Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ (ТПЗ), АДАПТИВНОСТЬ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОЦИОПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ (КСПФЗЛ), КРИТЕРИЙ WELSH (β) У ЮНОШЕЙ-ПСИХОЛОГОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЧЕТВЕРТОМ КУРСЕ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

Серов В.И. 1
1 Академия ФСИН России
У юношей на 4-м курсе по сравнению с курсантами 1–3-го и 5-го курсов в структуре личности ведущим ТПЗ была Индивидуалистичность в отличие от девушек 4-го курса. Код семи ТПЗ был: Индивидуалистичность, Сверхконтроль, Эмоциональная Лабильность, Импульсивность, Оптимистичность-пессимистичность, Ригидность, Тревожность (+7>1>3>4>2>5>6), КСПФЗЛ – ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Код юношей отличался от кода девушек 4-го курса переходом Индивидуалистичности (7) на 1-е место. Отмечена неустойчивость прогноза поведения курсантов-юношей в связи с длительностью обучения. Дисперсия у юношей нарастала от 1-го ко 2-му снижалась к 3-му, возрастала к 4–5-му курсу по ТПЗ – 1781, 2832, 993, 2464, 1745, 2021-5 (1051, 2432, 2373, 1494, 2111-4 у юношей 1-го курса) Т2, по Адаптивности – 271, 278, 89, 275, 158, 216 (108, 16, 57, 214, 478, 389, 89, 388 у юношей 1-го курса) с. б.2, по КСПФЗЛ – 204, 199, 100, 263, 13, 166, 27, 209, 201 (114, 394, 335, 137, 318 у юношей 1-го курса) с. б.2 Установлено, что дисперсия у юношей нарастала от 1-го ко 2-му снижалась к 3-му, возрастала к 4-му и 5-му курсу. Рост дисперсии свидетельствовал о росте числа психогенных потерь и наоборот. Юноши по Адаптивности и ТПЗ имели обобщенную Защитную Адаптивную Реакцию на 1-м курсе – ЗАР3, βВ = 5, на 2-м – ЗАР5, βГ = 16, на 3-м – ЗАР3, βГ = 7, на 4-м курсе – ЗАР4, βВ = 6, на 5-м курсе – ЗАР4, βВ = 3, на 1–5-м курсах –ЗАР4, βГ= 7. По критерию Welsh юноши несли большие психогенные потери, чем девушки.
Реакция Восстановления
Защитная Адаптивная Реакция
Конституциональная Социопсихофизиологическая Защита Личности
пограничное психическое состояние
коррекционное типовое социопсихофизиологическое пространство личности
психогенные потери
Типы Психологических Защит
адаптивность
личность
курсант
психология потери
1. Медведев В. И. Адаптация. – СПб. : Институт мозга человека РАН, 2003. – 584 с.
2. Научно-методические рекомендации по применению стандартизированного личностного опросника для медико-психологического обследования кандидатов в вузы / В. М.Воробьев, Н. П. Дрызго, В. А. Дюк, Ю. Б.Саввин, В. А. Чигирев. – СПб. : Изд-во Минобороны СССР, 1984. – 32 с.
3. Парыгин Б. Д. Социальная психология : учеб. пособие. – СПб. : ГУП, 2003. – 616 с.
4. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960. – 254 с.
5. Серов В. И., Новоселова А. С., Ушатиков А. И. Основы психологической коррекции в ИУ / под ред. А. И. Ушатикова. – М. : ГУИН МВД России, 1996. – Ч. 1, 2. – 503 с.
6. Таблицы математической статистики / Л. Н. Большев, Н. В. Смирнов. – М. : Наука, 1983. – 416 с.
7. Трифонов Е. В. Оптимальное управление в физиологических системах // Физиология человека. – 1980. – Т. 6, № 1. – С. 153–160.
8. Hathawey S., Mckiney J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine. – Minneapolis, 1956.

В правовом поле вуза источниками пограничных психических состояний у курсантов были исходные физиогенные потери, а также появляющиеся в процессе обучения социопсихофизиогенные потери. Актуальность проблемы в том, что в настоящее время выпускники школ имеют социальные, психологические и физиологические проблемы в адаптации к учебно-профессиональной деятельности в вузе: до 30 % кандидатов имеют возрастные отклонения от психической нормы, до 40 % – изменения сердечно-сосудистой системы, до 50 % – зрения, до 60 % – осанки.

В. М. Воробьев и соавт. (1984), сравнивая дезадаптированных личностей с лицами, обладавшими высокими адаптивными способностями, установили, что «дисперсия (D) в группе дезадаптированных личностей была всегда выше, чем в группе лиц с высокими адаптивными способностями, и диапазон колебаний шкал там бывает велик. Таким образом, как правило, у дезадаптированных личностей наблюдается не общий подъем уровня «профиля», а экстремальные колебания отдельных его шкал, что подтверждается и результатами эмпирического наблюдения».

Цель исследования – диагностика потерь в правовом поле вуза у юношей-психологов на 4-м курсе, которые приводили к переходу личности из нормального психического состояния в пограничное. Переход сопровождался социогенными, психогенными и физиогенными потерями, результатом чего и было появление типа психологической защиты (ТПЗ). Объект исследования – пограничное психическое состояние личности; предмет – динамика защит личности в ТПЗ от социогенных, психогенных, физиогенных потерь.

Методика. С позиции теории адаптации (В. И. Медведев, 2003; Г. Селье, 1960) рассмотрены социопсихофизиогенные потери личности при обучении в стандартных условиях методами диагностики СМИЛ-MMPI (Л. Н. Собчик, 2000; S. Hathawey, J. Mckiney, 1956), КСПФЗЛ. Адаптивность изучена по дополнительной шкале Адаптивности СМИЛ-MMPI, разработанной коллективом авторов (В. М. Воробьев и соавт., 1984). Методом Конституциональной Социопсихофизиологической Защиты Личности (КСПФЗЛ) исследовалась Социальная Защита (СЗ) с Социальным (СУ) и Социально-психологическим (СПУ) Уровнями, Психологическая Защита (ПЗ) с Психологическим (ПУ) и Психофизиологическим (ПФУ) Уровнями, Физиологическая Защита (ФЗ) с Биологическим (БУ) и Физиологическим Уровнями (ФУ). Критерий Welsh с расчетом коэффициента b был вспомогательным. Его диапазоны в исследовании составили: «А» (≥–31Т – Невротическое состояние), «Б» (–30¸ –11Т – Приближение к невротическому состоянию), «В» (–10¸+6Т – Неопределенный вариант), «Г» (+7¸+25Т – Приближение к психотическому состоянию), «Д» (≥+26Т – Психотическое состояние). Все диапазоны – это пограничное психическое состояние личности. Прогноз психогенных потерь личности обучающихся в Академии ФСИН России определялся с применением математической модели Е. В. Трифонова (1980). Многомерный анализ выполнен с применением статистик M-Бартлетта, F-Фишера, t-Стьюдента, V-Уэлша, факторного и кластерного анализа (Л. Н. Большев, Н. В. Смирнов, 1983). Потери определяли по Защитным Адаптивным Реакциям восьми степеней (ЗАР).

Экспериментальные группы на 4-м курсе (рисунки 1, 2 и таблица 1)

Рис. 1. ТПЗ, Адаптивность и КСПФЗЛ у юношей 431-й и 432-й учебных групп до психокоррекции

Рис. 2. Прогноз психогенных потерь у юношей 431-й и 432-й учебных групп до психокоррекции

ТПЗ. Как видно на рисунках 1, 2, показатели шкал 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 СМИЛ (MMPI) для психокоррекции представлены кодом семи ТПЗ (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). У юношей 1-5-х курсов, в том числе юношей 4-го курса из экспериментальной группы, ТПЗ находились в пределах - 39-91 Т. М±σ для выборки по ТПЗ, Адаптивности, КСПФЗЛ оставляли 54±14 Т и 21±15 с. б., 48±13 с. б. Интервал ±10 Т принимался за пределы регулирования ТПЗ, Адаптивности, КСПФЗЛ.

Адаптивность, КСПФЗЛ. Показатели Адаптивности на рисунках 1, 2 находились в пределах 12-37 с. б. (Т, %), показатели КСПФЗЛ (СУ, СПУ, ПУ, ПФУ, ФУ) - в пределах 64 с. б. (Т, %). Исключение составляли суммарные показатели СУ и СПУ, ПУ и ПФУ - это СЗ и ПЗ в 91 и 114 с. б.

ЗАР3. Юноши 1-го курса имели код 2(61Т)>1>7>3>4>5>6 с ЗАР3 по Оптимистичности и ЗАР3 по Адаптивности. Код группы был эталоном. bВ = 5.

ЗАР5. Юноши 2-го курса имели код 2(65)>7>5>1>4>3>6 с ЗАР3 по Оптимистичности и ЗАР5 по Адаптивности. bГ = 16.

ЗАР3. Юноши 3-го курса имели код 2(60)>4>1>7>6>3>5 с ЗАР2 по Оптимистичности и ЗАР3 по Адаптивности. bГ = 7.

ЗАР4. Юноши 4-го курса имели код 7(66)>1>3>4>2>5>6 с ЗАР3 по Индивидуалистичности и ЗАР4 по Адаптивности. bВ = 6.

ЗАР3. Юноши 431-й группы имели код 2(59Т)>4>1>3>6>7>5 с ЗАР2 по Оптимистичности и ЗАР3 по Адаптивности. bВ = -3.

ЗАР6. Юноши 432-й группы имели код 7(85Т)>1>3>5>4>2>6 с ЗАР5 по Индивидуалистичности и ЗАР6 по Адаптивности. bГ = 16.

ЗАР3. Юноши 433-й группы имели код 1(53Т)> 3>4>5>7>2>6 с ЗАР1 по Сверхконтролю и ЗАР3 по Адаптивности. bВ = -4.

ЗАР4. Юноши 5-го курса имели код 2(68)>4>1>7>5>6>3 с ЗАР3 по Оптимистичности и ЗАР4 по Адаптивности. bВ = 3.

ЗАР4. Юноши 1-5-го курсов имели код 2(62)>7>1>4>3>5>6 с ЗАР3 по Индивидуалистичности и ЗАР4 по Адаптивности. bГ = 7.

Следовательно, на 4-м курсе обобщенный код ТПЗ юношей отличался от кода девушек (2>7>4>5>1>3>6) переходом Индивидуалистичности на 1-е место в коде. Юноши 431-й группы имели код 2>4>1>3>6>7>5 с актуализацией Оптимистичности. Юноши 432-й группы имели код 7>1>3>5>4>2>6 с актуализацией Оптимистичности. Адаптивность по дисперсии (9) у юношей 431-й группы способствовала меньшим психогенным потерям по сравнению с дисперсией (247) юношей 432-й группы. Код ТПЗ 7(85)>1>3>5>4>2>6 способствовал снижению Адаптивности юношей до ЗАР6 в 432-й группе на 4-м курсе, код ТПЗ 2(61Т)>1>7>3>4>5>6 - повышению Адаптивности с ЗАР3 на 1-м курсе.

Адаптивность. Перечисленные группы юношей по Адаптивности находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3-1к, ЗАР5-2к, ЗАР3-3к, ЗАР4-4к, ЗАР3-431, ЗАР6-432, ЗАР3-433, ЗАР4-5к, ЗАР4-1-5к. Следовательно, Адаптивность была высокой на 1-м курсе, снижалась на 2-м, возрастала на 3-м курсах, снижалась на 4-м значительно в 432-й экспериментальной группе, снижалась на 5-м курсе.

КСПФЗЛ. Коды КСПФЗЛ у юношей всех курсов и групп были ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ и ПЗ>СЗ>ФЗ. Самые высокие показатели 64>53>50>38>29 (62>59>48>32>18 у девушек 432-й группы) и 114>91>29 (110>91>18) с. б. были у юношей 432-й группы 4-го курса, самые низкие - 53>42>26>23>12 (53>45>30>22>13) и 79>65>12 (82>67>13 у девушек 1-го курса) с. б. у юношей 1-го курса. Если принять шкалу ординат за 100 %, то разница между высокими и низками показателями составила 11, 11, 24, 15, 17 (9, 14, 18, 10, 5 у девушек) и 35>26>17 (28>24>5) %. Диапазон КСПФЗЛ юношей отличался от диапазона КСПФЗЛ девушек.

Прогноз. На рисунке 2 представлены пределы регулирования ТПЗ и КСПФЗЛ по стандартному отклонению в ±10 Т (с. б.), что составляло 36 % от среднего значения в 56 Т всех ТПЗ и 44 % от среднего значения в 45 с. б. всех КСПФЗЛ у юношей 131-й и 132-й групп.

ЗАР3. Юноши 431-й группы имели код ТПЗ 2>4>1>3>6>7>5. До коррекции пространство регулирования у всех семи ТПЗ было сужено. Из семи ТПЗ у девушек 431-й группы пространство регулирования было расширено у одной ТПЗ3. Сужение пространства регулирования в отличие от девушек делает прогноз поведения курсантов благоприятным.

КСПФЗЛ. До коррекции пространство регулирования у всех КСПФЗЛ было сужено. У девушек 431-й группы пределы регулирования пяти типов КСПФЗЛ были расширены, у ведущей ПЗ, СЗ и ФЗ пределы регулирования были расширены. Сужение пределов регулирования у юношей делает прогноз поведения курсантов благоприятным.

ЗАР6. Юноши 432-й группы имели код ТПЗ 7>1>3>5>4>2>6. До коррекции пространство регулирования было сужено только у ТПЗ4. Из семи ТПЗ у девушек 432-й группы пространство регулирования было расширено у четырех ТПЗ7-2-5-6. У юношей 432-й группы пространство регулирования шести ТПЗ выходило за пределы регулирования, что по КСПФЗЛ делает прогноз поведения курсантов неблагоприятным.

КСПФЗЛ. До коррекции у юношей пространство регулирования было расширено только у ПФУ. Пределы регулирования были расширены у ПЗ в 2,2, СЗ в 1,3. До коррекции у девушек пространство регулирования было расширено только у ПУ и ПФУ. Пределы регулирования были расширены у ПЗ в 2,3 раза, у СЗ - в 1,3.

Таким образом, у юношей по КСПФЗЛ пределы регулирования были превышены, у ведущей ПЗ пределы регулирования были расширены в 2,3 раза, у СЗ - в 1,5 раза, у ФЗ - сужены, что по КСПФЗЛ делает прогноз поведения курсантов неблагоприятным. По динамике двух показателей ТПЗ и КСПФЗЛ можно судить о стратегии адаптации. Волновой процесс изменений ТПЗ при учебной нагрузке устанавливался различными диапазонами регулирования, которые у одних групп не нарушали, у других теряли связь с окружающей средой. Прогноз был благоприятным для юношей 431-й группы и неблагоприятным для юношей 432-й группы.

Как видно из таблицы 1, юноши 1-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>1>8>3>4>6>7 (2>1>7>3>4>5>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Код был эталоном для сравнений. Он отличался от кода девушек 1-го курса переходом Сверхконтроля с 3-го на 2-е место, Индивидуалистичности (7) - с 5-го на 3-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 4-е, Импульсивности (4) - со 2-го на 5-е место. Код КСПФЗЛ остался прежним. Основная нагрузка, как и у девушек, была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Оптимистичностью (2) с ЗАР3. Девушки по Адаптивности имели ЗАР3, по Оптимистичности - ЗАР2.

Юноши 2-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР5 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>8>6>1>4>3>7 (2>7>5>1>4>3>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 2-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 6-го на 2-е место, Ригидности (5) - с 5-го на 3-е, Сверхконтроля (1) - с 3-го на 4-е, Импульсивности (4) - со 2-го на 5-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 6-е, Тревожности (6) - с 6-го на 6-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Оптимистичностью (2) с ЗАР4. От кода юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 3-го на 2-е место, Ригидности (5) - с 6-го на 3-е, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 4-е, Импульсивности (4) - со 5-го на 5-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 6-е, Тревожности (6) - с 7-го на 7-е место. Весь код ТПЗ был изменен. Девушки 2-го курса по Адаптивности имели ЗАР3, по Оптимистичности (2) ЗАР2.

Таблица 1

Результаты исследований юношей из экспериментальной группы на 4-м курсе, n = 117

 

L

F

K

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

14

СЗ

СУ

СПУ

ПЗ

ПУ

ПФУ

ФУ

М1к n = 22

57

57

57

55

42

53

53

55

53

48

54

61

43

17

65

23

42

79

53

26

12

σ1к

11

21

10

12

5

8

9

8

18

11

21

10

9

16

17

9

10

22

9

15

11

D

131

432

94

151

29

58

74

66

321

117

425

97

72

271

299

83

97

501

87

232

125

М2к n = 16

52

71

51

55

44

52

55

55

56

52

64

65

47

26

76

25

50

98

59

39

17

σ2к

12

20

11

18

12

16

11

8

19

15

24

12

14

17

16

8

10

22

11

16

11

D

136

417

112

321

150

242

118

68

364

234

555

147

194

278

261

68

104

491

114

242

113

М3к n = 35

48

54

52

48

40

46

51

52

44

47

48

60

43

17

68

21

47

82

53

30

10

σ3к

11

14

10

10

10

11

10

10

9

9

12

8

8

9

12

5

9

16

7

10

6

D

118

186

95

98

108

126

108

100

81

80

137

62

72

89

148

29

83

248

48

102

41

М4к n = 30

58

76

52

62

49

60

60

60

57

51

66

59

51

25

76

29

47

93

56

37

19

σ4к

10

32

9

15

11

13

11

9

17

11

27

9

8

17

18

10

9

27

11

18

12

D

102

1009

81

224

129

178

121

87

278

123

707

88

68

275

342

107

86

722

125

310

148

М431 n = 6

55

52

58

49

41

48

52

55

39

43

43

59

41

12

63

20

44

78

56

22

7

σ431

5

13

5

2

4

3

6

9

9

3

5

4

3

3

5

3

4

4

4

3

3

D

24

167

25

5

13

9

37

85

86

9

25

16

8

9

23

8

12

13

19

8

10

М432 n = 15

60

100

49

72

56

69

66

61

69

59

85

66

55

37

91

38

53

114

64

50

29

σ432

9

27

7

13

13

11

9

9

13

10

23

6

8

16

13

7

8

22

8

16

9

D

80

728

54

171

165

125

81

89

182

99

528

35

58

247

171

48

63

501

56

241

82

М433 n = 9

57

51

55

53

45

53

53

61

49

44

49

48

51

14

58

21

38

68

44

24

11

σ433

14

6

11

9

5

11

10

9

6

7

15

5

7

5

5

3

4

6

7

6

4

D

201

41

128

81

22

119

104

89

36

50

224

24

49

27

30

11

15

34

49

33

19

М5к n = 14

52

73

48

55

46

48

61

57

53

50

54

68

47

25

80

25

54

95

59

36

15

σ5к

9

23

9

18

12

13

11

11

13

10

14

11

8

13

15

7

10

25

12

16

9

D

85

537

89

330

138

173

113

127

168

106

210

117

57

158

240

55

94

622

135

245

74

M1-5к

54

65

53

55

44

52

55

56

52

49

57

62

46

21

72

24

47

88

55

33

14

σ1-5к

11

24

10

15

11

13

11

10

16

11

21

10

10

15

16

9

10

23

10

15

10

D

128

592

96

217

118

171

118

94

245

121

445

98

93

216

269

75

99

526

98

229

109

Юноши 3-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>4>1>8>7>3>6 (2>4>1>7>6>3>5) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 3-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 6-го на 4-е место, Тревожности (6) - с 7-го на 5-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 5-го на 6-е, Ригидности (5) - с 3-го на 4-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Оптимистичностью (2) с ЗАР2. От кода юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Импульсивности (4) с 5-го на 2-е место, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 3-е, Индивидуалистичности (7) - с 3-го на 4-е, Тревожности (6) - с 7-го на 5-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 6-е, Ригидности (5) - с 6-го на 7-е место. Весь код ТПЗ был изменен. Девушки 3-го курса по Адаптивности имели ЗАР4, по Оптимистичности (2) - ЗАР2.

Юноши 4-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР4 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 8>1>3>4>9>6>7 (7>1>3>4>2>5>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 4-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 7-го на 1-е место, Сверхконтроля (1) - с 5-го на 2-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 6-го на 3-е, Импульсивности - с 3-го на 4-е, Оптимистичности (2) - с 1-го на 5-е, Ригидности (5) - с 4-го на 6-е, Тревожности (6) - с 7-го на 7-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Индивидуалистичностью (7) с ЗАР3. От кода юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 3-го на 1-е место, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 2-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 3-е, Импульсивности - с 5-го на 4-е место, Оптимистичности (2) - с 1-го на 5-е, Ригидности (5) - с 6-го на 6-е, Тревожности (6) - с 7-го на 7-е место. Весь код ТПЗ был изменен. Девушки 4-го курса по Адаптивности имели ЗАР6, по Оптимистичности (2) - ЗАР3. Юноши по сравнению с девушками 4-го курса по Адаптивности имели лучшую ЗАР4.

Юноши 431-й группы находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>4>1>3>7>8>6 (2>4>1>3>6>7>5) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 431-й группы код ТПЗ отличался переходом Импульсивности с 6-го на 2-е место, Тревожности (6) - с 7-го на 5-е, Индивидуалистичности (7) - со 2-го на 6-е, Ригидности (5) - с 5-го на 7-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Оптимистичностью (2) - с ЗАР2. От кода ТПЗ юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Импульсивности с 5-го на 2-е место, Сверхконтроля - со 2-го на 3-е, Тревожности (6) - с 7-го на 5-е, Индивидуалистичности (7) - с 3-го на 6-е, Ригидности (5) - с 6-го на 7-е место. Девушки 431-й группы по Адаптивности имели ЗАР6, по Оптимистичности (2) - ЗАР3. Юноши по сравнению с девушками по Адаптивности и Оптимистичности имели лучшую ЗАР3.

Юноши 432-й группы находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР6 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 8>1>3>6>4>9>7 (7>1>3>5>4>2>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 432-й группы код ТПЗ отличался переходом Сверхконтроля с 5-го на 2-е место, Эмоциональной Лабильности - с 6-го на 3-е, Импульсивности - с 3-го на 5-е, Оптимистичности (2) - со 2-го на 6-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Индивидуалистичностью (7) с ЗАР5. От кода ТПЗ юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 3-го на 1-е место, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 3-е, Ригидности (5) - с 6-го на 4-е, Оптимистичности (2) - с 1-го на 6-е место. Девушки 432-й группы по Адаптивности имели ЗАР6, по Оптимистичности (2) ЗАР2. Юноши по сравнению с девушками по Адаптивности и Оптимистичности имели такую же ЗАР6.

Юноши 433-й группы находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 1>3>4>6>8>9>7 (1>3>4>5>7>2>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Психологической Защитой Сверхконтроль (1) с ЗАР3. От кода ТПЗ юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Сверхконтроля (1) со 2-го на 1-е место, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 2-е, Импульсивности - с 5-го на 3-е, Ригидности (5) - с 6-го на 4-е, Индивидуалистичности (7) - с 3-го на 5-е, Оптимистичности (2) - с 1-го на 6-е место.

Юноши 5-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР4 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>4>1>8>6>7>3 (2>4>1>7>5>6>3) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 5-го курса код ТПЗ отличался переходом Импульсивности с 3-го на 2-е место, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 3-е, Индивидуалистичности (7) - с 5-го на 4-е, Ригидности (5) - с 6-го на 5-е, Тревожности (6) - с 7-го на 6-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 7-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Психологической Защитой Оптимистичность с ЗАР3. От кода юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Импульсивности с 4-го на 7-е место, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 3-е, Индивидуалистичности (7) - с 3-го на 4-е, Ригидности (5) - с 6-го на 5-е, Тревожности (6) - с 7-го на 6-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 7-е место. Весь код ТПЗ был изменен. Девушки 5-го курса по Адаптивности имели ЗАР3, по Оптимистичности (2) ЗАР3. Юноши по сравнению с девушками по Адаптивности и Оптимистичности имели более низкую ЗАР4.

Как видно из таблицы 1, юноши 1-5-го курсов находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР4 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>8>1>4>3>6>7 (2>7>1>4>3>5>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 1-5-го курсов код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 4-го на 2-е место, Импульсивности (4) - со 2-го на 4-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Психологической Защитой Оптимистичность (2) с ЗАР3. От кода юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 3-го на 2-е место, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 3-е, Импульсивности - с 5-го на 4-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 5-е место. Весь код ТПЗ был изменен. Девушки 1-5-го курсов по Адаптивности имели ЗАР4, по Оптимистичности (2) - ЗАР3. Юноши по сравнению с девушками по Адаптивности и Оптимистичности имели такую же ЗАР4.

Выводы

1. У юношей экспериментальной группы на 4-м курсе по сравнению с курсантами 1-3-го и 5-го курсов в структуре личности ведущим ТПЗ была Индивидуалистичность в отличие от девушек 4-го курса. Определены типология личности и порядок следования семи ТПЗ: Индивидуалистичность, Сверхконтроль, Эмоциональная Лабильность, Импульсивность, Оптимистичность-пессимистичность, Ригидность, Тревожность (7>1>3>4>2>5>6), а также порядок следования КСПФЗЛ - ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Код юношей отличался от кода девушек 4-го курса переходом Индивидуалистичности (7) на 1-е место.

2. Отмечена неустойчивость прогноза поведения курсантов-юношей в связи с длительностью обучения. Дисперсия у юношей нарастала от 1-го ко 2-му снижалась к 3-му, возрастала к 4-5-му курсу по ТПЗ - 1781, 2832, 993, 2464, 27431, 174432, 91433, 1745, 2021-5 (1051, 81131, 80132, 147133, 2432, 2373, 1494, 2111-4 у юношей 1-го курса) Т2, по Адаптивности - 271, 278, 89, 275, 9, 247, 27, 158, 216 (108, 16, 57, 214, 478, 389, 89, 388 у юношей 1-го курса) с. б.2, по КСПФЗЛ - 204, 199, 100, 263, 13, 166, 27, 209, 201 (114, 52, 104, 157, 394, 335, 137, 318 у юношей 1-го курса) с. б.2 Особенно высокой дисперсия была у юношей 2-го курса и значительно ниже у юношей 431-й и выше 432-й экспериментальных групп, составляя соответственно по ТПЗ 27 и 174 (81 и 80)Т2, по Адаптивности - 9 и 247 (16 и 57) с. б.2, по КСПФЗЛ - 13 и 166 (52 и 104) с. б.2 Средние показатели дисперсии за 1-5-й курсы у юношей составили по ТПЗ - 202 (211)Т2, Адаптивности - 216 (388) с. б.2, КСПФЗЛ - 201 (318) с. б.2, что превышало показатели девушек соответственно в 1,6 раза по ТПЗ.

3. Установлено, что дисперсия у юношей нарастала от 1-го ко 2-му снижалась к 3-му, возрастала к 4-му и 5-му курсу. Рост дисперсии свидетельствовал о росте числа психогенных потерь и наоборот.

4. Первый курс. Девушки и юноши по Адаптивности и ТПЗ личности имели обобщенную Защитную Адаптивную Реакцию на 1-м курсе - ЗАР3 и ЗАР2, у 131-й группы - ЗАР и ЗАР, у 132-й - ЗАР3 и ЗАР2, у 133-й группы - ЗАР и ЗАР, на 2-м курсе - ЗАР5 и ЗАР5, на 3-м курсе - ЗАР3 и ЗАР5, на 4-м курсе - ЗАР2 и ЗАР3, на 1-4-м курсах - ЗАР и ЗАР.

5. Четвертый курс. Девушки и юноши по Адаптивности и ТПЗ имели обобщенную Защитную Адаптивную Реакцию на 1-м курсе - ЗАР3 при βВ = 0 Т и ЗАР3 при βВ = 5, на 2-м - ЗАР3 при βВ = -4 и ЗАР5 при βГ = 16, на 3-м - ЗАР4 при βВ = 0 и ЗАР3 при βГ = 7, на 4-м курсе - ЗАР6 при βГ = 14 и ЗАР4 при βВ = 6, у 431-й группы - ЗАР6 при βГ= 13 и ЗАР3 при βВ = -3, у 432-й - ЗАР6 при βГ = 15 и ЗАР6 при βГ = 16, у 433-й группы - ЗАР0 при βВ = 0 и ЗАР3 при βВ = -4, на 5-м курсе - ЗАР3 при βВ = 4 и ЗАР4 при βВ = 3, на 1-5-м курсах - ЗАР4 при βВ = 3 и ЗАР4 при βВГ= 7 Т. По критерию Welsh юноши несли большие психогенные потери, чем девушки и особенно на 2-м курсе и в 432-й группе на 4-м курсе.

6. Пятый курс. Девушки и юноши по Адаптивности и ТПЗ имели обобщенную Защитную Адаптивную Реакцию до коррекции и Реакцию Восстановления после коррекции на 5-м курсе - ЗАР5, ЗАР4 и РВ4, РВ5, у 531-й группы - ЗАР6, ЗАР2 и РВ4, РВ4, у 532-й группы - ЗАР6, ЗАР5 до коррекции и РВ5, РВ5 после коррекции. Коррекция восстанавливала психогенные потери лучше у девушек и стабилизировала их у юношей.

7. Как видно из динамики нарастания психогенных потерь, они были минимальны на 1-м курсе, нарастали к 4-му и достигали значительных величин к 5-му курсу. Аудиовизуальная психологическая коррекция снижала психогенные потери в лучшей степени у девушек, в меньшей у юношей, активируя у юношей вытесненные в подсознание травматические события, связанные с предстоящим выполнением служебной деятельности.

8. Коды ТПЗ рекомендуется присваивать каждому курсанту для снижения риска получения психогенных потерь в чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях. Предлагается отмечать код ТПЗ в документах сотрудника.

Рецензенты:

Башкирева Т.В., д.б.н., профессор кафедры общей психологии ФГБОУ ВПО Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань;

Датий А.В., д.м.н., г.н.с. научно-исследовательского отдела Академии ФСИН России, г. Рязань.


Библиографическая ссылка

Серов В.И. ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ (ТПЗ), АДАПТИВНОСТЬ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОЦИОПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ (КСПФЗЛ), КРИТЕРИЙ WELSH (β) У ЮНОШЕЙ-ПСИХОЛОГОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЧЕТВЕРТОМ КУРСЕ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17948 (дата обращения: 04.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074