В данной статье мы остановимся на рассмотрении проблем, связанных с влиянием на сознание и поведение студенческой молодежи кризиса рынка труда. Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что профессиональная мотивация студенчества во все времена служила инструментом для определения направления изменений, происходящих не только в отношении последующих возможностей самореализации молодых людей или перспектив развития образования, а в целом социально-экономического положения в стране. Неслучайно Ю.А. Зубок, анализируя проблемы социального развития молодежи в условиях риска, отмечает, что «наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом» [2. С. 42].
Уже в школьные годы, думая о профессии, молодые люди определяются с направленностью образования (естественнонаучное, гуманитарное или др.), а при выборе характера труда руководствуются такими критериями, как: умственный или физический; распорядительный или исполнительный. Понимая, что высшее образование обеспечивает более широкий выбор видов деятельности, дает больше возможностей для реализации творческих замыслов, до 85 % выпускников российских школ вне зависимости от способностей и талантов приходят в высшие учебные заведения. При этом в вузах наибольшей популярностью пользуются направления подготовки, связанные с управлением, экономикой, юриспруденцией и т.п.
Рынок труда в России, как и сама рыночная экономика, переживает системный кризис. Для молодежного рынка труда современный этап кризиса обусловлен целым рядом причин, к наиболее значимым из которых можно отнести: последствия мирового экономического кризиса; слабую предпринимательскую активность особенно в современных наукоемких отраслях; перепроизводство специалистов некоторых направлений на фоне острого дефицита работников профессионально-технического профиля и некоторые другие. В частности, Л.С. Скачкова и А.А. Соколова основную проблему современного рынка труда видят в рассогласовании интересов бизнеса, вузов и выпускников. По их мнению, существует разрыв между потребностями бизнеса в соответствующих компетенциях выпускников и перечнем компетенций, которые в соответствии с государственным образовательным стандартом формирует вуз. Кроме того, у многих студентов отсутствуют целевые установки на свое будущее профессиональное развитие. «То есть, бизнес нуждается в одних компетенциях, вуз предлагает другие, а студент вообще не знает, что ему нужно», - замечают авторы в этой связи [3].
Общеизвестно, что на мировой экономический кризис молодежный рынок труда в России отреагировал мощной волной сокращений. Особенно болезненно это отразилось на выпускниках вузов, не имеющих достаточного профессионального и социального опыта. В силу того, что никому не хочется «доучивать» начинающих, молодежь оказалась менее конкурентоспособной. На вновь открывающиеся вакансии работодатели предпочитают отбирать наиболее талантливых выпускников с высоким уровнем интеллекта, одаренных соответствующими профессиональными и личностными качествами, имеющих высокий уровень компьютерной грамотности, владеющих иностранными языками. В результате для значительной доли выпускников предоставленная в свое время свобода выбора профессии оказалась не обеспеченной возможностями для самореализации личности. Иначе говоря, личностные интересы и устремления вступили в противоречие с объективными условиями рынка труда. Столкнувшись с такой реальностью, молодые люди теряются, испытывают глубокие переживания, болезненно воспринимают свои неудачи и, как следствие, разочаровываются в жизни. Поэтому с социальной точки зрения чрезвычайно важна минимизация противоречий и конфликтов между субъективными запросами студенчества и возможностями общества их удовлетворить.
Наше исследование проводилось в течение 2013-2014 гг. на базе института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»). Пользуясь теорией диспозиционной регуляции В.А. Ядова, мы выделили когнитивный (интеллектуальный), эмоциональный (оценочный) и поведенческий компоненты, взаимодействие между которыми рассматривается как механизм функционирования диспозиционной системы в целом, в которой все элементы взаимосвязаны и, взаимодействуя определенным образом, обеспечивают целесообразное управление поведением личности [4. С. 101].
По мнению В.А. Ядова, рассогласование между диспозициями и фактическим поведением личности есть результат как социальных, так и индивидуальных факторов. Со стороны социальных условий основным источником является множественность, а подчас и противоречивость социально-нормативных предписаний, относящихся к различным сторонам жизнедеятельности людей, а со стороны субъекта - это, во-первых, разнообразные препятствия, возникающие на пути реализации диспозиций, и, во-вторых, процессы их осознания субъектом.
В исследовании принимали участие 372 студента выпускных курсов. С помощью анкетного опроса и интервью мы выявляли:
- что знают выпускники о современном кризисе молодежного рынка труда в Белгородской области и в России в целом (когнитивный компонент);
- как оценивают складывающуюся ситуацию и личные перспективы (эмоциональный компонент);
- что предпринимают (готовы предпринять) для того, чтобы реализовать себя в условиях кризиса (поведенческий компонент).
Анализ эмпирических материалов выявил следующие особенности. К числу основных факторов, в наибольшей степени повлиявших на выбор специальности при поступлении в вуз, 68,5 % опрошенных отнесли получение диплома о высшем образовании, а 59 % - желание (совет) родителей. К наименее значимым факторам соответственно - наличие спроса специалистов на рынке труда (53,8 %) и собственный интерес к специальности (40,3 %). Полученные данные свидетельствуют о том, что проблемы трудоустройства начинаются с этапа профориентации молодежи.
Основные результаты проверки уровня знаний выпускников о ситуации на рынке труда в регионе представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение ответов студентов на вопрос: «Что Вы знаете о нынешней ситуации на рынке труда?»
Варианты ответа: |
Отн. показатель |
Имею только общие представления о ситуации на рынке труда |
28,5 % |
Владею информацией об уровне безработицы на ближайшие годы |
52,9 % |
Пока не интересовался |
12,1 % |
Другое |
6,5 % |
Итого: |
100,0 % |
Оценка эмоционального компонента диспозиционной регуляции поведения проводилась с помощью анкетирования. Так, при ответе на вопрос: «Какие качества, по Вашему мнению, могут эффективно влиять на процесс трудоустройства выпускника (выберите 2 ответа)?» в числе наиболее значимых были отмечены: наличие связей и поддержка влиятельных лиц (62,1 %); качественное образование (51,1 %); предприимчивость, находчивость (38,7 %); хитрость и расчетливость (24,5 %); трудолюбие, добросовестность (13,2 %); высокий уровень личностного развития (9,5 %); другое (0,8 %).
Кроме того, отношение выпускников к проблеме трудоустройства выразилось в показателях, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Распределение ответов студентов на вопрос: «Как Вы относитесь к проблеме трудоустройства выпускников вузов?»
Варианты ответа: |
Отн. показатель |
Возмущен масштабами безработицы среди выпускников вузов |
15,3 % |
Для хорошего специалиста трудоустройство - не проблема |
39,0 % |
Руководству региона и страны необходимо уделять решению проблемы должное внимание |
36,8 % |
Другое |
8,9 % |
Итого: |
100,0 % |
Сравнивая диаграмму 2 с приведенными выше ответами, легко заметить рассогласование. Так, не считают трудоустройство хорошего специалиста проблемой 39 % выпускников. При этом эффективное влияние трудолюбия и добросовестности соискателя на процесс подготовки специалиста признают лишь 13,2 %, а высокого уровня личностного развития - и вовсе только 9,5 %. Как стать хорошим специалистом без трудолюбия, добросовестности и высокого уровня личностного развития?
Оценка поведенческого компонента проводилась в основном по результатам ответов на вопросы: Какие способы поиска работы Вы готовы использовать после окончания вуза? Что Вы намерены предпринять, если не сможете найти работу по специальности? Основные показатели представлены в таблице 3.
Таблица 3
Распределение ответов студентов на вопрос: «Что Вы намерены предпринять, если не сможете найти работу по специальности?»
Варианты ответа: |
Отн. показатель |
Просмотр объявлений, обращение к друзьям и знакомым |
24,7 % |
Обращение в службу занятости |
14,8 % |
Работа не по специальности, получение доп. образования |
35,3 % |
Активно трудоустраиваться по специальности в любом регионе страны |
5,4 % |
Использование целевой контрактной подготовки |
12,1 % |
Другое |
7,5 % |
Итого: |
100,0 % |
Полученные результаты опять-таки свидетельствуют о рассогласованиях разного уровня и об инфантильности выпускников. Так, около четверти респондентов (24,7 %) при поиске работы намерены ограничиться просмотром объявлений в Интернете и обращением к друзьям и знакомым, более трети либо уже работают, либо готовы работать не по специальности. Только 5,4 % респондентов намерены активно искать работу по избранной специальности в Белгородской области или в других регионах страны.
В заключение статьи приведем ряд выводов.
Прежде всего, исследуя общественное сознание и поведение молодежи, необходимо исходить из того, что они представляют собой продукт сложного взаимодействия целой системы факторов, порожденных как внешними условиями среды, так и внутренней спецификой самой личности. Причем в рассматриваемом случае внешним факторам принадлежит ведущая роль, поскольку кризис на российском рынке труда в наибольшей степени обусловлен общей макроэкономической ситуацией.
Однако, несмотря на это, имеется целый ряд возможностей на уровне вуза или региона для минимизации вышеуказанных рассогласований и оказания положительного влияния на процесс социализации молодежи. Ниже кратко охарактеризуем самые основные из этих возможностей.
Начинать следует с грамотной организации профориентационной работы, направленной на реальную помощь молодым людям в определении будущего. Не по принципу «Кто кого перехватил или переагитировал», а используя результаты современных исследований социологов и психологов, на основе тестирования следует своевременно предоставлять рекомендации по выбору профессии выпускникам школ и их родителям с учетом общественных интересов и индивидуальных особенностей каждого. Важная роль при этом должна отводиться развитию и совершенствованию системы профессионально-технического образования в регионе, поддержке морального престижа рабочих профессий.
Следующая возможность заключается в использовании внутренних ресурсов вуза. Слаженное и целенаправленное взаимодействие руководства, профессорско-преподавательского состава, кураторов групп, органов студенческого самоуправления может существенно облегчить процесс формирования позитивных характеристик общественного сознания и социального поведения студентов. Мы понимаем, что статус вуза не позволяет ему проводить экономическую и социальную политику, направленную на удовлетворение всех духовных и материальных потребностей молодежи, но он может и должен создать необходимые условия для подготовки и дальнейшей самореализации молодого специалиста, обеспечить его устойчивость к отрицательным влияниям социума.
Существенно помогает социализации и ранняя вовлеченность студентов вуза в профессиональную деятельность (через участие в грантах, бизнес инкубаторах, конкурсах инновационных проектов и т.п.) с целью приобретения опыта, улучшения показателей интенсивности и качества труда по избранной специальности и, как следствие, повышения конкурентоспособности.
Большое значение приобретает обучение студентов в центрах дополнительного профессионального образования, которые могут быть организованы как на базе самого вуза, так и на региональном уровне: языковые школы; курсы профессиональной подготовки по использованию информационных технологий в различных отраслях и пр.
Особого внимания заслуживает опыт создания региональных организаций по социальной поддержке молодежи. Так, в ответ на Указ президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» с 1993 года в Белгороде начала работу Молодежная биржа труда «Шанс», которая в мае 1994 года Постановлением Главы администрации Белгородской области была преобразована в Специализированную службу социальной поддержки молодежи Белгородской области. Начиная с профессиональной ориентации школьников и заканчивая организацией ярмарок вакансий и фактическим трудоустройством молодых людей, эта служба проводит большую работу по снижению социальной напряженности в регионе.
Кроме всего сказанного, хочется надеяться, что текущий кризис приведет экономику России к общему оздоровлению, которое благотворно отразиться на состоянии молодежного рынка труда, а в конечном итоге на социальном поведении студенческой молодежи.
Рецензенты:
Бабинцев В.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой социальных технологий, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;
Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор, заведующая кафедрой социологии и организации работы с молодежью, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Городова Т.В., Аматова Н.Е. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА РЫНКА ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18069 (дата обращения: 24.01.2025).