Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уразова А.Р. 1
1 ФГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
В условиях реализации основных положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуализируется значение дошкольного детства как уникального и значимого периода, требующего поддержки значимых взрослых, сопровождения на всех его этапах. Педагогическое сопровождение способствует приобщению ребёнка к социально-культурным и нравственным ценностям, успешности социально-личностного развития, которые необходимы для его самореализации и саморазвития, дальнейшего профессионального самоопределения в жизни. В связи с этим необходимо моделирование педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста, теоретико-методологическим основанием которой являются социокультурный, компетентностный и личностный подходы. Представленная модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста успешно реализована в детских садах г. Челябинска.
педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей
дети дошкольного возраста
компетентностный и личностный подходы
социокультурный
модель
социально-личностное развитие
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.И. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцева; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 320 с.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.: ил.
3. Соколова Е.А. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка: взаимосвязь и различия / URL: conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf8/566.doc‎.
4. Трубайчук Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: монография / Л.В. Трубайчук. – Челябинск, 2009. – 153 с.
5. Трубайчук Л.В. Методологические рекомендации к подготовке и защите магистерской диссертации / Л.В. Трубайчук. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. – 118 с.
6. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования / Н.О. Яковлева. – М.: Информационное изд-во Центр АТ и СО, 2002. – 239 с.
В свете последних изменений в теории и практики дошкольного образования остаётся актуальной проблема социально-личностного развития детей дошкольного возраста, являющееся одной из главных составляющих гармоничного развития ребёнка, способствующее его успешности в собственной деятельности и дальнейшему самоопределению в профессии. Педагогам необходимо сопровождать ребёнка на протяжении всего периода дошкольного детства, в связи с чем важно способствовать выработке у педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) конкретной системы деятельности по социально-личностному развитию детей в соответствии с современными требованиями и особенностями системы дошкольного образования.

Основываясь на понятие, представленное в учебном пособии под редакцией В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой, «педагогическое сопровождение» можно рассматривать как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребёнка дошкольного возраста в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога [3].

В анализе, проведённом Е.А. Соколовой [3], представлены понятия и мнения разных ученых. Основываясь на определение Ф.М. Фрумина, В.П. Слободчикова, сопровождение - это помощь ребёнку в его личностном росте, установка на эмпатийное понимание дошкольника, на открытое общение. А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение ребёнка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. Сам же автор считает, что педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей. По словам Е.А. Соколовой, сопровождение должны осуществлять «тьюторы-педагоги со специфическим набором функций», и его деятельность должна быть «основана именно на идеях педагогики поддержки», тем самым ребёнок сам вправе выбирать средства для ознакомления с содержанием, что позволит обеспечить эмоциональную вовлеченность воспитанников в деятельность и их субъектность.

Таким образом, можем утверждать, что педагогическое сопровождение включает в себя умение педагога быть рядом, следовать за ребёнком, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в обучении, воспитании, следовательно, и развитии. Данное понятие наиболее активно применяется в выборе разных видов детской деятельности (продуктивной, игровой, двигательной и др.), в связи с дальнейшим профессиональным самоопределением ребёнка в жизни, должно носить опережающий характер.

С целью получения аналога какого-либо изучаемого объекта в науке используется моделирование данного объекта, или процесса. В исследованиях Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова модель рассматривается как мысленно представленная или материально реализованная система символов, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знаний об оригинале [1, с. 125]. Модель отражает не всех свойств реального объекта, а лишь существенные элементы для исследования поставленной задачи, является теоретической конструкцией, отражающая существенные особенности исследуемого объекта (процесса), с точки зрения понимания автором.

Как утверждает Н.О. Яковлева, моделирование используется для построения новой или развития уже существующей, но неполной теории, когда:

  • нет достаточных знаний об объекте исследования;
  • необходимо предсказать поведение объекта в будущем;
  • существующие средства теории оказываются непригодными для изучения того или иного аспекта действительности;
  • необходимо интерпретировать результаты теории в действительности, которую она описывает;
  • необходимо установить связи между различными теориями для более полного их описания [6].

Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что метод моделирования включает в себя создание идеального образа оригинала, представляющего собой специфическое орудие опосредованного изучения объектов действительности, в частности модели организации и функционирования педагогического процесса или его частей. Моделирование применимо в процессе изучения и экспериментирования отдельных частей педагогических форм, методов работы, их взаимосвязи между собой: в организации исследований крупного масштаба. С помощью моделирования мы имеем возможность изучать системы, которые на данный момент не существуют в действительности, системы, которые могут быть созданы для решения поставленных задач.

В современной науке представлено множество различных подходов, которые можно классифицировать по разным основаниям: по научным дисциплинам: психологический, философский, педагогический, антропологический, междисциплинарный и т. д. Существующие подходы не исключают друг друга, а реализуют разные планы рассмотрения.

Теоретико-методологическим основанием для составления модели педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста являются социокультурный, компетентностный и личностный подходы.

Основанием для составления модели нашего исследования, выделения его компонентов, связей между ними и их функций в нашем исследовании служит социокультурный подход, предполагающий ориентацию на социальную сторону развития личности ребёнка в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития [4, с. 8]. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, при этом в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность ребёнка действовать в различных проблемных ситуациях, мобилизировать свой потенциал. Личностный подход утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности, предполагает организацию деятельности, в которой ребенок является активным и инициативным субъектом, индивидуальным и своеобразным [5, с. 37].

Подводя итоги определению методологических основ социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста, можем утверждать, что социокультурный подход способствует социальному развитию ребенка, учитывая культурное наследие и культурный опыт человечества, концентрирует внимание на духовном мире; компетентностный подход обеспечивает развитие компетентностей у детей, овладение ключевыми компетенциями, которые позволят подготовить воспитанников к жизни; личностный подход признает уникальность личности каждого ребёнка, право на уважительное отношение.

На основе выше представленных подходах и основываясь на цели, задачах и гипотезы нашего исследования, нами разработана структурно-функциональная модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Построение данной модели мы начинаем с выявления социального заказа общества, заключающегося в воспитании ребёнка, который будет демонстрировать социальное поведение в духе демократических ценностей и норм, в оказании поддержки для гармоничного развития всех сторон личности ребёнка, включающей социально-личностное развитие через организацию разнообразных форм и методов совместной деятельности, выбор средств и создание благоприятных условий. В связи с выбранной методологической стратегией в модель включены следующие взаимосвязанные блоки: мотивационно-целевой, содержательный, процессуальный и диагностический, также выполняемые функции: личностно-ориентированная, деятельностная, регулятивная и оценочная (рисунок).

Мотивационно-целевой блок представлен целью и компонентами социально-личностного развития детей дошкольного возраста. В своем исследовании мы опираемся на определение цели как мысленного предвосхищения результатов деятельности. В нашем исследовании структурно-функциональной модели цель направлена на обеспечение педагогического сопровождения социально-личностного развития детей, способствующее общению и деятельности ребёнка в социуме, проявлению ценностных ориентаций, моральных и эстетических установок личности. Данная цель обусловлена социальным заказом государства, которая выражена основными тезисами Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), предполагающие приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в процессе сотрудничества ДОО с семьёй.

Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста

Достижение поставленной цели возможно при решении определенных групп задач по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста (таблица).

Программное содержание педагогического сопровождения социально-личностного развития детей

Возрастные периоды

Задачи

Младший дошкольный возраст

развивать у дошкольников доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье

Средний дошкольный возраст

развивать у детей умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость

Старший дошкольный возраст

обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков

В соответствии с поставленными задачами нами сформулирован содержательный аспект педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста, представленный содержательным блоком. Данный блок определяет содержание педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников, включающее как результат личностного развития - формирование положительного отношения к себе, как результат социально-личностного развития - формирование положительного отношения к миру и как результат социального развития - формирование положительного отношения к людям. Достижение представленных результатов возможно благодаря разработке индивидуального образовательного маршрута социально-личностного развития ребёнка, обучению детей дошкольного возраста рефлексивной деятельности и формированию базовых компетенций у педагогов ДОО. Содержание социально-личностного развития детей заключается в овладении детьми умений рефлексивной деятельности (осознание значимости собственной деятельности, проявление активности, осознание своей индивидуальности, уникальности и предназначение, которые проявляются из анализа его деятельности и ее продуктов) и овладения педагогами того перечня компетенций, который позволит им эффективно выстраивать образовательный процесс, в рамках сотрудничества взрослых и детей, достигать высоких результатов и повышать свою профессиональную компетентность в целом.

Процессуальный блок нашей структурно-функциональной модели педагогического сопровождения социально-личностного развития дошкольников включает разнообразные формы, методы и средства взаимодействия с детьми разной возрастной категории, используемые в ДОО.

Форма работы - это способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения [2, с. 178]. В нашем исследовании предлагаются следующие формы обучения:

  • коллективные: совместное выполнение задания несколькими детьми;
  • групповые: выполнение своего задания в рамках одной группы детей каждым ребёнком либо разделение группы детей на части, либо выполнения задания всеми детьми, затем по частям;
  • индивидуальные: взаимодействие педагога с каждым ребёнком отдельно (коррекционная и индивидуальная работа);
  • самостоятельная деятельность (свободная деятельность детей в развивающей предметно-пространственной среде, созданной педагогами, обеспечивающая свободный выбор каждого ребёнка по его интересам).

Метод обучения (от греч. «methodos» означает «путь, способ движения к цели») - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения [2, с. 176]. В контексте нашего исследования, чтобы эффективно решить поставленные задачи, мы использовали классификацию методов М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский методы.

Реализация предложенных нами форм и методов взаимодействия педагога с детьми в процессе социально-личностного развития осуществляются в процессе сочетания различных видов деятельности, которые отражены в ФГОС ДО: коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской, трудовой. Для этого педагогом применяются такие средства, как художественные (чтение сказок и рассказов, народного фольклора, рассматривание иллюстраций, просмотр тематических компьютерных презентаций и др.), проблемные ситуации (рассматривание картин с проблемной ситуацией, моделей, лото, домино и т.д.), детская деятельность (коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, игровая), наглядные средства (макеты, схемы, продукты детской деятельности и др.), свободное общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее получению ребёнком ценностного личного опыта установления разнообразных форм контактов, проявлению нравственных качеств. Общение даёт ребёнку ценную социальную практику коммуникации и взаимопонимания с людьми.

Организация работы по воспитанию разносторонне развитой личности, социально уверенной, способной сохранить свою индивидуальность, проявляющей самостоятельность, познавательную и коммуникативную активность включает методы самоконтроля со стороны самого ребёнка за своим поведением, применение возможных методов коррекции, приемы самоанализа и самооценки, рефлексии.

Сочетание продуктивных форм, методов и средств взаимодействия, влияющих на развитие у детей проявления возможности лучшего осознания самого себя, своего «Я», позволяет эффективно организовать работу по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста.

Диагностический блок включает в себя комплексную методику, позволяющую диагностировать в повседневной жизни детского сада реальные особенности социально-личностного развития детей. Проведение диагностики позволит уточнить уровень социально-личностного развития дошкольников, спроектировать педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребёнка. Также диагностический блок отражает критерии: личностное и социальное развитие, проявление рефлексии в собственной детской деятельности и сформированность базовых компетенций педагогов ДОО; уровни: оптимальный (высокий), допустимый (средний), недопустимый (низкий); показатели социально-личностного развития дошкольника и результат: социализированность ребёнка дошкольного возраста в обществе.

Таким образом, данная модель педагогического сопровождения социально-личностного развития детей дошкольного возраста способствует достижению поставленной цели - успешной социализированности ребёнка в обществе.

Рецензенты:

Трубайчук Л.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ФГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Емельянова И.Е., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии детства ФГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Уразова А.Р. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17355 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074