Одним из ведущих направлений реформирования здравоохранения является целый комплекс вопросов, посвященных совершенствованию управления системой охраны здоровья населения. Методологические подходы к политике в области оказания медицинской помощи, планирования медицинских услуг, направленных на повышение доступности и улучшение их качества в современных условиях новых межбюджетных отношений, в том числе и финансовых, обосновывают необходимость поиска новых путей принятия организационных, управленческих и инвестиционных решений [3,4,5].
Таким образом, решение ряда проблем здравоохранения возможно благодаря совершенствованию менеджмента организации в здравоохранении на основе комплексного изучения взаимовлияния образа жизни, состояния здоровья руководителей органов и учреждений здравоохранения, механизма управления здравоохранением и состояния здоровья населения.
Цель. Изучить проблему развития инициативы сотрудников и повышения индивидуального мастерства.
Материалы и методы. Обзор современной научной литературы по проблеме за 2000-2014 года. Исследована работа лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Москвы.
Результаты и обсуждение. В основе искусства управления лежат два основополагающих правила: 1) получение желаемого эффекта при минимуме затрат; 2) получение максимального эффекта при использовании заданных ограниченных ресурсов [1,6,8].
Оба правила реализуются, и эффективность принимаемых решений увеличивается, когда руководитель поощряет инициативность сотрудников и побуждает их к высказыванию творческих идей, впечатлений, советов и практических предложений - инициатив. Сотрудники, демонстрирующие инициативу, предвосхищают решения руководителя, не ждут, когда им скажут, что и как они должны делать, высказывают свое видение ситуации и предлагают возможные решения проблем [3,8].
Функции управления связаны с тремя уровнями системы управления: стратегическим, тактическим и оперативным.
Функции управления на стратегическом уровне:
- постановка цели;
- прогнозирование;
- планирование (общий план деятельности).
Функции управления на тактическом уровне:
- проектирование (составление конкретного плана);
- организация самого процесса.
Функции управления на тактическом уровне:
- регулирование (корректировка ситуации в случае сбоя);
- учёт (регистрация показателей);
- контроль;
- анализ (определение отклонений, требующих исправления).
Каждый человек выполняет, как минимум, одну из функций управления.
В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы [3,4,5]:
- технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др.;
- коммерческая функция: покупка, продажа, обмен;
- финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности;
- страховые - страхование и охрана имущества и лиц;
- учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.;
- административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.
Процесс управления - это система операций и процедур, выполняемых в определённой последовательности.
Процесс управления включает:
- планирование,
- организацию,
- контроль,
- мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности.
Среди наиболее существенных признаков медицинских учреждений, связанных с характером их деятельности и оказывающих влияние на процесс управления ими, следует отметить [1,2,6,7]:
- сложность определения качества и измерения результатов работы;
- высокую специализацию основной деятельности, которая часто имеет срочный и неотложный характер;
- отсутствие права на неопределенность и ошибку;
- потребность в тесной координации работы различных подразделений;
- высокую квалификацию сотрудников, большая часть которых выступает, прежде всего, как представители своих профессий. Имея специальные знания и опыт, руководствуясь в своей работе системой моральных норм и принимая решения о лечении пациентов, они стремятся к самостоятельности и проявляют лояльность, прежде всего, по отношению к пациентам и коллегам по профессии;
- необходимость контроля со стороны администрации медицинских учреждений за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и, соответственно, расходов ЛПУ;
- трудность координации работы и распределения полномочий и ответственности, связанную с двойным подчинением, существующим во многих медицинских учреждениях, особенно больницах.
Продукт процесса управления - это принимаемое решение [5,9].
Последовательность действий, приводящих к цели, называется алгоритмом управления.
Алгоритм управленческих решений:
- постановка цели и задачи (программно-целевое планирование);
- сбор необходимой информации;
- моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
- принятие управленческого решения;
- организация исполнения;
- контроль исполнения;
- оценка эффективности и корректировка результатов.
Различают три группы методов управления: организационно распорядительные или командно-административные, экономико-математические и социально-психологические.
В своей работе руководители исследуемых ЛПУ г. Москвы используют одновременно все три группы методов управления, однако большая часть приоритет отдаёт социально-психологическим методам, которые на первое место поставили 64,82 ± 2,80 % респондентов, что достоверно больше, чем командно-административные (24,13 ± 2,51 %, р<0,001) и экономико-математические (13,79 ± 2,02 %, р<0,001). На второе место 45,86 ± 2,93 % респондентов поставили экономико-математические методы, что достоверно больше, чем командно-административные (28,97 ± 2 ,66 %, р<0,001) и социально-психологические (22,42 ± 2,45 %, р<0,001). На третьем месте в 46,90 % ± 2,93 % - командно-административные методы с несущественными различиями использования экономико-математических методов (40,35 ± 2,88, р>0,05) и в достоверно большем проценте, чем социально-психологические (12,76 ± 1,96, р<0,00000001).
Командно-административные методы управления включают авторитарное управление на основе законов, распоряжений, уставов, договоров, приказов, инструкций. Эти методы лежат в основе формирования порядка деятельности учреждения, его кадрового и материального обеспечения.
Экономико-математические методы используют для стимулирования деятельности персонала, воздействуя на заработную плату работника и производя непрямые выплаты (обеспечение жильём, путёвками и др.).
Социально-психологические методы управления основаны на изменении мотивационной деятельности сотрудников. Они ориентированы на факторы престижности, изменение взглядов у работающих и позволяют повысить степень удовлетворённости у них выполняемыми функциями.
Заключение. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что на эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления, а также необходимо:
- создание базовых, характерных для успешно развивающихся индустриальных стран, условий жизнедеятельности граждан и их материального обеспечения;
- обеспечение единой государственной политики в области здравоохранения, повышения ответственности за эффективность всей деятельности в области охраны здоровья граждан;
- обеспечение финансирования системы здравоохранения в достаточном объеме;
- достижение оптимального баланса между секторами здравоохранения с различной формой собственности;
- ответственность государственной власти за окружающую среду обитания граждан (экологическое благополучие), поддержка профилактической направленности здравоохранения;
- ответственность государственной власти за окружающую среду обитания граждан (экологическое благополучие), поддержка профилактической направленности здравоохранения;
- поэтапное увеличение государственных ассигнований на сферу здравоохранения, их эффективное использование;
- обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения, переориентацию здравоохранения на существенное усиление мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращение инфекционных заболеваний, снижение рисков для здоровья человека, связанных с загрязнением и вредным влиянием факторов окружающей среды;
- решение проблем гигиены и безопасности труда, профилактику травматизма и профессиональных заболеваний;
- создание условий для формирования и стимулирования здорового образа жизни, совершенствования гигиенического воспитания и обучения населения, в особенности детей и молодежи; усиление борьбы с вредными привычками; развитие физической культуры и спорта; обеспечение рационального сбалансированного питания населения;
- осуществление активной демографической политики, направленной на стимулирование рождаемости и снижение смертности, обеспечение и укрепление репродуктивного здоровья населения, а также социальной политики поддержки молодежи и защиты инвалидов и людей преклонного возраста;
- обеспечение всестороннего гармонического физического и психического развития ребенка, начиная с рождения, его рационального питания, оптимальных условий быта, воспитания и обучения;
- внедрение эффективной системы многоканального финансирования сферы здравоохранения;
- усовершенствование системы социальной и правовой защиты медицинских и фармацевтических работников и пациентов;
- определение критериев относительно дифференциации размера оплаты работы медицинских и фармацевтических работников в зависимости от уровня их квалификации, объемов, качества, сложности, эффективности и условий выполняемой работы;
- интенсивное развитие медицинской и фармацевтической промышленности, в том числе медицинского приборостроения, производства лечебных средств и изделий медицинского назначения, удешевление их стоимости.
Отраслевые мероприятия должны предусматривать:
- разработку государственных и целевых программ охраны здоровья населения;
- определение приоритетов медицинской помощи и обоснования перечня и объема гарантированного уровня безвозмездной медицинской помощи гражданам в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения;
- развитие первичной медико-санитарной помощи на основах семейной медицины;
- проведение реструктуризации отрасли с целью ликвидации диспропорции в развитии разных видов медицинской помощи, рационализации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;
- усовершенствование системы информационного обеспечения сферы здравоохранения на основе широкого развития информационных сетей, реорганизации медико-статистической службы;
- создание системы обеспечения и контроля качества предоставления медицинской помощи на основе разработанных показателей качества;
- внедрение системы лицензионных интегрированных испытаний в высших учебных заведениях, независимо от их подчинения, для унифицированного контроля качества подготовки специалистов для сферы здравоохранения;
- усовершенствование порядка аккредитации учреждений здравоохранения и аттестации медицинских и фармацевтических работников.
В настоящее время уже можно с определенностью констатировать, что в западных странах внедрение идей бизнеса в управление государственным сектором в сфере здравоохранения идет по трем основным направлениям:
- децентрализация управления и делегирование полномочий, в том числе в финансовой области, на низший уровень как внутри организаций, так и в их иерархии;
- развитие, наряду с административной, системы договорных (контрактных) отношений не только с частными и некоммерческими организациями, но и между государственными службами;
- усиление акцента на необходимость удовлетворения индивидуализированных потребностей клиентов и повышения качества и эффективности работы.
Рецензенты:
Иванова М.А., д.м.н., профессор, профессор-консультант медицинского центра «Ваша клиника», г. Москва;
Чеботарев П.А., д.м.н., доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности УО «Полоцкий государственный университет», г. Полоцк.
Библиографическая ссылка
Соловьев В.В., Соловьев В.В. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ СОТРУДНИКОВ И ПОВЫШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17935 (дата обращения: 10.05.2025).