Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFICS OF FORMATION OF READINESS OF BACHELORS TO SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN CHILD CARE IMPROVING FACILITIES

Belov A.A. 1
1 SEI HPE «Moscow City Pedagogical University» Moscow Department Of Education
Formation of readiness of bachelors has to be considered as complete manifestation of all parties of the personality which gives the chance effectively to carry out social and educational activity. For this purpose deep studying of different approaches in training of bachelors for social and educational activity in child care improving facility since their readiness for student teaching assumes existence of the personal educations providing variability of professional actions, ability independently to build technology of social and educational activity, readiness for creative activity as to integrative quality of the personality, to form professional competences is necessary.
social and educational activity
student teaching
child care improving facility
competences
Формирование готовности бакалавров к педагогической деятельности должно базироваться на разработке эффективного содержания подготовки, являющегося частью учебного процесса и раскрывающегося в полной мере в аспекте педагогической практики.

Педагогическая практика чаще всего осуществляется на базе образовательных учреждений разных типов и видов (детские сады, школы, вузы, интернаты и т.д.) и культурных центров (библиотеки, музеи, НИИ и т.д.). Однако существует еще один вид производственной (педагогической) практики, протекающий на базе детского оздоровительного учреждения.

Анализируя Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата, можно отметить, что детские оздоровительные учреждения указываются в качестве баз для прохождения педагогической  практики в разделе основной образовательной программы «Учебная и производственная практика» по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Этот факт подчеркивает актуальность данного вида практики.

Успешность педагогической практики бакалавров в детском оздоровительном учреждении будет определяться, в первую очередь, его готовностью в вопросах воспитания и социализации.

В Словаре терминов по общей и социальной педагогике воспитание определяется как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Отечественные и зарубежные педагоги, в разное время обращавшиеся к вопросу воспитания, определяли его цели по-своему. М. Монтессори, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова рассматривают воспитание как целенаправленное управление развитием личности. А.В. Мудрик определяет воспитание как целенаправленное создание условий для развития личности [6].

Е.В. Бондаревская под воспитанием подразумевают деятельность по развитию духовного мира личности, направления на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа [1].

Термин «социализация» в Большой советской энциклопедии представлен как  процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

В Словаре «Профессиональное образование» утверждается, что социализация представляет собой процесс, включающий как целенаправленное воздействие на личность, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. При этом отмечается, что воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. В некоторых случаях социализация обозначается как один из этапов социализации наряду с адаптацией, обучением и взрослением.

Т. Шибутани определяет социализацию как процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм [7].

Е.В. Змановская определяет социализацию как процесс постепенного интегрирования индивида в социум посредством познания, присвоения и принятия общественно-значимых отношений, смыслов и норм [5].

Нередко социализацию включают в понятие воспитание, т.е. считают социализацию частью или следствием воспитательного процесса. Похожий подход мы можем обнаружить в ФГОС ВПО (например, раздел «Педагогическое образование» (бакалавриат)), где основными понятиями являются «воспитание», «воспитательный процесс» и «воспитательная деятельность». Однако там же, при формулировании роли вуза в профессиональном становлении бакалавра, мы можем увидеть следующую формулировку: «...вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса». Таким образом, согласно Стандарту, учебный процесс, включающий подготовку и педагогическую практику в детском оздоровительном учреждении, носит социально-воспитательный характер.

Процессы воспитания и социализации в детском оздоровительном учреждении являются самостоятельными, взаимодополняемыми и не противоречащими друг другу. Процесс социализации в детском оздоровительном учреждении связан с адаптацией детей к новым для себя внешним условиям, временному детскому коллективу. В то же время воспитательный процесс, непрерывно протекающий в семье, школе в детском оздоровительном учреждении не прерывается, а приобретает даже более интенсивный характер.

В период подготовки к педагогической практике бакалавры осваивают типы и функции социально-воспитательной деятельности.

Среди типов социально-воспитательной деятельности можно выделить основополагающие:

1) практический - связан с формированием навыков взаимодействия в процессе выполнения различных заданий;

2) познавательный - определяется повышением уровня знаний в области организации и проведения культурно-досуговых мероприятий, эффективной коммуникации, а также стремлением узнавать новое;

3) эстетический - направлен на создание условий для восприятия прекрасного (природы, искусства и т.д.) через трансляцию образцов посредством мероприятий.

Функции социально-воспитательной деятельности соотносятся с этапами, лежащими в основе любой деятельности:

1) Мотивационная (вовлекает в практическую деятельность).

2) Целеполагания (учит ставить цели планируемого мероприятия).

3) Проектная (знакомит с принципами проектировочной деятельности).

4) Организаторская (помочь правильно реализовать мероприятие).

5) Аналитическая (учит объективно анализировать результат, делать выводы).

Формирование готовности бакалавров к социально-воспитательной деятельности будет зависеть не только от теоретической подготовки в данной области, но и от понимания и освоения функциональных обязанностей вожатого детского оздоровительного учреждения.

Функции бакалавра как вожатого детского оздоровительного учреждения коррелируются, с одной стороны, социально-воспитательной деятельностью, а с другой - умениями и навыками, формирующими его профессиональные компетенции и готовность к профессиональной педагогической деятельности.        

Обозначим основные функции бакалавра как вожатого детского оздоровительного учреждения и содержание деятельности им соответствующее (табл. № 1)

Таблица 1

Функции бакалавра как вожатого детского оздоровительного учреждения

Функции

Содержание деятельности

(умения, навыки, способности)

Мотивационная

- способность к самомотивации и умение замотивировать ребенка в различных видах деятельности;

- формирование у детей и подростков стремления к духовно-нравственному самоопределению, самосовершенствованию и самовоспитанию.

Целеполагания

- умение правильно ставить цели, реализовывать их, видеть возможный результат и просчитывать риски.

Методическая

- владение различными методиками и технологиями по организации образования, оздоровления и отдыха детей.

Коммуникативная

- владение словом, регулирующим работу и взаимоотношения с детьми, а также способствующим эффективной и позитивной коммуникации.

Проектно-организаторская

 

- владение принципами проектировочной деятельности, а также технологией проектирования социально-воспитательной деятельности в детском оздоровительном учреждении.

Креативная

- создание условий для развития и реализации креативных способностей школьников.

Психологическая

- умение выявлять психологические особенности детей и подростков и оказание психологической поддержки;

- способность к созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе: доверительных отношений, взаимного уважения, понимания и поддержки.

Рефлексивная

- способность к самоанализу и оценке деятельности детей; умение корректировать свою деятельность и деятельность детей на разных этапах смены.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфика формирования готовности бакалавров к социально-воспитательной деятельности представляет собой качественную теоретическую и практическую подготовку, базирующуюся на приобретении умений и навыков, необходимых для работы в детском оздоровительном учреждении в период педагогической практики.

Рецензенты:

Сергеева В.П., д.п.н., профессор, директор Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Сороковых Г.В., д.п.н., профессор ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.