки молодежи Белгородской области. Начиная с профессиональной ориентации школьников и заканчивая организацией ярмарок вакансий и фактическим трудоустройством молодых людей, эта служба проводит большую работу по снижению социальной напряженности в регионе. 

Кроме всего сказанного, хочется надеяться, что текущий кризис приведет экономику России к общему оздоровлению, которое благотворно отразиться на состоянии молодежного рынка труда, а в конечном итоге на социальном поведении студенческой молодежи.

Рецензенты:

Бабинцев В.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой социальных технологий, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;

Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор, заведующая кафедрой социологии и организации работы с молодежью, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Городова Т.В., Аматова Н.Е. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА РЫНКА ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18069 (дата обращения: 08.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074