Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Белов А.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Департамента образования города Москвы
Формирование готовности бакалавров должно рассматриваться как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять социально-воспитательную деятельность. Для этого необходимо глубокое изучение разных подходов в подготовке бакалавров к социально-воспитательной деятельности в детском оздоровительном учреждении, т.к. их готовность к педагогической практике предполагает наличие личностных образований, обеспечивающих вариативность профессиональных действий, способность самостоятельно строить технологию социально-воспитательной деятельности, готовность к креативной деятельности как интегративному качеству личности, формировать профессиональные компетенции.
социально-воспитательная деятельность
педагогическая практика
детское оздоровительное учреждение
компетенции
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.
2. Волгунов В.А. Социализирующая среда загородного детского оздоровительного лагеря // Человек и образование. – 2010. – № 4. – С. 82-87.
3. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность. Личность и коллектив: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 220 с.
4. Детский летний лагерь как социально-культурный институт // Научный поиск: сб. студенческих научных работ / под ред. И.Г. Абрамовой. – СПб.: ИСГУ, 2006. – С. 36-38.
5. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: монография. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2005. – 274 с.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов /А.В. Мудрик / под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с.
7. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н /Д., 1999. – 544 с.
Формирование готовности бакалавров к педагогической деятельности должно базироваться на разработке эффективного содержания подготовки, являющегося частью учебного процесса и раскрывающегося в полной мере в аспекте педагогической практики.

Педагогическая практика чаще всего осуществляется на базе образовательных учреждений разных типов и видов (детские сады, школы, вузы, интернаты и т.д.) и культурных центров (библиотеки, музеи, НИИ и т.д.). Однако существует еще один вид производственной (педагогической) практики, протекающий на базе детского оздоровительного учреждения.

Анализируя Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата, можно отметить, что детские оздоровительные учреждения указываются в качестве баз для прохождения педагогической  практики в разделе основной образовательной программы «Учебная и производственная практика» по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Этот факт подчеркивает актуальность данного вида практики.

Успешность педагогической практики бакалавров в детском оздоровительном учреждении будет определяться, в первую очередь, его готовностью в вопросах воспитания и социализации.

В Словаре терминов по общей и социальной педагогике воспитание определяется как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Отечественные и зарубежные педагоги, в разное время обращавшиеся к вопросу воспитания, определяли его цели по-своему. М. Монтессори, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова рассматривают воспитание как целенаправленное управление развитием личности. А.В. Мудрик определяет воспитание как целенаправленное создание условий для развития личности [6].

Е.В. Бондаревская под воспитанием подразумевают деятельность по развитию духовного мира личности, направления на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа [1].

Термин «социализация» в Большой советской энциклопедии представлен как  процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

В Словаре «Профессиональное образование» утверждается, что социализация представляет собой процесс, включающий как целенаправленное воздействие на личность, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. При этом отмечается, что воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. В некоторых случаях социализация обозначается как один из этапов социализации наряду с адаптацией, обучением и взрослением.

Т. Шибутани определяет социализацию как процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм [7].

Е.В. Змановская определяет социализацию как процесс постепенного интегрирования индивида в социум посредством познания, присвоения и принятия общественно-значимых отношений, смыслов и норм [5].

Нередко социализацию включают в понятие воспитание, т.е. считают социализацию частью или следствием воспитательного процесса. Похожий подход мы можем обнаружить в ФГОС ВПО (например, раздел «Педагогическое образование» (бакалавриат)), где основными понятиями являются «воспитание», «воспитательный процесс» и «воспитательная деятельность». Однако там же, при формулировании роли вуза в профессиональном становлении бакалавра, мы можем увидеть следующую формулировку: «...вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса». Таким образом, согласно Стандарту, учебный процесс, включающий подготовку и педагогическую практику в детском оздоровительном учреждении, носит социально-воспитательный характер.

Процессы воспитания и социализации в детском оздоровительном учреждении являются самостоятельными, взаимодополняемыми и не противоречащими друг другу. Процесс социализации в детском оздоровительном учреждении связан с адаптацией детей к новым для себя внешним условиям, временному детскому коллективу. В то же время воспитательный процесс, непрерывно протекающий в семье, школе в детском оздоровительном учреждении не прерывается, а приобретает даже более интенсивный характер.

В период подготовки к педагогической практике бакалавры осваивают типы и функции социально-воспитательной деятельности.

Среди типов социально-воспитательной деятельности можно выделить основополагающие:

1) практический - связан с формированием навыков взаимодействия в процессе выполнения различных заданий;

2) познавательный - определяется повышением уровня знаний в области организации и проведения культурно-досуговых мероприятий, эффективной коммуникации, а также стремлением узнавать новое;

3) эстетический - направлен на создание условий для восприятия прекрасного (природы, искусства и т.д.) через трансляцию образцов посредством мероприятий.

Функции социально-воспитательной деятельности соотносятся с этапами, лежащими в основе любой деятельности:

1) Мотивационная (вовлекает в практическую деятельность).

2) Целеполагания (учит ставить цели планируемого мероприятия).

3) Проектная (знакомит с принципами проектировочной деятельности).

4) Организаторская (помочь правильно реализовать мероприятие).

5) Аналитическая (учит объективно анализировать результат, делать выводы).

Формирование готовности бакалавров к социально-воспитательной деятельности будет зависеть не только от теоретической подготовки в данной области, но и от понимания и освоения функциональных обязанностей вожатого детского оздоровительного учреждения.

Функции бакалавра как вожатого детского оздоровительного учреждения коррелируются, с одной стороны, социально-воспитательной деятельностью, а с другой - умениями и навыками, формирующими его профессиональные компетенции и готовность к профессиональной педагогической деятельности.        

Обозначим основные функции бакалавра как вожатого детского оздоровительного учреждения и содержание деятельности им соответствующее (табл. № 1)

Таблица 1

Функции бакалавра как вожатого детского оздоровительного учреждения

Функции

Содержание деятельности

(умения, навыки, способности)

Мотивационная

- способность к самомотивации и умение замотивировать ребенка в различных видах деятельности;

- формирование у детей и подростков стремления к духовно-нравственному самоопределению, самосовершенствованию и самовоспитанию.

Целеполагания

- умение правильно ставить цели, реализовывать их, видеть возможный результат и просчитывать риски.

Методическая

- владение различными методиками и технологиями по организации образования, оздоровления и отдыха детей.

Коммуникативная

- владение словом, регулирующим работу и взаимоотношения с детьми, а также способствующим эффективной и позитивной коммуникации.

Проектно-организаторская

 

- владение принципами проектировочной деятельности, а также технологией проектирования социально-воспитательной деятельности в детском оздоровительном учреждении.

Креативная

- создание условий для развития и реализации креативных способностей школьников.

Психологическая

- умение выявлять психологические особенности детей и подростков и оказание психологической поддержки;

- способность к созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе: доверительных отношений, взаимного уважения, понимания и поддержки.

Рефлексивная

- способность к самоанализу и оценке деятельности детей; умение корректировать свою деятельность и деятельность детей на разных этапах смены.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфика формирования готовности бакалавров к социально-воспитательной деятельности представляет собой качественную теоретическую и практическую подготовку, базирующуюся на приобретении умений и навыков, необходимых для работы в детском оздоровительном учреждении в период педагогической практики.

Рецензенты:

Сергеева В.П., д.п.н., профессор, директор Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Сороковых Г.В., д.п.н., профессор ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Белов А.А. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17032 (дата обращения: 11.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074