В правовом поле вуза источниками пограничных психических состояний у курсантов были исходные физиогенные потери, а также появляющиеся в процессе обучения социопсихофизиогенные потери. Актуальность проблемы в том, что в настоящее время выпускники школ имеют социальные, психологические и физиологические проблемы в адаптации к учебно-профессиональной деятельности в вузе: до 30 % кандидатов имеют возрастные отклонения от психической нормы, до 40 % – изменения сердечно-сосудистой системы, до 50 % – зрения, до 60 % – осанки.
В. М. Воробьев и соавт. (1984), сравнивая дезадаптированных личностей с лицами, обладавшими высокими адаптивными способностями, установили, что «дисперсия (D) в группе дезадаптированных личностей была всегда выше, чем в группе лиц с высокими адаптивными способностями, и диапазон колебаний шкал там бывает велик. Таким образом, как правило, у дезадаптированных личностей наблюдается не общий подъем уровня «профиля», а экстремальные колебания отдельных его шкал, что подтверждается и результатами эмпирического наблюдения».
Цель исследования – диагностика потерь в правовом поле вуза у юношей-психологов на 4-м курсе, которые приводили к переходу личности из нормального психического состояния в пограничное. Переход сопровождался социогенными, психогенными и физиогенными потерями, результатом чего и было появление типа психологической защиты (ТПЗ). Объект исследования – пограничное психическое состояние личности; предмет – динамика защит личности в ТПЗ от социогенных, психогенных, физиогенных потерь.
Методика. С позиции теории адаптации (В. И. Медведев, 2003; Г. Селье, 1960) рассмотрены социопсихофизиогенные потери личности при обучении в стандартных условиях методами диагностики СМИЛ-MMPI (Л. Н. Собчик, 2000; S. Hathawey, J. Mckiney, 1956), КСПФЗЛ. Адаптивность изучена по дополнительной шкале Адаптивности СМИЛ-MMPI, разработанной коллективом авторов (В. М. Воробьев и соавт., 1984). Методом Конституциональной Социопсихофизиологической Защиты Личности (КСПФЗЛ) исследовалась Социальная Защита (СЗ) с Социальным (СУ) и Социально-психологическим (СПУ) Уровнями, Психологическая Защита (ПЗ) с Психологическим (ПУ) и Психофизиологическим (ПФУ) Уровнями, Физиологическая Защита (ФЗ) с Биологическим (БУ) и Физиологическим Уровнями (ФУ). Критерий Welsh с расчетом коэффициента b был вспомогательным. Его диапазоны в исследовании составили: «А» (≥–31Т – Невротическое состояние), «Б» (–30¸ –11Т – Приближение к невротическому состоянию), «В» (–10¸+6Т – Неопределенный вариант), «Г» (+7¸+25Т – Приближение к психотическому состоянию), «Д» (≥+26Т – Психотическое состояние). Все диапазоны – это пограничное психическое состояние личности. Прогноз психогенных потерь личности обучающихся в Академии ФСИН России определялся с применением математической модели Е. В. Трифонова (1980). Многомерный анализ выполнен с применением статистик M-Бартлетта, F-Фишера, t-Стьюдента, V-Уэлша, факторного и кластерного анализа (Л. Н. Большев, Н. В. Смирнов, 1983). Потери определяли по Защитным Адаптивным Реакциям восьми степеней (ЗАР).
Экспериментальные группы на 4-м курсе (рисунки 1, 2 и таблица 1)
Рис. 1. ТПЗ, Адаптивность и КСПФЗЛ у юношей 431-й и 432-й учебных групп до психокоррекции
Рис. 2. Прогноз психогенных потерь у юношей 431-й и 432-й учебных групп до психокоррекции
ТПЗ. Как видно на рисунках 1, 2, показатели шкал 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 СМИЛ (MMPI) для психокоррекции представлены кодом семи ТПЗ (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). У юношей 1-5-х курсов, в том числе юношей 4-го курса из экспериментальной группы, ТПЗ находились в пределах - 39-91 Т. М±σ для выборки по ТПЗ, Адаптивности, КСПФЗЛ оставляли 54±14 Т и 21±15 с. б., 48±13 с. б. Интервал ±10 Т принимался за пределы регулирования ТПЗ, Адаптивности, КСПФЗЛ.
Адаптивность, КСПФЗЛ. Показатели Адаптивности на рисунках 1, 2 находились в пределах 12-37 с. б. (Т, %), показатели КСПФЗЛ (СУ, СПУ, ПУ, ПФУ, ФУ) - в пределах 64 с. б. (Т, %). Исключение составляли суммарные показатели СУ и СПУ, ПУ и ПФУ - это СЗ и ПЗ в 91 и 114 с. б.
ЗАР3. Юноши 1-го курса имели код 2(61Т)>1>7>3>4>5>6 с ЗАР3 по Оптимистичности и ЗАР3 по Адаптивности. Код группы был эталоном. bВ = 5.
ЗАР5. Юноши 2-го курса имели код 2(65)>7>5>1>4>3>6 с ЗАР3 по Оптимистичности и ЗАР5 по Адаптивности. bГ = 16.
ЗАР3. Юноши 3-го курса имели код 2(60)>4>1>7>6>3>5 с ЗАР2 по Оптимистичности и ЗАР3 по Адаптивности. bГ = 7.
ЗАР4. Юноши 4-го курса имели код 7(66)>1>3>4>2>5>6 с ЗАР3 по Индивидуалистичности и ЗАР4 по Адаптивности. bВ = 6.
ЗАР3. Юноши 431-й группы имели код 2(59Т)>4>1>3>6>7>5 с ЗАР2 по Оптимистичности и ЗАР3 по Адаптивности. bВ = -3.
ЗАР6. Юноши 432-й группы имели код 7(85Т)>1>3>5>4>2>6 с ЗАР5 по Индивидуалистичности и ЗАР6 по Адаптивности. bГ = 16.
ЗАР3. Юноши 433-й группы имели код 1(53Т)> 3>4>5>7>2>6 с ЗАР1 по Сверхконтролю и ЗАР3 по Адаптивности. bВ = -4.
ЗАР4. Юноши 5-го курса имели код 2(68)>4>1>7>5>6>3 с ЗАР3 по Оптимистичности и ЗАР4 по Адаптивности. bВ = 3.
ЗАР4. Юноши 1-5-го курсов имели код 2(62)>7>1>4>3>5>6 с ЗАР3 по Индивидуалистичности и ЗАР4 по Адаптивности. bГ = 7.
Следовательно, на 4-м курсе обобщенный код ТПЗ юношей отличался от кода девушек (2>7>4>5>1>3>6) переходом Индивидуалистичности на 1-е место в коде. Юноши 431-й группы имели код 2>4>1>3>6>7>5 с актуализацией Оптимистичности. Юноши 432-й группы имели код 7>1>3>5>4>2>6 с актуализацией Оптимистичности. Адаптивность по дисперсии (9) у юношей 431-й группы способствовала меньшим психогенным потерям по сравнению с дисперсией (247) юношей 432-й группы. Код ТПЗ 7(85)>1>3>5>4>2>6 способствовал снижению Адаптивности юношей до ЗАР6 в 432-й группе на 4-м курсе, код ТПЗ 2(61Т)>1>7>3>4>5>6 - повышению Адаптивности с ЗАР3 на 1-м курсе.
Адаптивность. Перечисленные группы юношей по Адаптивности находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3-1к, ЗАР5-2к, ЗАР3-3к, ЗАР4-4к, ЗАР3-431, ЗАР6-432, ЗАР3-433, ЗАР4-5к, ЗАР4-1-5к. Следовательно, Адаптивность была высокой на 1-м курсе, снижалась на 2-м, возрастала на 3-м курсах, снижалась на 4-м значительно в 432-й экспериментальной группе, снижалась на 5-м курсе.
КСПФЗЛ. Коды КСПФЗЛ у юношей всех курсов и групп были ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ и ПЗ>СЗ>ФЗ. Самые высокие показатели 64>53>50>38>29 (62>59>48>32>18 у девушек 432-й группы) и 114>91>29 (110>91>18) с. б. были у юношей 432-й группы 4-го курса, самые низкие - 53>42>26>23>12 (53>45>30>22>13) и 79>65>12 (82>67>13 у девушек 1-го курса) с. б. у юношей 1-го курса. Если принять шкалу ординат за 100 %, то разница между высокими и низками показателями составила 11, 11, 24, 15, 17 (9, 14, 18, 10, 5 у девушек) и 35>26>17 (28>24>5) %. Диапазон КСПФЗЛ юношей отличался от диапазона КСПФЗЛ девушек.
Прогноз. На рисунке 2 представлены пределы регулирования ТПЗ и КСПФЗЛ по стандартному отклонению в ±10 Т (с. б.), что составляло 36 % от среднего значения в 56 Т всех ТПЗ и 44 % от среднего значения в 45 с. б. всех КСПФЗЛ у юношей 131-й и 132-й групп.
ЗАР3. Юноши 431-й группы имели код ТПЗ 2>4>1>3>6>7>5. До коррекции пространство регулирования у всех семи ТПЗ было сужено. Из семи ТПЗ у девушек 431-й группы пространство регулирования было расширено у одной ТПЗ3. Сужение пространства регулирования в отличие от девушек делает прогноз поведения курсантов благоприятным.
КСПФЗЛ. До коррекции пространство регулирования у всех КСПФЗЛ было сужено. У девушек 431-й группы пределы регулирования пяти типов КСПФЗЛ были расширены, у ведущей ПЗ, СЗ и ФЗ пределы регулирования были расширены. Сужение пределов регулирования у юношей делает прогноз поведения курсантов благоприятным.
ЗАР6. Юноши 432-й группы имели код ТПЗ 7>1>3>5>4>2>6. До коррекции пространство регулирования было сужено только у ТПЗ4. Из семи ТПЗ у девушек 432-й группы пространство регулирования было расширено у четырех ТПЗ7-2-5-6. У юношей 432-й группы пространство регулирования шести ТПЗ выходило за пределы регулирования, что по КСПФЗЛ делает прогноз поведения курсантов неблагоприятным.
КСПФЗЛ. До коррекции у юношей пространство регулирования было расширено только у ПФУ. Пределы регулирования были расширены у ПЗ в 2,2, СЗ в 1,3. До коррекции у девушек пространство регулирования было расширено только у ПУ и ПФУ. Пределы регулирования были расширены у ПЗ в 2,3 раза, у СЗ - в 1,3.
Таким образом, у юношей по КСПФЗЛ пределы регулирования были превышены, у ведущей ПЗ пределы регулирования были расширены в 2,3 раза, у СЗ - в 1,5 раза, у ФЗ - сужены, что по КСПФЗЛ делает прогноз поведения курсантов неблагоприятным. По динамике двух показателей ТПЗ и КСПФЗЛ можно судить о стратегии адаптации. Волновой процесс изменений ТПЗ при учебной нагрузке устанавливался различными диапазонами регулирования, которые у одних групп не нарушали, у других теряли связь с окружающей средой. Прогноз был благоприятным для юношей 431-й группы и неблагоприятным для юношей 432-й группы.
Как видно из таблицы 1, юноши 1-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>1>8>3>4>6>7 (2>1>7>3>4>5>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Код был эталоном для сравнений. Он отличался от кода девушек 1-го курса переходом Сверхконтроля с 3-го на 2-е место, Индивидуалистичности (7) - с 5-го на 3-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 4-е, Импульсивности (4) - со 2-го на 5-е место. Код КСПФЗЛ остался прежним. Основная нагрузка, как и у девушек, была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Оптимистичностью (2) с ЗАР3. Девушки по Адаптивности имели ЗАР3, по Оптимистичности - ЗАР2.
Юноши 2-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР5 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>8>6>1>4>3>7 (2>7>5>1>4>3>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 2-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 6-го на 2-е место, Ригидности (5) - с 5-го на 3-е, Сверхконтроля (1) - с 3-го на 4-е, Импульсивности (4) - со 2-го на 5-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 6-е, Тревожности (6) - с 6-го на 6-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Оптимистичностью (2) с ЗАР4. От кода юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 3-го на 2-е место, Ригидности (5) - с 6-го на 3-е, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 4-е, Импульсивности (4) - со 5-го на 5-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 6-е, Тревожности (6) - с 7-го на 7-е место. Весь код ТПЗ был изменен. Девушки 2-го курса по Адаптивности имели ЗАР3, по Оптимистичности (2) ЗАР2.
Таблица 1
Результаты исследований юношей из экспериментальной группы на 4-м курсе, n = 117
|
L |
F |
K |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
14 |
СЗ |
СУ |
СПУ |
ПЗ |
ПУ |
ПФУ |
ФУ |
М1к n = 22 |
57 |
57 |
57 |
55 |
42 |
53 |
53 |
55 |
53 |
48 |
54 |
61 |
43 |
17 |
65 |
23 |
42 |
79 |
53 |
26 |
12 |
σ1к |
11 |
21 |
10 |
12 |
5 |
8 |
9 |
8 |
18 |
11 |
21 |
10 |
9 |
16 |
17 |
9 |
10 |
22 |
9 |
15 |
11 |
D |
131 |
432 |
94 |
151 |
29 |
58 |
74 |
66 |
321 |
117 |
425 |
97 |
72 |
271 |
299 |
83 |
97 |
501 |
87 |
232 |
125 |
М2к n = 16 |
52 |
71 |
51 |
55 |
44 |
52 |
55 |
55 |
56 |
52 |
64 |
65 |
47 |
26 |
76 |
25 |
50 |
98 |
59 |
39 |
17 |
σ2к |
12 |
20 |
11 |
18 |
12 |
16 |
11 |
8 |
19 |
15 |
24 |
12 |
14 |
17 |
16 |
8 |
10 |
22 |
11 |
16 |
11 |
D |
136 |
417 |
112 |
321 |
150 |
242 |
118 |
68 |
364 |
234 |
555 |
147 |
194 |
278 |
261 |
68 |
104 |
491 |
114 |
242 |
113 |
М3к n = 35 |
48 |
54 |
52 |
48 |
40 |
46 |
51 |
52 |
44 |
47 |
48 |
60 |
43 |
17 |
68 |
21 |
47 |
82 |
53 |
30 |
10 |
σ3к |
11 |
14 |
10 |
10 |
10 |
11 |
10 |
10 |
9 |
9 |
12 |
8 |
8 |
9 |
12 |
5 |
9 |
16 |
7 |
10 |
6 |
D |
118 |
186 |
95 |
98 |
108 |
126 |
108 |
100 |
81 |
80 |
137 |
62 |
72 |
89 |
148 |
29 |
83 |
248 |
48 |
102 |
41 |
М4к n = 30 |
58 |
76 |
52 |
62 |
49 |
60 |
60 |
60 |
57 |
51 |
66 |
59 |
51 |
25 |
76 |
29 |
47 |
93 |
56 |
37 |
19 |
σ4к |
10 |
32 |
9 |
15 |
11 |
13 |
11 |
9 |
17 |
11 |
27 |
9 |
8 |
17 |
18 |
10 |
9 |
27 |
11 |
18 |
12 |
D |
102 |
1009 |
81 |
224 |
129 |
178 |
121 |
87 |
278 |
123 |
707 |
88 |
68 |
275 |
342 |
107 |
86 |
722 |
125 |
310 |
148 |
М431 n = 6 |
55 |
52 |
58 |
49 |
41 |
48 |
52 |
55 |
39 |
43 |
43 |
59 |
41 |
12 |
63 |
20 |
44 |
78 |
56 |
22 |
7 |
σ431 |
5 |
13 |
5 |
2 |
4 |
3 |
6 |
9 |
9 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
D |
24 |
167 |
25 |
5 |
13 |
9 |
37 |
85 |
86 |
9 |
25 |
16 |
8 |
9 |
23 |
8 |
12 |
13 |
19 |
8 |
10 |
М432 n = 15 |
60 |
100 |
49 |
72 |
56 |
69 |
66 |
61 |
69 |
59 |
85 |
66 |
55 |
37 |
91 |
38 |
53 |
114 |
64 |
50 |
29 |
σ432 |
9 |
27 |
7 |
13 |
13 |
11 |
9 |
9 |
13 |
10 |
23 |
6 |
8 |
16 |
13 |
7 |
8 |
22 |
8 |
16 |
9 |
D |
80 |
728 |
54 |
171 |
165 |
125 |
81 |
89 |
182 |
99 |
528 |
35 |
58 |
247 |
171 |
48 |
63 |
501 |
56 |
241 |
82 |
М433 n = 9 |
57 |
51 |
55 |
53 |
45 |
53 |
53 |
61 |
49 |
44 |
49 |
48 |
51 |
14 |
58 |
21 |
38 |
68 |
44 |
24 |
11 |
σ433 |
14 |
6 |
11 |
9 |
5 |
11 |
10 |
9 |
6 |
7 |
15 |
5 |
7 |
5 |
5 |
3 |
4 |
6 |
7 |
6 |
4 |
D |
201 |
41 |
128 |
81 |
22 |
119 |
104 |
89 |
36 |
50 |
224 |
24 |
49 |
27 |
30 |
11 |
15 |
34 |
49 |
33 |
19 |
М5к n = 14 |
52 |
73 |
48 |
55 |
46 |
48 |
61 |
57 |
53 |
50 |
54 |
68 |
47 |
25 |
80 |
25 |
54 |
95 |
59 |
36 |
15 |
σ5к |
9 |
23 |
9 |
18 |
12 |
13 |
11 |
11 |
13 |
10 |
14 |
11 |
8 |
13 |
15 |
7 |
10 |
25 |
12 |
16 |
9 |
D |
85 |
537 |
89 |
330 |
138 |
173 |
113 |
127 |
168 |
106 |
210 |
117 |
57 |
158 |
240 |
55 |
94 |
622 |
135 |
245 |
74 |
M1-5к |
54 |
65 |
53 |
55 |
44 |
52 |
55 |
56 |
52 |
49 |
57 |
62 |
46 |
21 |
72 |
24 |
47 |
88 |
55 |
33 |
14 |
σ1-5к |
11 |
24 |
10 |
15 |
11 |
13 |
11 |
10 |
16 |
11 |
21 |
10 |
10 |
15 |
16 |
9 |
10 |
23 |
10 |
15 |
10 |
D |
128 |
592 |
96 |
217 |
118 |
171 |
118 |
94 |
245 |
121 |
445 |
98 |
93 |
216 |
269 |
75 |
99 |
526 |
98 |
229 |
109 |
Юноши 3-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>4>1>8>7>3>6 (2>4>1>7>6>3>5) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 3-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 6-го на 4-е место, Тревожности (6) - с 7-го на 5-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 5-го на 6-е, Ригидности (5) - с 3-го на 4-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Оптимистичностью (2) с ЗАР2. От кода юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Импульсивности (4) с 5-го на 2-е место, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 3-е, Индивидуалистичности (7) - с 3-го на 4-е, Тревожности (6) - с 7-го на 5-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 6-е, Ригидности (5) - с 6-го на 7-е место. Весь код ТПЗ был изменен. Девушки 3-го курса по Адаптивности имели ЗАР4, по Оптимистичности (2) - ЗАР2.
Юноши 4-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР4 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 8>1>3>4>9>6>7 (7>1>3>4>2>5>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 4-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 7-го на 1-е место, Сверхконтроля (1) - с 5-го на 2-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 6-го на 3-е, Импульсивности - с 3-го на 4-е, Оптимистичности (2) - с 1-го на 5-е, Ригидности (5) - с 4-го на 6-е, Тревожности (6) - с 7-го на 7-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Индивидуалистичностью (7) с ЗАР3. От кода юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 3-го на 1-е место, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 2-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 3-е, Импульсивности - с 5-го на 4-е место, Оптимистичности (2) - с 1-го на 5-е, Ригидности (5) - с 6-го на 6-е, Тревожности (6) - с 7-го на 7-е место. Весь код ТПЗ был изменен. Девушки 4-го курса по Адаптивности имели ЗАР6, по Оптимистичности (2) - ЗАР3. Юноши по сравнению с девушками 4-го курса по Адаптивности имели лучшую ЗАР4.
Юноши 431-й группы находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>4>1>3>7>8>6 (2>4>1>3>6>7>5) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 431-й группы код ТПЗ отличался переходом Импульсивности с 6-го на 2-е место, Тревожности (6) - с 7-го на 5-е, Индивидуалистичности (7) - со 2-го на 6-е, Ригидности (5) - с 5-го на 7-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Оптимистичностью (2) - с ЗАР2. От кода ТПЗ юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Импульсивности с 5-го на 2-е место, Сверхконтроля - со 2-го на 3-е, Тревожности (6) - с 7-го на 5-е, Индивидуалистичности (7) - с 3-го на 6-е, Ригидности (5) - с 6-го на 7-е место. Девушки 431-й группы по Адаптивности имели ЗАР6, по Оптимистичности (2) - ЗАР3. Юноши по сравнению с девушками по Адаптивности и Оптимистичности имели лучшую ЗАР3.
Юноши 432-й группы находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР6 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 8>1>3>6>4>9>7 (7>1>3>5>4>2>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 432-й группы код ТПЗ отличался переходом Сверхконтроля с 5-го на 2-е место, Эмоциональной Лабильности - с 6-го на 3-е, Импульсивности - с 3-го на 5-е, Оптимистичности (2) - со 2-го на 6-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Индивидуалистичностью (7) с ЗАР5. От кода ТПЗ юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 3-го на 1-е место, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 3-е, Ригидности (5) - с 6-го на 4-е, Оптимистичности (2) - с 1-го на 6-е место. Девушки 432-й группы по Адаптивности имели ЗАР6, по Оптимистичности (2) ЗАР2. Юноши по сравнению с девушками по Адаптивности и Оптимистичности имели такую же ЗАР6.
Юноши 433-й группы находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР3 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 1>3>4>6>8>9>7 (1>3>4>5>7>2>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Психологической Защитой Сверхконтроль (1) с ЗАР3. От кода ТПЗ юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Сверхконтроля (1) со 2-го на 1-е место, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 2-е, Импульсивности - с 5-го на 3-е, Ригидности (5) - с 6-го на 4-е, Индивидуалистичности (7) - с 3-го на 5-е, Оптимистичности (2) - с 1-го на 6-е место.
Юноши 5-го курса находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР4 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>4>1>8>6>7>3 (2>4>1>7>5>6>3) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 5-го курса код ТПЗ отличался переходом Импульсивности с 3-го на 2-е место, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 3-е, Индивидуалистичности (7) - с 5-го на 4-е, Ригидности (5) - с 6-го на 5-е, Тревожности (6) - с 7-го на 6-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 7-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Психологической Защитой Оптимистичность с ЗАР3. От кода юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Импульсивности с 4-го на 7-е место, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 3-е, Индивидуалистичности (7) - с 3-го на 4-е, Ригидности (5) - с 6-го на 5-е, Тревожности (6) - с 7-го на 6-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 7-е место. Весь код ТПЗ был изменен. Девушки 5-го курса по Адаптивности имели ЗАР3, по Оптимистичности (2) ЗАР3. Юноши по сравнению с девушками по Адаптивности и Оптимистичности имели более низкую ЗАР4.
Как видно из таблицы 1, юноши 1-5-го курсов находились в пограничном психическом состоянии с ЗАР4 по Адаптивности. Коды ТПЗ и КСПФЗЛ у них были 9>8>1>4>3>6>7 (2>7>1>4>3>5>6) и ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. От кода девушек 1-5-го курсов код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 4-го на 2-е место, Импульсивности (4) - со 2-го на 4-е место. Основная нагрузка была на ПУ и СПУ, что формировало код КПСФЗЛ с ведущей Психологической Защитой Оптимистичность (2) с ЗАР3. От кода юношей 1-го курса код ТПЗ отличался переходом Индивидуалистичности (7) с 3-го на 2-е место, Сверхконтроля (1) - со 2-го на 3-е, Импульсивности - с 5-го на 4-е, Эмоциональной Лабильности (3) - с 4-го на 5-е место. Весь код ТПЗ был изменен. Девушки 1-5-го курсов по Адаптивности имели ЗАР4, по Оптимистичности (2) - ЗАР3. Юноши по сравнению с девушками по Адаптивности и Оптимистичности имели такую же ЗАР4.
Выводы
1. У юношей экспериментальной группы на 4-м курсе по сравнению с курсантами 1-3-го и 5-го курсов в структуре личности ведущим ТПЗ была Индивидуалистичность в отличие от девушек 4-го курса. Определены типология личности и порядок следования семи ТПЗ: Индивидуалистичность, Сверхконтроль, Эмоциональная Лабильность, Импульсивность, Оптимистичность-пессимистичность, Ригидность, Тревожность (7>1>3>4>2>5>6), а также порядок следования КСПФЗЛ - ПУ>СПУ>ПФУ>СУ>ФУ. Код юношей отличался от кода девушек 4-го курса переходом Индивидуалистичности (7) на 1-е место.
2. Отмечена неустойчивость прогноза поведения курсантов-юношей в связи с длительностью обучения. Дисперсия у юношей нарастала от 1-го ко 2-му снижалась к 3-му, возрастала к 4-5-му курсу по ТПЗ - 1781, 2832, 993, 2464, 27431, 174432, 91433, 1745, 2021-5 (1051, 81131, 80132, 147133, 2432, 2373, 1494, 2111-4 у юношей 1-го курса) Т2, по Адаптивности - 271, 278, 89, 275, 9, 247, 27, 158, 216 (108, 16, 57, 214, 478, 389, 89, 388 у юношей 1-го курса) с. б.2, по КСПФЗЛ - 204, 199, 100, 263, 13, 166, 27, 209, 201 (114, 52, 104, 157, 394, 335, 137, 318 у юношей 1-го курса) с. б.2 Особенно высокой дисперсия была у юношей 2-го курса и значительно ниже у юношей 431-й и выше 432-й экспериментальных групп, составляя соответственно по ТПЗ 27 и 174 (81 и 80)Т2, по Адаптивности - 9 и 247 (16 и 57) с. б.2, по КСПФЗЛ - 13 и 166 (52 и 104) с. б.2 Средние показатели дисперсии за 1-5-й курсы у юношей составили по ТПЗ - 202 (211)Т2, Адаптивности - 216 (388) с. б.2, КСПФЗЛ - 201 (318) с. б.2, что превышало показатели девушек соответственно в 1,6 раза по ТПЗ.
3. Установлено, что дисперсия у юношей нарастала от 1-го ко 2-му снижалась к 3-му, возрастала к 4-му и 5-му курсу. Рост дисперсии свидетельствовал о росте числа психогенных потерь и наоборот.
4. Первый курс. Девушки и юноши по Адаптивности и ТПЗ личности имели обобщенную Защитную Адаптивную Реакцию на 1-м курсе - ЗАР3 и ЗАР2, у 131-й группы - ЗАР3д и ЗАР2ю, у 132-й - ЗАР3 и ЗАР2, у 133-й группы - ЗАР0д и ЗАР3ю, на 2-м курсе - ЗАР5 и ЗАР5, на 3-м курсе - ЗАР3 и ЗАР5, на 4-м курсе - ЗАР2 и ЗАР3, на 1-4-м курсах - ЗАР3д и ЗАР4ю.
5. Четвертый курс. Девушки и юноши по Адаптивности и ТПЗ имели обобщенную Защитную Адаптивную Реакцию на 1-м курсе - ЗАР3 при βВ = 0 Т и ЗАР3 при βВ = 5, на 2-м - ЗАР3 при βВ = -4 и ЗАР5 при βГ = 16, на 3-м - ЗАР4 при βВ = 0 и ЗАР3 при βГ = 7, на 4-м курсе - ЗАР6 при βГ = 14 и ЗАР4 при βВ = 6, у 431-й группы - ЗАР6 при βГ= 13 и ЗАР3 при βВ = -3, у 432-й - ЗАР6 при βГ = 15 и ЗАР6 при βГ = 16, у 433-й группы - ЗАР0 при βВ = 0 и ЗАР3 при βВ = -4, на 5-м курсе - ЗАР3 при βВ = 4 и ЗАР4 при βВ = 3, на 1-5-м курсах - ЗАР4 при βВ = 3 и ЗАР4 при βВГ= 7 Т. По критерию Welsh юноши несли большие психогенные потери, чем девушки и особенно на 2-м курсе и в 432-й группе на 4-м курсе.
6. Пятый курс. Девушки и юноши по Адаптивности и ТПЗ имели обобщенную Защитную Адаптивную Реакцию до коррекции и Реакцию Восстановления после коррекции на 5-м курсе - ЗАР5, ЗАР4 и РВ4, РВ5, у 531-й группы - ЗАР6, ЗАР2 и РВ4, РВ4, у 532-й группы - ЗАР6, ЗАР5 до коррекции и РВ5, РВ5 после коррекции. Коррекция восстанавливала психогенные потери лучше у девушек и стабилизировала их у юношей.
7. Как видно из динамики нарастания психогенных потерь, они были минимальны на 1-м курсе, нарастали к 4-му и достигали значительных величин к 5-му курсу. Аудиовизуальная психологическая коррекция снижала психогенные потери в лучшей степени у девушек, в меньшей у юношей, активируя у юношей вытесненные в подсознание травматические события, связанные с предстоящим выполнением служебной деятельности.
8. Коды ТПЗ рекомендуется присваивать каждому курсанту для снижения риска получения психогенных потерь в чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях. Предлагается отмечать код ТПЗ в документах сотрудника.
Рецензенты:
Башкирева Т.В., д.б.н., профессор кафедры общей психологии ФГБОУ ВПО Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань;
Датий А.В., д.м.н., г.н.с. научно-исследовательского отдела Академии ФСИН России, г. Рязань.
Библиографическая ссылка
Серов В.И. ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ (ТПЗ), АДАПТИВНОСТЬ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОЦИОПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ (КСПФЗЛ), КРИТЕРИЙ WELSH (β) У ЮНОШЕЙ-ПСИХОЛОГОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЧЕТВЕРТОМ КУРСЕ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17948 (дата обращения: 04.10.2024).