Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ СОТРУДНИКОВ И ПОВЫШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Соловьев В.В. 1, 2
1 ГБУЗ «Городская клиническая больница № 81» Департамента здравоохранения города Москвы
2 АНО НИМЦ «Геронтология»
Неблагоприятная медико-демографическая ситуация в стране, низкий уровень менеджмента организации в здравоохранении, недостоверная статистика показателей здоровья медицинских работников, прежде всего, руководителей органов и учреждений здравоохранения, неизученная взаимозависимость состояния здоровья населения, механизма управления в здравоохранении, образа жизни и состояния здоровья руководителей ЛПУ – серьёзнейшая проблема современности, требующая неотлагательного решения. Развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства способно благотворно повлиять на все эти нерешенные задачи. В основе искусства управления лежат два основополагающих правила: получение желаемого эффекта при минимуме затрат; получение максимального эффекта при использовании заданных ограниченных ресурсов. Оба правила реализуются, и эффективность принимаемых решений увеличивается, когда руководитель поощряет инициативность сотрудников и побуждает их к высказыванию творческих идей, впечатлений, советов и практических предложений – инициатив.
здравоохранение
менеджер
руководитель
управление
1. Авесентьева М.В. Принятие управленческих решений» в здравоохранении на основе клинико-экономического анализа. Экономика здравоохранения. – М., 2003. – № 2(9). – С. 44-48.
2. Андреева О.В. Экономические методы управления и их влияние на качество медицинской помощи в ЛПУ // Экономика здравоохранения. – М., 2002. – № 7(65). – С. 13-15.
3. Боханов С.Ю., Вапнярская О.И. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении // Маркетинг в России и за рубежом. – М., 2002. – № 2. – С. 45-51.
4. Брагина З.В., Чернов Л.A., Маценова Т.А. Методологические аспекты совершенствования организации и планирования в управлении здравоохранением // Экономика здравоохранения. – М.,2003. – № 3(72). – С. 15-24.
5. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – 2007. – 276 с.
6. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник для вузов / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 304 с.230
7. Княжев В.А., Можаров Е.А., Романов А.И. Менеджмент и маркетинг медицинских услуг. – М.: Златограф, 2000. –176 с.
8. Меркушова Н. И. Оценка результативности интегрированной системы менеджмента/ Н. И. Меркушова // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 1 (41). – С. 124-127.
9. Мордовии С. К. Управление персоналом: современная российская практика / С. К. Мордовии. – СПб.: Питер, 2004. – 288 с.
Главными причинами проведения реформ в здравоохранении являются: ухудшение медико-демографической ситуации в стране; низкая экономическая эффективность системы здравоохранения; низкий уровень менеджмента [1,2].

Одним из ведущих направлений реформирования здравоохранения является целый комплекс вопросов, посвященных совершенствованию управления системой охраны здоровья населения. Методологические подходы к политике в области оказания медицинской помощи, планирования медицинских услуг, направленных на повышение доступности и улучшение их качества в современных условиях новых межбюджетных отношений, в том числе и финансовых, обосновывают необходимость поиска новых путей принятия организационных, управленческих и инвестиционных решений [3,4,5].

Таким образом, решение ряда проблем здравоохранения возможно благодаря совершенствованию менеджмента организации в здравоохранении на основе комплексного изучения взаимовлияния образа жизни, состояния здоровья руководителей органов и учреждений здравоохранения, механизма управления здравоохранением и состояния здоровья населения.

Цель. Изучить проблему развития инициативы сотрудников и повышения индивидуального мастерства.

Материалы и методы. Обзор современной научной литературы по проблеме за 2000-2014 года. Исследована работа лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Москвы.

Результаты и обсуждение. В основе искусства управления лежат два основополагающих правила: 1) получение желаемого эффекта при минимуме затрат; 2) получение максимального эффекта при использовании заданных ограниченных ресурсов [1,6,8].

Оба правила реализуются, и эффективность принимаемых решений увеличивается, когда руководитель поощряет инициативность сотрудников и побуждает их к высказыванию творческих идей, впечатлений, советов и практических предложений - инициатив. Сотрудники, демонстрирующие инициативу, предвосхищают решения руководителя, не ждут, когда им скажут, что и как они должны делать, высказывают свое видение ситуации и предлагают возможные решения проблем [3,8].

Функции управления связаны с тремя уровнями системы управления: стратегическим, тактическим и оперативным.

Функции управления на стратегическом уровне:

  • постановка цели;
  • прогнозирование;
  • планирование (общий план деятельности).

Функции управления на тактическом уровне:

  • проектирование (составление конкретного плана);
  • организация самого процесса.

Функции управления на тактическом уровне:

  • регулирование (корректировка ситуации в случае сбоя);
  • учёт (регистрация показателей);
  • контроль;
  • анализ (определение отклонений, требующих исправления).

Каждый человек выполняет, как минимум, одну из функций управления.

В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы [3,4,5]:

  • технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др.;
  • коммерческая функция: покупка, продажа, обмен;
  • финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности;
  • страховые - страхование и охрана имущества и лиц;
  • учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.;
  • административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Процесс управления - это система операций и процедур, выполняемых в определённой последовательности.

Процесс управления включает:

  • планирование,
  • организацию,
  • контроль,
  • мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности.

Среди наиболее существенных признаков медицинских учреждений, связанных с характером их деятельности и оказывающих влияние на процесс управления ими, следует отметить [1,2,6,7]:

  • сложность определения качества и измерения результатов работы;
  • высокую специализацию основной деятельности, которая часто имеет срочный и неотложный характер;
  • отсутствие права на неопределенность и ошибку;
  • потребность в тесной координации работы различных подразделений;
  • высокую квалификацию сотрудников, большая часть которых выступает, прежде всего, как представители своих профессий. Имея специальные знания и опыт, руководствуясь в своей работе системой моральных норм и принимая решения о лечении пациентов, они стремятся к самостоятельности и проявляют лояльность, прежде всего, по отношению к пациентам и коллегам по профессии;
  • необходимость контроля со стороны администрации медицинских учреждений за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и, соответственно, расходов ЛПУ;
  • трудность координации работы и распределения полномочий и ответственности, связанную с двойным подчинением, существующим во многих медицинских учреждениях, особенно больницах.

Продукт процесса управления - это принимаемое решение [5,9].

Последовательность действий, приводящих к цели, называется алгоритмом управления.

Алгоритм управленческих решений:

  • постановка цели и задачи (программно-целевое планирование);
  • сбор необходимой информации;
  • моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
  • принятие управленческого решения;
  • организация исполнения;
  • контроль исполнения;
  • оценка эффективности и корректировка результатов.

Различают три группы методов управления: организационно распорядительные или командно-административные, экономико-математические и социально-психологические.

В своей работе руководители исследуемых ЛПУ г. Москвы используют одновременно все три группы методов управления, однако большая часть приоритет отдаёт социально-психологическим методам, которые на первое место поставили 64,82 ± 2,80 % респондентов, что достоверно больше, чем командно-административные (24,13 ± 2,51 %, р<0,001) и экономико-математические (13,79 ± 2,02 %, р<0,001). На второе место 45,86 ± 2,93 % респондентов поставили экономико-математические методы, что достоверно больше, чем командно-административные (28,97 ± 2 ,66 %, р<0,001) и социально-психологические (22,42 ± 2,45 %, р<0,001). На третьем месте в 46,90 % ± 2,93 % - командно-административные методы с несущественными различиями использования экономико-математических методов (40,35 ± 2,88, р>0,05) и в достоверно большем проценте, чем социально-психологические (12,76 ± 1,96, р<0,00000001).

Командно-административные методы управления включают авторитарное управление на основе законов, распоряжений, уставов, договоров, приказов, инструкций. Эти методы лежат в основе формирования порядка деятельности учреждения, его кадрового и материального обеспечения.

Экономико-математические методы используют для стимулирования деятельности персонала, воздействуя на заработную плату работника и производя непрямые выплаты (обеспечение жильём, путёвками и др.).

Социально-психологические методы управления основаны на изменении мотивационной деятельности сотрудников. Они ориентированы на факторы престижности, изменение взглядов у работающих и позволяют повысить степень удовлетворённости у них выполняемыми функциями.

Заключение. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что на эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления, а также необходимо:

  • создание базовых, характерных для успешно развивающихся индустриальных стран, условий жизнедеятельности граждан и их материального обеспечения;
  • обеспечение единой государственной политики в области здравоохранения, повышения ответственности за эффективность всей деятельности в области охраны здоровья граждан;
  • обеспечение финансирования системы здравоохранения в достаточном объеме;
  • достижение оптимального баланса между секторами здравоохранения с различной формой собственности;
  • ответственность государственной власти за окружающую среду обитания граждан (экологическое благополучие), поддержка профилактической направленности здравоохранения;
  • ответственность государственной власти за окружающую среду обитания граждан (экологическое благополучие), поддержка профилактической направленности здравоохранения;
  • поэтапное увеличение государственных ассигнований на сферу здравоохранения, их эффективное использование;
  • обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения, переориентацию здравоохранения на существенное усиление мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращение инфекционных заболеваний, снижение рисков для здоровья человека, связанных с загрязнением и вредным влиянием факторов окружающей среды;
  • решение проблем гигиены и безопасности труда, профилактику травматизма и профессиональных заболеваний;
  • создание условий для формирования и стимулирования здорового образа жизни, совершенствования гигиенического воспитания и обучения населения, в особенности детей и молодежи; усиление борьбы с вредными привычками; развитие физической культуры и спорта; обеспечение рационального сбалансированного питания населения;
  • осуществление активной демографической политики, направленной на стимулирование рождаемости и снижение смертности, обеспечение и укрепление репродуктивного здоровья населения, а также социальной политики поддержки молодежи и защиты инвалидов и людей преклонного возраста;
  • обеспечение всестороннего гармонического физического и психического развития ребенка, начиная с рождения, его рационального питания, оптимальных условий быта, воспитания и обучения;
  • внедрение эффективной системы многоканального финансирования сферы здравоохранения;
  • усовершенствование системы социальной и правовой защиты медицинских и фармацевтических работников и пациентов;
  • определение критериев относительно дифференциации размера оплаты работы медицинских и фармацевтических работников в зависимости от уровня их квалификации, объемов, качества, сложности, эффективности и условий выполняемой работы;
  • интенсивное развитие медицинской и фармацевтической промышленности, в том числе медицинского приборостроения, производства лечебных средств и изделий медицинского назначения, удешевление их стоимости.

Отраслевые мероприятия должны предусматривать:

  • разработку государственных и целевых программ охраны здоровья населения;
  • определение приоритетов медицинской помощи и обоснования перечня и объема гарантированного уровня безвозмездной медицинской помощи гражданам в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения;
  • развитие первичной медико-санитарной помощи на основах семейной медицины;
  • проведение реструктуризации отрасли с целью ликвидации диспропорции в развитии разных видов медицинской помощи, рационализации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;
  • усовершенствование системы информационного обеспечения сферы здравоохранения на основе широкого развития информационных сетей, реорганизации медико-статистической службы;
  • создание системы обеспечения и контроля качества предоставления медицинской помощи на основе разработанных показателей качества;
  • внедрение системы лицензионных интегрированных испытаний в высших учебных заведениях, независимо от их подчинения, для унифицированного контроля качества подготовки специалистов для сферы здравоохранения;
  • усовершенствование порядка аккредитации учреждений здравоохранения и аттестации медицинских и фармацевтических работников.

В настоящее время уже можно с определенностью констатировать, что в западных странах внедрение идей бизнеса в управление государственным сектором в сфере здравоохранения идет по трем основным направлениям:

  • децентрализация управления и делегирование полномочий, в том числе в финансовой области, на низший уровень как внутри организаций, так и в их иерархии;
  • развитие, наряду с административной, системы договорных (контрактных) отношений не только с частными и некоммерческими организациями, но и между государственными службами;
  • усиление акцента на необходимость удовлетворения индивидуализированных потребностей клиентов и повышения качества и эффективности работы.

Рецензенты:

Иванова М.А., д.м.н., профессор, профессор-консультант медицинского центра «Ваша клиника», г. Москва;

Чеботарев П.А., д.м.н., доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности УО «Полоцкий государственный университет», г. Полоцк.


Библиографическая ссылка

Соловьев В.В., Соловьев В.В. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ СОТРУДНИКОВ И ПОВЫШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17935 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674